Исследовательская работа на тему Праздники народа ханты. Почему ханты поклоняются вороне

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ - МАНСИЙСКОЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Городской конкурс

учебно - исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление работы

Социально - гуманитарные и экономические науки

Тема работы

Праздники народа ханты.

Вороний праздник: почему ханты поклоняются вороне.

Авторы:

Дворцова Влада и Дул Алина,

учащиеся 6 «В» класса

МАОУ «СОШ №1».

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №1»

Исаева Даният Магомедовна

2015 г.

Оглавление.

  1. Аннотация.

  2. План исследования.

  3. Знакомство с праздниками народа ханты, характеристика некоторых праздников.

  4. «Вороний день: почему ханты поклоняются вороне?»

  5. Образ вороны в произведениях хантыйской литературы.

  6. Встреча с представителем хантыйского народа.

  7. Заключение.

Список литературы.

Приложения.








Праздники народа ханты.

Вороний праздник: почему ханты поклоняются вороне.

1.Аннотация

Данная исследовательская работа посвящена изучению праздников коренных жителей Севера. Национальные, традиционные праздники являются частью культуры народа ханты. Мы считаем, что жители Югры должны уважать и знать обычаи, традиции, культуру коренного народа.

Цель работы: выявить особенности праздников народа ханты, в частности праздника «Вороний день», выяснить символическое значение этих праздников.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

  • познакомиться с особенностями праздников народа ханты;

  • определить значение праздников в культуре северного народа;

  • узнать, проводятся ли эти праздники в наше время;

  • познакомиться с хантыйской литературой, определить, как в ней отражается образ вороны.

Методы исследования:

теоретический (анализ и синтез);

эмпирический (опрос, анкетирование)

В ходе работы над темой, в результате изучения материала о культуре народа ханты, посещения городского краеведческого музея, городской библиотеки, встречи с представителем данного народа выявлено, что у коренных жителей есть разнообразные традиционные национальные праздники, которые в основном связаны с живым миром природы. В наше время чаще всех проводятся праздники День оленевода, Вороний день, Медвежьи игрища. Мы пришли к выводу, что каждый праздник имеет свое символическое значение, связан с определенным обрядом, приметами. Установили, что ханты поклоняются вороне, потому что эта птица является символом весны, тепла, радости, добрым вестником, покровительницей женщин и детей.

При выполнении практической части исследования методом анкетирования было установлено, что многие дети, даже учащиеся - ханты, мало знают о культуре, о праздниках коренных жителей.

Практическая значимость: рассматриваемая тема представляет интерес при проведении классных часов, уроков литературы.

Праздники народа ханты.

Вороний праздник: почему ханты поклоняются вороне.

2. План исследования.

Почему же мы решили заниматься проектной деятельностью именно по теме «Праздники народа ханты. Вороний день: почему ханты поклоняются вороне?»

Во время проведения мероприятия об обычаях и традициях, культуре разных народов, населяющих Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, выяснилось, что учащиеся нашего класса совсем мало знакомы с обычаями и традициями народов ханты и манси, на территории которых мы проживаем. Может быть, это связано с тем, что в нашем городе совсем мало представителей коренного населения и их национальные праздники проводятся очень мало. Поэтому мы решили заниматься исследовательской деятельностью именно по данной теме.

В начале исследовательской работы мы решили опросить своих одноклассников и учащихся параллельных шестых классов. По анализу анкетирования выяснилось, что все респонденты очень мало знают о праздниках хантыйского народа. Из опрошенных учащихся больше всего изъявили желание узнать о праздниках хантыйского народа.

Мы считаем, что жители Югры должны уважать и знать обычаи, традиции, культуру коренного народа.

Опрошено 25 учащихся, которые дали следующие ответы:

1 вопрос « Знаете ли вы что - либо об обычаях, традициях, праздниках народов ханты и манси?»

Да - 5 учащихся. Мало знаю - 15.Ничего не знаю - 5.

Второй вопрос «Присутствовали ли вы на национальных праздниках народа ханты? Если да, то на каких?»

Да - 2, «День оленевода». Нет - 23.

Третий вопрос «Хотите ли вы узнать о национальных праздниках народа ханты?»

Да - 25 учащихся.

Таким образом, объектом нашего исследования стали хантыйские праздники, в частности праздник «Вороний день». Предметом изучения стало символическое значение праздников, особенно данного праздника.

Мы выдвинули гипотезу: национальные праздники - часть культуры народа ханты с определенным символическим значением и глубинным смыслом.

Таким образом, была определена тема исследовательской работы «Праздники народа ханты. Вороний день: почему поклоняются вороне?».

При выполнении работы решили использовать следующие методы:

  1. теоретический:

- сбор и систематизация полученной информации;

- посещение городской библиотеки, изучение литературы о национальных праздниках хантов, ознакомление с их художественной литературой;

- обращение к Интернет - ресурсам;

- сбор и систематизация полученной информации;

- ознакомление с проведением праздника «Вороний день» в разных местностях Югры;

2) эмпирический:

- анкетирование учащихся;

- интервью (с носителями культуры хантов, музейными и библиотечными работниками).

После завершения работы над своим проектом решили выступить перед одноклассниками и сверстниками.

Мы считаем: эта тема актуальна тем, что богатейшие и разнообразные традиции народов Севера представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.






Праздники народа ханты.

Вороний праздник: почему ханты поклоняются вороне.

3. Знакомство с праздниками народа ханты, характеристика некоторых праздников.

Чтобы больше узнать о самих хантах, об их культуре, праздниках, мы посетили городской краеведческий музей. Мы подготовили следующие вопросы:

  1. Откуда произошло слово ханты?

  2. Как складывалась культура народа ханты?

  3. Особенности культуры (праздников) коренного народа?

В беседе с Аленой Валерьевной мы узнали, что ханты- это древний народ, живущий преимущественно на территории Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов. Ханты не единственное название данного народа, на западе он известен как остяки или югры, однако точное название «ханты» (от хантыйского «кантах» - человек, народ) в советское время было закреплено в качестве официального. Также она рассказала, что культура народа ханты, язык и духовный мир не однородны. Это объясняется тем, что ханты расселились довольно широко и в разных климатических условиях сформировались различные культуры. Южные ханты в основном занимались рыболовством, земледелием и скотоводством. Основными занятиями северных хантов были оленеводство, охота и рыболовство.

Традиционная культура народов севера (ханты и манси) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от поколения в поколение. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются традицией. Закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях и традиционных праздниках.

Ханты с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Также у хантов существовали тотемные покровители, семейные божества и покровители-предки. Каждый род имел свое тотемное животное, его почитали, считая одним из далеких родственников. Данное животное нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Медведя почитали повсеместно, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры. При этом на медведя, в отличие от других тотемных животных, можно было охотиться. Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник. Лягушка почиталась как хранительница семейного счастья и помощница рожениц. Были и священные места, место на котором живет покровитель. На таких места запрещалась охота и рыбалка, так как животных охраняет сам покровитель.

В ходе работы мы посещали городскую библиотеку, изучили материал о национальных праздниках хантов и узнали, что каждый праздник имеет определенное значение и связан с определенным обрядом. Нас заинтересовали некоторые традиционные праздники северного народа и пришли к следующим выводам:

  1. многие из национальных праздников связаны с совершением каких - либо обрядов;

  2. каждый праздник имеет определенное символическое значение;

  3. праздники способствуют сплочению хантыйского народа;

  4. почти все праздники показывают гармонию между живым миром природы и коренным народом;

  5. ханты - суеверные люди.

Характеристика некоторых праздников.

«Вурщиххатл» - «Праздник трясогузки» - весенний детский праздник, проводится в мае, когда на север прилетают перелетные птицы, среди которых появляется маленькая подвижная птица - трясогузка. В этот день дети читают стихи о весне, проходит дегустация блюд хантыйской кухни, загадывают заветные желания. Блюда должны быть приготовлены родителями и детьми.

«Петров хатл» - « Петров день» - праздник представляет собой совершение обряда кормления «духов - хозяев» для определенного настроя в предстоящем промысле. Эти обряды могут быть индивидуальными, но их значение усиливается во времена массовых праздников. По представлению народов ханты и манси водяные духи населяют все водоемы, чаще всего выступают хозяевами этих мест. Почти все водяные духи подчинялись «Обскому старику Ас ики». От него зависел успех рыбного промысла. Ханты жертвовали водяному духу коричневого петуха, жеребенка или маленького быка, овцу, монеты, уду и т.д. Целью этих обрядов и праздников являлось стремление задобрить Обского старика, и шкуру жертвы бросали в быстрое течение. Чтобы она как можно скорее была доставлена этому хозяину реки. Кровь жертвенных птиц, животных выливали в реку. При этом произносили молитву и затем трижды бросали понемногу каждого вида пищи в воду, трижды кланялись. Мясо съедали. Все эти действия, по мнению участников, должны были способствовать успеху рыбного промысла. После завершения всех обрядов проводились различные соревнования.Петров день праздновался 12 июля.

«Тыльщ Поры» - «Нарождение луны» - это праздник, который проводится в январе, феврале, марте, является началом празднования Нового года. Девушки и парни брали мешок, палку и лопату и ходили собирать угощения. Перед тем, как войти в дом, палкой скребут стену или дверь снизу вверх: «Хулы, хулы, тэлвохс, йилупнай пух, йилупворт пух, щи этас». Хозяева приглашают пришедших. Участники праздники несут из дома еду и посуду для себя.

В культуре ханты и манси медведь считается священным зверем и младшим «братцем» человека. Поэтому одним из традиционных праздников является Медвежий праздник или Медвежьи игрища, которые длятся 4-5 дней. По традиционным воззрениям ханты и манси, убитый во время охоты медведь остается «живым». Добыча его оборачивается всеобщим праздником и весельем - приездом желанного «гостя» в дом охотника. Медведя вносят в дом и обряжают - глаза и нос закрывают берестяными кружками или металлическими пуговицами, на голову надевают шапку и пояс, лапы украшают бусами или кольцами. Выставляется угощение - хлеб, рыба, ягоды, вино. Съезжаются все родственники и соседи. На медвежьих игрищах исполняется до 300 номеров: песен, танцев, сценок, кукольных представлений. Затем убитого медведя делят на части, варят и едят.

В феврале-марте проводится - День оленя или День оленевода - это новая традиция. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту празднования в тундре. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище здесь - разнообразные гонки на оленях - рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность.






4.«Вороний день: почему ханты поклоняются вороне?».

Почему решили заниматься исследованием именно этого праздника? Нам стало интересно узнать, почему ханты поклоняются вороне, с чем ассоциируется эта птица у северного народа, символом чего она является, какие приметы связаны с данным праздником.

Мы узнали, что у народа ханты ворона - покровительница детей и женщин, символ весны. Тогда решили узнать, символом чего является ворона (ворон) у других народов.

Выяснили, что у африканцев ворона - проводник, предупреждающий об опасности;

у египтян означает разрушение и злобу;

в Италии и во Франции ворона - птица, приносящая несчастье;

в Китае ворона - эта птица, приносящая зло, коварство, неудачу.

Мы пришли к выводу, что у хантов ворона -это добрый вестник, приносит людям радость.

Мы выяснили, почему ханты упоминают белую ворону, хотя ворона черная. об этом написано в хантыйской легенде (приложение).

Ворон - мудрая и гордая птица. Живет она очень долго, 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он улетает далеко - далеко в болото. Ханты никогда не убивают ворона. Они считают, что убив птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды.

На Север Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому обские угры-ханты и манси - считают эту птицу покровительницей женщин и детей, и посвящают ей специальный праздник.

Вороний праздник (манс. - Урин эквахотол; хант. - Ворнгахотал, Вургахатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (манс. - урине эква; хант. - ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну. «Воронью песню» исполняли на Медвежьем празднике в последнюю ночь. Вороний праздник был приурочен к прилёту ворон и проводился в марте-апреле, у северных манси он символизировал половину года - тал котль. В календарях разных групп ханты и манси есть название вороньего месяца, с которого у васюганско-ваховских ханты начинался год.

Из разных источников мы узнали сдедующее.

Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. Обские угры связывали ворону с прародительницей Калтащ (Сянь), помогающей при родах, или Торумэви, Небесной Девой Матерью, принимающей облик вороны. Есть предположение, что первоначально в празднике участвовали только девочки и старухи и пели воронью песню. В этой песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!»

В "Вороний день" - родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу - Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.

Матери обращались к девочкам постарше, которые вот-вот должны стать девушками:

«И вам ворона принесет подарки. Связку калачей и лоскут красного сукна».

По обычаям народов ханты и манси за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому мокрый цап (стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку под меховую подстилку) каждая семья складывала в кучку на окраине селения вокруг пенька. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне, где погреть свои лапки». [Северные просторы, 1995.- № 2-3.]

Женщины всегда хранили изображения вороны, сделанные отцом или старшим братом, а выходя замуж, брали их с собой в новое жилище. В некоторых районах, например, на реке Конде, нет вороньих праздников, но понятия о вороне и там связаны с заботой о воспроизведении жизни, здоровье и благополучии детей. Про неё здесь говорили, что она «прилетает, кто, где родит, добра желает». Мох, на котором видели сидящую ворону, стелили детям, чтобы они были счастливы.

Традиционные календарные праздники ханты и манси были часто приурочены к церковным. Так, Вороний день - день прилета - как бы весть о пробуждении природы и жизни. Он сближается по смыслу с Благовещеньем и многими праздниками начала весны. Раньше в этот день взрослые собирались в домах, ходили друг к другу в гости и готовили много еды из мяса домашних животных. Непременным элементом праздника были традиционные мансийские танцы. Мужчины и женщины исполняли их отдельно под струнный музыкальный инструмент - саигвильтат. В танце, изображавшем весеннее поведение птиц, женщины закрывали лицо и голову платком, оставляя лишь небольшие отверстия для глаз. Эти танцы имели и магическое значение, связанное с представлением о женском теле как символе плодородия.

Во время праздника на краю деревни делали жертвоприношение вороне: на стол ставили горячие кашу и чай, от которых шел пар. Сюда могли прийти только маленькие «чистые» девочки и старушки. Весенние женские праздники ханты и манси по сути близки Вороньему дню. Цель их - стремление к благополучию семьи, в первую очередь детей.

Недалеко от деревни Ванзетур, что на берегу озера Моравитур, в низовьях реки Северной Сосьвы, находилось священное место манси - аращкан (место костра). Весной там собирались женщины с детьми. Все приносили цветные полоски материи и привязывали на сосну, под которой стоял стол с едой и чаем. Женщины кланялись дереву и молились о благополучии семьи.

Ханты, живущие на реке Сыня, свои женские торжества отмечали тоже в Вороний день. На священных местах они готовили пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки. У весенних праздников ханты и манси много общего: особая роль женщин и детей, птичьи атрибуты, украшенное дерево как центр праздника, жертвоприношение, некоторые виды обрядовой пищи, функциональное назначение.

В Вороний день ханты и манси гадали и наблюдали за природой. Например, если ветер дул с севера, то «сорок утренников пройдёт до тепла», то есть сорок дней сохранится холодная погода; если прилетевшая ворона сядет на верхушку дерева, говорили, что будет «большая вода». По количеству снега в этот день определяли, много ли будет рыбы и ягод. Обские угры были уверены в том, что некоторые магические приёмы должны действовать в преддверии или в день праздника. В ночь на 7 апреля выходили на дорогу и раскладывали комки лошадиного навоза. Считалось, кто больше соберет их утром, у того будет много утиных яиц летом и удачная охота.

Существовал и другой приём: в пять часов утра пучок сена перевязывали посередине, имитируя утиное гнездо, на него клали лошадиный навоз и ставили у дверей дома. Чем гнездо крупнее, тем больше семья найдет утиных гнёзд и успешнее будет охота. [Северные просторы, 1995.- № 2-3.]

Вороний день имеет интересную примету: если ворона садится на высокое дерево, год будет благополучным. Оказавшись на этом прекрасном празднике, можно окунуться в своеобразный мир народов Севера и на своём личном опыте почувствовать их многовековую культуру. Также можно насладиться великолепным концертом, участие в котором принимали различные творческие коллективы, как взрослые, так и дети, попробовать различные национальные блюда, принять участие в конкурсах и спортивных состязаниях, поиграть в интересные игры, а самое главное по традиции завязать на дереве ленточку и загадать желание, которое обязательно сбудется.

У северных ханты в этот день обычно с раннего утра жители стойбищ едут в гости или сами принимают гостей. Царит приподнятое настроение, женщины хлопочут по хозяйству, готовят угощение, варят «соломат», мясной суп. Хозяева выставляют на стол самые лакомые блюда, которые обычно берегут для угощения уважаемых гостей. В этот праздник мужчине нельзя брать в руки топор, а женщине - иголку.
Из священных лабазов и нарт достают личные, семейные, родовые фигурки духов (лунх), которых угощают кровью и жиром жертвенного животного и обряжают в новые одежды. На праздник приходят с лоскутами ткани, в которые завязывают монеты, которые потом с пожеланиями родным и близким здоровья и добра, удачи и счастья привязывают на ветки священного дерева: у мужчин и детей - это кедр, у женщин - береза. Хозяева дарят гостям подарки: женщинам - платки или отрезы из сукна, мужчинам - рубашки, яркие завязки для кисов, детям - всевозможные гостинцы. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

Изучив материалы о празднике «Вороний день», мы пришли к выводу, что это очень разносторонний праздник со своими правилами. Это и праздник весны, тепла, и праздник начала жизни, и праздник благополучия.





5. Встреча с представителем хантыйского народа

Чтобы узнать еще больше о празднике Вороний день, мы решили встретиться с представителем хантыйского народа Меркурьевой Ольгой Андреевной.

В беседе с ней мы узнали, что этот праздник отмечается как большой праздник, на котором стараются присутствовать все: и дети, и взрослые. После всех обрядов проводятся разные соревнования, даже проходит фестиваль между разными родами. Образ вороны - это большой женский дух, поэтому женщины переодеваются в вороньи костюмы.

По словам, Ольги Андреевны, чаще всего в наше время проводятся праздник Оленевода, Вороний день, Медвежьи игрища.


6.Образ вороны в хантыйской литературе.

Нам стало интересно узнать, как в хантыйской литературе отражается образ вороны, но, к сожалению, мы нашли совсем мало материала.

  1. Мы ознакомились с хантыйской легендой о вороне и легендой «О споре Вороны с Халеем (с птицей смерти)». В них ворона показана как доброжелательная вестница, с ее прилета начинается кипеть жизнь на земле. Она спасает людей от голода.

На Вороньем празднике кто - то из взрослых обязательно рассказывает легенду о вороне.


  1. Прочитали рассказ Е. Айпина «Я слушаю землю». В одном эпизоде произведения автор сравнивает ворону с заботливой хозяйкой, которая переживает за всех и за все.

Также мы прочитали стихотворение «Ворона», посвященное национальному празднику народа ханты. Автор А.Тарасова показывает ворону как доброй, мудрой, первой птицей весны. Поэтому ханты почитают ее, поклоняются ей.

(Приложение )

7. Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что традиционные национальные праздники коренного народа Севера занимают очень важное место в их повседневной реальности. Ведь только через традиции мы можем встретиться с прошлым и сохранить свою культуру. В настоящее время традиционные праздники воспринимаются народами Севера как одно из средств возрождения своей культуры.

Мы подтвердили гипотезу, что традиционные национальные праздники коренного народа Севера - это часть культуры с определенным символическим значением и глубинным смыслом.

В процессе исследования мы пришли к выводам:

  1. традиционные праздники народа Севера - часть их культуры и они воспринимаются ими как одно из средств возрождения своей культуры;

  2. у каждого праздника свое символическое значение;

  3. почти все праздники связаны с живым миром природы;

  4. богатейшие и разнообразные традиции народов Севера представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.



Список литературы


  1. Югория. Энциклопедия ХМАО: Ханты - Мансийск, 2000.

  2. Пятникова, Т. Р. Вороний день / Т. Р. Пятникова // Традиционные обряды.хантовУсть-КазымскогоПриобья / Т. Р. Пятникова. - Екатеринбург, 2008.

  3. Айпин Е. Я слушаю землю: М. Советская Россия, 1990.

  4. Матюков А.К. День Вороны.- Екатеринбург: Баско,2008.

  5. Северные просторы, 1995.- № 2-3.

  6. Интернет - ресурсы.

Приложение.


  1. Легенда о вороне.

  2. Легенда «Спор Вороны с Халеем».

  3. А.Тарасова «Ворона».

  4. Отрывок из книги Е.Айпина «Я слушаю землю».





Приложение

1. Результаты анкетирования

Вопрос

Да

Мало знаю

Нет

Знаетеливычто-либообобычаях, традициях, праздникахнародовхантыиманси?

5 учащихся

15 учащихся

5 учащихся

Присутствовалиливынанациональныхпраздникахнародаханты? Еслида, тонакаких?

2 учащихся

(«День Оленевода»)

-

23 учащихся

Хотителивыузнатьонациональныхпраздникахнародаханты?

25 учащихся

-

-

2.Легенда о вороне.

1."Давным-давно ворона была белой и жила с людьми в чуме. Но в трудные голодные времена, когда никакой еды у очага не осталось, ворона из чума улетела на поиски пищи. Летала она недолго - увидела падаль, да и наклевалась вдоволь. Люди в стойбище ее не узнали - вернулась ворона черной - и прогнали. Нельзя опускаться так низко, как бы ты ни бедствовал. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере. И еще, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой".

2. Хантыйская легенда гласит: "Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала, летала - вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во всё горло. Полетело её звонкое "Кар-кар" над просторами севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек - закипела жизнь!"

3. Легенда «О споре Вороны с Халеем»

Существует предание о споре вороны с халеем (птицей смерти). Однажды халей сказал: «Ха-ха! Пусть человек умирает!» Ворона ответила ему: «Нет, человек не будет умирать! Я буду прилетать с мешком калачей, и спасать его. Пусть только он бросает горсть гнилушек из люльки ребенка, а я погрею свои лапки».

4.А.Тарасова «Ворона»

Хантыйский древний праздник «Вурнгахатл»-

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна. Ворона- первый признак.

У птицы просят мудрости, добра,

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети- множество забав

Приносит им весенний первый праздник.

Отрывок из книгиЕремея Айпина «Я слушаю землю».
- Каждой весной мы с нетерпением ждем ворону. А прилетала она самой первой среди перелетных птиц. С первым теплом - в начале апреля. И поэтому Апрель получил имя «Вороны месяц». Ворону в нашем селении любили. Она всем напоминала хозяйку, которая после долгой зимы возвратилась домой и теперь обходила свои владения, придирчиво оглядывая - все ли на месте, все ли в порядке. После обхода она важно усаживалась на коньке лабаза или амбара и подолгу смотрела на селение. Казалось, что она в это мгновение думала не о птичьих делах, а о людских судьбах, о моих сородичах.
- Мама, а ворона хорошая птица?
- Хорошая.
- А почему хорошая?
- Почему? Ворона рождению человека радуется.
- А как?
- Как люди радуются, так и она…
- Мама, расскажи про ворону.
- По обычаю ханты за всеми вещами младенца нужно строго следить. Они всегда должны находиться на самом чистом и лучшем месте. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже и не надобны.
Поэтому мокрые стружки из детских люлек ссыпали в одном месте на краю селения, в укромном уголке под пеньком. Не под деревом, а именно под пеньком. Стружки насыпали вокруг пенька. Кучка была ровной и островерхой, как чум. В холодные дни ворона опускалась на теплые стружки - лапки свои грела. Стружки цап делали из белой обмякшей древесины высохшей на корню березы.
Ворона садилась на теплые стружки и говорила: « Побольше бы детей на Землю приходило».



© 2010-2022