- Преподавателю
- Русский язык и литература
- "Рабочая программа по литературе для V класса, разработанная на основе 2. Примерной программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2012)"
"Рабочая программа по литературе для V класса, разработанная на основе 2. Примерной программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2012)"
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Беслер И.С. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для V класса создана на основе:
1.Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ.
-
Примерной программы Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2012)
-
Учебного плана МОБУ ООШ №8 Пожарского муниципального района на 2014-2015 учебный год.
-
Положения «О рабочих программах» МОБУ ООШ №8 Пожарского муниципального района.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в нее включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна», А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь - Робинзон».
В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник - хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.
Программа рассчитана на 102 часа (3часа в неделю).
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знания теоретико-литературных понятий.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления) ; басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса - сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления)
Учащиеся должны уметь:
-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
-выявлять основную нравственную проблематику произведения;
-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.)
-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказ;
-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни и т.д.,
-создавать сочинения - миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Учебно - тематический план
№
Тема раздела
Количество часов
1
Введение. Книга и ее роль в духовной жизни человека.
1
2
Устное народное творчество. Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Русские народные сказки.
13
3
Литература 18 века. М.В.Ломоносов. Басни. Литературная сказка.
19
4
Литература 19 века.
40
5
Произведения русской литературы 20 века
9
6
Зарубежная литература
13
7
Итоговое повторение. Защита проектов. Резервные часы..
7
Итого
102
Содержание курса:
1.Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.
Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор .
2.Сказка как особый жанр фольклора.
«Царевна - лягушка» - встреча с волшебной сказкой.
«Журавль и цапля». «Солдатская шинель».
3. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».
4. М.В. Ломоносов. Слово о писателе.
«Случились вместе два астронома в пиру…».
6. Русские басни. Басня и ее родословная.
Басня как литературный жанр. И.А. Крылов.
7. В.А. Жуковский «Кубок». Сказка «Спящая царевна».
8. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Борьба добрых и злых сил.
9. В.М. Гаршин. Человек обостренной совести.
Сказка «AttaleaPrinsers»
10. Х.К. Андерсен и его сказочный мир.
Сказка «Снежная королева»
11. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино».
История Отечества как источник поэтического
вдохновения и национальной гордости.
12. Н.В. Гоголь. Слово о писателе
Понятие о повести как эпическом жанре.
Сюжет повести «Заколдованное место».
13. Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге».
А.В. Кольцов. Слово о поэте. Стихотворение «Песня пахаря».
И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».
Быт и нравы крепостной России в рассказе.
14. А.А. Фет. Ф.И. Тютчев
15. Л. Н. Толстой. Слово о писателе.
Рассказ - быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.
16. А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия».
17. И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы».
Человек и природа в рассказе. В.Г. Короленко. Слово о писателе.
«В дурном обществе». Описание городка Княжье - Вено.
Вася и его отец.
18. С.А. Есенин. Слово о поэте. К.Г. Паустовский. Слово о писателе.
Рассказ «Заячьи лапы». С.Я. Маршак. Слово о писателе.
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».
19. А.П. Платонов. Слово о поэте. Маленький мечтатель Андрея
Платонова в рассказе «Никита».
В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро».
Сюжет рассказа, его герои.
20. Русские поэты 20 века о Родине и родной природе.
21.Зарубежная литература.
22. Итоговое повторение. Контрольное тестирование. Защита проектов.
Учебное и учебно-методическое обеспечение :
Для учащихся:
1 В.Я. Коровина и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение., 2008 г.
Для учителя:
1 Золотарева И.В. , Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс.-Изд.3-е. исправленное и дополненное. -М.: ВАКО, 2005.
2 Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс».- М.: Издательство «Экзамен», 2
school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
all.edu.ru/ - Все образование Интернет
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Элементы содержания
Домашнее задание
Дата
По плану
По факту
1
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Структурные элементы учебной книги.
Подготовить пересказ учебной статьи по плану. Подобрать пословицы и поговорки о книге, чтении.
01.09
01.09
2
Русский фольклор. Малые жанры.
Отражение в русском фольклоре народных традиций, представление о добре и зле.
Подготовиться к конкурсу на знание пословиц, поговорок, загадок.
03.09
03.09
3
Р.р.Детский фольклор.
Детский фольклор: загадки, потешки, считалки, поговорки, частушки.
Придумать свою небылицу.
04.09
04.09
4
Сказка как особый жанр фольклора.
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители. Собиратели сказок.
Подготовить на выбор сказывание сказки.
08.09
08.09
5
«Царевна - лягушка» - встреча с волшебной сказкой.
Художественный мир сказки. Иван -царевич, его помощники и противники. Истинная красота Василисы Премудрой
Подготовить сказывание сказки с использованием сказочных особенностей.
10.09
10.09
6
Р.р. «Царевна - лягушка» - сказка о мудрости и красоте.
Народная мораль сказки. Поэтика волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке
Подготовить выразительное чтение эпизода, рассказ о Василисе Премудрой или Иване-царевиче.
11.09
11.09
7
Сказка «Иван -крестьянский сын и чудо-юдо»
Русские народные сказки. Русские сказочники. Секреты мастерства
Подготовить иллюстрацию к сказке.
15.09
15.09
8
Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»
Народные представления о справедливости в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки. Животные как герои сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных.
Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок, иллюстрации к сказкам.
17.09
17.09
9
Р.р. Создание волшебной сказки.
Сюжет, композиция сказки .Постоянные эпитеты. Гипербола. Сравнение.
Оформить сказку письменно
18.09
18.09
10
«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. Фольклор и летописи.
Подготовить пересказ по цитатному плану
22.09
22.09
11
М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…»
Краткий рассказ о жизни писателя. Роды и жанры литературы.
Подготовить сообщение о Ломоносове, выразительное чтение стихотворения, ответить на вопрос: Почему Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом»?
24.09
24.09
12
Р.р.Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.
Жанр басни. Истки басенного жанра, мораль в басне. Басня и сказка.
Прочитать пересказ Толстым басен Эзопа.
25.09
25.09
13
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягненок»
Великий баснописец И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне.
Подготовить чтение басни в лицах, сообщение о Крылове, нарисовать иллюстрацию к басне.
29.09
29.09
14
И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»
Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях. Аллегория как основа худ мира басни
Выразительное чтение басен, одну - наизусть (по выбору)
01.10
01.10
15
Вн.чт. Басенный мир Крылова
Тематика басен Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен Крылова. Басня прозаическая и поэтическая.
Прочитать народную сказку «Журавль и волк» и басню Крылова «волк и Журавль»; сравнить сказку и басню.
02.10
02.10
16
Р.р. Сочинение басни
Художественные особенности басни.
Оформить басню письменно
06.10
06.10
17
В.А. Жуковский «Кубок»
Слово о поэте. Понятие о балладе. История создания баллады, ее герои
Выразительное чтение баллады, подготовить сообщение о поэте.
08.10
08.10
18
В.А. Жуковский - сказочник. Сказка «Спящая царевна»
История создания сказки. Черты народной сказки. Сюжет и герои сказки. Литературная сказка и сказка фольклорная.
Выразительное чтение сказки, прочитать сказку Пушкина «Сказка о мертвой царевне…»
09.10
09.10
19
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.
Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние добрых и злых сил в сказке.
Подготовить худ. пересказ эпизода «Спасение царевны», иллюстрации к понравившемуся эпизоду.
13.10
13.10
20
Пушкинская сказка - «прямая наследница народной»
Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Авторская позиция в сказке.
Выучить наизусть отрывок из сказки.
15.10
15.10
21
Р.р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.
Стихи и проза. Стихотворная речь и ее признаки. Ритм как структурная основа стиха. Рифма, строфа. Способы рифмовки.
Подготовить сообщения: 1Рифма. Способы рифмовки. 2 Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Иллюстрировать ответ примерами из изученных произведений
16.10
16.10
22
«Черная курица, или Подземные жители»| Антоний Погорельский.
Знакомство с автором.Чем отличается литературная сказка от народной.
Подготовить выразительное чтение сказки
20.10
20.10
23
Р.р. «Черная курица, или Подземные жители»| Антоний Погорельский.
Описание образа главного героя
Подготовить краткое сочинение .
22.10
22.10
24
В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «AttaleaPrinsers»
Слово о писателе. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения
Подготовить пересказ событий сказки от лица «маленькой, вялой травки». Прочитать сказку Андерсена «Снежная королева»
23.11
23.11
25
Р.р. Писатели - сказочники и их герои.
«Бродячие сюжеты» сказок. Любимые страницы русских и зарубежных сказок.
Ответить на вопрос: Почему так много писателей обращается к жанру «литературной сказки?» Подготовить иллюстрацию
05.11
05.11
26
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне»
Краткие сведения о детстве. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями
Подготовить рассказ о поэте, опираясь на статью учебника и книги, прочитанные самостоятельно. Выразительное чтение стихотворения наизусть
06.11
06.11
27
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости.
Историческая основа стихотворения, сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения
Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказам старого солдата.
10.11
10.11
28
Р.р.Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении «Бородино»
Стихотворение Лермонтова-отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата-участника битвы. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.
Выучить наизусть отрывок из стихотворения. Подготовить устное сообщение «Историческое событие, увиденное глазами рядового воина»
12.11
12.11
29
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»
Краткий рассказ о писателе. История создания сборника «Вечера на хуторе…» «Заколдованное место» - повесть, завершающая сборник. Сюжет. Отражение народных обычаев.
Подготовить небольшой рассказ о Гоголе, краткий пересказ содержания повести.
13.11
13.11
30
Реальное и фантастическое в сюжете повести.
Поэтизация народной жизни в повести Гоголя. Сочетание реального и фантастического, светлого мрачного, комического и лирического в повести. Живописность языка гоголевской прозы.
Подготовить пересказ эпизода от лица деда.
17.11
17.11
31
Вн. чт. Урок - презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе…»
Обзор содержания повестей «Ночь перед Рождеством..» «Майская ночь..» «пропавшая грамота». Характерные черты повести: сочетание юмора и лиризма.
Прочитать статью в учебнике о Некрасове, составить к ней вопросы.
19.11
19.11
32
Диагностическая работа.
Творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
Прочитать стихотворение «На Волге»
20.11
20.11
33
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»
Краткий рассказ о жизни поэта, «На Волге» - картины природы, раздумья поэта о судьбе народа. Понятие эпитет.
Выучить понравившийся отрывок наизусть. Ответить на вопрос: что печалит и что возмущает поэта, какова основная мысль стихотворения «На Волге»,
Прочитать «Крестьянские дети»
24.11
24.11
34
Р.р.Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»
Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Подготовить выразительное чтение стихотворения, подчеркнуть грустные и веселые описания в нем.
26.11
26.11
35
А.В. Кольцов. Слово о поэте. Стихотворение «Песня пахаря»
Драматизм судьбы и цельность души поэта. «Песня пахаря»-поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность.
Прочитать другие стихотворения Кольцова («Косарь» «В степи», научиться выразительно их читать, прочитать рассказ И.С. Тургенева «Муму»
27.11
27.11
36
И.С. Тургенев . Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.
Краткий рассказ о писателе. Реальная основа рассказа. Изображение быта и нравов крепостной России. Герои рассказа.
Подготовить рассказ о Тургеневе, рассказ о жизни Герасима в городе.
01.12
01.12
37
Герасим -«самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение.
Духовные и нравственные качества Герасима. Нравственное превосходство Герасима над окружением. Литературный герой.
Подготовить рассказ-характеристику Татьяны, Капитона, барыни. Составить характеристику Герасима.
03.12
03.12
38
Герасим и Муму. Счастливый год.
Протест Герасима против барыни и ее челяди. Счастье привязанности как смысл истории Герасима и Муму.
Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму? Выучить наизусть эпизод «Возвращение Герасима домой»
04.12
04.12
39
Р.р.Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению.
Сострадание к герою. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. Понятие о литературном герое.
Написать сочинение по одной из тем:
1 Друзья и враги Герасима.
2 Что воспевает Тургенев в образе Герасима?
3 Почему Тургенев изменил финал реальной истории?
08.12
08.12
40
А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»
Краткий рассказ о поэте. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни.
Выучить наизусть «Весенний дождь», самостоятельно прочитать другие стихотворения «Чудная картина» , «Задрожали листы, облетая…»
10.12
10.12
41
Ф.И. Тютчев - великолепный певец природы.
Слово о поэте, стихотворения Тютчева о временах года: «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной..». Музыка стиха.
Выразительное чтение стихотворений, одно из них выучить наизусть. Прочитать рассказ - быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
11.12
11.12
42
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ - быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.
Краткий рассказ о писателе. История создания рассказа. Быль как форма повествования. Герои и сюжет рассказа.
Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат, подобрать материал о Жилине и Костылине.
15.12
15.12
43
Странная дружба Дины и Жилина.
Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.
Перечитать главы 3-6, подготовить худ. пересказ «Жизнь Жилина и Костылина в плену».
17.12
17.12
44
Два пленника: Жилин и Костылин.
Сравнительная характеристика героев. Прием контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни.
Составить сравнительную характеристику героев.
18.12
18.12
45-46
Р.р.Любимый рассказ Л. Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения.
Речевая хар-ка персонажей и отражение в ней особенностей их взглядов на жизнь и судьбу. Пейзаж глазами героя.
Написать сочинение по одной из тем:
1. Как меняются картины, эпизоды и язык в рассказе Толстого7
2. Незабываемые страницы «Кавказского пленника»
22.12
24.12
22.12
24.12
47-48
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»
Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе
Подготовить рассказ о писателе, иллюстрации к рассказу, инсценированное чтение.
25.12
12.01
25.12
12.01
49
Вн. Чт. Юмор и сатира в творчестве Чехова.
Особенности юмористических рассказов Чехова.
Устное сочинение «Мой любимый рассказ Чехова»
14.01
14.01
50
Р.р. Юмор и сатира в творчестве Чехова.
Приемы создания комического в рассказах.
Прочитать рассказ И.А. Бунина «Косцы»
15.01
15.01
51
И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы»
Краткий рассказ о писателе
Ответить на вопрос: О чем размышляет автор в конце рассказа?
19.01
19.01
52
Р.р.Человек и природа в рассказе.
Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Сочинение - миниатюра «Какое впечатление произвел на меня рассказ И. А. Бунина?»; прочитать «В дурном обществе» В. Г. Короленко
21.01
21.01
53-54
В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье - Вено. Вася и его отец.
Образ серого, сонного города и его роль в создании настроения повести. Страдания судьи и муки его сына. Вася - «дикое деревце»
Сравнительная хар-ка Маруси и Сони, Васи и Валека, судьи и Тыбурция.
22.01
26.01
22.01
26.01
55
Р.р.Контраст судеб героев повести. Счастье дружбы в повести.
Две семьи. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Серый камень-символический образ мира, беспощадного к людям.
Написать сочинение «Васина дорога к правде и добру»; перечитать повесть, выделить ключевые слова.
28.01
28.01
56
Анализ эпизодов из повести «В дурном обществе»
Границы эпизода. Его место в повести. Роль в структуре произведения
Прочитать стихотворения С. Есенина «Я покинул родимый дом..» «Низкий дом с голубыми ставнями»
29.01
29.01
57
С.А. Есенин. Слово о поэте.
Краткий рассказ о поэте. Поэтическое изображение Родины.
Подготовить рассказ о поэте.
02.02
02.02
58
Р.р. Образ родного дома в стихотворениях Есенина.
Изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». Своеобразие языка есенинской лирики.
Выучить одно стихотворение наизусть.
04.02
04.02
59
П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка».
Реальное и фантастическое в произведении
Ответить на вопросы в учебнике.
05.02
05.02
60
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Заячьи лапы»
Краткий рассказ о писателе. Природа и человек в рассказе.
Составить рассказ о случае из жизни животного
09.02
09.02
61
Р.р. К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»
Отношение к животным в рассказе
Мини- сочинение на тему «Любовь к братьям нашим меньшим»
11.02
11.02
62
Любовь к братьям нашим меньшим в рассказах К.Г. Паустовского
Урок-путешествие
Прочитать пьесу-сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
12.02
12.02
63-64
С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»
Краткий рассказ о писателе. Своеобразие пьесы-сказки. Драма как род литературы. Первая картина сказки: знакомство с героями пьесы.
Подготовить сцены из пьесы для исполнения (2 картина 1 действия) «Королевский урок». Прочитать картину «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами»
16.02
18.02
16.02
18.02
65
Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами»
Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. Традиции народных сказок в пьесе Маршака.
Подготовить устное сообщение «Падчерица и Королева в сказке-пьесе С.Я. Маршака», «Добро и зло в сказке»
19.02
19.02
66-67
А.П. Платонов. Слово о поэте. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»
Краткий рассказ о писателе. Тема рассказа «Никита». Мир глазами ребенка. Быль и фантастика.
Подготовить рассказ о жизни писателя, рассказ о главном герое.
25.02
26.02
25.02
26.02
68
Р.р.Жизнь как борьба добра и зла.
Прочитать рассказ «Васюткино озеро»
02.03
02.03
69-70
В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.
В.П. Астафьев-русский писатель, «сопричастный всему великому и живому». Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро»
Подготовить рассказ о детстве писателя и его литературной деятельности. Пересказать эпизод «Как Васютка заблудился».
04.03
05.03
04.03
05.03
71
Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро»
Васютка и его путешествие по осенней тайге. Становление характера героя.
Вопросы по содержанию урока.
11.03
11.03
72
Р.р.Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро»
Васютка и его путешествие по осенней тайге. Становление характера героя. Суровые испытания, через которые природа проводит человека, и ее удивительная щедрость. Образность и выразительность описания природы.
Сочинение «Как должен человек относиться к природе?»
12.03
12.03
73
Р.р.А.Твардовский «Рассказ танкиста».
Знакомство с творчеством А.Твардовского. Знакомство с жанровыми особенностями. Развитие навыков анализа
Сочинение-миниатюра «Что мальчик рассказал своему другу?
16.03
16.03
74
75
К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».
Тема детства и войны. Общая характеристика поэзии военных лет. Наблюдение над сюжетом в лирическом произведении.
Выучить стихотворение наизусть.
Подготовить рассказ о том, какая картина представилась при чтении этого стихотворения.
18.03
19.03
18.03
19.03
76
Стихотворение о Родине, природе.
Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.
Н.М.Рубцов «Родная деревня». Выучить наизусть
02.04
02.04
77-78-
Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь -Робинзон».
Знакомство с писателем первой волны эмиграции, мастером «детского» юмора.
Сочинить четверостишие и составитьсинквейн, по рассказу«Игорь- Робинзон».
06.04
08.04
06.04
08.04
79-80
Обобщение по курсу «Русская литература». Викторина-тест
Обобщение и систематизация полученных знаний
Чтение баллады «Вересковый мед» Р.Л.Стивенсона
09.04
13.04
09.04
13.04
81-
82
Р.Л.Стивенсон . Баллада «Вересковый мед»
Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады во имя сохранения традиций предков.
Подготовить рассказ о писателе. Выразительное чтение.
15.04
16.04
15.04
16.04
83
Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»
Краткий рассказ о писателе. Описание приключений и жизни на острове Робинзона Крузо.
Подготовить устное сообщение «Друзья и враги Робинзона Крузо»
20.04
20.04
84
Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»
Описание приключений и жизни на острове Робинзона Крузо. Черты личности главного героя.
Подготовить устное сообщение «Друзья и враги Робинзона Крузо»
22.04
22.04
85
Р.р.Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»
Черты личности главного героя.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Мои представления о жизни на необитаемом острове»
23.04
23.04
86-
87
Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь.«Сказание о Кише».
Краткий рассказ о писателе. Детские впечатления. Повествование о нравственном взрослении подростка. Мастерство писателя в поэтическом изображении северного народа.
Подготовить худ.пересказ понравившихся эпизодов.
27.04
29.04
27.04
29.04
88
Марк Твен. Слово о писателе. «приключения Тома Сойера».
Краткий рассказ о писателе. Время и место действия романа.
Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья».
30.04
30.04
89
Жизнь и заботы Тома Сойера.
Затеи Тома, его предприимчивость.
Пересказать эпизод игры Тома и Джеда Робин Гуда. Подготовить краткий рассказ об авторе.
06.05
06.05
90
Том Сойер и его друзья
Том и Бекки. Том и Гек. Дружба мальчиков.
Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор?
07.05
07.05
91
Р.р.ТомСойер и его друзья.
Внутренний мир героев Марка Твена
Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор?
13.05
13.05
92
Г.Х.Андерсен и его сказочный мир.Сказка «Снежная королева»
Краткий рассказ о сказочном мире. Сюжет сказки, система образов: Кай,Герда.
Составить рассказ о писателе, подготовить выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах снежной королевы»
14.05
14.05
93
Два мира сказки «Снежная королева»
Противопоставление мира людей и мира Снежной королевы.Символический смысл фантастических образов и худ. Деталей в сказке Андерсена.
Письменный ответ на вопрос :Почему Герда оказалась сильней Снежной Королевы?
18.05
18.05
94
95
Итоговый урок.
Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книг»
Подготовить творческую работу по заранее выбранной теме.
20.05
21.05
20.05
21.05
96
Защита творческих работ
Презентации творческих работ, просмотр видеофильмов о жизни и творчестве писателей с которыми учащиеся познакомились в рамках курса литературы 5 классе.
Подготовка к проверке техники чтения
25.05
25.05
97
Диагностическая работа. Проверка техники чтения
Проверка техники чтения, анализ результатов учащихся.
Подготовка к защите творческих работ
27.05
27.05
98
Защита творческих работ
Презентации творческих работ, просмотр видеофильмов о жизни и творчестве писателей с которыми учащиеся познакомились в рамках курса литературы в 5 классе.
28.05
28.05
1