Технологическая карта урока М. Ю. Лермонтов поэма «Мцыри». Образ главного героя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ на уроках литературы

С.Н. Тропынина, учитель русского языка и литературы МКОУ « Тресвятская СОШ» Новоусманского района

В нашу жизнь уже прочно вошло понятие ИКТ. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, теперь учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным

Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Использование ИКТ на уроках литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку, делают урок интересным. С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

  • повысить уровень наглядности в ходе обучения;

  • оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;

  • сэкономить много времени на уроке.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к уроку и на уроке.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

Учащиеся самостоятельно делают презентации к уроку. В презентацию возможно вставить рисунки, схемы, текст, видео и ссылку на другой ЭОР.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами, делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

В конце урока можно проверить, как ребята усвоили материал при помощи теста в программе Isprinq Suite.

Технологическая карта урока

Предмет: литература

Класс: 8

Тема урока: М.Ю. Лермонтов поэма « Мцыри». Образ главного героя.

Тип урока: Изучение нового материала

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Что используется (книга, ресурс, ЭОР и т.п.)

  1. Организационный момент

2 мин.)

Приветствие , объявление темы урока

Запись темы урока


  1. Постановка цели и задачи

(1 мин.)

Озвучивает цель урока и задачи

Воспринимают на слух


  1. Проверка знаний и умений. (7 мин).

Беседа с учащимися, прослушивание сообщений, заранее подготовленных учеников.

Сообщение заранее подготовленных учеников, ответы на вопросы

Учебник

  1. Работа над новым материалом

(10 мин.)

Беседа с учащимися по вопросам:

А теперь перейдем к теме нашего сегодняшнего урока и начнем с характеристики образа Мцыри в поэме.

1.Кто такой Мцыри? Как главный герой оказался в монастыре?

2.Почему однажды Мцыри убежал из монастыря?

3.Сколько дней провёл герой на свободе?

4.Какие испытания выпали на долю нашего героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?

5.Чем, по мнению Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провёл на воле?

6.В какой форме представлена основная часть поэмы? Почему?

7.Какую главную мечту вынашивал в своём сердце Мцыри?

8.Какова последняя просьба главного героя?

1.«Мцыри» - в переводе с грузинского языка значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». Послушник - человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество. В шесть лет он был взят в плен русским генералом, но ребенок заболел, и его оставили в ближайшем монастыре. Там его выходил один монах, но мальчик «бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной».

2. Мцыри тосковал по родине и мечтал о свободе.

3. Три дня.

4. Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу и т. д.; комментированное чтение отрывков из поэмы, в которых изображаются данные испытания героя, его чувства, переживания.

5. Ты хочешь знать, что делал я на воле?

Жил - и жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей…

6. Центральная часть поэмы - это исповедь героя; такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.

7. Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной»)

8. ( Когда я стану умирать,

И, верь, тебе не долго ждать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста…

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт

Книга, презентация, видеоролик

5.Обобщение изученного на уроке (5 мин)

Под руководством учителя дети делают вывод : Мцыри - романтический герой, он одинок, мечтает о свободе, но не может её обрести, это исключительный герой в исключительных обстоятельствах

Записывают вывод в тетрадь

8.Проверка знаний и умений. (10 мин).

Предложен тест с выбором ответа

Работа с тестом

компьютер

9.Домашнее задание

(2 мин.)

Пояснение домашнего задания

Запись домашнего задания

10.Рефлексия

(2 мин.)

Учитель предлагает учащимся «Рефлексивный экран»

.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10 у меня получилось...

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

компьютер

11.Итог занятия

(1 мин.)

Подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали.

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.


Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником. Ученики за урок могут познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

© 2010-2022