Урок по русскому языку для 6 класса «Имя прилагательное как часть речи. Обобщение изученного»

Выдержка из текста: Учитель: – Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, что изображено здесь? Какое настроение вызывает весенний пейзаж? (Весной пробуждается, расцветает природа. Весеннее небо голубое-голубое и безоблачное. Весной хочется тепла, солнца.) Запишите получившиеся предложения. Какие прилагательные были использованы при описании весенней природы? Подчеркните их. Каким способом образованы эти прилагательные? (запись примеров на доске, определение способов образования этих слов). К какому р... французкий деревенский индуский кавказкий матросский сельский ткацкий первомайский одеский туристкий казацкий бурятский испанский апрельский
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 6 классе (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

разработала и провела учитель русского языка Капитанова О.М.

ТЕМА: ,,Имя прилагательное как часть речи. Обобщение изученного.,,

Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Задачи:

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Форма: урок - обобщение;

Методы и приемы: исследовательская деятельность; анализ поэтического текста; работа с опорной схемой-таблицей; стратегия критического мышления; развивающая технология - развитие умений речетворчества.

Ход урока.

Орг.момент.

1.Вступительное слово учителя.

- Ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу урока. А называется оно «Сказка про краски». (слайд + видеоролик)

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

2. Формулирование темы и целей урока.

Учитель: - Вы прослушали стихотворение, попробуйте определить его тему. О чем оно? (слайд)

- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль стихотворения? (прилагательные)

- А как вы считаете, для чего автор использует столько много имен прилагательных?

- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в языке?

(обозначают признаки предмета; украшают речь; чтобы рассказать об окружающем мире, описать удивительное и разное - для этого понадобятся имена прилагательные; они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний; особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы).

- Итак, как вы поняли, сегодня на уроке мы будем беседовать о прилагательных. Запишите тему урока.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на тему и используя опорные слова на доске: (слайд)

  1. повторить, что такое…

  2. уточнить, как изменяется…

  3. в предложении выполняет роль …

  4. учиться отличать …

(цель урока - повторить что такое имя прилагательное, уточнить, как изменяется имя прилагательное, с чем оно согласуется, какова его роль в

предложении, научиться отличать его от других частей речи)

3. Актуализация и обобщение знаний учащихся о грамматических признаках имени прилагательного

А) материал для наблюдений «Весенний пейзаж». Работа учащихся по иллюстрации. (флипчарт)

Учитель: - Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, что изображено здесь?

Какое настроение вызывает весенний пейзаж? (Весной пробуждается, расцветает природа. Весеннее небо голубое-голубое и безоблачное. Весной хочется тепла, солнца.)

Запишите получившиеся предложения.

Какие прилагательные были использованы при описании весенней природы? Подчеркните их .

Каким способом образованы эти прилагательные? (запись примеров на доске, определение способов образования этих слов)

К какому разряду они относятся? (аргументация ответов)

Б) Синтаксический разбор. Разбор составленного предложений выполняется в тетрадях, у доски. (флипчарт)

В) Морфологический разбор прилагательного весенний3 (пейзаж). (флипчарт)

Разбор выполняется в тетрадях, у доски.

Весенний - какой? прилаг., значение признака предмета.

Н.ф. - весенний.

М.п, - п.п. - качествен., неп.п. - м.р., ед.ч., И.п.

Синт. роль - весенний (определ.)

Г) Тренировочное упражнение «Проверь себя». Работа у доски, на карточках. (флипчарт)

Учитель: - Прежде чем выполнить упражнение, вспомните правило написания суффиксов -к-, - ск-.

Задание следующее: проверьте, правильно ли распределены прилагательные? (текст задания на флипчарте)

Суффиксы прилагательных

- к -

- ск -

французкий

деревенский

индуский

кавказкий

матросский

сельский

ткацкий

первомайский

одеский

туристкий

казацкий

бурятский

испанский

апрельский

Д) Тренировочное упражнение «Сам себе редактор». (на слайде).

творческое задание: предлагаю поработать редакторами. Найдите ошибки в следующих предложениях:

Вот и наступил самый последний месяц весны - март. В этом году весна поздняя, в сравнении с будущим годом, но ребята все равно проводят все свое занятое время на водных горках и строят песочные городки еще лучше прошлогодних. А затем они идут домой и пьют холодный чай с невкусными пирожками.

- Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно употребил прилагательные, заменив их антонимами)

- Вы должны устно отредактировать текст. Запишите получившиеся прилагательные.

- Определите, к каким разрядам относятся эти прилагательные, для этого вспомните правило.

- Ребята, а можно от этих прилагательных образовать степень сравнения? От каких прилагательных можно образовать степень сравнения? (качеств.)

Е) Тест. Выполнение тестовых заданий в программе «MyTest»

Учитель: - Для выполнения заданий вспомните следующие правила:

Н, НН в суффиксах прилагательных; частица НЕ с прилагательными; О и Е в суффиксах прилагательных.

5. Итоги урока. Рефлексия. Выводы.

Учитель: - Наш урок подходит к концу. Что сегодня на уроке мы повторили?

Что вам понравилось, с каким настроением вы работали?

Учитель: - Опишите в форме пятистишия (синквейна) понимание сущности правил, связанных с прилагательными.

Попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».

- Что такое синквейн помните? (пятистрочная стихотворная форма). (слайд)

Первая строка - обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное)

Вторая строка - характеристика темы (двумя прилагательными)

Третья строка - описание действия (три глагола или деепричастия)

Четвертая строка - отношение к теме (фраза из четырех слов)

Пятая строка - синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы

Например:

Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.

Вот на этой веселой ноте мы и закончим наш урок.

Оценивание работы учащихся (оценка за работу на уроке, оценка за выполнение тестового задания)

6.Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Пробуждение природы».



© 2010-2022