Литературный вечер «Вернуться в Россию – стихами… (Поэзия русского зарубежья)

ЦЕЛИ: 1) расширение знаний учащихся о судьбе и творчестве некоторых поэтов-эмигрантов; 2) развитие интереса к родной литературе и истории своей страны;   3) воспитание чувства любви к родине, патриотизма, гуманности    Только теперь возвращаются на родину имена русских поэтов, живших и творивших в двадцатом  веке  за пределами своей родины, но снискавших  ей всемирную славу. Разные биографии,  судьбы, пути литературных исканий и общая изгнанническая  доля . Прошло много лет с начала первой русс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературный вечер «Вернуться в Россию - стихами…»

(Поэзия русского зарубежья)

ЦЕЛИ:

1) расширение знаний учащихся о судьбе и творчестве некоторых поэтов-эмигрантов;

2) развитие интереса к родной литературе и истории своей страны;

3) воспитание чувства любви к родине, патриотизма, гуманности

Вступительное слово учителя.

Только теперь возвращаются на родину имена русских поэтов, живших и творивших в двадцатом веке за пределами своей родины, но снискавших ей всемирную славу. Разные биографии, судьбы, пути литературных исканий и общая изгнанническая доля Правда, творчество некоторых крупнейших поэтов и писателей-эмигрантов (Цветаева, Набоков, Солженицын, Бунин и др.), хотя и с опозданием, но заняло подобающее ему место в нашем сознании. Произведения же целого ряда других авторов еще ждут своего возвращения. И среди них - уникальное художественное явление, настоящий культурный феномен 20 века - поэзия русского зарубежья первой волны эмиграции. «Первая волна» и ее кульминация приходится на начало 20-х годов. Общее число русских, покинувших родину, доходило до 2-х миллионов человек.

«Вторая волна» эмиграции насчитывает гораздо меньше писателей. Пожалуй, наиболее мощной «волной» литературная эмиграция была третья. Её представляли крупные поэты и писатели, чьи произведения вместо требуемой пропаганды преимущества социалистической системы выступали против подавления прав человека в СССР брежневских времен. Зачастую их произведения, которые не разрешались к печати советской цензурой, распространялись через «самиздат».

Наш нравственный долг - хотя бы сейчас заполнить «белые пятна» в истории отечественной культуры.

Звучит песня в исполнении Игоря Талькова «Я вернусь»

ЧТЕЦ.

Поэты русские! Я с болью одинокой,

В тоске затравленной перебираю вас,

Прошел и мой, мой ранний, мой жестокий

Час истребленья, уничтоженья час.

Не знали мы тех лет, отстоенных и зрелых,

Когда со слов спадет горячности туман.

Два наших первенца застрелены в дуэлях,

Растерзан третий в реве мусульман.

Нас всех, нас всех пред пушкинскою гранью

Многоголовно гибель стерегла

Безумием, гниением, зеленым умираньем,

Мгновенным ли пыланием чела.

Повешен тот, а этот сослан в рудник,

Иных подбил догадливый черкес…

Санкт-петербургские нахмуренные будни

Да желть бензинная…небес.

Чума на нас, российские поэты!

Текучим воском вылиты каким?

Один в петлю, другой - из пистолета,

К расстрелу третьего, четвертого в Нарым .

Да счесть ли всех? Да кто сберет алмазы

В рассеянных, разбитых черепах?

Безумный я! - пополз подземным лазом

Сберечь их гордость в невидимых стихах.

И вынес их! - но пальцы слабые разжаты:

Мне смерть! Мне смерть! - кто эту грань нарушит ?

Она взросла в груди тарантулом мохнатым

И щупальцами душит…

---------------------------------------------

…И совсем я не здесь,

Не на юге, а в северной царской столице

Там остался я жить. Настоящий. Я - весь.

Эмигрантская быль мне всего только снится -

И Берлин, и Париж, и постылая Ницца.


УЧИТЕЛЬ. Георгий Иванов - поэт (1894-1958). В 1923 году вместе с женой - поэтессой И. Одоевцевой - эмигрировал в Париж, где стал одним из самых известных представителей первой эмиграции и сотрудничал со многими журналами как поэт и критик. Последние годы жизни провел в доме престарелых.

ВЕДУЩИЙ 1. Творчество послеоктябрьской эмиграции отмечено печатью драмы. Справедливо заметил поэт и критик Кирилл Померанцев, что в эмиграции к одиночеству прибавляется еще одиночество изгнания, так что получается двойное одиночество, двойная стена, окружающая поэта-эмигранта, отделяющая его от внешнего мира. И далее критик пишет, что одному только Богу известно, как они ненавидели это изгнание, как тяготились им. Поэтому и неудивительно, что некоторые поэты потеряли веру даже в Бога, он для них - безжалостный Судия, Рок.

ЧТЕЦ. Ты отнял у меня мою страну,

Мою семью, мой дом, мой легкий жребий,

Ты опалил огнем мою весну-

Мой детский сон о правде и о небе.

Ты гнал меня сквозь стужу, жар и дым.

Грозил убить меня рукою брата,

Ты гнал меня по всем путям земным,

Без отдыха, надежды и возврата.

Меня Ты ранил жалом нищеты,

Болезнями, и голодом, и жаждой,

Я прозревал жестокие черты

За каждой болью, за обидой каждой.

И нет конца - Ты мучишь вновь и вновь,

И нет конца, и нет тоске названья-

Ты отнимаешь у меня любовь,

Последнее мое очарованье.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ В ИСПОЛНЕНИИ МАЛИНИНА «ЭТО Я, ГОСПОДИ!»

УЧИТЕЛЬ.Владимир Алексеевич Смоленский (1901-1961). Сражался на стороне белых и в 1920 году эмигрировал в Париж. Философская лирика Смоленского исполнена глубокой серьезности, это одно из самых значительных явлений в эмигрантской поэзии как в духовном, так и в языковом отношении. Основные темы поэта - одиночество человека, любовь, земное страдание и смерть.

ВЕДУЩИЙ 2. Октябрьский вихрь, вздыбивший и перевернувший до основания Россию, не вызывал восхищения у эмигрировавших. Многие бежали, движимые классовой ненавистью.

ЧТЕЦ.

Веселье.

Блевотина войны - октябрьское веселье!

От этого зловонного вина.

Как было омерзительно твое похмелье,

О бедная, о грешная страна!

Какому дьяволу, какому псу в угоду,

Каким кошмарным обуянным сном,

Народ, безумствуя, убил свою свободу,

А даже не убил - засёк кнутом?

Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой.

Смеются пушки, разевая рты…

И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой.

Народ, не уважающий святынь!


УЧИТЕЛЬ. Зинаида Гиппиус (1869-1945). До революции вышло много сборников её стихов. Романов, рассказов и пьес. Салон Гиппиус, существовавший в 1905 - 1917 годах стал местом встреч символистов. Гиппиус отвергла Октябрьскую революцию, видя в ней акт, направленный против свободы и человеческого достоинства. В Париже она стала одной из самых значительных поэтесс эмиграции. Лирика Гиппиус глубока по мысли; человек, любовь и смерть - вот основные темы, в кругу которых находится её поэзия.

ВЕДУЩИЙ 1. Многие уехали из-за потери уверенности в завтрашнем дне. Об октябрьских и последующих событиях в России большинство поэтов-эмигрантов отзывались довольно резко.

ЧТЕЦ. У врат царства.

Всё опростали. И всё опростили.

Взяли из жизни и нежность, и звон.

Бросили наземь. Топтали и били.

Пили. Растлили. И выгнали вон.

Долго плясала деревня хмельная.

Жгла и ходила смотреть на огонь.

И надрывалась от края до края

Хриплая, злая, шальная гармонь.

Город был тоже по-новому весел.

Стекла дырявил и мрамор дробил.

Ночью в предместьях своих куролесил.

Братьев готовил для братских могил.

Жили, как свиньи. Дрожали, как мыши.

Грызлись, как злые, голодные псы.

Строили башню, всё выше и выше,

Непревзойденной и строгой красы.

Были рабами. И будут рабами.

Сами воздвигнут. И сами сожгут.

Господи Боже, свершишь ли над нами

Страшный, последний, обещанный Суд?!

УЧИТЕЛЬ. Ирина Одоевцева (1901-1989). После революции стала любимой ученицей Николая Гумилева. В 1922 году вместе с мужем Г.Ивановым выехала в Париж. Автор многих поэтических сборников и мемуаров: «На берегах Невы», «На берегах Сены».

ВЕДУЩИЙ 2 Мотивы трагизма жизни, несбывшихся надежд, тоски об ушедшем доминируют у целого ряда поэтов.

ЧТЕЦ. (на фоне песни в исполнении Малинина «Потерянный рай»)

Ах, молодость! В розовом дыме

Цветет и качается сад.

Весенние шорохи ныне

Мне вновь о былом говорят.

Ушел, улетел, замирая,

Смеющийся призрак весны-

В зеленые прелести рая

Унёс мои юные сны…

Ах молодость! Вот она птицей

Всё выше и выше летит,

Бледнеют знакомые лица,

Тускнеет мой огненный щит…

В погоне за призраком милым

Расколото сердце совсем,

Развеяны буйные силы.

Язык мой и жалок и нем.

Но сердце в последнем порыве

Стремится былое вернуть-

Напрасно! - и на скошенной ниве

Живые цветы не цветут!..

УЧИТЕЛЬ. Николай Андреевич Келин (1896-1970). После эмиграции работал чернорабочим в Чехословакии. Многочисленные его стихи публиковались в журналах в Чехословакии и Франции. В них особенно ярко отразились глубокая тоска по родному Дону и России, безмерна любовь к ним и твердая вера в их лучшее будущее.

ВЕДУЩИЙ 2. История эмиграции - это история полудобровольного, полупринудительного прощания с отечеством, в котором переменилась власть. Эмиграция отвергла советский строй и в этом смысле в какой-то степени отвергла отечество. Но те, кто навсегда покинул Родину, никогда не отворачивались от неё. Ведь Родина - это прежде всего образ матери-земли русской, это наша историческая память, это культура, созданная лучшими людьми России. И для изгнанных из пределов страны Россия осталась родиной, даже если у них было отнято право вернуться в свой дом. Поэтому и не удивительно, что тема Родины, России звучит в творчестве практически каждого поэта-эмигранта.

ЧТЕЦ. Россия…Стихи о России..

Как встарь, «бубенцами звеня»,

«Россия, стихия, мессия,

Мессия грядущего дня».

Как встарь, без конца, без предела.

«Пока загорится восток..»

Россия - Есенин и Белый,

Ахматова, Анненский, Блок.

Люблю ль тебя «странной любовью»?

Да я не люблю никакой.

Но связан я плотью и кровью

С тобой и с твоею судьбой.

Россия… Стихи о России…

Но разве возможны они?

Мелькают сквозь ветки сухие

Над черною Сеной огни.

Звучит песня «Чистые пруды» в исполнении И.Талькова

УЧИТЕЛЬ, Кирилл Померанцев, поэт и прозаик; во время Великой Отечественной войны участвовал в движении Сопротивления. У него вышло несколько поэтических сборников, книга воспоминаний «Сквозь смерть». Умер в 1991 году.

ЧТЕЦ.

Вечереет. Какая пора!

Шорох листьев всё тише

И глуше…

Как устал я от криков «ура».

Дайте землю родную послушать.

Отчий дом - это небо и мать.

Суетясь,

Мы о ней позабыли.

Что же больше,

Сильней мы любили,

Если землю могли забывать?

Вот она,

Золотая лежит

И травою вечернею дышит…

Сколько надобно

Жизней прожить,

Чтоб её и понять, и услышать?..

Луч последний горит

На ветле,

И в окошке пылает,

Как знамя!

Что мы знаем о нашей земле?

Ничего-то о ней мы не знаем..

ВЕДУЩИЙ 1.Одновременно в стихах поэтов-эмигрантов звучит тревога за окружающую жизнь, за судьбу Родины - России:

ЧТЕЦ.

Я знаю, Россия погибла,

И я вместе с нею погиб-

Из мрака, из злобы, из гибла

В последнюю гибель загиб.

Но верю, Россия осталась

В страданьи, в мечтах, и в крови,

Душа, ты стократ умирала

И вновь воскрешала в любви!

Я вижу, крылами блистая,

В мансарде парижской моей.

Сияя, проносится стая

Российских моих лебедей.

И верю, предвечное Слово,

Страдающий, изгнанный Спас,

Любовно глядит и сурово

На руку, что пишет сейчас.

Недаром сквозь строки земные,

В уже безысходной тоске,

Я сильную руку России

Держу в моей слабой руке.

В.Смоленский

ВЕДУЩИЙ 1.Для многих в эмиграции было очевидно, что, несмотря на невыносимые условия жизни, на сомнения и противоречия, поэт должен жить. Ибо он, обреченный Избранник, ценою своей жизни должен утвердить Творчество и засвидетельствовать миру, что дела мирские злы, встать на защиту тех, кто лишен возможности говорить. В.Смоленский так пишет об узниках Соловков.

ЧТЕЦ

Они живут - нет, умирают там,

Где льды и льды, и мгла плывёт над льдами,

И смерть из мглы слетает к их сердцам

И кружит, кружит, кружит над сердцами.

Они молчат. Снег заметает след-

Но в мире нет ни боли. Ни печали,

Отчаянья такого в мире нет,

Которого б они не знали.

Дрожа во мгле и стуже, день и ночь,

Их сторожит безумие тупое.

И нет конца, и некому помочь,

И равнодушно небо ледяное.

Но для того тебя избрал Господь,

И научил тебя смотреть и слушать,

Чтоб ты жалел терзаемую плоть,

Любил изнемогающие души.

Он для того тебя оставил жить,

И наградил свободою и лирой,

Чтоб мог ты за молчащих говорить

О жалости безжалостному миру.


ВЕДУЩИЙ 2. Но какой же ты поэт, если в аду одиночества и боли не сказал хоть слова о любви! Любовь, например, для З.Гиппиус - это сама жизнь, несущая в себе бессмертие. «Не любить» для неё означало «не жить». Но истинная любовь невозможна без свободы, равенства и верности правде, в том числе - правде собственного «я».

ЧТЕЦ.

Единый раз вскипает пеной

И рассыпается волна.

Не может сердце жить изменой.

Измены нет: любовь - одна.

Мы негодуем, иль играем,

Иль лжем - но в сердце тишина.

Мы никогда не изменяем:

Душа одна - любовь одна.

Однообразно и пустынно

Однообразием сильна,

Приходит жизнь… И в жизни длинной

Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном - бесконечность,

Лишь в постоянном глубина.

И дальше путь, и ближе вечность,

И всё ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,

Но верная душа - верна,

И любим мы одной любовью…

Любовь одна, как смерь одна.

ВЕДУЩИЙ 1 Хотя многие считают искусство русского зарубежья экзотикой среди нашей задерганной жизни, поэтам-эмигрантам нельзя отказать в даре художественного пророчества. Как созвучны некоторые их строки нашим сегодняшним событиям:

ЧТЕЦ. Над облаками и веками

Бессмертной музыки хвала:

Россия русскими руками

Себя спасла и мир спасла.

Сияет солнце, вьется знамя,

И те же вещие слова,

«Ребята, не Москва ль за нами?»

Нет. Много больше, чем Москва!

Г.Иванов

УЧИТЕЛЬ. Прошло много лет с начала первой русской эмиграции. Надежды на встречу с родной землей у многих исчезли, «как сон, как утренний туман». И всё же почти все русские поэты зарубежья мечтали о возвращении на Родину. Пронзительнее других об этом написал В.Диксон:

ЧТЕЦ.

Родная, нежная моя,

Сестра души моей безумной,

Когда ж в родимы края

Вернемся мы толпою шумной?

Когда благословенный час-

Мечта сестры, желанье брата-

В чужой стране придет для нас

Пора желанного возврата?

Давно без родины живем,

Забыты там, и здесь - чужие,

Горим невидимым огнем,

Не мертвые и не живые.

Родная, нежная сестра,

В закатный час, предзорьем синим

Придет ли дивная пора

Иль горестно в пустыне сгинем?

Нам не открыты времена,

Мы только ждать и верить можем,

Что за грозою тишина

Придет в благословеньи Божьем.

Звучит песня в исполнении Николая Маркова и «Джаза Табачников»

ЖУРАВЛИ

Здесь под небом чужим я как гость нежеланный,
Слышу крик журавлей, улетающих вдаль.
Сердце бьётся сильней, летят птиц караваны.
В дорогие края провожаю их я.

Вот всё ближе они и всё громче рыданья.
Словно скорбную весть мне они принесли.
Из какого же вы из далёкого края
Прилетели сюда на ночлег, журавли?

Дождик, холод, туман, непогода и слякоть,
Вид унылых людей из угрюмой земли.
Ах, как больно душе, как мне хочется плакать…
Перестаньте рыдать надо мной, журавли!

Пронесутся они мимо скорбных распятий,
Мимо древних церквей и больших городов.
А прибудут они, им откроют объятья
Молодая весна и Россия моя…



© 2010-2022