- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алексеева Е.А. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей русского
языка и литературы
Руководитель ШМО
_________ И.Г.Яншаева
протокол №____
от «____»_________2015г.
Согласовано
Заместитель директора
________ М.В.Петрова
«_____»_________2015 г.
Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ № 32»
________ З.Я.Ишбаев
Приказ о введении в действие
№ ___от «___» августа 2015г.
Рабочая программа
по предмету "Родной (русский) язык и литература"
8 класс (б)
на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
Программы по риторике для основной школы
Т.А.Ладыженской - Образовательная система «Школа 2100».
Сборник программ. Основная школа. Старшая школа. - М.: Баласс, 2010
Составитель: Алексеева Е.А.
учитель русского языка и литературы
Год составления программы: 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РБ, реализующих программы общего образования (приказ МО РБ от 29.04.2015 г. № 905) и учебного плана МАОУ «СОШ № 32» (приказ от 31.08.2015 № 603) на 2015-2016 учебный год и Программы по риторике для основной школы Т.А.Ладыженской - Образовательная система «Школа 2100».
Общая характеристика предмета
Предмет Родной (русский) язык и литература реализуется как курс углубленного изучения русского языка по дополнительной программе, выходящей за рамки обязательного минимума содержания образования по русскому языку; Школьный предмет «Родной (русский) язык и литература» рекомендуется строить как интегративный курс, объединяющий две области - «Русский язык» и «Литература». Цели и задачи данного курса состоят в углублении расширении знаний по русскому языку и литературе; при этом актуализируются те аспекты их изучения, которые не представлены или представлены неполно в программах базовых школьных курсов «Русский язык» и «Литература», предусмотренных Госстандартом общего образования. При изучении данного предмета могут раскрываться, например, следующие аспекты изучения языка и литературы: язык и культура, текстоведение, жанры устной и письменной речи, риторика, филологический анализ художественного текста, литература и право и т. п.
Цели преподавания:
- учиться вежливой речи - значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу;
- учиться выражать собственные мысли собственными словами;
- успешно общаться;
- ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
Задачи преподавания:
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
-
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Ценностные ориентиры предмета направлены на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ - учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика - самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи - обучение умелой, искусной, а точнее -эффективной речи. Поэтому в центре риторики - обучение эффективному общению, общающийся человек.
Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики, который мы назвали «Риторикой общения», от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.
Курс риторики в школе - сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи - убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно: риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации; риторические задачи;
риторические игры.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ "СОШ №32"на 2015-2016 учебный год предмет "Родной язык и литература" изучается в объеме 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год
Содержание курса
№
Тема урока
количество часов по рабочей программе
1
Введение. Общение. Итоги творческих проектов.
1
Общение
2
2
Что такое коммуникативная помеха
1
3
Причины коммуникативных ошибок
1
Виды общения
5
4
Это вы знаете
1
5
Общение контактное-дистантное
1
6
Невербальные средства в контактном общении
1
7
Расстояние не помеха
1
8
Рр Заключительное слово выступающего
1
Подготовленная и неподготовленная устная речь
5
9
Вспоминаем. Узнаём новое.
1
10
Неподготовленная устная речь. Частично подготовленная речь
1
11
Подготовленная устная речь
1
12
Рр Выступление
1
13
Приёмы подготовки устной речи
1
Не только жесты, мимика, но и поза
1
14
Поза. О чём она говорит? «Говорящие» жесты, мимика и позы
1
Молчание - золото?
3
15
Удивительное средство. Молчание плюс…
1
16
Всегда ли молчание - золото?
1
17
Рр Сочинение по пословице
1
Учимся отвечать
6
18
Правила сравнения
1
19
Сравнительно-сопоставительные слова
1
20
Сравнение может быть построено по-разному
1
21
Инструктивная речь
1
22
Группируем и классифицируем - приводим знания в систему
1
23
Рр Ответ по теме
1
Качества речи. Выразительность речи.
7
24
Средство выразительности в повести И.Ильфа, Е.Петрова "Двенадцать стульев"
1
25
Такая разная выразительность
1
26
Утешение
1
27
Виды утешений
1
28
Речевые формулы утешений
1
29
Прямые и косвенные утешения
1
30
Рр Письмо-утешение
1
Читаем - усваиваем информацию
3
31
Что помогает осознать и запомнить прочитанное
1
32
Тезисы, конспекты
1
33
Как строится реферат
1
Речевые жанры. Этапы подготовки текста
34
Изобретение. Род и вид.
5
35
Расположение.
1
36
Выражение
1
37-38
Риторические фигуры.
Использование риторических фигур в художественных произведениях
1
1
Учимся спорить
2
39
Вспоминаем, идём дальше
4
40
Способы доказательства
1
41
Как построить аргументативный текст
1
42
Рр Дискуссия
1
Инсценировка
1
43
Что такое инсценировка
4
44
Структурные части инсценировки
1
45-46
Рр Инсценировка
Анализ рассказа В.Железнякова "История с азбукой"
1
1
Личное официальное письмо
2
47
Особенности личных официальных писем
2
48
Речевые формулы
1
Деловые жанры
1
49
Отчёт о работе. Протокол
3
50
Рецензия на книгу
1
51
Рр Рецензия на книгу
1
Комплимент как речевой жанр
1
52
Похвальное слово великих людей
1
53
Предметы комплимента
1
Застольное слово
6
54
Признаки текста
1
55
Краткие и развёрнутые тосты
1
56
Культура застолья
1
57
Рр Произносим тосты
1
58
Вы принимаете гостей
1
59
Рр Хвалебная речь
1
Текст-характеристика
1
60
Текст-характеристика. В мастерской художника слова: Н.В.Гоголь
1
Газетные жанры
2
61
Газетные жанры
1
62
Портретный очерк
1
Тексты с «чужого голоса»
1
63
«Заговори, чтобы я тебя узнал»
1
Биографическое повествование
4
64
Биография и автобиография русских писателей
1
65
Рр Составление творческой автобиографии
1
66
Биографический рассказ
1
67
Рр Биографический рассказ
1
68
Поиски своего пути
1
Итого
68
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
-
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
-
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка; нормы речевого этикета;
уметь:
-
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
опознавать языковые единицы; объяснять значения слов.
-
успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
аудирование и чтение
-
адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
-
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
-
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
-
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
-
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо)
-
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-
владеть различными видами монолога и диалога;
-
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы русского речевого этикета;
-
осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Литература
Литература для учащихся:
1. Риторика. 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2-х ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Баласс, 2011
Литература для учителя:
1. Риторика 8-й класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Баласс, 2002
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование видеофильмов и слайдовых презентаций.
Интернет ресурсы:
gramota.ru - cправочно-информационный портал Русский язык. Разделы: официальные документы, новости, журнал, мониторинг культуры речи и др
gramma.ru - портал, посвященный культуре письменной речи. Содержит литературу по этой теме и словари.
Контроль:
Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются по следующим видам работ: рефераты, презентации, творческие задания.
В учебнике обозначены обязательные письменные работы для учащихся, за выполнение которых оценки выставляются в журнал. Выполнение каких-либо контрольных работ данная программа не предполагает.