А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Предмет: ЛитератураКласс 6Урок  творчества (урок-исследование): «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира.  А.С. Пушкина «Зимнее утро».  Тип урока: урок-исследование, урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Оборудование: Музыка Н.В. Свиридова «Метель», П.И. Чайковского «Времена года» в формате mp3, портрет А.С.Пушкина,  фотографииИспользуемое оборудование:  мультимедийный проектор  Технология:Информационная технология (презентация);(объяснител...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Литература

Класс 6

Урок творчества (урок-исследование): «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира. А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Тип урока: урок-исследование, урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Представление о результатах:

-предметные:

лирическое произведениё. Духовно- нравственные ценности русской литературы. Антитеза, пейзажная лирика. Интонация как средство выражения идеи произведения. Способы выражения авторской позиции в стихотворении. Выразительное чтение, анализ стихотворения. Художественно-творческие способности. Создание текста на основе личного опыта, на основе прочитанного.

- личностные: осознавать личностный смысл учения; владеть навыками сотрудничества со сверстниками; проявлять уважительное отношение к иному мнению;

-регулятивные: овладевать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

-коммуникативные: формировать готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- метапредметные: выполнять учебное действие в соответствии с целью;

-познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике; обобщать;

-предметные: творчество и личность поэта. Духовно- нравственные ценности русской ;литературы, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, приём контраста…

Цели : стимулировать интерес к стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро»; актуализировать знания учащихся об особенностях• анализа стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; • работа над выразительным чтением стихотворения; • воспитание интереса к художественному слову через музыку, фотографии, репродукции , к творчеству А.С.Пушкина,• обогащение словарного запаса учащихся; • развитие культуры устной речи. Воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение.

Задачи: формировать навыки работы в группах и исследовательской деятельности, применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения; организовать максимальное творческое участие детей в работе; проводить словарную работу как инструмент осознания учебного материала; систематизировать новые для учащихся знания.

Оборудование: Музыка Н.В. Свиридова «Метель», П.И. Чайковского «Времена года» в формате mp3, портрет А.С.Пушкина, фотографии

Используемое оборудование: мультимедийный проектор

Технология: Информационная технология (презентация);(объяснительно-иллюстративный метод с элементами Применяется методика устного словесного рисования Методика комментированного чтения и беседы о прочитанном перерастает в исследовательскую деятельность Методика «Опережающее задание».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.

Включение в деловой ритм.

Звучит музыка Н.В. Свиридова «Метель».

-Мы с вами сейчас окунулись в волшебный сказочный мир музыки, искусства.

-Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка? Почему?

Подготовка класса к работе. Выступление специально подготовленной группы учащихся: фотовыставка зимнего пейзажа и репродукций художников (одновременно под музыку показывают слайды).

Личностные : самоопределение;

регулятивные : целеполагание;

коммуникативные: сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Аудиозапись Смоктуновский "Зимнее утро"А.С.Пушкина".

-"Какой из зимних видов, по вашему мнению, может быть иллюстрацией к прозвучавшему стихотворению А. С. Пушкина?

Отвечают на поставленный вопрос.

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: анализ стихотворения с целью выделения гипотезы урока Пушкина "Зимнее утро".

3. Формулировка темы урока, постановка цели.

Цель: организовать формулировку темы урока детьми;организовать постановку цели урока

Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока. Корректирует.

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь. Определяют гипотезу урока, алгоритм решения проблемы.

познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

4. Изучение нового («открытие новых знаний»)

Цель: создать условия для ознакомления учащимся самостоятельных исследований Цель: организовать формирование знаний учащихся

Цель: организовать формирование знаний о толковании слов.

Определяем лексическое значение слова -МОТИ́В. (Работа со словарём С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова)


1.Сообщение ученицы история создания стих. "Зимнее утро."

2. Исследование №1 Лексики стихотворения, выписать и найти толкование непонятных слов и выражений (домашняя работа)

Исследование №2

Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением.

познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.);

Запись в тетрадь понятий антитеза, аллитерация, звукопись.

Регулятивные : планирование, прогнозирование;

познавательные: построение рассуждений, доказательство;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

6. Первичное закрепление.

Цель: дать возможность отдохнуть, удержать умственную работоспособность детей

Устанавливает осознанность ситуации.

Физминутка.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, создаётся продукт труда -рисунок, стихотворение..

(Группы для данной работы формируются по желанию учащихся).

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение, умение самостоятельно строить выводы.

8. Рефлексия деятельности

(Итог урока)

Организует рефлексию.

Метод незаконченного предложения

Мне понравилось …

- Я понял, что …

- Я научился …

- Я сегодня работал …

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование. выполнять самооценку.

Дифференцированное домашнее задание.

1. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

2. Написать сочинение-миниатюру по впечатлениям от стихотворения "Зимнее утро"

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимнее утро».

Ход урока:

I. Организационный момент.

II.. Самоопределение к деятельности.

Звучит классическая музыка Георгия Свиридова"Метель".

- Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка?

- Почему

- Ребята, какое время года изображено на иллюстрациях ?

-Что вам кажется печальным в зимнем пейзаже?

- А теперь рассмотрим следующий зимний пейзаж. Какое настроение оно навевает?

- Посмотрите как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение.

III Актуализация знания учащихся. Создание проблемной ситуации. Аудизапись чтение Смоктуновским стихотворения "Зимнее утро" А.С. Пушкина.

- Ребята, вы узнали этот текст? Да, это, конечно же, «Зимнее утро» Пушкина.

Это стихотворение одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне. С самых первых строчек Пушкин настраивает читателя на романтический лад, в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы.

А тему нашего урока-исследования, думаю, стоит сформулировать так:

"Мотивы единства красоты человека и красоты природы. Радостное восприятие окружающей природы." МОТИ́В - 1. основная мысль, побудительная причина, повод к какому-н. действию. 2. В музыке, известная форма сочетания звуков, тема какой-либо музыкальной пьесы. (В словаре С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка)

VI. Постановка учебной задачи.

Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке. В начале каждой исследовательской работы выдвигается гипотеза-предположение, которое нужно доказать. Попробуем сформулировать предположение. Пушкин А.С.в стихотворении передал радостное восприятие жизни через единство красоты человека и природы.

Гипотеза Красота человека и красота природы. Радостное восприятие окружающей природы.

Какие цели вы сегодня перед собою поставите?

Учащиеся составляют план достижения цели: время и место создания стихотворения; толкование устаревших и диалектных слов; через анализ стихотворения доказать радостное настроение, которым проникнуто стихотворение.

О результатах самостоятельно проведенного исследования о времени и месте создания стихотворения расскажет…

Сообщение ученика

Исследование №1

Учитель: Обратимся к лексике этого стихотворения, дома вы должны были выписать и найти толкование непонятных слов и выражений: значения устаревших и диалектных слов, учащиеся записывают их в тетрадь:

Нега - наслаждение (устар.);

Взор - взгляд, но в тексте - глаза (устар.);

Вечор - вчера (диал.);

Нынче - сейчас (устар.);

Озарена - освещена (устар.);

Велеть - приказать (устар.);

Запречь - запрячь, запрягать (диал.);

Предадимся - отдадимся (устар.)

Аврора - богиня зари у римлян

Лачужка - небольшая, старенькая избушка.

Веретено- ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.

Кроет- покрывает.

-Как вы думаете, с какой целью поэт включает их в строй стихотворения?

Вывод: лексика отличается богатством и разнообразием. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

Исследование №2

Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением.

Рассмотрим нарисованные автором картины. Обратите внимание на первую строчку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Каков её смысл?

Эта строчка вводит читателя в тему и раскрывает идею, а остальной текст этой части раскрывает «чудесность» наступающего утра.

Тема этого стихотворения - рассказ поэта о наступающем зимнем дне.

Идея - красота, прелесть зимнего утра радостного восприятия природы.

Первая часть. Начало стихотворения - радостное восклицание.

-К кому обращается поэт? Как называет собеседницу?

Вывод: в стихотворении «Зимнее утро» передаётся радостное настроение и восприятие природы. Герой восхищается собеседницей, сравнивает ее с утренней зарей, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью, называет ее прелестным другом*.

Исследование № 3.Сравните картины, нарисованные во II строфе и в других строфах стихотворения.

Вторая часть.

- Что описывает поэт? (воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии).

Лексика этой строфы задает тревожный тон: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледная», «тучи мрачные».

Лексика 1 строфы противопоставляется лексике 2 строфы. Такой прием в литературоведении носит название антитезы.

(Запись в тетради: противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства усиления выразительности речи называется антитезой)

- С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру?

-Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта?

Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.

- Можно ли их объединить?

- Какое настроение стремится передать в них автор?

3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.

- Что описывает автор?

- С чем сравнивается снег? Почему?

- Найдите в строфе повтор.

Такой стилистический приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь.)

- Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. С какой целью автор их употребляет?

-Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе?
- Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.

- Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра в 4 строфе?

- Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

- Что передают звуки второй и третьей строчек строфы?

Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.

Запись в тетради:

Аллитерация - приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: "…Весёлым треском трещит затопленная печь" (А.С. Пушкин).

Вывод: чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места - 4-я строфа.

Физминутка.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)

Руки в сторону, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

IV. Самостоятельная творческая работа в группах. (Группы для данной работы формируются по желанию учащихся). Группа №1

-О каких чувствах лирического героя стихотворения свидетельствуют эпитеты? Есть ли связь между состоянием лирического героя, героини с пейзажем? Выписать эпитеты.

Группа №2

-Какое же общее настроение стихотворения? Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов

Задание группе: подсчитать количество звукобукв - а, о, э, и, ы, л.)

Группа №3 - художники. Отразите цветом в своих рисунках настроение восприятия окружающей природы.

Отчёт в группах.

Группа №1 Вывод делают учащиеся: Эпитеты с положительной окраской преобладают, способствуют формированию чувства радости, веселья, счастья. Связь человека с пейзажем есть.

Вернемся к гипотезе, выдвинутой в начале урока. Ваши мнения, пожалуйста.

Вывод. В стихотворении много эпитетов, которые помогают поэту описать прекрасную картину, которая его окружает: интерьер комнаты, пейзаж. Положительных эпитетов наблюдаем гораздо больше, чем отрицательных. Значение эпитетов усиливают контраст и аллитерация. Поэт смог так описать природу, что мы ее представляем ярко, любуемся ею, проникаемся чувствами самого лир. героя, который радуется и счастлив вместе с красавицей, милым другом.

Группа №2. Итак, сравним свои результаты с таблицей А.П. Журавлёва «Звук и смысл" для стихотворения Пушкина "Зимнее утро"».

Наибольшее превышение светлых (по наблюдениям Журавлёва) среди согласных звук-"л" и " гласных "е", "о","э".

Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую цветовую гамму, мелодию, выстроенную в нужном тоне, подчёркивающую радостное настроение текста.

И это можно доказать обратившись к теории учёного А.П.Журавлёва, рассмотрев таблицу звуко-цветовые соответствия.

А- густо-красный

Я- ярко-красный

О - светло-желтый или белый

Е - зелёный

Ё - жёлто-зелёный

Э - зеленоватый

И - синеватый

Ю - голубоватый, сиреневатый

И - синий

У - тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый

Ы - мрачный, тёмно-коричневый или чёрный

Вывод: мы увидели свойство звуков и цвета: звучание музыки в поэтическом тексте и бликов живописи, что объединяет красоту человека и природы. Описание природных явлений, помогают понять внутренний мир образа героя, его духовного мира.

3 группа Защита работ.

- Продолжите работу на карточке, какие цвета вы выбрали, какие преобладают?

Вывод. В стихотворении преобладают цвет: голубой, жёлтый, белый, красный…

Проект. Есть ли связь между состоянием лирического героя, героини с пейзажем?

- Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы?

- Поэзия рождается из ощущения мира как целого, как единства, где всё друг с другом связано. Попробуйте создать самостоятельно творческую работу - стихотворение, а также рисунок к этому стихотворению в своих группах.

Подведение итогов.

Создан продукт - иллюстрации к стихотворению и стихи собственного сочинения. Школьники выставляют себе оценки и комментируют

Рефлексия Метод незаконченного предложения:

- Мне понравилось …

- Я понял, что …

- Я научился …

- Я сегодня работал …

Дифференцированное домашнее задание.

1. Выразительное чтение стихотворения наизусть. ( Для вех учащихся)

2. Написать сочинение-миниатюру по впечатлениям от стихотворения "Зимнее утро."

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимнее утро».

Список литературы.


  1. А.П. Журавлёв Звук и смысл Книга для внеклассного чтения учащихся старших Издание 2-е, исправленное и дополненное Москва "Просвещение" 1991г.

  2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ... Дидактический материал по литературе: 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Литература. 6 класс. Планы-конспекты уроков Челышева Ирина Леонидовна

  4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим... : 6 класс: Дидактические материалы по литературе. -224 с.: ил. - Обл.

  5. 3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. Ч. 1. - 320 с.: ил. - Пер. Ч. 2. - 320 с.: ил. - Пер.

8


© 2010-2022