ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружная открытая научно-практическая конференция педагогов «Основные итоги приоритетного национального проекта «Образование» и его влияние на инновационные процессы в системе образования округа»



СЕКЦИЯ №2

«Изменение образовательного пространства школы в связи с введением ФГОС общего образования»







ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО




Автор:

Котякова Вера Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

ГБОУ СОШ пос. Сургут





Сергиевск, 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО

Котякова В.Г.

С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности учащихся, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно - ориентированном обучении.

ФГОС второго поколения и технология критического мышления предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик…

Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, можно прийти к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо, созданная американскими педагогами, известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться.

Одно из важнейших положений технологии заключается в совместном (учитель-ученик, родители-дети) конструировании своего знания и всего процесса учения. ТРКМ - современный метод обучения, который помогает детям учиться, принося при этом удовольствие от учения и ученику и учителю.

Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление - способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель ТРКМ - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

При использовании данной технологии урок является основной формой обучения. Основой урочной деятельности является тематическое планирование, которое позволяет вписать каждый конкретный урок в систему уроков по одной теме и в систему годичного школьного курса.

Технология развития критического мышления относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, которая представлена на схеме

Стадии (фазы) учебного занятия

Стадии

Задачи

Содержание

Первая стадия «Вызов»


1)Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;

2)Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

3)Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Учитель настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний.

Вторая стадия

«Осмысление»

(реализация смысла)

1) Помочь активно воспринимать изучаемый материал;

2)Помочь соотнести старые знания с новыми.

Заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т. е. формирует реальную субъективную позицию в учении и обучении.

Третья стадия «Рефлексия»

1)Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;

2)Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Возникает условие для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, - именно поэтому данный этап называю сотворчество.

Основное его содержание -- осмысление результатов работы, их общая и индивидуальная оценка, соучастие учеников в определении домашнего задания.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.

Обратимся к приемам развития критического мышления. Их великое множество, но я обращусь к тем, которые использую сама.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Прием «Пометки на полях»

Технология развития критического мышления предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик

ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ»

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками

является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

3

У

Х


В каждую из колонок необходимо разнести результаты чтения задания, текста только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Интересным приемом является "Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

Цитата

Комментарии

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

Методы и приемы технологии критического мышления не потеряли своей актуальности и сегодня в свете внедрения государственных стандартов второго поколения.

Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.

Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения технологии развития критического мышления делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка, обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.

Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Внедрение в практику преподавания русского языка и литературы описанных выше методов и приемов оказывает позитивное влияние на успеваемость и уровень обученности детей. Наблюдается положительная динамика успеваемости и среднего балла в тех классах, где я работала. (см. приложение 1)

Так же наблюдаются позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам. Дети занимают призовые места в олимпиадах, конкурсах, научно - практических конференциях разного уровня. (см. приложение 2)




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Позитивные результаты образовательной деятельности.


1. Успеваемость обучающихся.

2012 - 2013 учебный год

2013 - 2014 учебный год

Классы в которых работал учитель

% успеваемости

Классы в которых работал учитель

% успеваемости

9 «А»

100%

10

100%

9 «Б»

100%

5 «Б»

100%

7 «Б»

100%

8 «Б»

100%

6 «А»

100%

7 «А»

100%

Средний % по году

100%


100%

2. Динамика среднего балла учителя.

2012/2013 уч.г.

2013/2014 уч.г.

Динамика

класс

средний балл

класс

средний балл

9 «А»

3,8

10

4,4

положительная

9 «Б»

4,2

7 «Б»

3,8

8 «Б»

3,8

стабильно

6 «А»

3,9

7 «А»

3,9

стабильно


5 «Б»

3,7

Итого: 3, 91

Итого: 3,95

положительная

















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся


Окружной этап всероссийской олимпиады школьников

2013/2014 уч.г.

Предмет

Ф. И. учащегося

Класс

Уровень

Результат

литература

Канухина Екатерина

10

окружной

3 место

2014/2015 уч.г.

Предмет

Ф. И. учащегося

Класс

Уровень

Результат

литература

Канухина Екатерина

11

окружной

2 место

русский язык

Бобровникова Виктория

11

окружной

3 место


Конкурсы

2013/2014 уч.г.

Название

Ф. И. учащегося

Класс

Уровень

Результат

6 районный конкурс творческих работ «Русь моя» (сочинение)

Бобровникова Виктория

10

муниципальный

1 место

диплом

I Малышевские чтения

Белокозова Анастасия

(художественное чтение)

10

муниципальный

1 место

диплом

Аваева Юлия

(Сочинение)

10

муниципальный

3 место

диплом

Молодежный чемпионат по русскому языку и языкознанию 2013/2014 уч.г.

Титова Анастасия

8«Б»

федеральный

диплом регионального победителя

II степени

Молодежный чемпионат по русскому языку и языкознанию 2013/2014 уч.г.

13 участников

7 «А»

8 «Б»

10

федеральный

сертификаты участников

Молодежный чемпионат по литературе 2013/2014 уч.г.

10 участников

8 «Б»

10

федеральный

сертификаты участников


Конкурсы

2014/2015 уч.г.

Название

Ф. И. учащегося

Класс

Уровень

Результат

7 районный конкурс творческих работ «Русь моя» (сочинение)

Белокозова Анастасия

11

муниципальный

2 место

диплом

II

Малышевские чтения

Белокозова Анастасия

(художественное чтение)

11

муниципальный

2 место

диплом




















Библиографический список

1. Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка. Пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей). - М.: Московский Лицей, 2002. - 88 с.

2.Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление// «Перемена», № 4, 2001, с.76.

3.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-ое. - СПб: «Альянс «Дельта»; «Речь», 2003.

4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия",2007. - 368с.

5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. Народное образование.1998. - 256 с

6. ТемплЧ., Мередит К., Стил Дж. Как учатся дети: Свод основ - 2002.- 105 с.

7. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.



11


© 2010-2022