Технологическая карта урока русского языка по теме Правописание НЕ с существительными

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка


  1. БЛОК

Номинация

«Лучшая методическая разработка урока»

ОУ

БОУ г. Омска «Гимназия № 159»

Авторы, разработчики:

Бочуля Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, БОУ г. Омска «Гимназия № 159»

Предмет

Русский язык

Программа

Рабочая программа по русскому языку 5 А класс, составленная на основе ООПООО БОУ г.Омска «Гимназия № 159», приказ № 86-оу от 01.04.2015 и Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/ М.: Дрофа, 2010

Учебник

Русский язык. 5 кл. : учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015.- 317

Класс

5 класс

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Технология построения урока

Проблемный диалог

Тема

«Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»

Цель

Усвоение орфограммы «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»

Задачи

  • Создание условий для открытия новых знаний по теме «Правописание НЕ с существительными».

  • Выявление условий выбора слитного и раздельного написания не с именами существительными.

  • Развитие умений анализировать, обобщать, сравнивать.

Основные термины, понятия

Имя существительное, отрицание, частица НЕ, приставка НЕ, часть корня, синоним, противопоставление.


  1. БЛОК

Планируемый результат

Предметные умения

  • Знать условия слитного/раздельного написания НЕ с именами существительными,

  • Правильно писать НЕ с именами существительными,

  • Выделять морфемы (НЕ - приставка, НЕ - часть корня).

  • Графически обозначать орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» с указанием условий выбора написания.

УУД

Коммуникативные УУД:

  • использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • формулировать проблему урока,

  • высказывать предположения на основе наблюдений,

  • понимать учебно-научный текст,

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую,

  • проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные УУД:

  • объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен существительных.

Личностные УУД:

  • формирование выраженной познавательной мотивации,

  • формирование умения концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию.


  1. БЛОК

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор.


  1. БЛОК

ЭТАПЫ УРОКА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ЭТАПА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

РЕЗУЛЬТАТ

Оргмомент

Привлечение внимания. Подготовка к деятельности.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Отвечают учителю.

Все готовы к уроку.

Этап вызывания исходной мотивации к учебной деятельности

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению.

- Ребята, на дом вам была задана загадка:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

- Проблемный диалог:

- Что помогло вам отгадать загадку? (Отрицательное сравнение).

- При помощи чего было создано сравнение? (Частицы НЕ).

- О чём сегодня мы будем вести разговор? (О частице НЕ)

-Отгадывают загадку, сверяют ответ с рисунком на слайде.

-Отвечают на вопросы.

-Мотивационная основа к деятельности.

-Обучающиеся заинтересованы, хотят узнать о частице НЕ новые сведения.

Актуализация знаний

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»).

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»).

Даёт задание:

Раскройте скобки, объясните свой выбор. Слова представлены на слайде.

(Не) знаю, (не) делал, (не) годовать, (не) взлюбить.

Выполняют задание по цепочке, с комментарием.

- Вспомнили правило правописания НЕ с глаголами.

Проблематизация

-Создаёт проблемную ситуацию:

Загадка представлена на слайде. Раскройте скобки, объясните свой выбор.

(Не) куст, а с листочками,

(Не) рубашка, а сшита,

(Не) человек, а рассказывает

- Задаёт вопрос: какая возникла проблема?

-Записывают загадку, пытаются объяснить орфограмму.

-Отвечают на вопрос, формулируют проблему.

-Сформулирована проблема: мы не знаем, слитно или раздельно написать НЕ.

Целеполагание, формулирование темы урока.

Формирование умения ставить цель и намечать пути решения проблемы. Формулировать тему урока.

Задаёт вопросы:

- Почему мы не можем воспользоваться каким-либо известным правилом?

- Сформулируйте цель и тему урока.

- Отвечают на вопрос (нет, т.к. правило касается глаголов, а в загадке - существительные)

- Формулируют цель и тему урока.

Поставлена цель: выяснить условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Сформулирована тема урока: «Правописание частицы НЕ с именами существительными».

Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний

Учащиеся усваивают содержание учебной темы и овладевают учебными действиями, входящими в это содержание.

Даёт задание.

1.Послушайте стихотворение Б. Заходера.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне невстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не…

- Почему вы смеялись, когда я читала стихотворение? (Здесь использованы слова, которых в русском языке нет).

- Почему же вы смогли понять их, объяснить их значение?

- Как вы думаете, НЕ с такими словами будет писаться слитно или раздельно? (Мы знаем, что есть глаголы, которые без НЕ не употребляются, значит, пишутся слитно. Возможно, это правило действует и для других частей речи).

- Обсудите в парах и сформулируйте первый пункт правила. (Если существительное не употребляется без НЕ, то пишется с НЕ слитно).

2. Наблюдение.

На слайде представлены пары слов: НЕСЧАСТЬЕ - ГОРЕ, НЕДРУГ-ВРАГ. Что это за слова? Как в этом случае пишется НЕ? (Синонимы, не пишется слитно).

- Сформулируйте второй пункт правила.

На слайде записано предложение: ЭТОТ ПРЕДМЕТ БЫЛ НЕ БОЛЬШОЙ, А МАЛЕНЬКИЙ. Какая пара слов здесь представлена? Как в этом случае пишется НЕ? (Антонимы. Противопоставление. НЕ пишется раздельно)

3.Посмотрите сценку (мини-диалог).

- Проблемный диалог:

- Как вы думаете, почему мальчик не понял друга? (Не существует слова незайцы).

- Какая орфограмма связана с этим словом? (Правописание НЕ).

- Как вы считаете: НЕ нужно в этом случае писать слитно или раздельно? Обоснуйте.

- Обсудите в парах и сформулируйте третий пункт правила. (Если НЕ при существительном является отрицанием, если такого слова с НЕ не существует, то НЕ пишется раздельно).

- Прочитаем правило в учебнике. Верны ли наши предположения?

- Преобразуем правило в другую форму.

-Выполняют задание.

- Разыгрывают мини-диалог (слова заранее распечатаны).

- А я к братику на утренник ходил, там дети в костюмах разных зверей были.

- И тигры были?

- Были.

- И волки?

- И волки.

- И зайцы?

- И зайцы.

- А незайцы были?

- Не понял?!!!!

-Отвечают на вопросы.

-Выдвигают гипотезу.

-Формулируют правило.

-Читают правило в учебнике.

-Составляют алгоритм действий:

Алгоритм:

Технологическая карта урока русского языка по теме Правописание НЕ с существительными



Технологическая карта урока русского языка по теме Правописание НЕ с существительными

1.Высказывают предположения на основе наблюдений, от каких условий зависит правописание частицы НЕ.

2.Убедились в этом, прочитав правило.

3.Понимают учебно-научный текст.

4.Устанавливают закономерности, обобщают.

5. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

6.Осмысливают информацию.

7.Преобразовывают информацию из одной формы в другую.

Физминутка

Здоровьесбережение

- Ребята, встаньте, пожалуйста, проведём физминутку. Я называю слово, если НЕ пишется слитно - присели, если раздельно - потянулись вверх.

Выполняют задание.

Несчастье; не счастье, а горе; недовольство; это не книга; невзгоды; неприятель; не друг, а враг; не тигр.

Смена деятельности, небольшой отдых.

Первичное запоминание условия выбора слитного/раздельного написания НЕ с существительными.

Первичное применение знаний, развитие орфографических умений.

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма.

Научить соотносить свои действия с алгоритмом, ключом, понятиями,

фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки.

Даёт задание, следит за правильностью выполнения.

- Вернёмся к нашей загадке. Как нужно написать слова с НЕ?

Выполняют упражнения № 712, 714, 715 у доски (продолжаем цепочку)

-Применение правила.

- правильно писать слова с НЕ

-графически обозначать условия выбора орфограммы.

Домашнее задание

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности. Нацелить на выбор домашнего задания.

Задаёт вопрос:

- Как вы считаете, что нужно выполнить дома?

- Посмотрите задания, оцените сложность их выполнения.

Отвечают на вопрос. (Предположительно: выучить правило и применить его на практике, выполнив упражнение)

Домашнее задание:

ПРАВИЛО с. 253

УПРАЖНЕНИЕ 713 или 716 (по выбору). Упражнения разного уровня сложности.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: попробуйте сами придумать стихотворение про исчезнувшую частицу НЕ.

Стихотворение, сочиненное учеником.

В какой-то сказочной стране потерялась частица НЕ.

И что же случилось за сутки?

В поле зацвели голубые забудки,

Пропала НЕ, и человек несчастный

Был благодарен ей:

Стал он счастный.

Отцвели голубые забудки

В этой сказочной стране,

И очень грустно стало мне,

Что больше нету шутки.

Подведение итогов, рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона. Установить разницу между «знаю» и «надо узнать».

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия.

-Выполните одно из трёх заданий (указаны на слайде):

1.Закончите фразы:

Сегодня я понял, что …

Сегодня я узнал, что…

2.Заполните таблицу:

Я знаю,

я умею,

я научился,

я сумел…

Мне нужно подучить, мне нужно выяснить, я хочу задать вопрос…


3.»Упакуйте» информацию при помощи СИНКВЕЙНА.

Выполняют задание.

-Рефлексия соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-Обучающиеся понимают важность информации урока.

- СИНКВЕЙН

НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

СЛИТНО ИЛИ РАЗДЕЛЬНО

УПОТРЕБЛЯЕТСЯ БЕЗ НЕ ИЛИ НЕТ

ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТСЯ ИЛИ ЗАМЕНЯЕТСЯ СИНОНИМОМ

ТВОЙ ВЫБОР


© 2010-2022