- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока русского языка по теме Правописание НЕ с существительными
Технологическая карта урока русского языка по теме Правописание НЕ с существительными
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бочуля И.В. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока русского языка
-
БЛОК
Номинация
«Лучшая методическая разработка урока»
ОУ
БОУ г. Омска «Гимназия № 159»
Авторы, разработчики:
Бочуля Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, БОУ г. Омска «Гимназия № 159»
Предмет
Русский язык
Программа
Рабочая программа по русскому языку 5 А класс, составленная на основе ООПООО БОУ г.Омска «Гимназия № 159», приказ № 86-оу от 01.04.2015 и Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/ М.: Дрофа, 2010
Учебник
Русский язык. 5 кл. : учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015.- 317
Класс
5 класс
Тип урока
Урок «открытия» нового знания
Технология построения урока
Проблемный диалог
Тема
«Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»
Цель
Усвоение орфограммы «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»
Задачи
-
Создание условий для открытия новых знаний по теме «Правописание НЕ с существительными».
-
Выявление условий выбора слитного и раздельного написания не с именами существительными.
-
Развитие умений анализировать, обобщать, сравнивать.
Основные термины, понятия
Имя существительное, отрицание, частица НЕ, приставка НЕ, часть корня, синоним, противопоставление.
-
БЛОК
Планируемый результат
Предметные умения
-
Знать условия слитного/раздельного написания НЕ с именами существительными,
-
Правильно писать НЕ с именами существительными,
-
Выделять морфемы (НЕ - приставка, НЕ - часть корня).
-
Графически обозначать орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» с указанием условий выбора написания.
УУД
Коммуникативные УУД:
-
использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные УУД:
-
формулировать проблему урока,
-
высказывать предположения на основе наблюдений,
-
понимать учебно-научный текст,
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую,
-
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные УУД:
-
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен существительных.
Личностные УУД:
-
формирование выраженной познавательной мотивации,
-
формирование умения концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию.
-
БЛОК
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы:
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор.
-
БЛОК
ЭТАПЫ УРОКА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ЭТАПА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
РЕЗУЛЬТАТ
Оргмомент
Привлечение внимания. Подготовка к деятельности.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Отвечают учителю.
Все готовы к уроку.
Этап вызывания исходной мотивации к учебной деятельности
Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению.
- Ребята, на дом вам была задана загадка:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
- Проблемный диалог:
- Что помогло вам отгадать загадку? (Отрицательное сравнение).
- При помощи чего было создано сравнение? (Частицы НЕ).
- О чём сегодня мы будем вести разговор? (О частице НЕ)
-Отгадывают загадку, сверяют ответ с рисунком на слайде.
-Отвечают на вопросы.
-Мотивационная основа к деятельности.
-Обучающиеся заинтересованы, хотят узнать о частице НЕ новые сведения.
Актуализация знаний
Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»).
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»).
Даёт задание:
Раскройте скобки, объясните свой выбор. Слова представлены на слайде.
(Не) знаю, (не) делал, (не) годовать, (не) взлюбить.
Выполняют задание по цепочке, с комментарием.
- Вспомнили правило правописания НЕ с глаголами.
Проблематизация
-Создаёт проблемную ситуацию:
Загадка представлена на слайде. Раскройте скобки, объясните свой выбор.
(Не) куст, а с листочками,
(Не) рубашка, а сшита,
(Не) человек, а рассказывает
- Задаёт вопрос: какая возникла проблема?
-Записывают загадку, пытаются объяснить орфограмму.
-Отвечают на вопрос, формулируют проблему.
-Сформулирована проблема: мы не знаем, слитно или раздельно написать НЕ.
Целеполагание, формулирование темы урока.
Формирование умения ставить цель и намечать пути решения проблемы. Формулировать тему урока.
Задаёт вопросы:
- Почему мы не можем воспользоваться каким-либо известным правилом?
- Сформулируйте цель и тему урока.
- Отвечают на вопрос (нет, т.к. правило касается глаголов, а в загадке - существительные)
- Формулируют цель и тему урока.
Поставлена цель: выяснить условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
Сформулирована тема урока: «Правописание частицы НЕ с именами существительными».
Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний
Учащиеся усваивают содержание учебной темы и овладевают учебными действиями, входящими в это содержание.
Даёт задание.
1.Послушайте стихотворение Б. Заходера.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне невстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не…
- Почему вы смеялись, когда я читала стихотворение? (Здесь использованы слова, которых в русском языке нет).
- Почему же вы смогли понять их, объяснить их значение?
- Как вы думаете, НЕ с такими словами будет писаться слитно или раздельно? (Мы знаем, что есть глаголы, которые без НЕ не употребляются, значит, пишутся слитно. Возможно, это правило действует и для других частей речи).
- Обсудите в парах и сформулируйте первый пункт правила. (Если существительное не употребляется без НЕ, то пишется с НЕ слитно).
2. Наблюдение.
На слайде представлены пары слов: НЕСЧАСТЬЕ - ГОРЕ, НЕДРУГ-ВРАГ. Что это за слова? Как в этом случае пишется НЕ? (Синонимы, не пишется слитно).
- Сформулируйте второй пункт правила.
На слайде записано предложение: ЭТОТ ПРЕДМЕТ БЫЛ НЕ БОЛЬШОЙ, А МАЛЕНЬКИЙ. Какая пара слов здесь представлена? Как в этом случае пишется НЕ? (Антонимы. Противопоставление. НЕ пишется раздельно)
3.Посмотрите сценку (мини-диалог).
- Проблемный диалог:
- Как вы думаете, почему мальчик не понял друга? (Не существует слова незайцы).
- Какая орфограмма связана с этим словом? (Правописание НЕ).
- Как вы считаете: НЕ нужно в этом случае писать слитно или раздельно? Обоснуйте.
- Обсудите в парах и сформулируйте третий пункт правила. (Если НЕ при существительном является отрицанием, если такого слова с НЕ не существует, то НЕ пишется раздельно).
- Прочитаем правило в учебнике. Верны ли наши предположения?
- Преобразуем правило в другую форму.
-Выполняют задание.
- Разыгрывают мини-диалог (слова заранее распечатаны).
- А я к братику на утренник ходил, там дети в костюмах разных зверей были.
- И тигры были?
- Были.
- И волки?
- И волки.
- И зайцы?
- И зайцы.
- А незайцы были?
- Не понял?!!!!
-Отвечают на вопросы.
-Выдвигают гипотезу.
-Формулируют правило.
-Читают правило в учебнике.
-Составляют алгоритм действий:
Алгоритм:
1.Высказывают предположения на основе наблюдений, от каких условий зависит правописание частицы НЕ.
2.Убедились в этом, прочитав правило.
3.Понимают учебно-научный текст.
4.Устанавливают закономерности, обобщают.
5. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
6.Осмысливают информацию.
7.Преобразовывают информацию из одной формы в другую.
Физминутка
Здоровьесбережение
- Ребята, встаньте, пожалуйста, проведём физминутку. Я называю слово, если НЕ пишется слитно - присели, если раздельно - потянулись вверх.
Выполняют задание.
Несчастье; не счастье, а горе; недовольство; это не книга; невзгоды; неприятель; не друг, а враг; не тигр.
Смена деятельности, небольшой отдых.
Первичное запоминание условия выбора слитного/раздельного написания НЕ с существительными.
Первичное применение знаний, развитие орфографических умений.
Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма.
Научить соотносить свои действия с алгоритмом, ключом, понятиями,
фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки.
Даёт задание, следит за правильностью выполнения.
- Вернёмся к нашей загадке. Как нужно написать слова с НЕ?
Выполняют упражнения № 712, 714, 715 у доски (продолжаем цепочку)
-Применение правила.
- правильно писать слова с НЕ
-графически обозначать условия выбора орфограммы.
Домашнее задание
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности. Нацелить на выбор домашнего задания.
Задаёт вопрос:
- Как вы считаете, что нужно выполнить дома?
- Посмотрите задания, оцените сложность их выполнения.
Отвечают на вопрос. (Предположительно: выучить правило и применить его на практике, выполнив упражнение)
Домашнее задание:
ПРАВИЛО с. 253
УПРАЖНЕНИЕ 713 или 716 (по выбору). Упражнения разного уровня сложности.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: попробуйте сами придумать стихотворение про исчезнувшую частицу НЕ.
Стихотворение, сочиненное учеником.
В какой-то сказочной стране потерялась частица НЕ.
И что же случилось за сутки?
В поле зацвели голубые забудки,
Пропала НЕ, и человек несчастный
Был благодарен ей:
Стал он счастный.
Отцвели голубые забудки
В этой сказочной стране,
И очень грустно стало мне,
Что больше нету шутки.
Подведение итогов, рефлексия
Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона. Установить разницу между «знаю» и «надо узнать».
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия.
-Выполните одно из трёх заданий (указаны на слайде):
1.Закончите фразы:
Сегодня я понял, что …
Сегодня я узнал, что…
2.Заполните таблицу:
Я знаю,
я умею,
я научился,
я сумел…
Мне нужно подучить, мне нужно выяснить, я хочу задать вопрос…
3.»Упакуйте» информацию при помощи СИНКВЕЙНА.
Выполняют задание.
-Рефлексия соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-Обучающиеся понимают важность информации урока.
- СИНКВЕЙН
НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ
СЛИТНО ИЛИ РАЗДЕЛЬНО
УПОТРЕБЛЯЕТСЯ БЕЗ НЕ ИЛИ НЕТ
ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТСЯ ИЛИ ЗАМЕНЯЕТСЯ СИНОНИМОМ
ТВОЙ ВЫБОР