Урок по теме Истоки басенного жанра (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БАСНЯ. ИСТОКИ БАСЕННОГО ЖАНРА

Тип урока - урок изучения нового материала.

Цели урока:

а) дидактические:

- расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;

- дать представление о возникновении и развитии басенного жанра;

- познакомить детей с именами известных баснописцев;

б) развивающие:

- развивать познавательные интересы учащихся;

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать умение строить устное высказывание;

в) воспитывающие:

- воспитывать неравнодушное отношение к проблемам, затронутым в произведениях баснописцев.

Оборудование:

  • Учебник Литература. 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010;

  • Тексты басен Эзопа и Лафонтена;

  • Презентация «Басня. Истоки басенного жанра».

Ход урока

  1. Оргмомент.

  1. Постановка цели урока. Введение в тему.

Ребята, мы начинаем читать и обсуждать произведения русской литературы 18-19 веков. Вспомните,

на какие группы( или роды) делятся все произведения художественной литературы? (эпос, лирика, драма)

Какие произведения отнесём к эпосу?

Какие произведения отнесём к лирике?

Какие произведения отнесём к драме?

Приведите примеры рассказа, повести, стихотворения, пьесы.

-А я вспомнила «Стрекоза и муравей». К какому роду литературы мы отнесём?

Итак, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? Что мы хотим узнать?

- На сегодняшнем уроке мы будем говорить о басне. Об истоках этого жанра. Узнаем, много ли было на свете баснописцев, и постараемся запомнить их имена.

Но сначала вспомним, что такое басня.

  1. Беседа.

- Вспомните, какие басни вы уже читали? Кто их автор? Знаете ли других баснописцев?


  1. Работа по теме урока.

1) Басня - лиро-эпическое произведение.

- Сложность басенного жанра заключается в том, что он находится между лирическим и эпическим родом литературы. Мы называем ее лиро-эпическим произведением. Басня чаще всего имеет стихотворную форму, но в ней повествуется о каких-либо событиях, как в эпосе, в ней можно проследить последовательность событий.

2) Работа с литературоведческими терминами в тетради (письменно).

Басня (с. 57) - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

(Учащиеся делают записи в тетради)

- Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.

Ребята, а какое слово в определении для вас является новым, непонятным?

Аллегория - иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк - злой человек, лиса - хитрый человек - продолжить ряд…)

(Учащиеся делают записи)

- В басне обязательно есть мораль.

Мораль - это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

3) Баснописцы.

- Баснописцы действительно редки в литературе. Какой баснописец знаком вам с раннего детства? (И.А. Крылов)

- Но история басни началась не с Крылова. Басня - очень древний жанр. Один из самых известных баснописцев Эзоп.

Сообщение уч-ся об Эзопе

Он жил в 6 в до н.э. в Древней Греции. Был рабом и имел непривлекательную внешность (горбун), но обладал необычайно острым умом. Он сочинил много басен, которые потом были переработаны другими баснописцами.

Существует выражение «эзопов язык» - это иносказательная, образная, аллегорическая речь. Связано это выражение с именем Эзопа.

Подготовленный ученик читает басню Эзопа «Лисица и виноград».

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

- В 18 веке при дворе Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен.

Подготовленный ученик(сообщение о Лафонтене)

Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны уже стихами.

Подготовленный ученик читает басню Лафонтена «Лисица и виноград».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец

(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: "Он зелен -
Пусть им кормится всякий сброд!"
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

- В России писатели 18 - 19 веков тоже писали басни: Михаил Васильевич Ломоносов, А.П.Сумароков, В.И.Майков, И.И.Дмитриев. Некоторые современные писатели тоже используют этот жанр в своем творчестве. Но самым известным баснописцем, конечно же был и остается Крылов. (Показ портретов писателей)

Подготовленные ученики читают басню Крылова «Лиса и виноград»

Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;
‎В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты горят;
‎Лишь то беда, висят они высоко:
‎Отколь и как она к ним ни зайдет,
‎Хоть видит око,
‎Да зуб неймет.
‎Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж!
‎На взгляд-то он хорош,
‎Да зелен - ягодки нет зрелой:
‎Тотчас оскомину набьешь».

4)Работа с текстами басен.

Ребята, а что общего во всех 3-х баснях? (Ответы учащихся).

Какова мораль?

О Крылове мы будем подробно говорить на следующем уроке.


  1. Закрепление литературоведческих терминов. Хоровое проговаривание определений, записанных в тетрадях .


  1. Работа в парах.

Учащиеся читают записи в тетрадях, заучивают и рассказывают друг другу.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что сегодня на уроке было для вас новым?

Было ли интересно на уроке?

Что такое басня?

Что такое мораль?

С именами каких баснописцев мы познакомились на сегодняшнем уроке?

8. Домашнее задание.

Чтение и пересказ статьи учебника (с.57 ). 1)Написать басню (не важно, в прозе или в стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки); 2) нарисовать эпизод из любимой басни.














© 2010-2022