Конспект урока литературы в 7 классе по произведению А. П. Чехова Размазня

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.П.Чехов «Размазня».

Цель урока: обучение «диалогу с текстом»; наполнение структуры - Я ценностное.

Задачи урока:

- повторить способы работы Чехова над заголовком, смыслом; проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказа.

I.Орг. момент.

II. Эмоциональная разминка.

Игра «Моё».

Способны ли вы удержать то, что имеете? Способны ли защитить своё? Попробуем смоделировать жизненную ситуацию. Один из учеников по парте старается во чтобы то ни стало выпросить у другого учащегося что-то, убеждая, что это принадлежит ему. Другой - твёрдым голосом говорит: «Моё», внушая партнёру, что это не может быть чьим - то. (игра длится 1 мин.) Партнёры меняются ролями (1мин.) Обсуждение, обмены впечатлениями (1мин.)

- Что нужно: сила или убеждение?

Д: Смотря, с кем споришь. Некоторые легко поддаются убеждению, а другие кричат и не отдают.

Д: Если нужно, можно позвать кого-нибудь, чтобы помогли.

III. Работа над заглавием рассказа «Размазня». (вопросы предтекстового типа).

- Что обозначает слово «размазня»?

Д: Каша, слабый человек, слабак.

- Получается, размазня - это тот, кто не в состоянии сказать «моё». В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегов даёт следующее толкование: Размазня - жидкая каша. Вялый, нерешительный человек. Какой смысл в это слово вкладывает А.Чехов, мы узнаем в течение урока.

- Что должно отражать заглавие? Тему или основную мысль?

Д: Тему.

- По мнению Чехова, заглавие - это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким и …скромным. Вот как рассуждал сам Чехов: «Название рассказа «Жестокий урок» - неудачно. В нём нет простоты… Надо назвать рассказ каким-нибудь одним словом: «Гувернантка», нет, точнее - «Размазня».

- О ком, по вашему мнению, пойдёт речь в рассказе?

Д: кого-то обижали, о нём пойдёт речь.

- Как может вести себя гувернантка-размазня?

Д: Она добрая, когда на неё кричат, она плачет.

- Каким хозяевам чаще служит такая гувернантка?

Д: Жестоким, строгим.

IV. Обсуждение художественных особенностей рассказа.

Упражнения на ознакомление с рассказом.

- Сколько частей, на первый взгляд, в произведении?

- Три: вступление (завязка)- диалог (кульминация) - заключение (развязка).

Прочитаем вступление (завязку).

- Найдите слово-опору, которое помогает нам догадаться о том, какой характер примет диалог между хозяином и гувернанткой.

Д: Посчитаемся.

- Что означает слово «посчитаемся»?

Д: Сочтёмся, разберёмся.

V. Диалог с текстом (развитие рефлексивных ожиданий):

- Читаем рассказ, беседуя с ним (до слов «Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но … ни слова!»)

- В чём будет суть дальнейшего разговора?

Д: Хозяин так и будет доказывать гувернантке, что она работает не так, как договаривались.

- Давайте проверим по тексту ваши предположения.

(чтение до слов «Бедная девочка»).

- Как вы думаете, что при этом разговоре чувствовал сам герой?

Д: Он уверен, что получится всё, как он задумал.

(эту точку зрения разделили большинство детей)

- Как вы думаете, чем закончится этот диалог?

Д: Гувернантка ничего не получит.

- Продолжим чтение (читать до конца)

- Многие из вас оказались правы в своих предположениях, потому что уже поняли одну из важных мыслей, которая спрятана автором в тексте. Что это за мысль? Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к авторскому названию рассказа.

Д: Гувернантка-размазня из-за своего характера потеряла много денег, которые могла бы заработать.

VI. Работа над текстом (вопросы текстового типа).

  1. Упражнения, контролирующие умения находить конкретную информацию.

- Найдите слова, выражения, создающие портрет неуверенного в себе человека.

Д: Гувернантка лепетала, вспыхнула, покраснела, глаза наполнились влагой…

- Найдите предложения, которые передают состояние человека, имеющего отношения с размазнёй.

Д: Он вскочил, его охватила злость.

- Какое слово, произнесённое героем, является синонимом «размазни»?

Д: Это слово «кислятина».

- Какое слово более обидное? Почему?

Д: Слово «кислятина» связанно с запахом, значит, неряха. Оно более обидное.

- В развязке найдите слова-образы, передающие эмоции гувернантки после разговора.

Д: Кисло улыбнулась, удивилась.

- Таким образом, по Чехову, размазня - это … (закончить конструкцию).

- Найдите антоним слову размазня, которое поизносит герой. Что оно обозначает?

Д: Слово «зубастая» обозначает умеющая дать отпор.

2.Упражнение, контролирующее умение правильно толковать информацию.

- Перечитаем вновь последнее предложение: «Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным».

- Раскроем смысл предложения. Сколько слов-опор в предложении.

ЕЙ ВСЛЕД - ЛЕГКО - БЫТЬ СИЛЬНЫМ.

- Таким образом, если ты сильный, то тебе легко жить. О чём нам «кричат» слова «ей вслед»?

Д: Ей - слабой, размазне.

- Таким образом, легко быть сильным на фоне слабых, за счёт слабых, покорных и беззубых.

3. Упражнения на присвоение новых знаний (вопросы послетекстового типа).

- Какими чертами характера должен обладать сильный человек, по мнению героя?

Д: Сильный человек - это смелый, хитрый, сдержанный, уверенный человек.

- Согласен ли автор с мнением своего героя? В каких словах выражается авторское мнение?

Д: Автор говорит с иронией, так как герой себя ведёт самоуверенно.

- Чем отличается уверенный человек от самоуверенного?

Д: Самоуверенность иногда подводит людей.

Д: Самоуверенный - больше отрицательное качество.

- Самоуверенный человек, по толкованию С.Ожегова, слишком уверенный в самом себе, в своей непогрешимости.

- Можно ли такими уроками перевоспитать неуверенных в себе людей? При затруднении найдите ответ в тексте.

Д: Перевоспитать таких людей нельзя, так как гувернантка уже несколько раз сменила работу, каждый раз её обманывали.

VII. Рефлексия.

- Как бы ты поступил на месте хозяина, на месте гувернантки?

Д: Если бы мне не дали денег за работу, я бы доказывал, что я выполнил те условия, о которых договаривались.

- Были ли случаи в вашей жизни, когда вам нужно было отстаивать своё мнение?

Д: Часто спорю с учителями из-за оценок.

Д: Спорю с родителями.

- Как вы отстаиваете своё мнение со старшими? С одноклассниками?


© 2010-2022