Литературная викторина «Колесо фортуны»

Весёлые познавательные игры, КВНы, конкурсы значительно оживят изучение курса литературы, а разработка будет отличным помощником всем педагогам, желающим живо, творчески и увлекательно построить свою внеклассную работу.Большое внимание в разработке уделено межпредметным связям, что позволит проводить интересные интегрированные уроки и мероприятия, повысить интерес к литературе у тех ребят, которые решили специализироваться в других предметах школьной программы и областях знаний.Материалы разрабо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная викторина

«Колесо фортуны»

Класс: 5-6

Форма: литературная викторина.

Цель: вызвать интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина, изучить факты, интерпретации личности поэта, создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

Задачи: через литературные стихотворные сказки А.С.Пушкина привить любовь к чтению произведений поэта. Развивать у детей логическое мышление и способность к творчеству.

Оформление: интерактивная доска (портрет, цитаты, краткая биография, фрагменты произведений), музыка. Выставка книг А.С.Пушкина, выставка рисунков.

Домашнее задание: название команды, эмблема.

Ход урока

(на экране цитаты, тема урока, звучит музыка)

«Он входит в нашу жизнь в самом начале

и уже не покидает нас до конца».

А.Твардовский.

«Следы исчезнут поколений,

Но жив поэт, бессмертен гений»

Ф.Глинка.

  1. Вступительное слово учителя.

На фоне музыки учитель читает стихотворение.

Девятнадцатый век,

Знаменит ты своими балами,

Где роскошные дамы

В мазурке и вальсе кружат.

Век сменился - и вот

Все уходит куда-то с годами,

И ту пышность балов

Нам теперь не вернуть уж назад.

Но представьте себе,

Что сам Пушкин средь шумного бала

В наше время танцует

С прекрасной своей Натали.

И, как в прошлые годы,

Музыкой охвачена зала,

Шепоток модных жен

Вы услышите также вдали.

Кто-то спросит из вас:

Разве может такое случиться,

Чтобы Пушкин явился

На собственный свой юбилей?

Что ж, друзья, вы правы:

Жизнь не может опять повториться,

Зато память о нем будет жить

В сердцах многих людей!

Два столетья прошло,

Но поверьте: мы его не забыли!

Все таким же живым

Он навечно остался для нас!

Этот день подошел,

И мы вас на него пригласили.

В его честь, гений наш

Пусть звучит этот праздничный вальс!

(звучит вальс - громче)

Как прекрасно, друзья!

Праздник нынче в самом разгаре!

И звучит дивный вальс

Над любимою школой моей.

Гости все собрались,

В вихре кружатся пара за парой,

И наш Пушкин средь нас -

Своих добрых и милых друзей!


Здравствуйте, дорогие ребята, учителя! Добро пожаловать в клуб знатоков! Речь пойдет о личности и творчестве величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин - самый любимый писатель в нашей стране. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наи­зусть. "Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца", - говорит А. Твардовский.

В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, "пожи­рал" книги и уже в одиннадцать лет был хорошо знаком с французской ли­тературой. Несомненно, полезными оказались для поэта домашние литера­турные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам. Всё это оказало большое влияние на одарённого и впечатлительно­го мальчика.

А сказки! Рассказанные в детстве его старой няней, они оставили боль­шой след в его сознании. В письме к брату в 1824 году он написал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" Если начнёт поэт рассказывать о подвигах богатыря Руслана, о его встрече с живой головой великана, о ко­варном и трусливом Фарлафе, о приключениях могучего Гвидона и пре­красной царевне Лебедь, - невозможно оторваться от чтения.

Но не только сказки, но и другие сочинения Пушкина так интересны, так увлекательны!

Пушкин написал и о молодом юноше Дубровском, и честном офицере Гринёве, который дружил с грозным человеком - Пугачёвым. Он рассказал нам о старине, о древних русских князьях, о жизни и людях нашей страны более трёхсот лет назад...

А сколько стихов у Пушкина! С изумительной поэтической силой и лю­бовью рисует поэт картины родной природы! Мы видим русские деревни, величественное Чёрное море, южные степи и бурные реки Кавказа. С не­обычайной широтой и правдивостью освещает поэт все стороны и явления современной ему действительности.

Сегодня в нашем зале в литературной викторине «Что за прелесть эти сказки» встречаются сильнейшие представители 6-7 классов - знатоки литературы. Команда «Солнышко» и команда «Лучики».

Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей литературы.

Правила игры: игра пройдет в два тура, каждой команде дается право выбрать тему и номер вопроса, за правильный ответ можно получить от 5 до 10 баллов. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не ответившая на вопрос, передает вопрос другой команде.

А теперь жеребьевка. После жеребьевки команд начинается игра.

Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Команде «Солнышко» дается право первой выбрать тему и номер вопроса.

Первый тур.

Узнайте сказку.

1. Пошатнулась, не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала.

(«Сказка о мертвой царевне».)

2. Вот море кругом обежавши,
Высунув язык, морду поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь.

(«Сказка о попе и работнике его Балде».)

3. Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице подлетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился... И в то же время

С колесницы пал Дадон,

Охнул раз - и умер он.

(«Сказка о золотом петушке».)

4. Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд...

(«Сказка о царе Салтане».)

5. Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился.

Глядь: опять перед ним землянка,

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

(«Сказка о рыбаке- и рыбке».)

6. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».

(«Сказка о царе Салтане».)

7. Пошел, сел у берега моря;

Там он стал веревку крутить

Да конец ее в море мочить

(«Сказка о попе и работнике его Балде».)

8. Что за страшная картина!

Перед ним его два сына

Без шеломов и без лат

Оба мертвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга.

(«Сказка о золотом петушке».)

9. Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила медведиха.

(«Сказка о медведихе»)

Кто это? Узнайте героя.

1. Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Поднатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать? - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.

(Князь Гвидон.)

2. ...С высокой спицы

Стал стеречь его границы...

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется».

(Петушок.)

3. И (...) к ним сошла,
Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

(Царевна молодая.)

4. «.. ль на свете всех милее
Всех румяней и белее?»

(Злая мачеха.)

5. Живет (...) в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

Досветла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет, да сам и облупит.

(Балда.)

6. «Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценой откупалась».

(Старик.)

7. За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вина;

Заедает она пряником печатным...

(Старуха.)

Чьи слова?

1. «Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».

(Зеркальце.)

2. «Что за диво?

Все так чисто и красиво,

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал».

(Старший брат.)


  1. «Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя».

(Елисей.)

4. «Ох, дети, дети!

Горе мне! Попались в сети

Оба наши сокола!

Горе! Смерть моя пришла!»

(Царь Дадон.)

5. «Воротись, поклонися рыбке,

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

(Старуха.)

6. «Чего тебе надобно, старче?!»
(Золотая рыбка.)

7. «Что я? Царь или дитя? -
Говорит он не шутя, -
Нынче ж еду».

(Царь Салтан.)

8. «Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, враженок, задачу,
Посмотрим, какова у тебя сила».

(Балда.)


Первый тур литературной викторины закончен, пока жюри подводит итоги 1 тура, мы с вами попробуем разобрать потерянные вещи. Их кто- то потерял. Вы должны найти владельца и прочитать отрывок из произведения, где эти вещи упоминаются.

Пряжа. «Три девицы под окном пряли …» (Сказка о царе Салтане…»)

Цепь. «Все ходит по цепи кругом…» («У лукоморья дуб зеленый…»)

Зеркальце. «Свет мой зеркальце скажи..» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях…»)

Золотая рыбка. «Как взмолится золотая рыбка..» («Сказка о рыбаке и рыбке..»)


Все вещи потерянные владельцами нашлись, и мы переходим ко второму туру.


Второй тур.


Из какой сказки?

1. Белочка золотой орех грызет.

(«Сказка о царе Салтане».)

  1. Тридцать три богатыря.
    («Сказка о царе Салтане».)

  2. Золотая рыбка.
    («Сказка о рыбаке и рыбке»,)

  3. Черти.

(«Сказка о попе и работишке его Балде».)

5. Шатер.

(«Сказка о золотом петушке».)

Укажите тип речи: описание, повествование.

1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря,

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

(«Сказка о рыбаке и рыбке» - повествование.)

2. Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился.

И царица у окна

Села ждать его одна.

(«Сказка о царе Салтане» - повествование.)

3. Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

(«Сказка о царе Салтане» - описание.)

4. Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит; «Кири-ку-ку».

(«Сказка о золотом петушке» - описание.)

5. Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна

К царству славного Салтана,

И желанная страна

Вот уж издали видна.

Сказка о царе Салтане» - повествование.)

6. С первого щелка
Прыгнул поп до потолка,
Со второго щелка
Лишился поп языка -

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

Сказка о попе и работнике его Балде» - повествование.)

7. Как весенней теплой порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу дремучего
Выходила Медведиха

Со милыми детушками медвежатами.

Сказка о медведихе» - повествование.)

8. Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

(«Сказка о золотом петушке» - описание.)

9. Море вдруг

Всколыхалося вокруг,

Расплескало в шумном беге

И оставило на бреге

Тридцать три богатыря. (Повествование.)

В чешуе, как жар, горя,

Идут витязи четами. (Описание.)

(«Сказка о царе Салтане»)

Молодцы! Мы закончили игру,

Но праздник продолжается,

Жюри объявит нам итоги,

Когда посовещается.

Пока жюри подводит итоги, команды разгадывают загадки.

ЗАГАДКИ В СТИХАХ

  1. Всех на свете он добрей,
    Лечит он больных зверей,
    И однажды бегемота
    Вытащил он из болота.
    Он известен, знаменит,
    Это доктор... (Айболит).


  1. Многим долго неизвестный,
    Стал он каждому дружком.
    Всем по сказке интересной
    Мальчик-луковка знаком.
    Очень просто и недлинно
    Он зовется... (Чиполлино).


  1. Всех он любит неизменно,
    Кто б к нему не приходил.
    Догадались? Это Гена,
    Это Гена... (крокодил).


  1. Он и весел, и не злобен,
    Этот милый чудачок.

С ним хозяин, мальчик Робин,

И приятель - Пятачок.

Для него прогулка- праздник

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок... (Винни Пух).

5.Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица.

Не тигренок, не лисица.

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка.

А зовется... (Чебурашка).


Слово жюри. Итоги. Награждение.

Учитель: С каждым десятилетием все дальше от нас пушкинская эпоха, а великий поэт все более приближается к нам как наставник, учитель и друг - спутник всей нашей жизни от рождения до старости.

Следы исчезнут поколений,

Но жив поэт, бессмертен гений!

Я благодарю вас, ребята, за участие в сегодняшнем мероприятии и надеюсь, что оно лишь подогреет в вас желание еще глубже проникнуть в мир произведений гениального русского поэта

Александра Сергеевича Пушкина.




© 2010-2022