Сценарий мероприятия, посвященного Году Литературы и 70-летию Победы Строки, опаленные войной

Литературно-музыкальная композиция подготовлена для учащихся 4-9 классов. Сценарий рассказывает об участии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. поэтов и писателей русской литературы, знакомит с именами, основными темами поэзии военных лет, с историей создания и судьбой некоторых произведений, о том, как стихи становились песнями, какие из них были особенно популярны и почему. Материал дает возможность расширить кругозор школьников, развивает вкус к художественному слову, воспитывает чувст...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2015 - год литературы

ЛИТЕРАТУРА И ВОЙНА

Сценарий мероприятия «Строки, опаленные войной»

Ведущий 1. В далекое прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло уже семьдесят лет?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

Ведущий 2. В то время все было общим - страдание и горе, надежды и радости, вера в победу и недоумение, что враг так быстро продвигается вглубь нашей страны. В первых рядах бойцов была и поэзия. Более девятисот поэтов и писателей в годы войны ушли на фронт, около пятисот из них не вернулось. Их поэтическое слово помогало в трудную минуту нашим солдатам, поддерживало боевой дух, веру в победу.

Чтец . Стихотворение Анны Ахматовой «Мужество»

Чтец . Стихотворение Николая Старшинова

И вот в свои 17 лет я встал в солдатский строй.

У всех шинелей серый цвет, у всех - один покрой.

У всех товарищей-солдат и в роте, и в полку -

Противогаз да автомат, да фляга на боку.

Я думал, что не устою, что не перенесу,

Что затеряюсь я в строю, как дерево в лесу.

Льют бесконечные дожди. И вся земля в грязи,

А ты, солдат, вставай, иди, на животе ползи.

Иди в жару, иди в пургу. Ну, что - не по плечу?

Здесь нету слова «не могу», а пущу - «не хочу».

Мети, метель, мороз, морозь, дуй, ветер, как назло,-

Солдатам холодно поврозь, а сообща - тепло.

И я иду, и я пою, и пулемет несу,

И чувствую себя в строю, как дерево в лесу.

Ведущий 2. Каждый поэт - это особый мир, особый взгляд на жизнь, в том числе и на войну. Когда много не похожих друг на друга поэтов по-разному рассказывают о войне, то получается полная и объемная картина.

Конечно, о войне знают лучше те, кто был на поле боя. Писатель-фронтовик замечает то, что видит не каждый солдат. А это те существенные мелочи, из которых складывается яркая картина времени и событий.

Чтец. Стихотворение Юрия Белаша «Оглохшая пехота»

И он кричит: -За Родину! Ура!.. -
И мы встаём за нашим помкомвзвода.
А под ногами - жухлая трава,
над головами - каска небосвода.

И тотчас же, испуганно спеша,
бьёт пулемёт от крайнего сарая -
и звук такой, как будто не дыша
натянутую простынь разрывают.

А после - словно ливень кирпича:
стеной встаёт нерасчленимый грохот.
И сквозь него, стреляя и крича,
бежит вперёд оглохшая пехота.

И кто-то рвёт шинельное сукно,
и кто-то в чистом поле умирает,
а помкомзвода машет нам: - За мной! -
и рот в беззвучном крике раздирает.

И вот уже - разрушенный сарай.
Гранаты в пулемётчиков швыряем…
рывок -
и мы передний край
с землёй и кровью перемешаем.
- Круши их гадов!..

Ведущий 1. Четыре года боев, горя, слез, смертей, непосильного труда. И все четыре года в одном строю с мужчинами шли женщины: вытаскивали из-под огня раненых, вели боевые самолеты, пробирались в тыл врага с особым заданием, а те, кто не был на фронте, вынесли на своих плечах тяготы военного времени, стоя у станков, работая в поле, поднимая детей.

Чтец. Стихотворение Михаила Исаковского «Русские женщины»(«Да разве об этом расскажешь..»)

Ведущий 2. И все же во время войны писали не только о сражениях. Солдаты тянулись к душевному теплу, к нежности, любви. Такие стихи поддерживали не только воинов, но и их родных. Ольга Берггольц так говорит о силе любви, которая сильнее ненависти, войны, смерти:

Что может враг? Разрушить и убить.

И только-то?

А я могу любить,

А мне не счесть души моей богатства,

А я за тем хочу и буду жить,

чтоб всю ее как дань людскому братству

на жертвенник всемирный положить…

Чтец. Стихотворение «Жди меня» Константина Симонова.

Девушки исполняют песню «Огонек»(можно инсценировать)

Ведущий 1. Очень быстро стихотворения о любви, полные человечности, душевной теплоты, превращались в песни и еще быстрее облетали всю страну. Казалось бы - Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что такая поэзия, песни были необходимы в годы войны.

Ведущий 2. Мне смерть страшна, но в битвах не робел.

В атаку шел - других не гнулся ниже.

Шел смело в бой не потому, что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Свинцовая метелица мела

Рвались снаряды, мины завывали

И песня нашей спутницей была

В бою, в походе, на ночном привале.

Чтец. Стихотворение Евгения Винокурова «Я эти песни написал не сразу…»

Ведущий 2. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, во время семейных праздников звучат песни военных лет, и грустные, задушевные, и веселые. Многие слушают их со слезами на глазах, особенно люди того поколения, которому пришлось пережить тяготы военных и послевоенных лет.

Ведущий 1. Самыми популярными песнями в те годы стали «Землянка» Алексея Суркова и «Катюша» Михаила Исаковского. Интересно, что стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году, когда сгущались тучи над нашими западными границами. Становилось ясно, что первый удар примут на себя пограничники. О них Исаковский пишет много стихов, но популярной становится «Катюша». Почему? Скорее всего потому, что в ней объединены лучшие песенные качества - музыкальность стиха, простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное заботы и любви. Песня воспринималась как что-то личное, задушевное. В годы войны она стала настоящим бойцом. Солдаты-фронтовики сочинили огромное количество различных вариантов песни «Катюша»: то это была песня -ответ бойца на привет возлюбленной, то рассказывала о том, что Катюшу угоняют в германский плен, или о том, что Катюша ушла в партизанский отряд, то призыв отомстить врагу за всех любимых. Если собрать все песни о Катюше, созданные за годы войны, то получится обширная поэтическая энциклопедия, где отражены чувства, переживания и надежды, женщин, оставшихся в тылу, их участие в партизанском движении и боевых действиях на фронте, и горькая судьба оказавшихся на оккупированной территории или угнанных в фашистскую неволю.

Исполняется песня «Катюша»

Ведущий 2. Не менее популярной в годы войны была поэма Алесандра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин», поэтический язык которой прост и естествен, включает много разговорных слов, пословиц и поговорок, мелодичен и выразителен. Поэму называют энциклопедией войны, потому что подробно и просто описаны самые разные ситуации фронтовых будней, солдатской доли. Она - гимн патриотизму русского человека. Образ Теркина - шутника, весельчака, балагура, смельчака, для которого при всем том война - обычное дело, т.к. он солдат, пришелся по душе воинам, он вселял надежду, дарил оптимизм и уверенность в победе даже в самые тяжкие моменты.

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Чтец. Глава «О награде»

Чтец. Стихотворение Семена Гудзенко «Нас не нужно жалеть..»

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -
только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордится сыны.

Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?
Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-
у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,
и не надо погибшим, чтоб живые любили за них.
Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.
Разве горю такому помогут рыданья живых?

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели
приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-
это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,
все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-
пусть нам пива наварят и мяса нажарят к обеду,
чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,
матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.
Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем -
все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.

Ведущий 1. Возможно, что вы - последнее поколение, которое видит живых участников той страшной войны. Память о погибших - долг всех живущих, потому что эту нашу жизнь они оплатили своей. Об этом написал в своем стихотворении Иван Лапшин:

Нас с каждым годом остается меньше,

Прошедших сквозь свинец, огонь и чад,

Благословляю сыновей и женщин

Сажать сады, выращивать внучат.

Нет, не за тем, чтобы однажды снова

Земля стонала, заживо горя,

А чтоб ВОЙНА - то проклятое слово

Встречалось разве только в словарях.

Ведущий 2. Особое свойство художественной литературы заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, примериваем на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как бы я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне - это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей: многие ведь уходили на фронт со школьной скамьи, а некоторые были вашими ровесниками - они становились сынами полка.

Ведущий 1. Кроме того, война , как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание силы духа, нравственности, совести. А значит, эта поэзия несет нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу. И много лет спустя эта тема не давала покоя поэтам, прошедшим дорогами войны. Обращаясь к молодым, не знающим горя и страдания, они призывали их помнить подвиг народа и стараться быть достойными их памяти.

Чтец. Стихотворение Юрия Разумовского «Я обращаюсь к молодым»

Я помню этот тяжкий бой:

В ту ночь два раненых солдата

Бежали тайно из санбата

К себе домой - к передовой.

Всю ночь гремел железный гром,

А утром тех солдат убило,

И рота их похоронила

На высоте, в песке сыром.

А вы, в невинной простоте,

Поете в тишине негромко

О безымянной высоте

У незнакомого поселка.

Я нюхал тех сражений дым,

Я видел слева смерть и справа,

И это все дает мне право-

Я обращаюсь к молодым:

- Мальчишки, вам по двадцать лет

Не забывайте той победы,

Ведь смысл ее не в трубной меди,

Поверьте мне, не в этом, нет!

Петь можно и о высоте,

О том, как падает ракета,

Но надо быть - на высоте,

Когда понадобится это.


© 2010-2022