- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интеллектуальная игра по русскому языку Грамотеи
Интеллектуальная игра по русскому языку Грамотеи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белялова С.И. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ГРАМОТЕИ»
( ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ )
7- 8 КЛАССЫ
Цели: развивать познавательный интерес к русскому языку; расширять общий кругозор учащихся; обогащать речь, привить навыки связного высказывания, умения логично, грамотно, образно и убедительно говорить; воспитывать способность к работе в команде, терпимость к разным точкам зрения.
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово учителя.
Добрый день, уважаемые преподаватели, гости. Сегодня любители и знатоки русского языка собрались здесь, чтобы проверить глубину своих знаний и сравнить себя с соперниками. В нашей игре обязательно выиграет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, полученными на уроках русского языка и литературы. Наша игра поможет вам найти на каждой станции много чудесного и таинственного, что прячется за словом «русский язык».
Представление команд.
Мы веселые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В «Грамотеи» будем играть.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомненья нет, -
Сегодня будет дружба владычицей побед.
1 команда. И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
2 команда. И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит острей,
И наша дружба крепнет с ней!
На музыку песни «Улыбка» В.Шаинского участники исполняют песню.
Любит игры наш дружный класс,
Вот начнется состязание сейчас,
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что не говори.
Нам доверено с тобой провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, русский язык,
Ты могуч, русский язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
Представление жюри. Ответное слово председателя жюри.
О юный друг! Мы встрече нашей рады.
Здесь ждут тебя победы и награды.
Ты спорь, ищи и не робей,
Свои уменья покажи скорей.
Ты не ропщи, а оживись
И русской речи поклонись.
Пусть знания тебя влекут
И в мир прекрасного зовут.
СТАНЦИЯ 1 «ФОЛЬКЛОРНАЯ».
Слово учителя. Игра «Что это?»
Его проглатывают, упорно не желая с кем-нибудь говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко. За него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. ( Ответ. Язык)
Продолжить пословицы и поговорки. Объяснить значение указанной пословицы.
Вопросы 1-ой команде ( «Юные филологи»)
1.Языком не спеши, а делом…(не ленись).
2.Язык мой - …(враг мой).
3.Слово молвит - …(соловей поет).
Вопросы 2- ой команде ( «Знатоки русского языка»).
1.Языком болтай, а рукам воли…( не давай).
2.Язык до …( Киева) доведет.
3.Слово не…(воробей): вылетит - не поймаешь.
СТАНЦИЯ 2 «СИНТАКСИЧЕСКАЯ».
Слово учителя. Ребята, вы ,наверное, помните крылатую фразу « Казнить нельзя помиловать» и понимаете, какую роль в ней играет запятая. От того, где поставят этот маленький крючочек, зависит жизнь человека. Ваша задача будет не столь сложна и ответственна. Вам надо расставить знаки препинания в предложении.
На карточке написано предложение, но без знаков препинания: «Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей».( М.Ю.Лермонтов)
СТАНЦИЯ 3 «УДАРЕНИЕ - УДАЛЕНИЕ».
Слово учителя. Еще в 4 веке известный филолог Диомед назвал ударение «душой речи». Правильная постановка ударения - признак культурной, грамотной речи. Есть немало слов, произношение которых служит показателем уровня речевой культуры. Ваша задача - расставить ударение в предложенных словах.
Августовский, договор, документ, завидно, звонишь, зубчатый, каталог, квартал, километр, крапива, красивее, кухонный, маркетинг, менеджмент, творог, украинский, ходатайствовать.
СТАНЦИЯ 4 «ПОЛИГЛОТ».
Слово учителя. Кто такой полиглот? Как будет по-испански « бой быков»? - Правильно, коррида. Переведите данные слова , выбрав ответы из предложенных на выбор:
-
«Крестословица» по-английски
-
«Мальчик» по-французски
-
«Запад» по-немецки
-
«Созвучие» по-итальянски
-
«Ледяная гора» по-шведски
-
«Книга» по-гречески
-
«Чтение» по-арабски
-
«Испытание» по-латыни
-
«Кот» по-украински
-
«Источник» по-исландски
а) айсберг; е) вест;
б) библия; ж) кит;
в) экзамен; з) гейзер;
г) кроссворд; и) коран;
д) гарсон; к) аккорд.
Ответы: 1г; 2 д; 3 е; 4 к; 5а; 6 б; 7и; 8в; 9 ж; 10 и.
СТАНЦИЯ 5 « СЛОВА В ЗЕРКАЛЕ».
Если вы читали сказку о королевстве кривых зеркал, то, наверное, помните, как Оля в зеркале превратилась в Яло, Анидаг в Гадину, а Нуш-рок в Коршуна.
Есть такие слова. Которые не теряют смысла и при чтении их справа налево. Например, сев и вес. Вам надо придумать и записать, как можно больше пар таких «зеркальных» слов.
СТАНЦИЯ 6 «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ»
Для того, чтобы справиться с заданием, необходимо знать названия нот, составляющих всем известную гамму. Ничему не удивляться, стараться быстро думать. Победит тот, кто наберет больше количество очков.
Итак, начали.
- Животное, растение, птица, в названиях которых есть нота «до» ( буль-
дог, подорожник, удод);
- пресмыкающееся, птица и овощ, в названиях которых есть нота «ре»(черепаха, тетерев, гречиха);
- птица, рыба, плодовое дерево, в названиях которых есть нота «ми» (фламинго, минога, миндаль);
- растение, в названии которого есть нота «соль» и нота «фа» (фасоль);
- млекопитающее, рыба, в названиях которых есть нота «ля» (косуля, стерлядь);
-птица, плодовое дерево и полевой цветок, в названиях которых есть нота «си» (синица, персик, василек).
Учитель. Пока команды работают, несколько вопросов для зрителей.
-
В названиях каких литературных произведений встречается имя числительное? ( А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».А.П.Чехов « 3 сестры»,А.Дюма «3 мушкетера» и др.
-
Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост? ( длинна-я, высока-я, низка-я)
-
Как написать мышеловка пятью буквами? ( кошка)
-
В каком глаголе 100 отрицаний? (стонет)
-
Какая змея бывает наречием? (уж)
-
На какой вопрос нельзя ответить: «Да»?( Ты спишь?)
-
Какое слово имеет пять «о»? (опять)
-
В названии какого европейского государства есть три «я2?( Авс- три- я)
-
На какое дерево садится ворона во время дождя? ( на мокрое)
-
Какой год продолжается всего один день? (новый)
-
Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
-
В каких лесах не водится дичь? (в строительных)
СТАНЦИЯ 7 «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»
Команды по очереди отвечают на вопросы. Если не знают ответа на поставленный вопрос, говорят: «Дальше…»
Вопросы 1- й команде:
-
Как в литературоведении называется преувеличение (гипербола)?
-
К какой части речи относится слово «оба»?
-
Как называются слова с противоположным лексическим значением? (антонимы)
-
Форма глагола, обозначающая признак предмета по действию? (причастие)
-
К какому разряду относятся местоимения мой, твой, свой, наш, ваш? (притяжательные)
-
Сколько слов в словосочетании «сногсшибательная новость»? (2)
-
К какой языковой единице принадлежит выражение «Язык без костей» (фразеологизм)
-
Звуки, которые можно проверить, называются…(проверяемые )
-
О чем напоминают прилагательные: оловянный, стеклянный, деревянный? ( пишутся с -нн- )
-
Объясните значение фразеологического оборота «Поймать на горячем» (поймали на преступлении)
Вопросы 2- й команде:
-
Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)
-
Какой частью речи является слово «любимым» в словосочетании « с любимыми не расставайтесь»? (существительное)
-
К какому пласту лексики относятся слова «перст», «очи», «уста»? (архаизмы)
-
Словосочетание «друг другу» пишется с дефисом или без? (без дефиса)
-
Сколько звуков в слове «дочь»? (3)
-
Пятая буква русского алфавита? ( д )
-
Как называется разговор двух или более лиц? (диалог)
-
Назовите все члены предложения. (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство)
-
Существительные изменяются по родам. Да или нет? (нет)
-
Объясните значение фразеологического оборота «Делить шкуру неубитого медведя» (распоряжаться недостигнутым)
СТАНЦИЯ 8 « СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ»
Замените словосочетания прилагательным с приставкой.
Задание 1- й команде:
-
Относящийся ко времени перед восходом солнца (предрассветный)
-
Не имеющий определенной формы (бесформенный)
-
Очень некрасивый, уродливый (безобразный)
-
Не дающий результата, напрасный (безрезультатный)
Задание 2- команде:
-
Лишенный смысла (бессмысленный)
-
Находящийся за пределами школы (внешкольный)
-
Никогда не умирающий (бессмертный)
-
Расположенный у берега, вдоль берега (прибрежный)
Подведение итогов жюри.
Награждение.
Учитель. Поздравляем победителей игры. Благодарим команды за интересную игру, а болельщиков за помощь командам.