Учебно-речевые текстовые задачи по русскому языку

Вашему внимания хочу представить своё выступление на секции учителей русского языка и литературы. Работа состоит из двух частей: текст выступления и презентация в формате pdf. Вы можете познакомиться с структурой учебно-речевых текстовых задач, мною дано подробное описание каждой части. Увидите пять примером задач. После каждой задачи мною описаны универсальные учебные действия, которые формируются у ученика при их выполнении.Данный вид заданий будет полезен тому, кто недавно перешёл или собирае...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

За последние время в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:подготовки учащихся к реальной жизни,готовности к тому, чтобы занять активную позицию,успешно решать жизненные задачи,уметь сотрудничать и работать в группе,быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.Поэтому учителям приходится переосмысливать цели и ценности современного образования с позиции новых стандартов.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.

На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.- активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД. Обучающиеся научатся владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать, извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т.д.

Следует подчеркнуть, что требования нового стандарта в части универсальных учебных действий не являются чем-то абсолютно новым. В педагогической науке традиционно используются такие понятия, как «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». В прогрессивной педагогике и методике именно формирование общеучебных действий всегда рассматривалось как надёжный путь развития личности. И всё же у многих педагогов данное «нововведение» вызывает некоторую тревогу и неуверенность в своих силах: как спроектировать урок, какие методы и приёмы работы при этом будут считаться наиболее эффективными?

Одной из форм организации такой деятельности можно назвать учебно-речевые текстовые задачи, основанные на реальной коммуникативной ситуации общения в процессе учебной деятельности с использованием текстового материала. Можно выделить такую структуру (композиционное строение) учебно-речевой текстовой задачи: 1) текст - 2) учебное задание - 3) учебно-речевая ситуация. Либо: 1) учебное задание - 2) текст - 3) учебно-речевая ситуация. Местоположениетаких компонентов как текст и учебное задание, в учебно-речевой текстовой задаче может быть вариативным в зависимости от того как учебное задание связано с текстом.

Рассмотрим каждый компонент обозначенной структуры.

  1. Текст в учебно-речевой текстовой задаче выступает как языковой и дидактический материал, на основе которого происходит усвоение, закрепление нового предметного содержания или повторение, обобщение освоенного раннее. При этом включение текста позволяет включить определённое знание, создать такие условия, при которых выполнение предложенных действий становится своеобразным речевым опытом, накапливающимся в сознании ученика.

  2. Учебное задание - задание, требующее от учащихся выполнения конкретных действий, направленных на поиск исходного отношения предметных условий, моделирование и изучение этого исходного отношения в частных условиях, контроль и оценку процесса. В этом случае происходит движение мысли от первичного восприятия до полного, структурирование содержания учебного материала и, как следствие, изменение самого действующего субъекта.

  3. Учебно-речевая ситуация - реальная коммуникативная ситуация общения, созданная посредством определённых условий, при которых система взаимоотношений участников общения направлена на решение, корректировку, оценку учебного задания.

Таким образом, учебно-речевая текстовая задача направлена на достижение конкретных предметных и метапредметных результатов обучения. Это мотивирует ученика на активные действия, которые приносят ощутимую пользу в дальнейшем развитии личности.

Теперь я приведу вам примеры учебно-речевых текстовых задач.

1.Учебное задание. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Укажите слова, которые связывают первое и второе предложения, второе и третье предложения. Найдите синонимы в тексте.

Текст. На самом берегу ручья у зелёного лесного болотца густо цветут незабудки. Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветы. В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба. Приятно смотреть на чистый голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит, плещется лесной ручеёк. А высоко-высоко в голубом летнем небе, над неподвижными макушками высокого леса тихо плывут белые летние облака.

Учебно-речевая ситуация (работа в парах). Подумайте, можно ли поменять эти синонимы местами, не меняя смысла текста. Обоснуйте свой ответ.

Формируемые УУД:

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; приводить аргументы, подтверждать свою позицию;

познавательные: внимательное чтение текста; поиск разнообразных вариантов решения задания; построение рассуждения в форме доказательства;

регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

2.Учебное задание. Прочитайте текст. Найдите в тексте эмоционально окрашенные слова, подберите к ним стилистически нейтральные синонимы.

Текст. …А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнегоребетёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. (А. П. Чехов.)

Учебно-речевая ситуация (выражение собственного мнения и его аргументация). Сделайте вывод об употреблении эмоционально окрашенных слов в художественной литературе. Можно ли безоговорочно во всех жизненных ситуациях оправдывать их употребление? Докажите свою точку зрения.

Формируемые УУД:

коммуникативные: формулирование собственного мнения, позиции; построение монологического высказывания;

познавательные:внимательное чтение художественного текста, построение рассуждения в форме доказательства;

регулятивные: принятие учебной задачи; выдвижение гипотез и их обоснование; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

3.Учебное задание. Прочитайте текст. Представьте, что вам нужно передать содержание абзацев с помощью фотоснимков. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1) Содержание какого абзаца вы смогли бы отразить в одном снимке? Почему?

2) Для иллюстрации какого абзаца вам придётся сделать несколько снимков? Почему?

3) Содержание какого абзаца вам вообще не удастся сфотографировать? Почему?

4) Может ли наличие одного (нескольких) фотоснимков или их отсутствие помочь вам в определении ведущего типа речи абзаца?

Текст.

У меня дома живёт попугайчик. Кеша. Перья у Кеши пёстрые и блестящие, хвост длинный, клювик загнутый. Мой попугайчик очень общительный.

Однажды к нам в гости пришла соседка с котёнком Мурзиком. Кеша долго присматривался к Мурзику. Потом попугай подлетел к столу, взял в клювик дольку мандарина и принёс её котёнку.

Увидев это, я ещё раз убедился, что характер домашних животных и птиц зависит от воспитания. Я забочусь о моём попугайчике и всегда ласково с ним разговариваю, поэтому он весёлый и добрый. А у злых хозяев животные всегда злые. Любите своих домашних питомцев!

Учебно-речевая ситуация (групповая работа). Представьте, что сегодня у нас в классе присутствует гость из далёкой зарубежной страны, в языке которой нет понятия типов речи. Наша задача - постараться объяснить гостю, используя информацию текста и подготовленные ответы на вопросы, что в русском языке существуют такие типы речи, как повествование, описание и рассуждение. Для этого мы разделимся на три группы; каждая приготовит небольшой аргументированный рассказ о конкретном типе речи.

Формируемые УУД:

коммуникативные: ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учёт разных мнений; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; построение монологического высказывания;

познавательные: внимательное чтение художественного текста; выделение существенной информации из теста;

регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; выполнение учебных действий в речевой форме.

4.Текст.

Но вот потеплело и к вечеру пошёл снег.____________, ___________ снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой их становилось всё больше, больше, и наконец снег повалил хлопьями, затягивая окрестность мутнойдрожащей пеленой.

В один миг ступени крыльца нашей лесной сторожки, и лавочка перед окном, и ветви старых сосен сделались _________, ________. А снег всё не переставал.

Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо. Воздух был __________ и ________, и в нём как-то особенно хорошо пахло _________, только что выпавшим снегом. Начинало смеркаться. Кругом было совсем тихо, как бывает только зимой в _________, _________ лесу перед наступлением ночи.

Учебное задание. Вы познакомились с текстом. Понятен ли вам в целом смысл текста? Объясните, в чём заключается трудность чтения? Какие части речи пропущены в тексте? Попробуйте их восстановить.

Учебно-речевая ситуация (работа в парах). Обсудите с соседом по парте слова для вставки. Совместно сформулируйте положения, которые обусловливают выбор конкретного прилагательного в конкретном случае, и предложите их классу.

Формируемые УУД:

коммуникативные: понимание того, что у собеседника могут быть другие позиции; ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

познавательные: структурирование знания; внимательное чтение художественного текста; поиск разнообразных вариантов решения задания; построение рассуждения в форме доказательства;

регулятивные:планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; внесение корректив в действие на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

5.Учебное задание. Прочитайте текст, определите тему. Подумайте, какое из предложений является ключевым, раскрывающим тему?

Текст.

Кони в золоте лучей.

Летом мы со старшим братом были в деревне у бабушки.

Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!

Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы развевались на ветру и казались золотыми…

Несколько минут я стоял как заворожённый, хотя кони были уже далеко. Клёв в то утро был отменный. Бабушка нашим уловом была довольна.

Учебно-речевая ситуация (групповая работа). Подумайте, где можно расширить повествование? Дополните текст несколькими предложениями, представьте свой вариант классу.

Формируемые УУД:

коммуникативные:ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учёт разных мнений; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; построение монологического высказывания;

познавательные:внимательное чтение художественного текста, построение речевого высказывания в устной форме;

регулятивные: принятие учебной задачи; выдвигать версии; выполнение учебных действий в речевой форме.

Таким образом, использование учебно-речевых текстовых задач на уроке позволяет создать педагогические условия для саморазвития учащегося как личности (языковой, социальной, психологической).

© 2010-2022