Конспект по литературе в 5 классе. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и Костылин

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе

Тема: Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как

протест против национальной вражды. Жилин и Костылин.

Цель урока: осмыслить содержание рассказла Л.Н. Толстого «Кавказский

пленник»; выделить основные проблемы, поднятые автором в

рассказе; развивать навыки исследовательской и творческой

деятельности учащихся; воспитывать непримиримость к

национальной вражде, толерантность, нравственные понятия:

отвага, благородство, честь.

Регулятивные УУД: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует

осуществляет необходимые действия, работает по

плану.

Познавательные УУД: понимает информацию, предоставленную на уроке.

Коммуникативные УУД: строит монологические высказывания, осуществляет

совместную деятельность в парах с учетом

конкретных учебно- познавательных задач.

Личностные УУД: положительно относится к учению, познавательности,

желает приобретать новые знания.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: учебник, портрет писателя, ноутбук, карточки для

мини-теста, иллюстрации по теме.

Межпредметные связи: история, география, русский язык.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап

  1. Взаимное приветсвие учителя и учащихся.

  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Этап проверки домашнего задания:

А.А. Фет - чтение наизусть стихотворения «Весенний дождь»- опрос учащихся;

- самооценка и взаимная оценка.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению

нового материала:

  1. Объявление темы урока

  2. Толкование названия рассказа «Кавказский пленник».

Кавказ-территория между Черным, Азовским и Каспийскими морями.

Многие художники и поэты восхищались красотой Кавказа (фотографии с

видом Кавказа). У великих русских поэтов А.С. Пушкина и М.Ю.

Лермонтов есть стихи о неповторимой красоте Кавказа.

Учитель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ».

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Сообщение учащегося.

В 1851г. старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать на Кавказ. Здесь Лев Толстой прожил почти 3 года. Он был участником военных действий. Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода»

Сообщение учителя с элементами беседы.

Именно эта тема и звучит в названии «Кавказский пленник» - свобода (простор и красота Кавказа) и война (плен).

  1. Исторические сведения.

Главные герои рассказа попадают в плен .

Кто взял их в плен ? (Жители Кавказа, кавказцы).

Сообщение учащегося.

Кавказцы - это горские народы т.е. народы, живущие в горах Кавказа.

В большинстве своем они исповедуют мусульманскую религию: чеченцы,

дагестанцы, осетины, ногайцы, аварцы,татары.

Вопрос учителя:

Почему кавказцы взяли в плен русских офицеров?

(На Кавказе тогда была война)

Сообщение учащегося.

Кавказская война 1817-1864 гг. - война Российской империи с горскими

народами Северного Кавказа.

Закончилась война присоединением Чечни, Горного Дагестана, и Северо-

Западного Кавказа к Росиии. Кавказская война оказалась самой продолжительной

из воин Российской империи.

  1. Словарная работа

Аул- татарская деревня.

Ногаец- народность, живущая на северном Кавказе.

Сакля - жилище кавказских горцев .

Черкеска - узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота.

Айда - идём .

Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти .

  1. Работа по содержанию рассказа:

  1. Чтение текста - начало рассказа (I ч.) - начинает читать учитель, продолжают учащиеся «цепочкой».

  2. Рассказ о том, как Жилин. и Костылин попали в плен (I ч.).

  3. Выборчное чтение (II ч.) «Знакомство с Диной».

  4. Слушаем текст. Аудиокнига. Со слов «Пошел Жилин с колодкой...» (стр. 238 учебника, аудиокнига - с 14 минуты до 22 минуты 40 секунд).

  5. Рассказ учащегося о дружбе Жилина с Диной.

  6. Просмотр Фрагмента х\ф «Кавказский пленник».

- подготовка Жилина к побегу ( 30 минута фильма - 5 минут).

V. Мини - тест (поставить + или - ) - работа в парах.

1. Жилин попросил отпуск, чтобы повидаться с матерью.

2. Жилин попал в плен, потому что Костылин его бросил.

3. Татары попросили выкуп за Жилина 500 рублей.

4. Жилин написал неправильный адрес и решил бежать из плена.

5. Жилин в плену тоскавал и ждал деньги из дома.

6. Во время первого побега Костылин показал себя слабым

человеком.

7. Во второй раз Жилин бежал один.

Ученики заполняют карту:

1


5

2


6

3


7

4



Самооценивание:

Нет ошибок - 5.

  1. ошибок - 4.

    1. ошибки - 3 .

  1. Домашнее задание - читать главу IV-VI.

  2. Рефлексия:

  1. Рассказ заставил меня задуматься...

  2. Мне понравился герой рассказа...



Урок литератуы в 5 классе


Тема: Р.Р. Жилин и Костылин. Составление сравнительной

характеристики героев. Подгатовка к сочинению «Жилин и

Костылин: разные судьбы».

Цель урока: обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Толстого

«Кавказский пленник» через сравнительную характеристику

главных героев; сделать подборку материала к сочинению;

воспитывать нравственные качества, ответственность за свою

судьбу.

Регулятивные УУД: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует

совместно с учителем и одноклассниками необходимые

действия.

Познавательные УУД: читает, слушает, находит нужную информацию.

Каммуникативные УУД: вступает в учебный диалог, участвует в общей бесседе,

соблюдая речевой этикет.

Личностные УДД: участвует в творческом процессе.

Средства обучения: учебник, ноутбук, раздаточный материал, портрет

писателя .


ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Объявление темы урока.

Жилин и Костылин: разные судьбы.

Учитель: как вы понимаете значение слово «судьба»?

Какие выражения встречали с этим словом?

Работа с толковым словарем:

  1. Судьба - стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека;

ход жизненных событий.

  1. Доля, участь.

  1. Работа по теме урока.

  1. Слово учителя :

Оба героя - офицеры.

Оба попали в плен к татарам.

Оба вернулись из плена.

Вопрос: Можно ли говорить о том, что у них разные судьбы?



  1. Составление сравнительной характеристики:

Жилин

  1. «Не дается живой».

  2. Не соглашается на выкуп. В письме к матери написал чужой адрес.

  3. Постоянно думает о вольном житье. Занимается рукоделием, завоевал к себе расположение татар.

  4. Первый побег. Смело ведет за собой Костылина. Помагает ему. «Бросать товарища не годится» - говорит он.

  5. Второй побег. Уговаривает Дину помочь ему.

  6. Всю ночь шел в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил.

Костылин

Помчался к крепости

Ведет себя смирно. Пишет письмо матери. Ждет помощи.

Смирился со своим положением, ничего не делает.

Выдает себя и Жилина (вскрикивает от боли). Постоянно жалуется на товарища.

Отказывается от побега.

Прекращает бороться: «Мне уже, видно, отсюда не выйти».

Выводы: Жилин - сильный, волевой человек. Он не расчитывает на мать. Не

хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он постоянно
находит себе занятие. Умеет распооложить к себе даже врагов. Это

человек сильный духом - это главная мысль автора.

Костылин - слабый физически и морально. Надеется только на

выпук, который пришлет его мать. Он остается не только в плену у

врагов, но и в плену своей слабости.

Нельзя выбраться из плена врага, если ты в себе не поборешь лень

и трудность - главная мысль автора.

Вопрос: Чему нас учит этот рассказ?


  1. Рефлексия

Закончи предложение.

  1. На уроке мне было (интересно, скучно, безразлично).

  2. Я на уроке (работал, отдыхал).

  3. Я все понял, узнал больше.


  1. Домашнее задание - читать, перессказывать отвечать на вопроссы.

Урок литературы в 5 классе


Тема: В.чт. Рассказы Антоши Чехонте.

Цель урока: Познакомить учащихся с юмористическим рассказом

А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», углубить представление

детей о категориях комического; воспитывать чувства юмора

Регулятивные УУД: принимает учебную задачу; планирует необходимые

действия, действует по плану

Познавательные УУД: Осознает познавательную задачу, читает и слушает,

извлекают нужную информацию, самостоятельно

находит ее в учебнике.

Каммуникативные УУД: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других,

формирует собственные мысли высказывает и

оосновывает свою точку зрения.

Личностные УДД: осваивает новые виды деятельности, участвует в

творческом процессе.

Средства обучения: учебник, ноутбук, портрет писателя.


ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Слово учителя.

Мы познакомились с великим русским писателем А.П. Чеховым,

который совмещал в себе сразу две совершенно разные професии-врача и

писателя. В семье было четверо братьев и сестра. После окончания Таганрогской

гимназии Чехов обучался портняжскому делу. После окончания медицинского

факультета Московского университета занимался врачбной работой, но литературная деятельность захватывала его все сильнее и сильнее. Вначале он подписывает свои рассказы псевдонимом Антоша Чехонте. Его рассказы заставляют читателя не только смеяться, но и негодовать.

Вопрос: Что такое юмор?

  1. Объявление темы урока.

Рассказ, котоырй мы прочитаем, называется» Лошадиная фамилия».

  1. Работа по теме урока:

  1. Подготовка к восприятию рассказа.

1.1. Задание: назовите все слова, которые связаны со словом лошадь.

1.2. Задание: Образуйте от этих слов фамилии.

1.3. Словарная работа:

уезд-округ, часть губернии;

акцизный - служащий учреждения по сбору нологов;

хина-кора американского дерева, из которого выделяется аптечное снадобье.

2. Чтение рассказа.

- начинает чтение учитель,

- чтение «цепочкой»,

- слушаем актерское чтение (аудиокнига)

3. Аналитическая беседа:

- Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много

смешных моментов).

- Что именно показалось вам смешным? (То, что вся усадьба

подбирала «лошадиную фамилию»).

- Почему генерал поверил, что можно заговорить боль по телеграфу?

(Боль была сильной, генерал испробывал все средства).

  1. Чтение по ролям - сцена поиска фамилии (со слов «Помню, фамилия лошадиная...»).

  2. Теория литературы:

Эпизод - отрывок художественного произведения, обладающий законченной мыслью.

  1. Задание для самостоятельной работы: Найдите наиболее понравившийся вам эпизод, зачитайте его.

  2. Работа в группах (по 4 человека):

Задание: выпишите все встретившиеся в рассказе «лошадиные фамилии» (42 фамилии).

Вывод: В этом проявилась фантазия писателя, его талант.

  1. Рефлексия:

Сегодня на уроке я узнал...

Мне на уроке было...

© 2010-2022