- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по литературе в 5 классе. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и Костылин
Конспект по литературе в 5 классе. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и Костылин
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Немыкина А.П. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 5 классе
Тема: Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как
протест против национальной вражды. Жилин и Костылин.
Цель урока: осмыслить содержание рассказла Л.Н. Толстого «Кавказский
пленник»; выделить основные проблемы, поднятые автором в
рассказе; развивать навыки исследовательской и творческой
деятельности учащихся; воспитывать непримиримость к
национальной вражде, толерантность, нравственные понятия:
отвага, благородство, честь.
Регулятивные УУД: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует
осуществляет необходимые действия, работает по
плану.
Познавательные УУД: понимает информацию, предоставленную на уроке.
Коммуникативные УУД: строит монологические высказывания, осуществляет
совместную деятельность в парах с учетом
конкретных учебно- познавательных задач.
Личностные УУД: положительно относится к учению, познавательности,
желает приобретать новые знания.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: учебник, портрет писателя, ноутбук, карточки для
мини-теста, иллюстрации по теме.
Межпредметные связи: история, география, русский язык.
ХОД УРОКА
-
Организационный этап
-
Взаимное приветсвие учителя и учащихся.
-
Проверка готовности учащихся к уроку.
-
Этап проверки домашнего задания:
А.А. Фет - чтение наизусть стихотворения «Весенний дождь»- опрос учащихся;
- самооценка и взаимная оценка.
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению
нового материала:
-
Объявление темы урока
-
Толкование названия рассказа «Кавказский пленник».
Кавказ-территория между Черным, Азовским и Каспийскими морями.
Многие художники и поэты восхищались красотой Кавказа (фотографии с
видом Кавказа). У великих русских поэтов А.С. Пушкина и М.Ю.
Лермонтов есть стихи о неповторимой красоте Кавказа.
Учитель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ».
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Сообщение учащегося.
В 1851г. старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать на Кавказ. Здесь Лев Толстой прожил почти 3 года. Он был участником военных действий. Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода»
Сообщение учителя с элементами беседы.
Именно эта тема и звучит в названии «Кавказский пленник» - свобода (простор и красота Кавказа) и война (плен).
-
Исторические сведения.
Главные герои рассказа попадают в плен .
Кто взял их в плен ? (Жители Кавказа, кавказцы).
Сообщение учащегося.
Кавказцы - это горские народы т.е. народы, живущие в горах Кавказа.
В большинстве своем они исповедуют мусульманскую религию: чеченцы,
дагестанцы, осетины, ногайцы, аварцы,татары.
Вопрос учителя:
Почему кавказцы взяли в плен русских офицеров?
(На Кавказе тогда была война)
Сообщение учащегося.
Кавказская война 1817-1864 гг. - война Российской империи с горскими
народами Северного Кавказа.
Закончилась война присоединением Чечни, Горного Дагестана, и Северо-
Западного Кавказа к Росиии. Кавказская война оказалась самой продолжительной
из воин Российской империи.
-
Словарная работа
Аул- татарская деревня.
Ногаец- народность, живущая на северном Кавказе.
Сакля - жилище кавказских горцев .
Черкеска - узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота.
Айда - идём .
Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти .
-
Работа по содержанию рассказа:
-
Чтение текста - начало рассказа (I ч.) - начинает читать учитель, продолжают учащиеся «цепочкой».
-
Рассказ о том, как Жилин. и Костылин попали в плен (I ч.).
-
Выборчное чтение (II ч.) «Знакомство с Диной».
-
Слушаем текст. Аудиокнига. Со слов «Пошел Жилин с колодкой...» (стр. 238 учебника, аудиокнига - с 14 минуты до 22 минуты 40 секунд).
-
Рассказ учащегося о дружбе Жилина с Диной.
-
Просмотр Фрагмента х\ф «Кавказский пленник».
- подготовка Жилина к побегу ( 30 минута фильма - 5 минут).
V. Мини - тест (поставить + или - ) - работа в парах.
1. Жилин попросил отпуск, чтобы повидаться с матерью.
2. Жилин попал в плен, потому что Костылин его бросил.
3. Татары попросили выкуп за Жилина 500 рублей.
4. Жилин написал неправильный адрес и решил бежать из плена.
5. Жилин в плену тоскавал и ждал деньги из дома.
6. Во время первого побега Костылин показал себя слабым
человеком.
7. Во второй раз Жилин бежал один.
Ученики заполняют карту:
1
5
2
6
3
7
4
Самооценивание:
Нет ошибок - 5.
-
ошибок - 4.
-
ошибки - 3 .
-
-
Домашнее задание - читать главу IV-VI.
-
Рефлексия:
-
Рассказ заставил меня задуматься...
-
Мне понравился герой рассказа...
Урок литератуы в 5 классе
Тема: Р.Р. Жилин и Костылин. Составление сравнительной
характеристики героев. Подгатовка к сочинению «Жилин и
Костылин: разные судьбы».
Цель урока: обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Толстого
«Кавказский пленник» через сравнительную характеристику
главных героев; сделать подборку материала к сочинению;
воспитывать нравственные качества, ответственность за свою
судьбу.
Регулятивные УУД: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует
совместно с учителем и одноклассниками необходимые
действия.
Познавательные УУД: читает, слушает, находит нужную информацию.
Каммуникативные УУД: вступает в учебный диалог, участвует в общей бесседе,
соблюдая речевой этикет.
Личностные УДД: участвует в творческом процессе.
Средства обучения: учебник, ноутбук, раздаточный материал, портрет
писателя .
ХОД УРОКА
-
Организационный этап.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
-
Объявление темы урока.
Жилин и Костылин: разные судьбы.
Учитель: как вы понимаете значение слово «судьба»?
Какие выражения встречали с этим словом?
Работа с толковым словарем:
-
Судьба - стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека;
ход жизненных событий.
-
Доля, участь.
-
Работа по теме урока.
-
Слово учителя :
Оба героя - офицеры.
Оба попали в плен к татарам.
Оба вернулись из плена.
Вопрос: Можно ли говорить о том, что у них разные судьбы?
-
Составление сравнительной характеристики:
Жилин
-
«Не дается живой».
-
Не соглашается на выкуп. В письме к матери написал чужой адрес.
-
Постоянно думает о вольном житье. Занимается рукоделием, завоевал к себе расположение татар.
-
Первый побег. Смело ведет за собой Костылина. Помагает ему. «Бросать товарища не годится» - говорит он.
-
Второй побег. Уговаривает Дину помочь ему.
-
Всю ночь шел в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил.
Костылин
Помчался к крепости
Ведет себя смирно. Пишет письмо матери. Ждет помощи.
Смирился со своим положением, ничего не делает.
Выдает себя и Жилина (вскрикивает от боли). Постоянно жалуется на товарища.
Отказывается от побега.
Прекращает бороться: «Мне уже, видно, отсюда не выйти».
Выводы: Жилин - сильный, волевой человек. Он не расчитывает на мать. Не
хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он постоянно
находит себе занятие. Умеет распооложить к себе даже врагов. Это
человек сильный духом - это главная мысль автора.
Костылин - слабый физически и морально. Надеется только на
выпук, который пришлет его мать. Он остается не только в плену у
врагов, но и в плену своей слабости.
Нельзя выбраться из плена врага, если ты в себе не поборешь лень
и трудность - главная мысль автора.
Вопрос: Чему нас учит этот рассказ?
-
Рефлексия
Закончи предложение.
-
На уроке мне было (интересно, скучно, безразлично).
-
Я на уроке (работал, отдыхал).
-
Я все понял, узнал больше.
-
Домашнее задание - читать, перессказывать отвечать на вопроссы.
Урок литературы в 5 классе
Тема: В.чт. Рассказы Антоши Чехонте.
Цель урока: Познакомить учащихся с юмористическим рассказом
А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», углубить представление
детей о категориях комического; воспитывать чувства юмора
Регулятивные УУД: принимает учебную задачу; планирует необходимые
действия, действует по плану
Познавательные УУД: Осознает познавательную задачу, читает и слушает,
извлекают нужную информацию, самостоятельно
находит ее в учебнике.
Каммуникативные УУД: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других,
формирует собственные мысли высказывает и
оосновывает свою точку зрения.
Личностные УДД: осваивает новые виды деятельности, участвует в
творческом процессе.
Средства обучения: учебник, ноутбук, портрет писателя.
ХОД УРОКА
-
Организационный этап.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Слово учителя.
Мы познакомились с великим русским писателем А.П. Чеховым,
который совмещал в себе сразу две совершенно разные професии-врача и
писателя. В семье было четверо братьев и сестра. После окончания Таганрогской
гимназии Чехов обучался портняжскому делу. После окончания медицинского
факультета Московского университета занимался врачбной работой, но литературная деятельность захватывала его все сильнее и сильнее. Вначале он подписывает свои рассказы псевдонимом Антоша Чехонте. Его рассказы заставляют читателя не только смеяться, но и негодовать.
Вопрос: Что такое юмор?
-
Объявление темы урока.
Рассказ, котоырй мы прочитаем, называется» Лошадиная фамилия».
-
Работа по теме урока:
-
Подготовка к восприятию рассказа.
1.1. Задание: назовите все слова, которые связаны со словом лошадь.
1.2. Задание: Образуйте от этих слов фамилии.
1.3. Словарная работа:
уезд-округ, часть губернии;
акцизный - служащий учреждения по сбору нологов;
хина-кора американского дерева, из которого выделяется аптечное снадобье.
2. Чтение рассказа.
- начинает чтение учитель,
- чтение «цепочкой»,
- слушаем актерское чтение (аудиокнига)
3. Аналитическая беседа:
- Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много
смешных моментов).
- Что именно показалось вам смешным? (То, что вся усадьба
подбирала «лошадиную фамилию»).
- Почему генерал поверил, что можно заговорить боль по телеграфу?
(Боль была сильной, генерал испробывал все средства).
-
Чтение по ролям - сцена поиска фамилии (со слов «Помню, фамилия лошадиная...»).
-
Теория литературы:
Эпизод - отрывок художественного произведения, обладающий законченной мыслью.
-
Задание для самостоятельной работы: Найдите наиболее понравившийся вам эпизод, зачитайте его.
-
Работа в группах (по 4 человека):
Задание: выпишите все встретившиеся в рассказе «лошадиные фамилии» (42 фамилии).
Вывод: В этом проявилась фантазия писателя, его талант.
-
Рефлексия:
Сегодня на уроке я узнал...
Мне на уроке было...