Урок по литературе по теме «Петербург в творчестве Ф. М. Достоевского»

Цели урока для учителя: 1.создать условия для воспитания эстетического вкуса обучающихся на основе текстов Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского 2. показать способы изображения писателем в романе образа города как составной части Петербургского текста и его воздействие на духовный мир героев 3. создать условия для воспитания самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека 4. создать условия для развития читательской компетенции Цели урока для обучающихся: 1. знать: какие писатели XIX века обращались в своих произведениях к образу Петербурга; в чем особенности изображения Петербурга Достоевским; способы изображения города в романе Достоевского; авторскую позицию в оценке влияния Петербурга на героев романа 2. уметь: находить в тексте художественные приемы создания образа Петербурга в романе; определять способы выражения авторской позиции в изображении Петербурга; формулировать свою позицию и аргументированно ее доказыва...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кириченко Виталий Васильевич,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №91 имени М. А. Шолохова

Первомайского района города Ростова-на-Дону

Разработка урока по литературе по теме «Петербург в творчестве Ф. М. Достоевского»

Цели урока для учителя:

  1. создать условия для воспитания эстетического вкуса обучающихся на основе текстов Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского

  2. показать способы изображения писателем в романе образа города как составной части Петербургского текста и его воздействие на духовный мир героев

  3. создать условия для воспитания самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека

  4. создать условия для развития читательской компетенции

Цели урока для обучающихся:

  1. знать:

какие писатели XIX века обращались в своих произведениях к образу Петербурга;

в чем особенности изображения Петербурга Достоевским;

способы изображения города в романе Достоевского;

авторскую позицию в оценке влияния Петербурга на героев романа

  1. уметь:

находить в тексте художественные приемы создания образа Петербурга в романе;

определять способы выражения авторской позиции в изображении Петербурга;

формулировать свою позицию и аргументированно ее доказывать.

Оборудование:

  • ЦОРы: мультимедийный проектор, компьютер,аудиовоспроизводящая аппаратура

  • Портреты писателей и поэтов: А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя,Н.А.Некрасова,Ф.М.Достоевского

  • Иллюстрации к произведениям

  • DVDс кинофильмом «Преступление и наказание»

  • Запись оперы Э.Артемьева «Преступление и наказание»

Тип урока: комбинированный интегрированный

Вид учебного занятия: урок-путешествие , включающий элементы семинарского занятия и дискуссии

Этапы учебного занятия и расчет времени:

Этапы учебного занятия

Расчет времени

1.

Вводная часть.

3 минуты.

2.

Основная часть.

а) Беседа по первичному восприятию текста.

б) Создание проблемной ситуации.

в) Работа с текстом романа.

37 минут.

3.

Заключительная часть.

5 минут.

Ход урока

1. Вводная часть урока.

Проверка готовности класса к занятию, объявление темы и задач урока. Оформление тетрадей. Запись темы урока.

2. Беседа по первичному восприятию романа.

  • Что нового открыл вам роман? Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?

  • Современник Ф.М.ДостоевскогоН.К.Михайловский назвал талант писателя "жестоким". Согласны ли вы с этим утверждением?

  • На чьей стороне ваши симпатии:писателя или его критиков?

3. Создание проблемной ситуации.

Узнайте по описанию города автора произведения, где оно было использовано,определите его название.

(Чтение учителем или прослушивание в записи описаний города Петербурга из произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.)

"…Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы!.. здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости , куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург… Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга…всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянья Петербурга! Как чисто подметены его тротуар , и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои!..

С самого раннего утра … Невский проспект пуст… По улицам плетется нужный народ… В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернеры всех наций… Но чем ближе к двум часам…Все, что вы ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия…

В три часа - новая перемена. На Невском проспекте вдруг настает весна: он весь покрывается чиновниками в зеленых вицмундирах…

Но как только сумерки упадут на дома и улицы,.. тогда Невский проспект начинает шевелиться и оживает. Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет…

О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект,.." (повесть "Невский проспект".)

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье1,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь - в том их призванье!

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.("Размышления у парадного подъезда".)

По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,..
Люблю…
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный… ("Медный всадник".)

Во время прослушивания фрагментов произведений обучающиеся записывают ключевые слова,

определяющие образ города и отвечают на вопросы:

- Каков Петербург у каждого писателя? Какую роль сыграл город в судьбе героев известных вам произведений?

- Каков же Петербург у Достоевского? Какую роль сыграл он в романе и какое влияние оказал на судьбы героев романа "Преступление и наказание"? - эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание".

4. Работа с текстом романа. Подготовка к путешествию по городу.

- Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?

Обучающимся указывается начало нужных фрагментов романа:

"На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу.."

- Какие чувства у вас вызывает этот город? Какие чувства он вызвал у главного героя?

"Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека".

С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты - "лохматники", женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.

Для чего использует Достоевский столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?

Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение, а какое - мы узнаем, выполнив следующее задание.

Вспомним средства создания образа города - это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.

Чтобы полностью восстановить образ города, нам придется разделиться на три группы (по количеству рядов), и каждая из групп получит возможность увидеть Петербург Достоевского со своей стороны.

Задания для групповой работы (10-15 минут):

1-я группа: Дать характеристику пейзажам в романе (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 3; часть 2 гл. 6; часть 4 гл. 5-6.)

2-я группа: Сопоставьте сцены уличной жизни (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 5 гл. 5.)

3-я группа: Составить описания интерьеров (часть 1 - каморка Раскольникова; часть 1 гл. 2 - описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1 гл.2 и часть2 гл. 7 - угол Мармеладовых; часть 4 гл. 2 - трактир, где исповедуется Свидригайлов ;часть 4 гл. 4 - комната Сони)

Самостоятельный осмотр города на страницах романа (работа в группах).

После самостоятельной работы обучающимся демонстрируются кадры кинофильма

режиссера Л.А.Кулиджанова «Преступление и наказание»(4.05-4.50;10.20-11.05),проигрывается

песня «В кабаке» из рок-оперыЭ.Артемьева «Преступление и наказание»(1:16)

Самостоятельная работа учащихся занимает не более 15-20 минут. По окончании работы каждая группа сообщает о результатах.Остальные в это время записывают варианты характеристик составляющих образа города для создания общей таблицы

Составляющие образа

Характерные признаки

1.

Пейзаж

Темно, душно, грязно, пыль, "грязь, вонь и всякая гадость", "грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади".

Вызывает чувство омерзения, общее в описании - впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.

Бульвар,освещенный весенним солнцем.

2.

Сцены уличной жизни

- ребенок, распевающий "Хуторок";

- пьяная девочка на бульваре;

- сцена с утопленницей;

- пьяные солдаты и другие - у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но собравшись вместе в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.

--Катерина Ивановна с детьми.

На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни - мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

3.

Интерьеры

Каморка Раскольникова - "шкаф", "гроб"; грязно, кругом - желтые обои.

Комната Мармеладовых - "закопченная дверь", "дырявая простыня" в качестве перегородки.

Комната Сони-"уродливый сарай".

Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить - в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.

  1. Выводы по теме урока.

--Как город,созданныйлюдьми,калечит детей?

Обучающимся предлагается закончить фразу:

"Петербург Достоевского-это…"

Петербург Достоевского - это город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.

Петербург Достоевского - это город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Петербург Достоевского - это город одиночества.

Петербург Достоевского - это "город, в котором невозможно быть".

- Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?

Образ Петербурга - знаковый для русской литературы и, наверное, самый двойственный: за внешним величием имперского пушкинского Петербурга скрывается больной и прокажённый город Достоевского.

Определяющими здесь являются «отвлечённость» и «умышленность» Петербурга. Ими обусловлена следующая черта его пространства: искусственность. Но, несмотря на изначальнуюспланированность, город Достоевского предстаёт иррациональным, мистическим, больным, путающим и мистически влияющим на героя.

Петербург - своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга - атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: люди продают себя и своих близких, как в случае с Соней Мармеладовой; покупают себе жену из бедных, чтобы потом над нею поиздеваться, как об этом мечтает Лужин; издеваются над детьми, как Свидригайлов - только в таком городе могла родиться теория Раскольникова.

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры "углов"- создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает впечатление безысходности, толкает на скандалы и преступления.

7. Домашнее задание.

1.Письменно ответить на вопрос: - Режиссер фильма «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов убежден,что «глубоко ошибаются те,ктосчитает,что обращаться к Достоевскому-значит оглядываться в прошлое».

Согласны ли вы с его утверждением?

2. Подготовить рефераты по темам:

-«Вечная Сонечка»( история семьи Мармеладовых),
- «Истоки теории Раскольникова»



© 2010-2022