Урок литературы в 6 классе. Мастерство Тургенева в изображении внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастерство Тургенева в изображении внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг».

Цели урока:

образовательные: познакомить с образами крестьянских мальчиков из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»; показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных характеристик героев;

развивающие: развивать навык выразительного чтения, навык работы над портретной характеристикой литературного героя; умение анализировать, делать выводы, умение работать в группе.

воспитательные: воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

Планируемые результаты: сформировать умения извлекать из текста необходимую информацию, выразительно читать, пересказывать, анализировать текст, работать в группах.

Ход урока.

Эпиграф:

«Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками - каждый из них - характер, в каждом неповторимая душа…»

И. Смольников « Середина столетия»

1. Мотивация учебной деятельности с помощью решения предложенной учителем ситуации.
- Перед уроком вам было доставлено письмо, в котором какой-то мальчик сообщает о том, что он ищет друзей, и хотел бы найти этих друзей среди учеников 6-б класса.

Прежде чем ответить этому мальчику, я думаю, что у вас к нему возникнет несколько вопросов. Посовещайтесь в своих группах и составьте перечень таких вопросов.

(Предполагаемые вопросы: Сколько ему лет? Как он выглядит? Где он живёт? Чем увлекается? Каков его характер?)

- Скажите, а для того, чтобы у вас сложилось полное мнение об этом человеке, достаточно будет задать ему лично вопросы о нём самом? (Нет, лучше, если о нём расскажет кто-то со стороны, потому что на некоторые вопросы лично человек не всегда сможет ответить объективно).

- Вот поэтому в художественных произведениях герои очень редко характеризуют сами себя, это право берёт на себя автор, рисуя портрет литературного героя. Благодаря писателю, мы получаем представление о героях его произведения.

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с рассказом И.С.Тургенева «Бежин луг». Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? (Образы героев, описания мальчиков, портрет героев)

- Что такое портрет? изображение внешности (лицо, фигура, одежда)

- О чём ещё, кроме внешности, рассказывает нам автор, создавая портрет того или иного героя? (социальное положение, характер)

- Верно, автор изображает не только внешние черты человека, но и его внутреннее состояние. Именно о внутреннем состоянии героев рассказа «Бежин луг» и пойдёт сегодня наш разговор.

2. Формулировка темы и цели урока.

(Записывается тема урока и эпиграф к нему)

3. Актуализация знаний. Ученики по очереди читают строфы стихотворения И. З. Сурикова « В ночном».

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;


Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.


Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!


По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;


Вот над лесом мчится леший

С головой косматой

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;


И какие - то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно - и дети

Огонёк разводят.

- Что общего в стихотворении и рассказе, который вы должны были прочитать дома? Скажите, сколько мальчиков вы встретили на страницах рассказа (пять: Федя, Илюша, Павлуша, Костя, Ваня).

4. Интерактивное упражнение. Работа в группах.

- Давайте создадим группы для дальнейшей работы. Для этого вы должны будете выполнить задание: по описанию узнать героя и подойти к табличке с его именем (таблички с именами мальчиков находятся в разных концах класса).

1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).

2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).

3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)

4. Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

Каждому из учеников выдаётся одно из четырёх описаний. Угадывая имя героя, они находят на стенах класса нужную табличку с именем и становятся около неё. Затем разворачивают конверт, находят номер и в соответствии с этими номерами распределяются по пяти группам. Имя мальчика, над характеристикой которого будет работать каждая из групп, вытягивается одним из участников группы.

А теперь работаем дальше.

Каждой из групп, работая с текстом, нужно будет заполнить таблицу, которая лежит на ваших столах. Для этого вам необходимо распределить между собой столбцы, которые вы будете заполнять

Персонаж

Возраст. Семья, положение. Почему попал в ночное

Описание внешности и одежды

Какие истории рассказывает

Основные черты характера. Где и в чём проявились

Федя из богатой семьи. В ночном он не по нужде, а для забавы.
Федя стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.
На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой, небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.
Не рассказывает ни одной истории.
Гордый - Федя покровительственно относится к другим мальчикам. Любопытный - Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.

Павлуше на вид было не более двенадцати лет. Он из бедной семьи, в ночном для того, чтобы пасти лошадей.
Волосы его всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.
Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов.
Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвиденье, о Тришке, о голосе Васи.
Павлуша отличается деловитостью, (Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду) смелостью (Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились).

Ильюше на вид было не более двенадцати лет. Он из бедной семьи, в ночном для того, чтобы пасти лошадей.
Он был некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши.
На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку.
Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории.

Костя, мальчик лет десяти.
Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.
Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни
Он задумчив и печален. Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Жалостливый (рассказывая истории, жалеет тех, кто пострадал от нечистой силы)

Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей.
Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.

5. Подведение итогов, оценивание результатов урока. Составление кластеров: «Черты характера»
Учитель: В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?

Работа у доски с табличками.
Федя - гордый, любопытный, добрый.
Павлуша - смелый, деловитый, умный.
Костя - задумчивый, печальный, жалостливый.
Илюша - смирный, спокойный, пугливый, заботливый.
Ваня - робкий, молчаливый, добрый.

- Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства. В центре доски круг: «Мир детства»
На доску прикрепляются выбранные таблички с определениями в виде лучей солнца (доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность)

6. Домашнее задание:

Пересказать одну из историй, рассказанных мальчиками.

Творческое задание (по выбору) придумать свою историю.

© 2010-2022