Разработка урока русского языка на тему

 Данная разработка представляет собой конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме: "Особенности употребления предложений с прямой и косвенной речью. Синонимия предложений",который  разработан в соотвествии с учебной программой.Согласно календарно-тематическому планированию этот урок относится к разделу "Прямая и косвенная речь". В планировании указаны  цель урока, задачи,ожидаемый результат, формы и методы работы. Одним из главных также является ход урока, который согласно стратегии крит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Особенности употребления предложений с прямой и косвенной речью. Синонимия предложений.

Цель урока: формирование умений преобразовывать предложения с прямой речью в косвенную и получение представления о синонимичности данных предложений.

Задачи:

Обучающие:

-дать понятие «косвенная речь»;

- научить учащихся разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;

-выяснить различие и общее в значениях предложений данных конструкций;

- разграничивать понятие лексические и синтаксические синонимы;

- формирование умений заменять прямую речь косвенной;

- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

Развивающие:

-способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

- развивать умение осуществлять самоконтроль, самооценку,самокоррецию.

Воспитательные:

- способствовать нравственно-духовному воспитанию.

Ожидаемый результат: замена прямой речи косвенной с учётом особенностей предложений по цели высказывания.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Оборудование: раздаточный материал, листы А3, маркеры,схемы-карточки

листы самооценивания, компьютер (ключи к тестам).

Ход урока

  1. Организационный этап.

Приветствие. Эмоциональный настрой учащихся.

-Ребята, я уверена в том, что вы понимаете друг друга не только с полуслова, но и с полувзгляда.

Упражнение «Постройтесь!» (Ребятам необходимо выстроиться в шеренгу по месяцу их рождения. При этом они используют невербальную речь, то есть пытаются выполнить упражнение с помощью мимики и жестов).

- Как вы думаете, используя при этом упражнении речь, вам удалосьбы справиться гораздо успешнее?

(Учитель благодарит учащихся за активное участие.Ребята присаживаются и занимают свои места)

2.Вводно-мотивационный этап.

На доске записаны следующие предложения:

Дети громко заявили: «Мы любим и дорожим своими родителями».

Дети громко заявили, что они любят и дорожат своими родителями.

- С помощью каких способов передана чужая речь в данных предложениях? (в первом - прямая, во втором - косвенная)

- Что такое синонимы? (слова одной и той же части речи, близкие по значению).

- А какой раздел русского языка мы изучаем?(синтаксис).

- Что изучает синтаксис?(словосочетания и предложения).

Проблемная ситуация.

- Предложения с прямой и косвенной речью больше лексические или синтаксические синонимы?

Запись темы и постановка цели урока.

3.Актуализация опорных знаний.

«Верные и неверные утверждения».

- Предлагаю вспомнить все, что вы знаете о прямой речи. Отвечая на мои вопросы, заполните таблицу, которая перед вами. Если вы согласны с утверждением, то напротив номера вопроса ставьте «+»,не согласны - «-»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Вопросы:

1. Прямая речь - это чужая речь.

2. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи.

3. Прямая речь может включать одно или несколько предложений.

4. Прямая речь пишется с маленькой буквы.

5. Прямая речь выделяется кавычками.

6. Прямая речь - это чужая речь, переданная в измененной форме.

7. Прямая речь сопровождается словами автора.

8. Прямая речь пишется с большой буквы.

9.Речь, переданная дословно, без изменений - это прямая речь.

10.В прямой речи не встречаются ни обращения, ни междометия, ни частицы.

11.Прямая речь, как и косвенная, - один из основных способов передачи чужой речи.

12. Прямую речь можно заменить косвенной речью.

Учитель предоставляет ключ, который выводится на экран компьютера. Учащиеся работают с листами самооценивания, подсчитывают баллы за первое задание.

4.Изучение новой темы.

А) Деление класса на три группы (на счет 1,2,3). Каждая группа проводит исследовательскую работу и готовит постер. Далее осуществляется работа в группах по стратегии «Зигзаг».Работа проходит под руководством ученика-консультанта.

1 группа

- Какие изменения происходят при замене прямой речи косвенной?

- В чем различие и сходство прямой речи и косвенной?

- Предложения с прямой и косвенной речью больше лексические или синтаксические синонимы?

Рассмотрите предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. Обратите внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.

Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.

Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.

Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»

Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.

Лесничий сказал: «Я видел на озере лебедей».

Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.

( Если прямая речь выражена повествовательным предложением, то при замене на косвенную она передается изъяснительным придаточным предложением с союзом что.

При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается).

2 группа

- Какие изменения происходят при замене прямой речи косвенной?

- В чем различие и сходство прямой речи и косвенной?

- Предложения с прямой и косвенной речью больше лексические или синтаксические синонимы?

Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

Командир приказал: «Огонь!»

Командир приказал, чтобы открыли огонь.

Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!"

Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.

«Готовься к экзаменам!» - попросил учитель ученика.

Учитель попросил ученика готовиться к экзамену.

Если прямая речь обозначает побуждение, приказание, просьбу, и сказуемое в ней выражено глаголом в повелительном наклонении, то при замене косвенной речи она передается придаточным изъяснительным с союзом чтобы.

Прямая речь, в которой сказуемое - глагол в повелительном наклонении, может быть передана и простым предложением с дополнением, выраженным глаголом в неопределенной форме.

3группа

- Какие изменения происходят при замене прямой речи косвенной?

- В чем различие и сходство прямой речи и косвенной?

- Предложения с прямой и косвенной речью больше лексические или синтаксические синонимы?

«Который час?» - спросил я.

Я спросил, который час.

Врач спросил: «Какая у вас была температура?»

Врач спросил, какая у меня была температура.

«Имеете вы известия от вашего сына?» - спросил я её наконец.

Я спросил её наконец, имеет ли она известия от своего сына.

Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене на косвенную она передается вопросами косвенных падежей (с частицей ли или без нее посредством союзных слов который, какой, что и др. При косвенном вопросе вопросительный знак не ставится.

Б) Защита постеров

В) Подведение итогов учеником - консультантом

Если предложение с прямой речью

в предложениях с косвенной речью употребляется


  1. повествовательные

  2. побудительные

  3. вопросительные

Союзы ЧТО, БУДТО

Союз ЧТОБЫ

Местоимения и наречия ЧТО, КТО, КАКОЙ, КАК, КОГДА, ПОЧЕМУ, союз-частица ЛИ

Г) Заполнение таблицы «Сходства и различия прямой речи и косвенной».

Прямая речь

Линии сопоставления

Косвенная речь

Дословно переданная чужая речь с сохранением всех авторских особенностей. Передаёт речь дословно, сохраняя её особенности

  1. Определение


Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения в СПП. Речь передаётся не дословно, без сохранения особенности речи говорящего

От лица говорящего передаётся

  1. Способ передачи речи


От лица автора, рассказчика

Бессоюзная связь

  1. Средства связи речи со словами

автора

При помощи союзов и союзных слов

Слова автора могут стоять перед прямой речью и после неё

А: «П!»

«П!» - а

  1. Местоположение речи по отношению к словам автора


Слова автора всегда стоят перед косвенной речью

Заключается в кавычки

  1. Оформление чужой речи

Не заключается в кавычки

Более выразительная и эмоциональная

  1. Характер речи для восприятия

Менее выразительная и эмоциональная.

Общее

По структуре данные предложения являются сложными; состоят из двух частей; передают чужую речь; чужая речь и авторские слова отделяются знаками препинания; такие предложения имеют одинаковое содержание; прямую речь можно заменить косвенной.

Вывод: Предложения с прямой и косвенной речью можно назвать синонимами, так как данные предложения имеют одинаковое содержание, строение и форму. Тем не менее, их можно считать больше синтаксическими синонимами.

5.Закрепление.

ЗАДАНИЕ 1.

Графический диктант слухового типа

( Ребята на слух определяют, какую речь содержат предложения и схематично указывают в таблице ответов)

  1. « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык», - писал

И. С. Тургенев.

  1. Ушинский писал, что язык каждого народа создан самим народом.

  2. Поэт Расул Гамзатов говорил, чтобы люди не стеснялись своей доброты.

  3. Аристотель советовал: « Хочешь узнать человека - заговори с ним».

  4. Великий Абай говорил, что всё должно служить разуму и чести.


1

2

3

4

5



П




К



К



П



К

П - прямая речь

К - косвенная речь

Самооценивание учащимися

ЗАДАНИЕ 2.

Перепишите, заменяя предложения с прямой речью в косвенные.

« Надо слушать советы умных людей », - считал Абай Кунанбаев.

« Не жалейте добра!» - советовал Абай.

«Какая необходимость в дурной славе?» - спрашивал Абай.

Самопроверка

(Абай Кунанбаев считал, что надо слушать советы умных людей.

Абай советовал, чтобы не жалели добра.

Абай спрашивал, есть ли необходимость в дурной славе).

- Какой темой объединены данные предложения?

- Какие советы дают нам мудрые люди? Должны ли мы прислушиваться к ним? Почему?

6.Рефлексия. Подведение итогов урока

Составление синквейна.

1.Речь

2.Прямая, косвенная

3.Передается, используется, выражается

4.Прямая или косвенная речь - основные способы передачи чужой речи.

5.Высказывание, мысль, слово.

6.Домашнее задание.

Параграф 39, упр.371, 373Индивидуальное задание: игра «Редактор»













Вопросы для беседы:

1) Чем отличается прямая речь от косвенной?

2) Каковы по количеству грамматических основ предложения с косвенной речью?

3)При помощи каких союзов передается содержание повествовательных предложений чужой речи?

4) Какой союз используется для передачи побудительных предложений?

знак?

5) ...вопросительных предложений?

6) Что такое косвенный вопрос? Нужен ли при нем вопросительный

7) Что нужно знать о пунктуации при косвенной речи? III. Закрепление изученного.



Замени прямую речь косвенной.

  1. «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - крикнул Николай Петрович.

  2. «Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.

  3. «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, - проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь».

  4. «Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», - продолжал говорить Николай Петрович.

  5. Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой!»

  6. Я спроси его: «Да ты умеешь ли плавать?»

  7. Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!»

ЗАДАНИЕ 3. Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.

  1. Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.

  2. Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет.

  3. Отец крикнул Феде. Чтобы он держал правее.

  4. Дубровский спросил, все ли здесь и не осталось ли кого в доме.

  5. Сергей спросил тихо, почему она ушла.

Проверь правильность выполнения задания по опорной карточке. Обрати внимание на возможные варианты.

ОК.

  1. Кирилла Петрович спросил: «Маша, где ты была?» или Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была?»

  2. Я заметил, глядя на светлое небо: «Погода будет славная!»

  3. Отец крикнул Феде: «Держи правее!» или Отец крикнул: «Федя, держи правее!»

  4. Дубровский спросил: «Все здесь? Никто не остался в доме?» или Дубровский спросил: «Все ли здесь, не осталось ли кого в доме?»

  5. Сергей спросил тихо: «Почему ты ушла?»

За эту часть работы ученики получают оценки в карточки учёта, которые выглядят так:

Фамилия, имя

Теоретический материал

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

ЗАДАНИЕ 4. Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясни, чем вызваны эти ошибки.

  1. Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.

  2. Меня спросили, где я раньше работал?

  3. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.

  4. Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.

  5. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.

  6. В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».

Подводим итог первого урока, корректируем знания. На дом предлагаем найти в текстах художественной литературы предложения с прямой речью и перестроить их в предложения с косвенной речью.

Второй час представляет самостоятельную работу ( для слабых ребят возможно поддержка сильного в виде 2 вопросов- консультаций).

ЗАДАНИЕ 1 выполняем коллективно. Рассмотри схемы предложений и проиллюстрируй каждую из них предложениями из предложенных.

А: «П (?!).» «П (?!,» - а. «П! - а. - П (?!).» «П? - а. - П (?!).» «П, - а, - п (?!).»

  1. Зачем откладывать спросил меня Швабрин за нами не смотрят.

  2. Помилуй батюшка Пётр Андреич сказал Савельич Зачем ему твой заячий тулуп.

  3. Батюшка Пётр Андреичпроизнёс он дрожащим голосом не умори меня с печали.

  4. Что же ты стоишь закричал я сердито.

  5. Я отвернулся и сказал ему Поди вон Савельич я чаю не хочу.

ЗАДАНИЕ 2. Выполни контрольный тест (слабые могут обратиться за помощью 2 раза)

1. Выпиши номера предложений с прямой речью (знаки препинания не расставлены) и нарисуй схемы выписанных предложений.

А. Жуковский воспринимал Пушкина как «будущего гиганта».
Б. Отец удивлённо спросил это ты сделал?
В. Гоголь дивился «драгоценности русского языка».
Г. Будут работать одобрительно сказал старик.
Д. Савельич дёргал меня за руку говоря выходи сударь приехали.
Е. Он спросил меня что мы делаем.
Ж. В море значит дома говорил он.

2. Замени предложения с прямой речью из задания 1 на предложения с косвенной речью.

3. Выпиши номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).

А. Ну, это ещё не на высоте подумал я.
Б. Может быть вы скажете какой это инструмент спрашивал учитель.
В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом закономерны.
Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
Д. Час от часу не легче подумал я.
Е. Врач велел чтобы я и сидел дома.
Ж. По мнению соседей он был угрюм.

4. Замени выписанные в задании 3 предложения на предложения с прямой речью.

5. Выпиши номера предложений, соответствующих схеме (знаки препинания не расставлены): «П,» - а.

А. Может быть сегодня уедем спросил отец.
Б. Иван задал вопрос можно уехать сегодня?
В. Сосед громко крикнул закройте дверь!
Г. Мальчик завопил караул!
Д. Она тихо проговорила останься сынок.
Е. Она завтра вернётся сказала Лида.
Ж. Он скромно ответил нет.

6. Поставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

А. Она прошептала Какие чудные цветы!
Б. Стану я пса кормить рассуждал он притом пёс животное умное сам найдёт себе пропитание.
В. Это должен сказать кто-то другой закричал он.
Г. И завтра будет бой спросил он.
Д. Посмотри в окно сказал он и успокойся.

7. Выпиши номера предложений с правильной пунктуацией при прямой и косвенной речи.

А. «Куда это вы в такую рань собрались?» - проворчала она.
Б. «Соседка, перестань срамиться», - ей Шавка говорит.
В. «Добрый человек! - закричал ямщик. Где дорога?»
Г. Директор спросил, что дождь перестал.

8. Выпиши номера предложений с неправильной пунктуацией при прямой и косвенной речи.

А. Мать спросила: «Кто там?»
Б. По мнению учёных этот провал угасший кратер.
В. Он объявил, что пойдёт спать.
Г. Вечером ворвалась весть: «Царя скинули!»

Обращения, междометия, звукоподражания и т.п., использующиеся в чужой речи, в косвенной речи опускаются, а их значение передаётся словами, близкими по смыслу:

  • Я крикнул: «Эй! Ты, случаем, не заблудился?» - Я окликнул его и спросил, не заблудился ли он.

Иногда в косвенной речи сохраняются дословные выражения чужой речи. На письме это передаётся с помощью кавычек.



© 2010-2022