Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Роль местоимений в тексте» (По учебнику Р. Н. Бунеева)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО

в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Роль местоимений в тексте»

(По учебнику Р.Н. Бунеева)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Оргмомент

Включение в деловой ритм.

Готовятся к работе.

Самоопределение(Л)

2.Актуализация изученного (разминка)

Проверяет готовность

к уроку.

Записывает дату.

Формулирует задание

на повторение.

Организует самопровер

ку и взаимопроверку

Работают в тетрадях.

Выполняют задание.

Осуществляют самопро-_

веерку и взаимопровер-

ку.

Самоопределение(Л)

Логические действия(Л)

Ориентирование в сво-

их знаниях(П)

Контроль(Р)

Нахождение и исправ-

ление ошибок(Р).

3.Формулирование те-

мы урока.

Озвучивает тему.

Побуждает к высказыва-

нию своего мнения.

Организует поисковую

работу учащихся(поста-новка цели и план дейс-

ствий).

Уточняет понимание

учащимися поставлен-

ных целей урока.

Записывают ключевые

слова урока.

Составляют план рабо-

ты на уроке.

Отвечают на вопросы.

Определение и форму-

лирование цели своей

деятельности(Р)

Составление плана дей-

ствий(Р)

Умение излагать свое

мнение и донести инфо-

мацию до других(К)

4.Обобщение и система-

тизация материала.

Побуждает к высказы-

ванию своего мнения.

Организует беседу.

Дает задание распреде-

лить местоимения по

разрядам в таблице.

Контролирует выполне-ние задания.

Организует коллектив-

ную проверку

Организует самостояте-

льную работу по состав-

лению схемы- опоры.

Отвечают на вопросы.

Работают в тетради.

Записывают местоиме-

ния в таблицу и анализи

руют, какие местоиме-

ния к какому разряду от

носятся.

Самостоятельно формулируют определе

ние

Составляют схему .

Умение преобразовы-

вать информацию из од

ной формы в другую(П)

Классификация(П)

Контроль(Р)

Умение различать м.-с.

и м.-прил., м.-числ.(П)

Умение формулировать

определение.(П)

Работа в группе(К)

5.Развитие учебно-язы-

ковых и речевых уме-

ний.

Дает задание по упр.488

Обеспечивает мотива-

цию выполнения зада-

ния упр 488

Проводит лексическую

работу(архаизм)

Контролирует выполнения упр..

Читают текст.

Выполняют упр. в па-

рах.

Проводят выборочную

работу.

Отвечают на вопросы.

.

Умение договариваться

с людьми.(К)

Ориентирование в сво-

их знаниях.(П)

Умение находить достоверную информа-

цию(П)

Работа в парах(К)

6.Включение в сис-

тему знаний и пов-

торения.

Активизирует мыслительную деятель-

ность, творческую активность ребят.

Проводит лингвистиче-

ский эксперимент.

Подводит учащихся к

выводу о роли местоимений в тексте.

Осуществляет контроль

Читают текст.

Выполняют упражнение

Формулируют выводы

о роли местоимений в

тексте.

Выполняют творческую

работу по составлению

своего текста.

Составляют сообщение

в научно-учебном стиле

Осознание необходимос

ти полученных знаний.

(П)

Умение перерабатывать

информацию для полу-

чения необходимого ре-

зультата(П)

Использование речевых

средств в соответствии

с ситуацией(К)

Умение строить рассуж

дение(П)

Владение приемами мо-

нологической речи(К)

Умение донести свою

позицию до других(К)

Задание творческого ха-

рактера(Л)

7.Рефлексия.

Организует рефлексию.

Просит вспомнить, ка-

кие цели и задачи ста-

вил каждый перед со-

бой в течение урока.

Обобщает сказанное.

Оценивает ответы.

Благодарит за работу.

Составляют внутреннюю

речь.

Используют клише для

рефлексии.

Оценивают свою работу

Рефлексия способов и

условий действий(П)

Контроль и оценка ре-

зультатов деятельности

(П)

Самооценка(Л)

Адекватное понимание

Причин успеха и неус-

пеха(Л)

8.Д.з.

Объясняет домашнее

задание разного уров-

ня сложности.

Записывают задание

в дневник.

Подают дневники для

оценки учителю.

Дифференцированные

задания(П.,Л)


Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Роль местоимений в тексте» (По учебнику Р.Н.Бунеева).

Преподаватель Беленова Л.Г., МБОУ СОШ № 38.

Цель: систематизировать и обобщить материал по теме «Местоимение как часть речи» (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль).

Задачи:

1.вспомнить разряды местоимений и уметь разграничивать их;

2.сравнивать и выявлять сходство и различие морфологических признаков различных видов местоимений;

3.находить местоимения в тексте и предложениях, определять, каким членом предложения они являются;

4.определять роль местоимений в тексте;

5.научиться составлять схему- опору к определению местоимения;

6.воспитывать на примере отрывка из произведения В.Бианки бережное отношение к природе.

Эпиграф к уроку:

«Я о себе такого мнения:

Я делу отдаюсь сполна,

Огромна роль местоимения!

Я заменяю имена».

Ход урока.

1.Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Открыли тетрадки и записали число.

2.Актуализация изученного.

-Начинаем наш урок с разминки.

1)Блиц-опрос ( верное утверждение +; неверное -)

А) Неопределенные мест.-прилагательные и мест.- числительные могут писаться с НЕ как слитно, так и раздельно.

Б) Неопределенные мест.- прилагательные и мест.- числительные пишутся через дефис с приставкой КОЕ и суффиксами -ТО, -ЛИБО,-НИБУДЬ.

В) Отрицательные мест.-прил. и мест.-числ. всегда пишутся слитно с приставкой НИ.

Г) Указательные мест.-прил. и мест.-числ. пишутся с частицей ЖЕ слитно.

Д) Относительные мест.-прил. и мест.-числ. употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчиненных.

Ответы: А) -; Б) +; В) -; Г) -;Д) +.(Запись на доске)

Взаимопроверка.

-В ходе сегодняшнего урока будем стараться устранять те пробелы, которые имеют место.

3.Введение в тему.

-А теперь откроем учебник и прочитаем тему, затем запишем ее в тетрадь.

-Как вы думаете, какова будет цель урока?

-Какие ключевые слова сегодняшнего урока можно записать?

-Попробуйте предположить, в какой последовательности будет построена работа на уроке?

Учащиеся составляют план урока.

План урока (презентация):

1.Разряды местоимений.

2.Морфологические признаки.

3.Синтаксическая роль в предложении.

4.Роль местоимений в тексте.

-Итак, сегодня у нас важный урок: завершение большой темы « Местоимение-прилагательное и местоимение-числительное»,на котором нам предстоит систематизировать и обобщить предыдущий материал.

-Какие же задачи будут стоять перед нами?

-Прочитаем эпиграф урока. Какова главная мысль четверостишия?

-На сегодняшнем уроке нам предстоит убедиться в этом.

-А теперь приступаем к выполнению поставленной цели урока.

4.Обобщение и систематизация.

1)Презентация.

Вспоминаем то, что знаем.

А) что общего у всех местоимений?

Б) в чем состоит отличие мест.-сущ. от мест.-прил. и мест.-числ.?

2) Работа с таблицей.

-Как бы вы могли ее озаглавить? (разряды местоимений)

-Как вы думаете, каково будет задание?

-Вспоминаем разряды местоимений и заполняем таблицу.

(Работа в группах)

Самопроверка. (Презентация)

-Как вы думаете, можно ли продолжить ряды местоимений и дописать еще какие-нибудь слова в каждую группу?

-Таким образом, мы с вами вспомнили все разряды местоимений.

А что же это за часть речи местоимение?

3)Определение местоимения как части речи.

-А теперь попробуем самостоятельно сформулировать определение местоимения как части речи. Дополните пропуски нужной информацией. (Презентация)

А) Проговаривание правила. (Работа в парах)

-Как вы думаете, почему только в конце изучения темы в учебнике дается определение местоимения, как части речи?

-Ребята, мы вспомнили с вами морфологические признаки мест.-прил. и мест.-числ., а теперь нам необходимо определить, каким членом предложения могут быть местоимения разных разрядов.

4)Обращаемся к учебнику. Выполняем упр.№488.

-Чем отличается по синтаксической роли в предложении мест.-сущ. от мест.-прил.?

А) Работа со словарем.

-Лексическое значение, каких слов было вам непонятно?

Герольд - глашатай при дворах феодальных правителей.

Паж - в средние века мальчик, состоящий при знатной особе.

Эмир - титул правителя, князя в мусульманских странах Востока.

-К какой лексической группе относятся эти слова? (архаизмы)

-Вы видите, ребята, что мы убедились с вами в том, что местоимения могут быть разными членами предложения.

Б) Физкультминутка. (Игра в мяч «Передай другому» с проговариванием местоимений разных разрядов)

5)Составление схемы-опоры.

-А теперь попробуйте представить местоимение как часть речи в виде схемы.

МЕСТОИМЕНИЕ

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Роль местоимений в тексте» (По учебнику Р.Н. Бунеева)

мест.-сущ. мест.-прил. мест.-числ.

(кто? что?) (какой? чей?) (сколько?)

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Роль местоимений в тексте» (По учебнику Р.Н. Бунеева)

род, число, род, число, падеж

падеж падеж

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Роль местоимений в тексте» (По учебнику Р.Н. Бунеева)

подлежащее, определение обстоятельство

дополнение,

сказуемое

5.Открытие новых знаний.

-В течение всего урока мы с вами вспоминали и повторяли разряды местоимений, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении. А теперь посмотрим, какова роль местоимений в тексте.

1)Работа с текстом.

-Перед вами текст В.Бианки с пропуском местоимений в нем.

Когда (мне) было десять лет,(я) прожил ( всю) зиму в деревне: бегал по лесу, выслеживал птиц, узнавал( некоторые) подробности (их) жизни. (Это) было (моим) любимым занятием, и (я) очень скучал, когда (что-нибудь) мешало (мне). (Несколько) дней была сильная метель. В лес (нечего) было и думать пробраться.(Никаких) птиц не встречалось. (Я) утешал (себя) мысленно, что (мне) удастся найти (какую-нибудь) полумертвую птичку. (Я) отнесу (ее) домой, обогрею и (ни за что) не расстанусь с (ней) до весны.(Презентация)

-Кто такой Бианки?

-Прочитаем текст, заменяя пропуски существительными, словами других частей речи, где это возможно

-Понравился ли вам этот текст? Почему? (Повторы)

-Вставьте свои местоимения в данный текст. Посмотрим, как он изменится.

(Самостоятельная творческая работа)

-Что у вас получилось? Прочитайте.

-Какой вывод можно сделать? Какова роль местоимений в тексте?

(Избежать повторов, связать предложения)

-А теперь посмотрим, как Бианки удалось решить эту задачу. (Чтение текста Бианки)

Ребята, обратите внимание, насколько точно подобраны все слова и просто изложено содержание отрывка, чтобы выразить какую мысль? (Надо бережно относиться к природе).

-В конце урока вновь обратимся к эпиграфу. Как вы думаете, текст Бианки убедил нас в огромной значимости местоимений в письменной речи?

6.Итог урока.

-Итак, наш урок подходит к концу.

-Какая же цель урока была поставлена? Выполнена ли она?

Убедимся в этом.

А) Рефлексия (Презентация)

Ответьте на вопросы теста.

Отметьте указательные мест.-прил.:

А) мой

Б) столько

В) какой

Г) такой

-Какими ключевыми словами можно дополнить раздел «Ключевые слова» в конце параграфа?

-Ребята, подумайте и скажите, как вы поработали на сегодняшнем уроке? Как оцениваете свою работу?

Б) Презентация.

-Ребята, на обратной стороне листочка с таблицей местоимений карандашом обведите свою ладонь и определите, поставив крестик на одном из пальцев рисунка, насколько хорошо вы овладели материалом.

( На ладони большой палец означает - я все знаю; указательный -я все понял; средний -я в чем-то затрудняюсь; безымянный -я во многом не уверен; мизинец -я многое не понял).

-А теперь поставим себе отметки за урок.

Б) Учитель характеризует ответы и выставляет отметки.

-А у других учеников есть возможность поработать, выполняя домашнее задание, и исправить свои недочеты.

7.Дифференцированное домашнее задание:

1)Упр.№491 или

2) Сочинение-миниатюра(7-8 строк) на тему: «Что было бы с языком, если бы в нем не было местоимений».

Спасибо за урок!

© 2010-2022