Тема урока Знаешь ли ты наречие? (повторительно-обобщающий урок)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Знаешь ли ты наречие?» (повторительно-обобщающий урок в 7 классе)


Цели урока:

- обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; повторить орфограммы, связанные с изучением наречия;

- продолжить наблюдения за употреблением наречий в текстах различного стиля, составление своих текстов с наречиями;

- использовать воспитательные возможности темы «Наречие» для повышения интереса учащихся к истории своего народа.


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- «Кто внимательнее?»

Задание: выписать наречия, объяснить их написание.

Цель: проверить усвоение наречия как части речи.

А) Одной тебе - волей-неволей,-

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома, и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

В холодные зимы, в метели,

У той, у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

(Михаил Исаковский «Русской женщине»)

Б) И шепчет раненый: - Сестра, моя сестрица,

Побереги себя. Я доползу, -

Но не боится девушка снарядов.

Уверенной и смелою рукой

Поддержит, вынесет бойца - и рада,

И отдохнет чуть-чуть - снова в бой.

(Виктор Гусе «Сестра»)

В) Бросая наземь дыма сгустки

На утихающем ветру,

Наш поезд в каменном Иркутске

Остановился поутру.

Мы, не снимавшие погоны,

Вслед за пронзительным гудком

Поспешно вышли из вагона

За долгожданным кипятком.

И показалось нам вначале,

Хлебнувшим наспех кипяток,

Что там с победою встречали

Нас, уезжавших на восток.

Победа ввысь взметнула знамя,

Свинец меняя на дожди.

Она была уже за нами,

А что там будет впереди?

- какой темой объединены все эти отрывки?

3. Слово учителя.

9 мая 1945 года. День Победы. Великая Отечественная война закончилась.

Она была поистине Великой. Почти четыре года неумолчно грохотали её сражения. На тысячи километров от заполярного Баренцева до теплого Черного моря тянулся её фронт, где миллионы советских людей вели непрестанный жестокий бой с немецко-фашистскими захватчиками. И весь советский народ, от мала до велика, помогал своей Армии и Военно-Морскому флоту в этой смертельной борьбе.

Она была поистине Отечественной. Решалась судьба первого в мире государства трудящихся - СССР, судьба всех его народов и народностей, решался вопрос, жить ли им свободно на своей земле или быть рабами фашистов. Но ведя суровый бой за свое Отечество, советские люди сражались и за освобождение всех народов Европы, за будущее всего человечества.

О том, какой суровой, жестокой была эта война, о том, сколько страданий принесла она нашему народу, об их героизме, мужестве и стойкости, мы можем узнать из произведений замечательных советских писателей и поэтов, большинство которых были активными участниками Великой Отечественной войны. Некоторые стихи и рассказы написаны ими на переднем плане, в окопе, в землянке, в сожженной фашистами деревне. Кажется, что страницы этих книг ещё хранят тепло походных костров и пахнут дымом отгремевших сражений.

Военными корреспондентами были А.Твардовский, К. Симонов, Б. Полевой, Алексей Сурков. Солдатами были Евгений Винокуров, Б.Васильев, санинструктором - Юлия Друнина.

4. Анализ текста Сергея Смирнова «Подвиг учительницы».

Сохранился рассказ о подвиге молодой жены командира Кати Тарасюк. Сельская учительница, она незадолго до войны приехала в Брестскую крепость, чтобы провести отпуск вместе с мужем.

Сначала Катя вместе с другими женщинами находилась в подвале, ухаживала за ранеными. Лейтенант Тарасюк в это время отбивал непрекращающиеся атаки противника. По его одинокому пулемету вели огонь пушки и минометы. Вся земля вокруг была изрыта снарядами и минами, осколки срезали ветвь дерева, у подножия которого он выбрал себе позицию. Весь израненный, Тарасюк продолжал стрелять, пока вражеская пуля не сразила его.

Пулемет молчал недолго. Тарасюка заменил один из бойцов.

Узнав о гибели мужа, Катя тотчас же выбралась из подвала и поползла к расщепленному дереву. Оттуда по-прежнему раздавался треск пулемета. Вскоре и этот пулеметчик был убит. Тогда она сама легла за щиток и мужественно вела огонь по врагу, пока её не поразил насмерть осколок вражеского снаряда. Обезображенное дерево, у подножия которого погибла отважная пулеметчица, жители Бреста впоследствии прозвали «деревом войны».

- определите основную мысль текста;

- определите стиль и тип речи; назовите их признаки;

- с какой целью автор избирает данный стиль?

- назовите средства связи предложений последнего абзаца;

- найдите наречия и объясните их правописание;

- объясните написание слов раненый и израненный, по одинокому (пулемету) и по-прежнему;

5. Синтаксический разбор предложения: Узнав о гибели мужа, Катя тотчас же выбралась из подвала и поползла к расщепленному дереву.

6. Конструирование предложения.

Задание: составьте два предложения из слов в начальной форме, вставив в каждое слова по-старому и по старому.

А) Партизаны, идти, след, проложенный, разведчик.

Б) Место, прежний, стоянка, быть, все.

7. Роль наречий в речи.

О войне писали не только писатели и поэты, но и художники.

Александр Александрович Дейнека свою картину «Оборона Севастополя» написал во время Великой Отечественной войны в 1942 году по свежим следам событий. Оборона Севастополя, военно-морской базы Черноморского флота, длилась 250 дней. Родной город моряки защищали самоотверженно, держались до последнего, бились насмерть. Александр Александрович изобразил, по-видимому, последний бой, который идет на разрушенной набережной города.

Задание: напишите как можно больше словосочетаний с наречиями, необходимыми для более точного и эмоционального описания изображенного на картине, особенно героев картины.

8. Подведение итогов.



© 2010-2022