Основные этапы работы над орфографическими правилами

  Многолетний опыт работы в школе, результаты экзаменов по русскому языку в форме ЕГЭ  показывают, что избежать многих ошибок заданий части А можно, если правильно, поэтапно вести работу над орфографическим правилом, используя при этом всесторонний анализ правила, разнообразие приемов этого разбора. Ведь нередко учитель знакомит учащихся с правилом  в той же формулировке, в какой оно изложено в учебнике, не задумываясь над тем, как оно будет усвоено учащимися. Такое "объяснение" ни в коей мере н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Скориданова Нина Григорьевна учитель русского языка и

литературы МОУ лицея № 8


Основные этапы работы над орфографическими правилами

Многолетний опыт работы в школе, результаты экзаменов по русскому языку в форме ЕГЭ показывают, что избежать многих ошибок заданий части А можно, если правильно, поэтапно вести работу над орфографическим правилом, используя при этом всесторонний анализ правила, разнообразие приемов этого разбора. Ведь нередко учитель знакомит учащихся с правилом в той же формулировке, в какой оно изложено в учебнике, не задумываясь над тем, как оно будет усвоено учащимися. Такое "объяснение" ни в коей мере не вызывает у школьников желания вдуматься в орфограмму, правильно применить его на практике.

На протяжении нескольких лет работу над правилом я провожу в несколько этапов.

1. Подготовку к восприятию правила начинаю за 3-5 уроков до его детального анализа. На этом этапе, заранее выяснив, какие лингвистические знания необходимы для того, чтобы усвоить новое, какие умения и навыки должны быть уже выработаны, строю занятия, чтобы восстановить эти знания в памяти детей, довести определенные умения и навыки до автоматизма.

Например, перед изучением правописания безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений следует выработать у школьников навык безошибочно определять вид глагола, не подменяя глаголы совершенного вида глаголами несовершенного вида.

А прежде чем приступить к изучению правила правописания _-ите, -ете во 2-м лице множественного числа глаголов повелительного и изъявительного наклонений, нужно добиться, чтобы учащиеся не путали эти наклонения. Вот так я учу детей рассуждать: "Выпишите эти примеры"- это глагол повелительного наклонения. Докажем, отбрасывая -те: выпиши. "Когда выпишете, скажете мне"; в этом примере глаголы 1 спряжения изъявительного наклонения, поэтому пишем -ете."

Одной из распространенных ошибок, встречающихся у наших учеников, является "Слитное и раздельное написание не с причастиями" и "Одна и две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени". Если учащиеся не научились выделять из предложения словосочетания с причастием и различать главные и зависимые слова, то выбор правильного варианта ответа вызовет у них затруднение.

2. Второй шаг в работе над орфографическим правилом- психологическая подготовка к его восприятию, цель которой- вызвать повышенный интерес к изучению нового правила. В этом случае я использую различные занимательные миниатюры, небольшие стихотворения-шутки .

Например, перед анализом орфограммы "Разделительные Ъ и Ь знаки" спрашиваю у учеников, что они знают о твердом знаке. Один из учащихся делает сообщение об этой букве: "Оказывается, это была самая дорогая буква алфавита, потому что ставилась в конце каждого слова, оканчивающегося на согласный, пожирая более 8% времени рабочих типографий и бумаги. Её называли бездельником, разбойником, лодырем, дармоедом. Только в одном дореволюционном издании на 2080 страниц имеется 115000 таких никчемных бездельников!" Теперь в конце слов эта буква не пишется, а зачем же тогда она нужна?

Вызвать интерес к новому правилу помогает и создание проблемных ситуаций, задач на уроке.

Желание выработать новые орфографические умения и навыки появляется у школьников и в тех случаях, когда убедительно показываю им, где пригодятся эти навыки в письменной и речевой практике. Так, например, работая над орфограммой "Буквы е и и в корнях с чередованием" в 5 классе, в качестве закрепления даю выборочно задания ЕГЭ из части А15. А в 7 классе после поэтапной работы над орфограммой "Слитное и раздельное написание не с причастиями" предлагаю ученикам решить задание А19 ЕГЭ. Подобную работу я провожу систематически в разных классах (с 5 по 7) при работе с различными видами орфограмм.

3. Следующий шаг в работе над орфографическим правилом - его анализ. Здесь я условно выделяю два последовательных этапа: ознакомление с орфографическим правилом и формирование орфографических умений.

Выбор методов разъяснения сути орфограммы определяется рядом условий: степенью знакомства учеников с опорными знаниями о языке, наличием вариантов в орфограмме, четкостью их противопоставления по отношению друг к другу. Особое внимание на этом этапе обращаю на опознавательные признаки орфограммы и на условия выбора правильного написания.

Например, анализируя правила правописания о, ё после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных (эти правила я рассматриваю с детьми на одном уроке) отмечаем: 1) в суффиксах и окончаниях; 2) существительных и прилагательных; 3) после шипящих; 4) под ударением пишется о…При изучении причастий обращаю внимание учеников на то, что 1) в суффиксах причастий; 2) под ударением пишется ё.

Что касается орфограммы "Буквы ё-о после шипящих в корне слова", то часть речи в этом случае не имеет значения.

4. Одним из основных моментов в работе над правилом является выяснение его механизма. Вскрыть механизм действия помогают принципы современной орфографии. Так на морфологическом принципе построены правила правописания почти всех приставок (кроме приставок при-, пре-), почти всех корней, суффиксов и окончаний. Суть морфологического принципа заключается в том ,что орфограмму в слабой позиции проверяй подбором слова, в котором она находится в сильной позиции. Наиболее полно этот принцип нашел воплощение в орфограмме "Безударные проверяемые гласные в корне". Хотя немногие учителя опираются на морфологический принцип, если орфограмма находится в корне.

А в основе изучения правила "Буквы ы и и после приставок" лежит фонетический принцип. Интерес учеников заметно повышается, когда я, анализируя правило, показываю какой механизм действия в нем работает: "Попробуйте произнести [и] в словах с[и-и-и]грать, под[и-и-и]грать. Видим, что ничего из этого не получается. Мы слышим четкое [ы] . Это одно из орфографических правил, в основе которого лежит произношение".

На основе наблюдений дети сами делают вывод о том, какая буква пишется после приставок, если приставка оканчивается на согласную, а однокоренное слово начинается на гласную и.

5. Особое значение в осознании и усвоении нового материала имеют наглядные пособия, способствующие образованию у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предметов и явлений. С этой целью я использую в 5, 6 классах разнообразные рисунки, слайды-шоу во многих случаях комические, позволяющие увидеть главное в изучаемом; в 7-8 классах применяю на уроках схемы, таблицы.

6. Анализируя правила, вскрывая механизм, приучаю детей пользоваться алгоритмами, которые помогают усвоить правило. Со временем ученики сами начинают создавать алгоритмы. Эта работа вызывает высокую их активность, развивает четкость мышления. Наиболее эффективными являются алгоритмы, требующие взаимоисключающих ответов: да-нет. Например, алгоритм, использующийся при определении слитного и раздельного написания не с причастиями.

7. Заключительный этап в изучении орфографического правила - его воспроизведение. Стараюсь, чтобы все ученики воспроизвели правило, и не один раз. В классах с большим количеством учащихся практикую письменные задания на 2-4 варианта, выполняя которые дети еще и еще раз осмысливают орфограмму. Перед тем как ученики приступят к выполнению упражнения, на доске (экране) даю несколько образцов его оформления, предупреждая возможные ошибки.

Такое воспроизведение правила предупреждает механическое его повторение, учит последовательно излагать мысли, доказывая то или иное написание.

Кропотливая поэтапная работа над орфографическим правилом оправдывает себя. Согласитесь, если выпускники 11 классов безошибочно выполняют задания части А, допускают минимальное количество орфографических ошибок в сочинении части С, можно сказать, что я добилась своей цели.

© 2010-2022