«Свободный диктант с использованием картины»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Свободный диктант с использованием картины»

Для формирования у школьников правописных и коммуникативно-речевых умений и навыков учителю предлагается целая система письменных работ. Одним из интереснейших видов работ, на мой взгляд, является свободный диктант. Это упражнение, введенное в практику преподавания русского языка еще в начале прошлого века, позволяет эффективно осуществлять взаимодействие правописания и развития речи, что обеспечивает более высокую степень усвоения материала и прочность его запоминания.

Формирование у школьников прочных орфографических умений и навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка, так как грамотное письмо является существенным элементом общей языковой культуры, показателем уровня образованности человека. Решающая роль в этом процессе принадлежит упражнениям.

В ходе выполнения упражнений осуществляется перенос сделанных обобщений, сформулированных в виде правил, на конкретные случаи написания, происходит процесс упрощения способов оперирования знанием, что и способствует формированию орфографических умений и навыков.

I. В процессе работы по формированию прочных орфографиче-

ских умений и навыков необходимо опираться не только на собственно орфографические упражнения, но и на работы, которые ставят учащихся в условия самостоятельного письма, в частности, на свободный диктант.

2. Свободный диктант используется на уроках закрепления, повторения и обобщения, в процессе которых первоначально приобретенный орфографический навык совершенствуется и качественно видоизменяется.

3. Для свободных диктантов целесообразно использовать такие тексты, элементы которых позволяют наиболее полно реализовать единство орфографических и речевых задач.


Таким образом, определяется необходимость выявить возможности использования свободного диктанта для совершенствования орфографической грамотности учащихся

Объектом является связная письменная речь учащихся. процесс формирования орфографических умений и навыков на этапе использования свободного диктанта.





























Тема: Свободный диктант с использованием картины

Цели урока:

*обучающая - закрепить у учащихся устойчивые речевые и правописные навыки; продолжить работу по развитию письменной и устной речи; помочь овладеть навыками создания собственных текстов на основе картины; проконтролировать знания учащихся;

*воспитывающая - воспитывать самостоятельность, творческую активность; интерес к истории, живописи;

*развивающая - способствовать развитию памяти учащихся; развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.

Оборудование урока:

* презентация;

* стенд-выставка;

* оформленная классная доска.

Ход урока.

I. Сообщение темы и целей урока.

1. Сегодня мы с вами будем писать свободный диктант. Вы уже знакомы с этим видом работы. Напомню вам: свободный диктант - это такое письменное упражнение, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики свободно воспроизводят прочитанное. Этот вид работы поможет вам научиться правильно и красиво говорить, расширит ваши знания об окружающем мире. А мне поможет проконтролировать ваши знания. Работать мы будем в тетрадях по развитию речи. Запишем сегодняшнее число.

2. Вступительное слово учителя.

3. Молчаливое рассматривание картины учащимися, самостоятельное зрительное восприятие. Беседа.

- Понравилась ли картина? что именно понравилось (не понравилось)? понятно ли кто? что? на ней изображено?

4. Чтение текста. Задача этого этапа - целостное восприятие текста. Текст читает учитель, затем чтение про себя учениками.

5. Беседа по содержанию текста. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое и смысловое единство.

- Что вы узнали из текста? о каком событии рассказывает автор? какой момент изображен на картине - Определите тему и основную мысль текста.

6. Словарно-стилистическая подготовка к диктанту.

- Выясним лексическое значение слов.

- Выпишите из текста опорные слова и предложения и на их основе определите тип речи. (Заполнение таблицы)

Опорные слова и предложения

Тип речи

На этом этапе знакомим учащихся с приемом озаглавливания текста на основе выделенных опорных слов, темы и основной мысли текста. Записываем заглавие.

7. Орфографическая и пунктуационная подготовка. На уроке используется частичный орфографический и пунктуационный разбор с целью обобщения, систематизации имеющихся знаний. Слова для объяснения. членах и т.д.

8. Запись текста диктанта. Текст читается по частям и записывается в тетрадь.

В конце урока рекомендуется оставить время на проверку. Для этого учащимся разрешается использовать орфографический словарь.

© 2010-2022