- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Свободный диктант с использованием картины»
«Свободный диктант с использованием картины»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Айтбенбетов О.О. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Свободный диктант с использованием картины»
Для формирования у школьников правописных и коммуникативно-речевых умений и навыков учителю предлагается целая система письменных работ. Одним из интереснейших видов работ, на мой взгляд, является свободный диктант. Это упражнение, введенное в практику преподавания русского языка еще в начале прошлого века, позволяет эффективно осуществлять взаимодействие правописания и развития речи, что обеспечивает более высокую степень усвоения материала и прочность его запоминания.
Формирование у школьников прочных орфографических умений и навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка, так как грамотное письмо является существенным элементом общей языковой культуры, показателем уровня образованности человека. Решающая роль в этом процессе принадлежит упражнениям.
В ходе выполнения упражнений осуществляется перенос сделанных обобщений, сформулированных в виде правил, на конкретные случаи написания, происходит процесс упрощения способов оперирования знанием, что и способствует формированию орфографических умений и навыков.
I. В процессе работы по формированию прочных орфографиче-
ских умений и навыков необходимо опираться не только на собственно орфографические упражнения, но и на работы, которые ставят учащихся в условия самостоятельного письма, в частности, на свободный диктант.
2. Свободный диктант используется на уроках закрепления, повторения и обобщения, в процессе которых первоначально приобретенный орфографический навык совершенствуется и качественно видоизменяется.
3. Для свободных диктантов целесообразно использовать такие тексты, элементы которых позволяют наиболее полно реализовать единство орфографических и речевых задач.
Таким образом, определяется необходимость выявить возможности использования свободного диктанта для совершенствования орфографической грамотности учащихся
Объектом является связная письменная речь учащихся. процесс формирования орфографических умений и навыков на этапе использования свободного диктанта.
Тема: Свободный диктант с использованием картины
Цели урока:
*обучающая - закрепить у учащихся устойчивые речевые и правописные навыки; продолжить работу по развитию письменной и устной речи; помочь овладеть навыками создания собственных текстов на основе картины; проконтролировать знания учащихся;
*воспитывающая - воспитывать самостоятельность, творческую активность; интерес к истории, живописи;
*развивающая - способствовать развитию памяти учащихся; развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.
Оборудование урока:
* презентация;
* стенд-выставка;
* оформленная классная доска.
Ход урока.
I. Сообщение темы и целей урока.
1. Сегодня мы с вами будем писать свободный диктант. Вы уже знакомы с этим видом работы. Напомню вам: свободный диктант - это такое письменное упражнение, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики свободно воспроизводят прочитанное. Этот вид работы поможет вам научиться правильно и красиво говорить, расширит ваши знания об окружающем мире. А мне поможет проконтролировать ваши знания. Работать мы будем в тетрадях по развитию речи. Запишем сегодняшнее число.
2. Вступительное слово учителя.
3. Молчаливое рассматривание картины учащимися, самостоятельное зрительное восприятие. Беседа.
- Понравилась ли картина? что именно понравилось (не понравилось)? понятно ли кто? что? на ней изображено?
4. Чтение текста. Задача этого этапа - целостное восприятие текста. Текст читает учитель, затем чтение про себя учениками.
5. Беседа по содержанию текста. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое и смысловое единство.
- Что вы узнали из текста? о каком событии рассказывает автор? какой момент изображен на картине - Определите тему и основную мысль текста.
6. Словарно-стилистическая подготовка к диктанту.
- Выясним лексическое значение слов.
- Выпишите из текста опорные слова и предложения и на их основе определите тип речи. (Заполнение таблицы)
Опорные слова и предложения
Тип речи
На этом этапе знакомим учащихся с приемом озаглавливания текста на основе выделенных опорных слов, темы и основной мысли текста. Записываем заглавие.
7. Орфографическая и пунктуационная подготовка. На уроке используется частичный орфографический и пунктуационный разбор с целью обобщения, систематизации имеющихся знаний. Слова для объяснения. членах и т.д.
8. Запись текста диктанта. Текст читается по частям и записывается в тетрадь.
В конце урока рекомендуется оставить время на проверку. Для этого учащимся разрешается использовать орфографический словарь.