Совершенствование внеклассной работы учащихся, как средства развития познавательной деятельности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Доклад


Совершенствование внеклассной работы учащихся, как средства развития познавательной деятельности.




Учитель русского языка и

литературы: Итикеева М.А.
















г. Сатпаев


Совершенствование внеклассной работы учащихся,

как средства развития познавательной деятельности.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса.

Активность учащегося в процессе обучения - волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной в ходе обучения познавательной цели.

Сущность активизации познавательной деятельности рассматривается и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.

Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств их личности. Одно из таких качеств - познавательная активность, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлению к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

В качестве комплекса средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, конкретные методы и методические приемы обучения, организационные формы учебно-познавательной деятельности. Система средств должна обеспечить активизацию всех компонентов процесса учения. В то же время конкретное выражение системы активизации обусловлено целью деятельности на данном этапе учения. Эта система нераздельно связана с компонентами учения, а эти компоненты функционируют только в единстве. Следовательно, конкретные средства активизации учения школьников выступают в единстве и взаимосвязи.

Одним из таких средств выступает внеклассная и внеурочная работа по предмету.

Внеурочная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу. Она не всегда носит добровольный характер. Определяющая роль в ее планировании принадлежит учителю. Внеклассные мероприятия можно рассматривать как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Велика роль внеклассной работы в организации свободного времени, в развитии познавательных интересов, творческих способностей учащихся и проведении индивидуальной работы с ними. В период обучения в школе формирование личности зависит от того, насколько полно учитываются ее персональные особенности, интересы и склонности, способности и дарования.

Значительная часть работы с учащимися по их интересам приходится на внеурочное время.

Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки учебных программ и проводимые школой во внеучебное время для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся.

По мнению Ю.Б.Зотова, внеурочная работа многоцелевая.

Целями внеклассной работы являются:

  • расширение и углубление знаний, умений и навыков;

  • стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

  • всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.

Р.Р. Сулейманов выделяет следующие задачи внеклассной работы:

  • популяризация и знакомство с достижениями в предметной области;

  • привитие учащимся интереса к исследовательской работе;

  • воспитание интереса к чтению научно-популярной литературы, формированию умений и навыков в работе с ними;

  • профориентационная работа с учащимися.

Формы внеклассной работы по предметам в школе разнообразны. Они классифицируются по разным признакам: по охвату учащихся, по систематичности, по дидактической цели и т. д.

По охвату учащихся выделяют:

  • Индивидуальная работа есть во всех видах внеклассных занятий, она может выражаться в чтении литературы, в подготовке к выпуску на вечере, конференции, подготовке материала к викторине, обучении в заочных или дистанционных школах и т. д.

  • Массовая работа выражается в проведении вечеров, конференций, в проведении конкурсов и олимпиад.

  • Работа с учащимися, отстающими от других в изучении материала, т.е. дополнительные занятия по предмету.

  • Работа с учащимися по развитию интереса в изучении предмета.

По систематичности можно выделить регулярную и эпизодическую внеклассную работу.

регулярная

эпизодическая

  • кружки

  • работа с научно-популярной литературой и первоисточниками

  • факультативные занятия

  • олимпиады

  • тематические конференции и вечера по предмету

  • стенная печать

Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.


© 2010-2022