- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КТП по литературе (7 класс, Меркин)
КТП по литературе (7 класс, Меркин)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гаврикова М.Ю. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
1. Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе и авторской программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Г.Меркин). Рекомендовано МОиН РФ - М.: «Русское слово», 2009.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
2. Приказ Минобразования и науки России от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.»
3. Приказ Минобразования и науки России № 576 от 8 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253, на 2015-2016 учебный год»
-
Нормативные документы Департамента общего и профессионального образования Брянской области:
-
Приказ Департамента образования и науки Брянской области №776 от 26 марта 2015 года «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015-2016 учебный год»
-
Рассмотрена на педсовете МБОУ «Навлинская СОШ №1» о принятии учебного плана (учебной нагрузки учителей) на новый учебный год (протокол №1 от 28 августа 2015г.). Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении учителей гуманитарного цикла (протокол №1 от 27 августа 2015г.)
2. Цели и задачи курса
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
-
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
-
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
-
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
3. Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Навлинская СОШ №1» на изучение литературы в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение литературе в объёме 2 часов в неделю в течение одного учебного года.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных педагогических технологий.
4. Используемый учебно-методический комплект и дополнительная литература
Литература7 кл.: Учебник в 2 ч./ Авторсост. Г.С. Меркин. - М.: «ТИД «Русское слово - РС»
Учебно-методический комплект состоит из учебника и рабочей тетради.
Дополнительная литература - тексты художественных произведений.
5. Содержание рабочей программы по литературе 7 класс
Тема
Содержание
Количество часов
Введение
Введение. Любите читать!
1
Устное народное творчество
Из устного народного творчества «Святогор и Микула Селянинович»
3
«Илья Муромец и Соловей- разбойник»
Русские народные песни
Древнерусская литература
Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…»
2
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Русская литература 18в.
М.В. Ломоносов
Краткие сведения о М.В. Ломоносове
5
Из оды «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Г.Р. Державин
«Властителям и судиям»
Д.И.Фонвизин
Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии ,ее проблематика
Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии
Русская литература 19в.
А.С. Пушкин
«К Чаадаеву»
26
«Во глубине сибирских руд…»
«Песнь о вещем Олеге»
«Полтава»
М.Ю.Лермонтов
в воспоминаниях современников. М.Ю.Лермонтов - художник.
«Родина»
«Песня про…купца Калашникова». Историческая эпоха в «Песне…»
Основные мотивы «Песни…»
Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге. «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича
Акакий Акакиевич и «значительное лицо».Фантастика в повести.
И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч».Природный ум, трудолюбие, смекалка героев.
«Нищий». Тематика, художествен
ное богатство стихотворения в прозе.
Н.А.Некрасов. Краткие сведения. «Вчерашний день , часу в шестом…»
«Размышления у парадного подъезда»
«Железная дорога»
М.Е.Салтыков -Щедрин. Краткие сведения о писателе. Некоторые особенности сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина.
«Дикий помещик»
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…»
Л.Н.Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».
«Севастополь в декабре месяце».
Н.С.Лесков. «Левша». Сюжетная основа произведения, особенности языка и жанра. Автор и рассказчик в сказе.
Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России.
А.А.Фет. «Зреет рожь под жаркой нивой…», «Вечер».
А.П.Чехов «Хамелеон».
«Смерть чиновника»
Произведения русских поэтов 19 в. о России
Русская литература 20в.
М.Горький
«Детство», «Свинцовые мерзости дикой русской жизни».
23
Народная Россия в изображении М.Горького. Гуманистическая направленность повести.
«Старуха Изергиль». «Легенда о Данко».
Краткие сведения об И.А. Бунине «Догорел апрельский светлый вечер…»
«Кукушка»
Краткие сведения об А.И. Куприне. «Куст сирени»
«Allez!»
Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Краткие сведения о С.А. Есенине. «Я покинул родимый край…»
«Отговорила роща золотая…»
Краткие сведения о И. С. Шмелеве. «Русская песня»
Краткие сведения о М. М. Пришвине
«Москва-река»
Краткие сведения о К. Г. Паустовском.
«Мещерская сторона». Части повести: «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство»
«Мещерская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие».
Краткие сведения о Н.А.Заболоцком. «Не позволяй душе лениться…»
Краткие сведения об А.Т.Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…»
«Василий Теркин».Главы «Переправа», «Два солдата».
Лирика поэтов - участников великой отечественной войны.
Краткие сведения о Б.Л.Васильеве «Экспонат №…»
Краткие сведения о В.М.Шукшине
«Микроскоп»
Русские поэты ХХ в. О России
Зарубежная литература
Краткие сведения об У. Шекспире. Сонеты
8
Краткие сведения о Р. Бёрнсе. «Возвращение солдата»
«Джон Ячменное Зерно»
Краткие сведения о Р. Стивенсоне. «Остров сокровищ»
Краткие сведения о Мацуо Басё Хокку
Краткие сведения о А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия»)
Внеклассное чтение А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Краткие сведения об Я Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?»
Итоговые уроки. Резерв.
Рекомендации для летнего чтения
2
Резерв
6.Требования к уровню подготовки обучающихся
-
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
-
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
-
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
-
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
-
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
-
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
-
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
-
умение владеть монологической и диалогической речью;
-
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
-
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
-
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
7. Учебно - тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
Из них на развитие речи
Введение
1
-
Устное народное творчество
3
1
Древнерусская литература
2
-
Русская литература 18в.
5
-
Русская литература 19в.
26
3
Русская литература 20в.
23
1
Зарубежная литература
8
-
Итоговые уроки. Резерв.
2
-
8. Учебно-методическое обеспечение программы
-
О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2009. - С. 198 202.
-
Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
-
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 200с.
-
И.В.Золотарёва, C/М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «Веко», 2006г.
-
Г.И.Беленький. Литература. 7 класс. М.: «Просвещение», 2007г.
-
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г.
-
Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»
-
В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс»
-
И.В.Егорова, «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах»
-
Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5-8 классах»
-
В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах»
-
Иллюстративный материал.
Таблицы. Теория литературы
-
Роды литературы
-
Художественные системы в литературе
-
Классицизм. Сентиментализм
-
Романтизм. Модернизм
-
Реализм как литературное направление
-
Темы и мотивы в литературе
-
Жанры лирики
-
Жанры лирики
-
Рифма
-
Принципы ритмической организации стихотворений
-
Строфа
-
Виды строф в лирике
-
Виды строф в лирике
-
Твёрдые стихотворные рифмы
-
стихосложение
-
Лирический герой
-
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
-
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Электронные пособия
-
Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
-
Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
-
Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
-
Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
-
Русская литература от Нестора до Маяковского.
-
Русская поэзия XVII-XX веков.
-
Хрестоматия по русской литературе.
-
Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
-
Мудрые мысли и изречения. Том 3.
-
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
-
А.Грин "Алые паруса".
-
А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
-
Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
-
А.П.Чехов. Рассказы.
-
Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
Календарно-тематический план по литературе 7 класс (70 часов)
№ урока
Тема раздела, урока
Количество часов
Оснащение урока
Теоретические понятия
Домашнее задание
Дата проведения урока
по плану
фактически
I четверть (9 недель - 18 часов)
Введение - 1ч
1
Введение. Любите читать!
1
Составление цитатного плана статьи учебника, лексическая работа, сообщение учителя, беседа, письменный ответ на вопрос, анкетирование
Подготовить выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович», прочитать статью Б.Н.Путилова «Былины» и приготовить рассказ о художественном мире былин по плану в учебнике.
Устное народное творчество- 3ч
2
Из устного народного творчества «Святогор и Микула Селянинович»
1
Сообщения учителя и учащихся , выразительное чтение, беседа, работа с репродукциями картин русских художников.
Эпос,былина, эпические жанры в фольклоре
Прочитать былину «Илья Муромец и соловей -разбойник», прочитать статью «В поэтическом мире былин».
3
«Илья Муромец и Соловей- разбойник»
1
Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников
Тематика былин, персонажи, параллелизм, гипербола, эпитеты.
Сравнения, тонический стих.
РР Написать сочинение-описание картины
В.М. Васнецова «Богатыри»
4
Русские народные песни
1
Сообщение учителя и учащихся,
работа с учебником, репродукциями картин русских художников,
прослушивание музыкального фрагмента
Песенные жанры в фольклоре,
обрядовая поэзия,
колядные и масленичные песни,
эпитеты,
метафоры,
сравнения,
олицетворения
Подготовить выразительное чтение колядных,
масленичных песен.
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение об обряде колядования Масленице,
масленичных песнях.
Древнерусская литература - 2ч
5
Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…»
1
Викторина по «Повести временных лет», сообщение учителя и учащихся, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с репродукциями картин
Эпические жанры в древнерусской литературе
Прочитать фрагмент «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…», записать ключевые слова для близкого к тексту пересказа. Приготовить художественный пересказ фрагмента.
6
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
1
Беседа, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, заполнение таблиц, прослушивание музыкальных фрагментов
Повесть,
волшебная сказка,
житие, символ
Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Русская литература 18в. - 5ч
7
М.В. Ломоносов
Краткие сведения о М.В. Ломоносове
1
Сообщение учителя и учащихся, запись основных сведений в таблице, отбор материала для выставки и слайдовой презентации, выразительное чтение, работа с учебником
Составить сообщение о классицизме в русской литературе, архитектуре, живописи, музыке по материалам учебника и урока.
8
Из оды «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
1
Сообщение учителя и учащихся, лексическая работа ,работа с иллюстрациями ,исследовательская работа с текстом, беседа
Выучить отрывок из оды «На день Восшествия…» наизусть.
9
Г.Р. Державин
«Властителям и судиям»
1
Выразительное чтение, сопоставленный анализ текста 81 псалма и стихотворения Г.Р. Державина, лексическая работа, беседа
Лирическое стихотворение, переложение, псалом, риторические фигуры
Прочитать комедию
Д.И. Фонвизина «Недоросль»
10
Д.И.Фонвизин
Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии ,ее проблематика
1
Исследовательская работа с текстом, составление устного рассказа о героях, сообщение учителя и учащихся, беседа, лексическая работа
Система персонажей в пьесе
Выписать цитаты, характеризующие героев комедии. Составить рассказ о героях.
11
Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии
1
Исследовательская работа с текстом, обобщение результатов исследования, сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение по ролям, работа с учебником
Классицизм, новаторство
Прочитать статью «После Лицея», составить рассказ о пребывание А.С. Пушкина в Петербурге, используя материалы учебника.
Русская литература 19в. - 26ч
12
А.С. Пушкин
«К Чаадаеву»
1
Выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа ,беседа
Дружеское послание
Выучить стихотворение «К Чаадаеву» наизусть.
13
«Во глубине сибирских руд…»
1
Выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, слайдовая презентация, беседа
Послание
Выучить стихотворение «Во глубине сибирских руд…» наизусть.
14
«Песнь о вещем Олеге»
1
Сообщение учителя и учащихся.выразительное чтение, лексическая работа, составление таблицы по результатам исследовательской работы с текстом, беседа
Летопись, баллада
Составить статью для словаря литературоведческих терминов «Аллегория», используя определение в учебнике, материалы урока и план. Выучить стихотворение.
15
«Полтава»
1
Выразительное чтение, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями учебника, сообщения учителя и учащихся
Образный мир поэмы, прототип и художественный образ
Прочитать фрагменты поэмы А.С. Пушкина «Полтава», подобрать цитаты к пунктам плана: 1. Начало боя. 2. Появление Петра. 3.Карл XII. 4. Битва в разгаре. 5. Победа. 6. Пир Петра.
16
М.Ю.Лермонтов
в воспоминаниях современников. М.Ю.Лермонтов - художник.
1
Работа со статьей учебника, сообщения учителя и учащихся, составление письменного ответа на вопрос, беседа.
Составить рассказ о поэте по материалам статьи учебника и урока.
17
«Родина»
1
Выразительное чтение,исследовательская работа с текстом, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся.
Градация, жанры лирики
Выучить стихотворение «Родина» наизусть.
18
«Песня про…купца Калашникова». Историческая эпоха в «Песне…»
1
Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, работа с учебником.
Вымысел и верность исторической правде.
Подготовить выразительное чтение 2 и 3 главы «Песни…», выучить наизусть фрагменты «Песни…»
19
Основные мотивы «Песни…»
1
Прием контраста
РР Подготовить письменный анализ эпизода «Песни…».Прочитать повесть «Шинель».
II четверть (7 недель - 14 часов)
20
Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге. «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича
1
Выразительное чтение фрагментов повести, лексическая работа.
«Говорящие» фамилии
Составить художественный пересказ эпизодов.
21
Акакий Акакиевич и «значительное лицо».Фантастика в повести.
1
Выразительное чтение, художественный пересказ. Исследовательская работа с текстом.
Сатирическая повесть
РР Написать сочинение по повести. Прочитать рассказ «Хорь и Калиныч».
22
И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч».Природный ум, трудолюбие, смекалка героев.
1
Выразительное чтение, художественный пересказ. Исследовательская работа с текстом.
Портрет и характер.рассказчик
Подготовить письменные характеристики Хоря и Калиныча, подчеркнув особенности их отношения друг к другу, к окружающим людям, к занятиям.
23
«Нищий». Тематика, художествен
ное богатство стихотворения в прозе.
1
Выразительное чтение, работа с иллюстрациями. Исследовательская работа с текстом, лексическая работа , сообщение учителя, беседа.
Стихотворение в прозе
Прочитать статью учебника «Современники о Некрасове».
24
Н.А.Некрасов. Краткие сведения. «Вчерашний день , часу в шестом…»
1
Выразительное чтение, работа с материалами учебника.
Диалоговая речь
Выучить наизусть стихотворение. «Вчерашний день , часу в шестом…»
25
«Размышления у парадного подъезда»
1
Сообщения учителя и учащихся, лексическая работа , работа с иллюстрациями и статьей учебника. Беседа.
Выучить фрагмент стихотворения «Размышления у парадного подъезда», прочитать поэму «Железная дорога».
26
«Железная дорога»
1
Выразительное чтение, работа с иллюстрациями. Исследовательская работа с текстом, лексическая работа , сообщение учителя, беседа.
Диалоговая речь
Выучить 1 часть стихотворения «Железная дорога» наизусть.
27
М.Е.Салтыков -Щедрин. Краткие сведения о писателе. Некоторые особенности сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина.
1
Сообщения учителя и учащихся. Работа с таблицами и материалами учебника, выразительное чтение.
Аллегория
Составить цитатный план статьи учебника, посвященной М.Е.Салтыкову -Щедрину, прочитать сказку «Дикий помещик», составить ее цитатный план.
28
«Дикий помещик»
1
Составление цитатного плана статьи учебника и сказки. Выразительное чтение по ролям.
Гротеск, аллегория, сатирический образ, сатирический персонаж, мораль.
Прочитать сказку « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…», составить цитатный план сказки.
29
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…»
1
Составление цитатного плана статьи сказки, выразительное чтение по ролям, беседа.
Сказка, повесть
РР Написать сочинение-миниатюру «Нужна ли сатира сегодня?»
30
Л.Н.Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».
1
Сообщения учителя и учащихся, оформление результатов работы в таблицах, работа с иллюстрациями учебника.
Подготовить пересказ вводной статьи учебника о Л.Н.Толстом, ответы на вопросы после статьи. Прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце».
31
«Севастополь в декабре месяце».
1
Выразительное чтение, рассказ о герое. Работа с иллюстрациями учебника.
Рассказ, книга рассказов.
Составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта по плану.
32
Н.С.Лесков. «Левша». Сюжетная основа произведения, особенности языка и жанра. Автор и рассказчик в сказе.
1
Выразительное чтение, лексическая работа, работа с иллюстрациями учебника, беседа.
Своеобразие стиля, сказ, рассказчик, речь.
Прочитать сказ «Левша».
33
Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России.
1
Выразительное чтение, беседа, пересказ статьи учебника «В мире художественного слова Н.С.Лескова».
Сказовый характер прозы.
Подготовить пересказ статьи учебника « в мире художественного слова Н.С.Лескова», цитатный план статьи учебника об А.А.Фете.
III четверть (10 недель - 20 часов)
34
А.А.Фет. «Зреет рожь под жаркой нивой…», «Вечер».
1
Выразительное чтение наизусть.
Метафора , эпитет, олицетворение.
Выучить стихотворение А.А.Фета по выбору. Прочитать рассказ А.П.Чехов «Хамелеон».
35
А.П.Чехов «Хамелеон».
1
Исследовательская работа с текстом, беседа, выразительное чтение, лексическая работа
Психологический портрет, сюжет.
Прочитать рассказ «Смерть чиновника».
36
«Смерть чиновника»
1
Лексическая работа, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение по ролям.
Сатира
Выразительное чтение стихотворений русских поэтов 19в. О России.
37
Произведения русских поэтов 19 в. о России
1
Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом.
Инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение.
Прочитать статью учебника «Автобиография».
Русская литература 20в. - 23ч
38
М.Горький
«Детство», «Свинцовые мерзости дикой русской жизни».
1
Составление цитатного плана произведения, выразительное чтение, пересказ.
Прочитать избранные главы из первой части трилогии «Детство».Подобрать цитаты- названия для глав повести. Подготовить рассказ о Хорошем Деле, цыганке, мастере Григории.
39
Народная Россия в изображении М.Горького. Гуманистическая направленность повести.
1
Составление рассказа о герое, выразительное чтение по ролям, заполнение таблицы, обобщающей результаты беседы.
Прочитать «Легенду о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Подготовить художественный пересказ легенды о Ларе.
40
«Старуха Изергиль». «Легенда о Данко».
1
Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом.
Романтизм
РР Написать сочинение на одну из тем в учебнике.
41
Краткие сведения об И.А. Бунине «Догорел апрельский светлый вечер…»
1
Работа с учебником с учебником, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом
Темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте
Прочитать рассказ И.А. Бунина «Кукушка».
42
«Кукушка»
1
Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, беседа
Эпитет, метафора, Олицетворение
Прочитать рассказ «Куст сирени».
43
Краткие сведения об А.И. Куприне. «Куст сирени»
1
Актуализация полученных знаний. Составление плана статьи учебника, работа с иллюстрациями учебника, художественный пересказ от лица героя рассказа. Лексическая работа, беседа
Рассказ, анекдот
Прочитать рассказ «Allez!». Составить цитатные планы эпизодов, в которых звучит слово «allez».
44
«Allez!»
1
Составление цитатного плана рассказа, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, беседа
Диалог, деталь, мотив
Прочитать статью учебника о В. В. Маяковском. Ответить на вопросы после статьи.
45
Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
1
Сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями
Каламбур, ритм, «лесенка»
Выучить фрагмент из стихотворения В.В. Маяковского «Необыкновенное приключение…» ( по выбору учителя).
46
Краткие сведения о С.А. Есенине. «Я покинул родимый край…»
1
Работа с учебником, Исследовательская работа с текстом, беседа, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение
Образ, пейзаж, поэтический синтаксис
Выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый край…»
47
«Отговорила роща золотая…»
1
Выразительное чтение, работа с учебником и иллюстративными материалами учебника, исследовательская работа с текстом, беседа, сообщение учителя и учащихся.
Авторский неологизм, метафора
Выучить стихотворение «Отговорила роща золотая…». Прочитать в учебнике статью, посвященную И. С. Шмелеву.
48
Краткие сведения о И. С. Шмелеве. «Русская песня»
1
Выразительное чтение, лексическая работа. Сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, устное словесное рисование, беседа
Рассказчик и его роль в повествование
Прочитать статью в учебнике о М. Н. Пришвине, составить план рассказа о писателе.
49
Краткие сведения о М. М. Пришвине
1
Составление плана статьи учебника. Выразительное чтение, письменный ответ на вопрос
Прочитать рассказ
М. М. Пришвина «Москва-река».
50
«Москва-река»
1
Выразительное чтение по ролям, беседа. Исследовательская работа с текстом. Сообщение учителя и учащихся.
Подтекст, градация. Эпитеты, метафора
Прочитать вводную статью о К. Г. Паустовском, составить тезисный план. Подготовить Выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части « Первое знакомство».
51
Краткие сведения о К. Г. Паустовском.
«Мещерская сторона». Части повести: «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство»
1
Выразительное чтение, художественный пересказ, составление тезисного плана статьи учебника, беседа
Лирическая проза
Подготовить выразительное чтение частей: «Леса», «Луга», «Бескорыстие». Выписать из части «Леса» слова и сочетания слов, передающие ощущение цвета.
52
«Мещерская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие».
1
Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, лексическая работа.
Эпитеты, метафоры, олицетворения, пейзаж как сюжетообразующий фактор
Выполнить задания 7, 8 учебника на материале частей «Леса» и «Луга». Из части «Луга» выписать метафоры.
53
Краткие сведения о Н.А.Заболоцком. «Не позволяй душе лениться…»
1
Сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение, лексическая работа.
Риторические восклицания, метафоры, роль глаголов и местоимений
Выучить стихотворение Н.Заболоцкого « Не позволяй душе лениться…». Написать эссе «Труд души».
IV четверть (9 недель - 18 часов)
54
Краткие сведения об А.Т.Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…»
1
Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, сообщение учителя и учащихся.
Композиция лирического стихотворения, поэтический синтаксис.
Прочитать главы поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин», «Переправа», «Два солдата».
55
«Василий Теркин».Главы «Переправа», «Два солдата».
1
Сообщение учителя и учащихся, составление плана сообщения по статьям учебника, выразительное чтение.
Поэма
Выучить стихотворение А.Т.Твардовского или фрагмент из поэмы «Василий Теркин».
56
Лирика поэтов - участников великой отечественной войны.
1
Сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение, беседа, лексическая работа.
Эпитет, метафора.олицетворение
Прочитать рассказ Б.Л.Васильева «Экспонат №…». Составить цитатный план рассказа о судьбе анны Федотовны.
57
Краткие сведения о Б.Л.Васильеве «Экспонат №…»
1
Выразительное чтение ,составление цитатного плана рассказа.
Рассказчик и его роль в повествовании
Составить тезисный план статьи учебника «Талант, согретый любовью к людям».
58
Краткие сведения о В.М.Шукшине
1
Выразительное чтение фрагментов книги В.Коробова «Слова о малой родине» В.М.Шукшина.
Прочитать рассказ В.М.Шукшина «Микроскоп».
59
«Микроскоп»
1
Выразительное чтение, работа с учебником и иллюстрациями, работа с текстом, беседа
Язык персонажей
Подготовить сообщения об А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Я.В. Смелякове, А.И. Фатьянове, А.Я Яшине и др.
60
Русские поэты ХХ в. О России
1
Выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, обобщение и систематизация
Сравнение, риторический вопрос, риторическое восклицание
Составить план рассказа об У. Шекспире по статье «Уильям Шекспир».
Зарубежная литература - 8ч
61
Краткие сведения об У. Шекспире. Сонеты
1
Выразительное чтение, беседа
Сонет
Составить план статьи учебника о Р. Бёрнсе.
62
Краткие сведения о Р. Бёрнсе. «Возвращение солдата»
1
Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа
Лиро-эпическая песня
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Джон Ячменное Зерно».
63
«Джон Ячменное Зерно»
1
Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, сообщение учителя и учащихся, беседа
Баллада, метафора
Составить план статьи о Р. Стивенсоне. Составить художественный пересказ глав романа «Остров сокровищ» (гл. 13, 14, 15)
64
Краткие сведения о Р. Стивенсоне. «Остров сокровищ»
1
Художественный пересказ глав романа, сообщение учителя и учащихся.
Роман
Составить план рассказа о М. Басё по материалам учебника. Подготовить ответы на вопросы 1-3 после статьи.
65
Краткие сведения о Мацуо Басё Хокку
1
Сообщение учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, беседа
Хокку (хайку)
Выучить наизусть хокку
(по выбору). Составить вопросы к статье об А. Сент-Экзюпери. Прочитать первую главу романа «Планета людей».
66
Краткие сведения о А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия»)
1
Выразительное чтение, художественный пересказ эпизодов, лексическая работа, беседа
Эссе
Подготовиться к внеклассному чтению.
67
Внеклассное чтение А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
1
Выразительное чтение, художественный пересказ эпизодов, лексическая работа, беседа
Составить план рассказа об Я. Купале по материалам учебника.
68
Краткие сведения
обЯ Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?»
1
Выразительное чтение, лексическая работа, сообщение учителя и учащихся, беседа
Итоговые уроки. Резерв - 2ч
69
Рекомендации для летнего чтения
1
70
Резерв
1