КТП по литературе (7 класс, Меркин)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

1. Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе и авторской программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Г.Меркин). Рекомендовано МОиН РФ - М.: «Русское слово», 2009.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

2. Приказ Минобразования и науки России от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.»

3. Приказ Минобразования и науки России № 576 от 8 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253, на 2015-2016 учебный год»

  1. Нормативные документы Департамента общего и профессионального образования Брянской области:

  2. Приказ Департамента образования и науки Брянской области №776 от 26 марта 2015 года «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015-2016 учебный год»

  3. Рассмотрена на педсовете МБОУ «Навлинская СОШ №1» о принятии учебного плана (учебной нагрузки учителей) на новый учебный год (протокол №1 от 28 августа 2015г.). Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении учителей гуманитарного цикла (протокол №1 от 27 августа 2015г.)

2. Цели и задачи курса

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

3. Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ «Навлинская СОШ №1» на изучение литературы в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение литературе в объёме 2 часов в неделю в течение одного учебного года.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных педагогических технологий.

4. Используемый учебно-методический комплект и дополнительная литература

Литература7 кл.: Учебник в 2 ч./ Авторсост. Г.С. Меркин. - М.: «ТИД «Русское слово - РС»

Учебно-методический комплект состоит из учебника и рабочей тетради.

Дополнительная литература - тексты художественных произведений.


5. Содержание рабочей программы по литературе 7 класс

Тема

Содержание

Количество часов

Введение

Введение. Любите читать!

1

Устное народное творчество

Из устного народного творчества «Святогор и Микула Селянинович»

3

«Илья Муромец и Соловей- разбойник»

Русские народные песни

Древнерусская литература

Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…»

2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Русская литература 18в.

М.В. Ломоносов

Краткие сведения о М.В. Ломоносове

5

Из оды «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Г.Р. Державин

«Властителям и судиям»

Д.И.Фонвизин

Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии ,ее проблематика

Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии

Русская литература 19в.

А.С. Пушкин

«К Чаадаеву»

26

«Во глубине сибирских руд…»

«Песнь о вещем Олеге»

«Полтава»

М.Ю.Лермонтов

в воспоминаниях современников. М.Ю.Лермонтов - художник.

«Родина»

«Песня про…купца Калашникова». Историческая эпоха в «Песне…»

Основные мотивы «Песни…»

Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге. «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича

Акакий Акакиевич и «значительное лицо».Фантастика в повести.

И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч».Природный ум, трудолюбие, смекалка героев.

«Нищий». Тематика, художествен

ное богатство стихотворения в прозе.

Н.А.Некрасов. Краткие сведения. «Вчерашний день , часу в шестом…»

«Размышления у парадного подъезда»

«Железная дорога»

М.Е.Салтыков -Щедрин. Краткие сведения о писателе. Некоторые особенности сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина.

«Дикий помещик»

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…»

Л.Н.Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

«Севастополь в декабре месяце».

Н.С.Лесков. «Левша». Сюжетная основа произведения, особенности языка и жанра. Автор и рассказчик в сказе.

Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России.

А.А.Фет. «Зреет рожь под жаркой нивой…», «Вечер».

А.П.Чехов «Хамелеон».

«Смерть чиновника»

Произведения русских поэтов 19 в. о России

Русская литература 20в.

М.Горький

«Детство», «Свинцовые мерзости дикой русской жизни».

23

Народная Россия в изображении М.Горького. Гуманистическая направленность повести.

«Старуха Изергиль». «Легенда о Данко».

Краткие сведения об И.А. Бунине «Догорел апрельский светлый вечер…»

«Кукушка»

Краткие сведения об А.И. Куприне. «Куст сирени»

«Allez!»

Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Краткие сведения о С.А. Есенине. «Я покинул родимый край…»

«Отговорила роща золотая…»

Краткие сведения о И. С. Шмелеве. «Русская песня»

Краткие сведения о М. М. Пришвине

«Москва-река»

Краткие сведения о К. Г. Паустовском.

«Мещерская сторона». Части повести: «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство»

«Мещерская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие».

Краткие сведения о Н.А.Заболоцком. «Не позволяй душе лениться…»

Краткие сведения об А.Т.Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…»

«Василий Теркин».Главы «Переправа», «Два солдата».

Лирика поэтов - участников великой отечественной войны.

Краткие сведения о Б.Л.Васильеве «Экспонат №…»

Краткие сведения о В.М.Шукшине

«Микроскоп»

Русские поэты ХХ в. О России

Зарубежная литература

Краткие сведения об У. Шекспире. Сонеты

8

Краткие сведения о Р. Бёрнсе. «Возвращение солдата»

«Джон Ячменное Зерно»

Краткие сведения о Р. Стивенсоне. «Остров сокровищ»

Краткие сведения о Мацуо Басё Хокку

Краткие сведения о А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия»)

Внеклассное чтение А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Краткие сведения об Я Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?»

Итоговые уроки. Резерв.

Рекомендации для летнего чтения

2

Резерв

6.Требования к уровню подготовки обучающихся

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

7. Учебно - тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Из них на развитие речи

Введение

1

-

Устное народное творчество

3

1

Древнерусская литература

2

-

Русская литература 18в.

5

-

Русская литература 19в.

26

3

Русская литература 20в.

23

1

Зарубежная литература

8

-

Итоговые уроки. Резерв.

2

-

8. Учебно-методическое обеспечение программы


  • О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2009. - С. 198 202.

  • Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

  • Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 200с.

  • И.В.Золотарёва, C/М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «Веко», 2006г.

  • Г.И.Беленький. Литература. 7 класс. М.: «Просвещение», 2007г.

  • Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г.

  • Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»

  • В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс»

  • И.В.Егорова, «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах»

  • Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5-8 классах»

  • В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах»

  • Иллюстративный материал.



Таблицы. Теория литературы


  • Роды литературы

  • Художественные системы в литературе

  • Классицизм. Сентиментализм

  • Романтизм. Модернизм

  • Реализм как литературное направление

  • Темы и мотивы в литературе

  • Жанры лирики

  • Жанры лирики

  • Рифма

  • Принципы ритмической организации стихотворений

  • Строфа

  • Виды строф в лирике

  • Виды строф в лирике

  • Твёрдые стихотворные рифмы

  • стихосложение

  • Лирический герой

  • Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  • Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

Электронные пособия


  • Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.

  • Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)

  • Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)

  • Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)

  • Русская литература от Нестора до Маяковского.

  • Русская поэзия XVII-XX веков.

  • Хрестоматия по русской литературе.

  • Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.

  • Мудрые мысли и изречения. Том 3.

  • Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.

  • А.Грин "Алые паруса".

  • А.С.Пушкин. Стихи и сказки.

  • Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты

  • А.П.Чехов. Рассказы.

  • Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты























Календарно-тематический план по литературе 7 класс (70 часов)



№ урока

Тема раздела, урока

Количество часов

Оснащение урока

Теоретические понятия

Домашнее задание

Дата проведения урока

по плану

фактически

I четверть (9 недель - 18 часов)

Введение - 1ч

1

Введение. Любите читать!

1

Составление цитатного плана статьи учебника, лексическая работа, сообщение учителя, беседа, письменный ответ на вопрос, анкетирование

Подготовить выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович», прочитать статью Б.Н.Путилова «Былины» и приготовить рассказ о художественном мире былин по плану в учебнике.

Устное народное творчество- 3ч

2

Из устного народного творчества «Святогор и Микула Селянинович»

1

Сообщения учителя и учащихся , выразительное чтение, беседа, работа с репродукциями картин русских художников.

Эпос,былина, эпические жанры в фольклоре

Прочитать былину «Илья Муромец и соловей -разбойник», прочитать статью «В поэтическом мире былин».

3

«Илья Муромец и Соловей- разбойник»

1

Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников

Тематика былин, персонажи, параллелизм, гипербола, эпитеты.

Сравнения, тонический стих.

РР Написать сочинение-описание картины

В.М. Васнецова «Богатыри»

4

Русские народные песни

1

Сообщение учителя и учащихся,

работа с учебником, репродукциями картин русских художников,

прослушивание музыкального фрагмента

Песенные жанры в фольклоре,

обрядовая поэзия,

колядные и масленичные песни,

эпитеты,

метафоры,

сравнения,

олицетворения

Подготовить выразительное чтение колядных,

масленичных песен.

Индивидуальное задание

Подготовить сообщение об обряде колядования Масленице,

масленичных песнях.

Древнерусская литература - 2ч

5

Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…»

1

Викторина по «Повести временных лет», сообщение учителя и учащихся, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с репродукциями картин

Эпические жанры в древнерусской литературе

Прочитать фрагмент «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…», записать ключевые слова для близкого к тексту пересказа. Приготовить художественный пересказ фрагмента.

6

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1

Беседа, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, заполнение таблиц, прослушивание музыкальных фрагментов

Повесть,

волшебная сказка,

житие, символ

Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Русская литература 18в. - 5ч

7

М.В. Ломоносов

Краткие сведения о М.В. Ломоносове

1

Сообщение учителя и учащихся, запись основных сведений в таблице, отбор материала для выставки и слайдовой презентации, выразительное чтение, работа с учебником

Составить сообщение о классицизме в русской литературе, архитектуре, живописи, музыке по материалам учебника и урока.

8

Из оды «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

1

Сообщение учителя и учащихся, лексическая работа ,работа с иллюстрациями ,исследовательская работа с текстом, беседа

Выучить отрывок из оды «На день Восшествия…» наизусть.

9

Г.Р. Державин

«Властителям и судиям»

1

Выразительное чтение, сопоставленный анализ текста 81 псалма и стихотворения Г.Р. Державина, лексическая работа, беседа

Лирическое стихотворение, переложение, псалом, риторические фигуры

Прочитать комедию

Д.И. Фонвизина «Недоросль»

10

Д.И.Фонвизин

Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии ,ее проблематика

1

Исследовательская работа с текстом, составление устного рассказа о героях, сообщение учителя и учащихся, беседа, лексическая работа

Система персонажей в пьесе

Выписать цитаты, характеризующие героев комедии. Составить рассказ о героях.

11

Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии

1

Исследовательская работа с текстом, обобщение результатов исследования, сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение по ролям, работа с учебником

Классицизм, новаторство

Прочитать статью «После Лицея», составить рассказ о пребывание А.С. Пушкина в Петербурге, используя материалы учебника.

Русская литература 19в. - 26ч

12

А.С. Пушкин

«К Чаадаеву»

1

Выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа ,беседа

Дружеское послание

Выучить стихотворение «К Чаадаеву» наизусть.

13

«Во глубине сибирских руд…»

1

Выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, слайдовая презентация, беседа

Послание

Выучить стихотворение «Во глубине сибирских руд…» наизусть.

14

«Песнь о вещем Олеге»

1

Сообщение учителя и учащихся.выразительное чтение, лексическая работа, составление таблицы по результатам исследовательской работы с текстом, беседа

Летопись, баллада

Составить статью для словаря литературоведческих терминов «Аллегория», используя определение в учебнике, материалы урока и план. Выучить стихотворение.

15

«Полтава»

1

Выразительное чтение, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями учебника, сообщения учителя и учащихся

Образный мир поэмы, прототип и художественный образ

Прочитать фрагменты поэмы А.С. Пушкина «Полтава», подобрать цитаты к пунктам плана: 1. Начало боя. 2. Появление Петра. 3.Карл XII. 4. Битва в разгаре. 5. Победа. 6. Пир Петра.

16

М.Ю.Лермонтов

в воспоминаниях современников. М.Ю.Лермонтов - художник.

1

Работа со статьей учебника, сообщения учителя и учащихся, составление письменного ответа на вопрос, беседа.

Составить рассказ о поэте по материалам статьи учебника и урока.

17

«Родина»

1

Выразительное чтение,исследовательская работа с текстом, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся.

Градация, жанры лирики

Выучить стихотворение «Родина» наизусть.

18

«Песня про…купца Калашникова». Историческая эпоха в «Песне…»

1

Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, работа с учебником.

Вымысел и верность исторической правде.

Подготовить выразительное чтение 2 и 3 главы «Песни…», выучить наизусть фрагменты «Песни…»

19

Основные мотивы «Песни…»

1

Прием контраста

РР Подготовить письменный анализ эпизода «Песни…».Прочитать повесть «Шинель».

II четверть (7 недель - 14 часов)

20

Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге. «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича

1

Выразительное чтение фрагментов повести, лексическая работа.

«Говорящие» фамилии

Составить художественный пересказ эпизодов.

21

Акакий Акакиевич и «значительное лицо».Фантастика в повести.

1

Выразительное чтение, художественный пересказ. Исследовательская работа с текстом.

Сатирическая повесть

РР Написать сочинение по повести. Прочитать рассказ «Хорь и Калиныч».

22

И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч».Природный ум, трудолюбие, смекалка героев.

1

Выразительное чтение, художественный пересказ. Исследовательская работа с текстом.

Портрет и характер.рассказчик

Подготовить письменные характеристики Хоря и Калиныча, подчеркнув особенности их отношения друг к другу, к окружающим людям, к занятиям.

23

«Нищий». Тематика, художествен

ное богатство стихотворения в прозе.

1

Выразительное чтение, работа с иллюстрациями. Исследовательская работа с текстом, лексическая работа , сообщение учителя, беседа.

Стихотворение в прозе

Прочитать статью учебника «Современники о Некрасове».

24

Н.А.Некрасов. Краткие сведения. «Вчерашний день , часу в шестом…»

1

Выразительное чтение, работа с материалами учебника.

Диалоговая речь

Выучить наизусть стихотворение. «Вчерашний день , часу в шестом…»

25

«Размышления у парадного подъезда»

1

Сообщения учителя и учащихся, лексическая работа , работа с иллюстрациями и статьей учебника. Беседа.

Выучить фрагмент стихотворения «Размышления у парадного подъезда», прочитать поэму «Железная дорога».

26

«Железная дорога»

1

Выразительное чтение, работа с иллюстрациями. Исследовательская работа с текстом, лексическая работа , сообщение учителя, беседа.

Диалоговая речь

Выучить 1 часть стихотворения «Железная дорога» наизусть.

27

М.Е.Салтыков -Щедрин. Краткие сведения о писателе. Некоторые особенности сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина.

1

Сообщения учителя и учащихся. Работа с таблицами и материалами учебника, выразительное чтение.

Аллегория

Составить цитатный план статьи учебника, посвященной М.Е.Салтыкову -Щедрину, прочитать сказку «Дикий помещик», составить ее цитатный план.

28

«Дикий помещик»

1

Составление цитатного плана статьи учебника и сказки. Выразительное чтение по ролям.

Гротеск, аллегория, сатирический образ, сатирический персонаж, мораль.

Прочитать сказку « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…», составить цитатный план сказки.

29

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…»

1

Составление цитатного плана статьи сказки, выразительное чтение по ролям, беседа.

Сказка, повесть

РР Написать сочинение-миниатюру «Нужна ли сатира сегодня?»

30

Л.Н.Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

1

Сообщения учителя и учащихся, оформление результатов работы в таблицах, работа с иллюстрациями учебника.

Подготовить пересказ вводной статьи учебника о Л.Н.Толстом, ответы на вопросы после статьи. Прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце».

31

«Севастополь в декабре месяце».

1

Выразительное чтение, рассказ о герое. Работа с иллюстрациями учебника.

Рассказ, книга рассказов.

Составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта по плану.

32

Н.С.Лесков. «Левша». Сюжетная основа произведения, особенности языка и жанра. Автор и рассказчик в сказе.

1

Выразительное чтение, лексическая работа, работа с иллюстрациями учебника, беседа.

Своеобразие стиля, сказ, рассказчик, речь.

Прочитать сказ «Левша».

33

Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России.

1

Выразительное чтение, беседа, пересказ статьи учебника «В мире художественного слова Н.С.Лескова».

Сказовый характер прозы.

Подготовить пересказ статьи учебника « в мире художественного слова Н.С.Лескова», цитатный план статьи учебника об А.А.Фете.

III четверть (10 недель - 20 часов)

34

А.А.Фет. «Зреет рожь под жаркой нивой…», «Вечер».

1

Выразительное чтение наизусть.

Метафора , эпитет, олицетворение.

Выучить стихотворение А.А.Фета по выбору. Прочитать рассказ А.П.Чехов «Хамелеон».

35

А.П.Чехов «Хамелеон».

1

Исследовательская работа с текстом, беседа, выразительное чтение, лексическая работа

Психологический портрет, сюжет.

Прочитать рассказ «Смерть чиновника».

36

«Смерть чиновника»

1

Лексическая работа, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение по ролям.

Сатира

Выразительное чтение стихотворений русских поэтов 19в. О России.

37

Произведения русских поэтов 19 в. о России

1

Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом.

Инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение.

Прочитать статью учебника «Автобиография».

Русская литература 20в. - 23ч

38

М.Горький

«Детство», «Свинцовые мерзости дикой русской жизни».

1

Составление цитатного плана произведения, выразительное чтение, пересказ.

Прочитать избранные главы из первой части трилогии «Детство».Подобрать цитаты- названия для глав повести. Подготовить рассказ о Хорошем Деле, цыганке, мастере Григории.

39

Народная Россия в изображении М.Горького. Гуманистическая направленность повести.

1

Составление рассказа о герое, выразительное чтение по ролям, заполнение таблицы, обобщающей результаты беседы.

Прочитать «Легенду о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Подготовить художественный пересказ легенды о Ларе.

40

«Старуха Изергиль». «Легенда о Данко».

1

Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом.

Романтизм

РР Написать сочинение на одну из тем в учебнике.

41

Краткие сведения об И.А. Бунине «Догорел апрельский светлый вечер…»

1

Работа с учебником с учебником, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом

Темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте

Прочитать рассказ И.А. Бунина «Кукушка».

42

«Кукушка»

1

Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, беседа

Эпитет, метафора, Олицетворение

Прочитать рассказ «Куст сирени».

43

Краткие сведения об А.И. Куприне. «Куст сирени»

1

Актуализация полученных знаний. Составление плана статьи учебника, работа с иллюстрациями учебника, художественный пересказ от лица героя рассказа. Лексическая работа, беседа

Рассказ, анекдот

Прочитать рассказ «Allez!». Составить цитатные планы эпизодов, в которых звучит слово «allez».

44

«Allez!»

1

Составление цитатного плана рассказа, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, беседа

Диалог, деталь, мотив

Прочитать статью учебника о В. В. Маяковском. Ответить на вопросы после статьи.

45

Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

Сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями

Каламбур, ритм, «лесенка»

Выучить фрагмент из стихотворения В.В. Маяковского «Необыкновенное приключение…» ( по выбору учителя).

46

Краткие сведения о С.А. Есенине. «Я покинул родимый край…»

1

Работа с учебником, Исследовательская работа с текстом, беседа, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение

Образ, пейзаж, поэтический синтаксис

Выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый край…»

47

«Отговорила роща золотая…»

1

Выразительное чтение, работа с учебником и иллюстративными материалами учебника, исследовательская работа с текстом, беседа, сообщение учителя и учащихся.

Авторский неологизм, метафора

Выучить стихотворение «Отговорила роща золотая…». Прочитать в учебнике статью, посвященную И. С. Шмелеву.

48

Краткие сведения о И. С. Шмелеве. «Русская песня»

1

Выразительное чтение, лексическая работа. Сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, устное словесное рисование, беседа

Рассказчик и его роль в повествование

Прочитать статью в учебнике о М. Н. Пришвине, составить план рассказа о писателе.

49

Краткие сведения о М. М. Пришвине

1

Составление плана статьи учебника. Выразительное чтение, письменный ответ на вопрос

Прочитать рассказ

М. М. Пришвина «Москва-река».

50

«Москва-река»

1

Выразительное чтение по ролям, беседа. Исследовательская работа с текстом. Сообщение учителя и учащихся.

Подтекст, градация. Эпитеты, метафора

Прочитать вводную статью о К. Г. Паустовском, составить тезисный план. Подготовить Выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части « Первое знакомство».

51

Краткие сведения о К. Г. Паустовском.

«Мещерская сторона». Части повести: «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство»

1

Выразительное чтение, художественный пересказ, составление тезисного плана статьи учебника, беседа

Лирическая проза

Подготовить выразительное чтение частей: «Леса», «Луга», «Бескорыстие». Выписать из части «Леса» слова и сочетания слов, передающие ощущение цвета.

52

«Мещерская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие».

1

Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, лексическая работа.

Эпитеты, метафоры, олицетворения, пейзаж как сюжетообразующий фактор

Выполнить задания 7, 8 учебника на материале частей «Леса» и «Луга». Из части «Луга» выписать метафоры.

53

Краткие сведения о Н.А.Заболоцком. «Не позволяй душе лениться…»

1

Сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение, лексическая работа.

Риторические восклицания, метафоры, роль глаголов и местоимений

Выучить стихотворение Н.Заболоцкого « Не позволяй душе лениться…». Написать эссе «Труд души».

IV четверть (9 недель - 18 часов)

54

Краткие сведения об А.Т.Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…»

1

Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, сообщение учителя и учащихся.

Композиция лирического стихотворения, поэтический синтаксис.

Прочитать главы поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин», «Переправа», «Два солдата».

55

«Василий Теркин».Главы «Переправа», «Два солдата».

1

Сообщение учителя и учащихся, составление плана сообщения по статьям учебника, выразительное чтение.

Поэма

Выучить стихотворение А.Т.Твардовского или фрагмент из поэмы «Василий Теркин».

56

Лирика поэтов - участников великой отечественной войны.

1

Сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение, беседа, лексическая работа.

Эпитет, метафора.олицетворение

Прочитать рассказ Б.Л.Васильева «Экспонат №…». Составить цитатный план рассказа о судьбе анны Федотовны.

57

Краткие сведения о Б.Л.Васильеве «Экспонат №…»

1

Выразительное чтение ,составление цитатного плана рассказа.

Рассказчик и его роль в повествовании

Составить тезисный план статьи учебника «Талант, согретый любовью к людям».

58

Краткие сведения о В.М.Шукшине

1

Выразительное чтение фрагментов книги В.Коробова «Слова о малой родине» В.М.Шукшина.

Прочитать рассказ В.М.Шукшина «Микроскоп».

59

«Микроскоп»

1

Выразительное чтение, работа с учебником и иллюстрациями, работа с текстом, беседа

Язык персонажей

Подготовить сообщения об А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Я.В. Смелякове, А.И. Фатьянове, А.Я Яшине и др.

60

Русские поэты ХХ в. О России

1

Выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, обобщение и систематизация

Сравнение, риторический вопрос, риторическое восклицание

Составить план рассказа об У. Шекспире по статье «Уильям Шекспир».

Зарубежная литература - 8ч

61

Краткие сведения об У. Шекспире. Сонеты

1

Выразительное чтение, беседа

Сонет

Составить план статьи учебника о Р. Бёрнсе.

62

Краткие сведения о Р. Бёрнсе. «Возвращение солдата»

1

Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа

Лиро-эпическая песня

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Джон Ячменное Зерно».

63

«Джон Ячменное Зерно»

1

Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, сообщение учителя и учащихся, беседа

Баллада, метафора

Составить план статьи о Р. Стивенсоне. Составить художественный пересказ глав романа «Остров сокровищ» (гл. 13, 14, 15)

64

Краткие сведения о Р. Стивенсоне. «Остров сокровищ»

1

Художественный пересказ глав романа, сообщение учителя и учащихся.

Роман

Составить план рассказа о М. Басё по материалам учебника. Подготовить ответы на вопросы 1-3 после статьи.

65

Краткие сведения о Мацуо Басё Хокку

1

Сообщение учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, беседа

Хокку (хайку)

Выучить наизусть хокку

(по выбору). Составить вопросы к статье об А. Сент-Экзюпери. Прочитать первую главу романа «Планета людей».

66

Краткие сведения о А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия»)

1

Выразительное чтение, художественный пересказ эпизодов, лексическая работа, беседа

Эссе

Подготовиться к внеклассному чтению.

67

Внеклассное чтение А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

1

Выразительное чтение, художественный пересказ эпизодов, лексическая работа, беседа

Составить план рассказа об Я. Купале по материалам учебника.

68

Краткие сведения

обЯ Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?»

1

Выразительное чтение, лексическая работа, сообщение учителя и учащихся, беседа


Итоговые уроки. Резерв - 2ч

69

Рекомендации для летнего чтения

1


70

Резерв

1



© 2010-2022