Рабочая программа по русскому языку для 4 класса

Рабочая программа курса "Русский язык" составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой.Рабочая программа состоит из следующих разделов:1. Титульный лист2.Пояснительная записка3. Учебно-тематический план4. Содержание тем учебного курса5. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе6. Перечень учебно-методического обеспечения7. Список литературы
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела и тема урока

Кол - во часов

Тип урока

Виды деятельности

Планируемые результаты и УУД

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

1

Повторение.

(Развитие речи).

Пишем письма.

1

Комбинированный

Работа с учебным текстом: подготовка к письменной работе об успехах и неудачах в изучении русского языка (письмо авторам учебника). Коллективная беседа по вопросам рубрики «Вспомни ... »: повторение пройденного.

Уметь создавать текст письма.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



2

Фонетика и словообразование. (Как устроен наш язык).

Повторяем фонетику и словообразование.

1

Повторение

Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов.

Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук.

Фронтальный опрос, взаимопро-верка, самостоятель-ная работа.



3

Повторение орфографии.
(Правописание). Вспоминаем изученные орфограммы.

1

Повторение

Обсуждение вопросов рубрик «Вспомни ... » и «Обрати внимание»: орфограмма, виды орфограмм, способы проверки. Работа с таблицей: расположение орфограмм в слове. Классификация и выбор слов по видам орфограмм.


Уметь произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне слова; разными способами проверять правописание слов (изменяя нормы слова, подбирая однокоренные слова, используя орфографический словарь), соблюдать изученные нормы орфографии.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



4












Повторение орфографии.
(Правописание). Вспоминаем изученные орфограммы.

1

Повторение

Тренировочные упражнения, подготовка к словарному диктанту.

Уметь произносить и обозначать на письме парные согласные в корне слова; соотносить звуки и буквы в словах с двойными и непроизносимыми согласными.

Письмо с комменти-рованием, самостоятель-ная работа.



5

(Резервный урок). Диагностическое исследование
№ 1.

1

Контрольный

Работа с тестовыми заданиями.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Самостоятель-ная работа, самопроверка.



6

Повторение. (Развитие речи).

Пишем письма.

1

Повторение

Анализ ошибочных вариантов писем, исправление ошибок.

Работа с рубрикой «Обрати внимание».

Уметь создавать текст письма.

Фронтальный опрос. Самостоятель-ная работа.



7

Морфология.

Имя существительное.

(Как устроен наш язык).

Повторяем признаки имени существительного.

1

Повторение

Работа в парах: род имени существительного. Обсуждение материала рубрики «Путешествие в прошлое»: славянские имена, их значение. Повторение типов склонения имен существительных - работа с таблицей. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Упражнение по выбору.

Уметь различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1, 2, 3 склонения.

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, взаимопро-верка, самостоятель-ная работа.



8

Окончание имён существительных.
(Правописание). Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения.

1

Повторение

Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни ... ». Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных l-гo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 1-го склонения.

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа.



9

Окончание имён существительных.
(Правописание). Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения.

1

Повторение

Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 2-гo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 2-го склонения.

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа .



10

Окончание имён существительных.
(Правописание). Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения.

1

Повторение

Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 3-гo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 3-го склонения.

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа.



11-12

Письмо.
(Развитие речи).

Пишем письма.

2

Комбинированный

Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание»: постскриптум и его роль в письме. Анализ письма с использованием постскриптума, корректирование текста. Запись исправленного текста в тетрадь.

Уметь создавать текст письма.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.



13-14

Морфология.

Имя существительное
(Как устроен наш язык). Морфологический разбор имени существительного.

2

Изучение нового материала,

комбинированный

Повторение признака oдyшевленности - неодушевленности имен существительных в рубрике «Вспомни ... », классификация слов по данному признаку. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: характеристика слова как части речи. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени существительного. Работа в парах: анализ и исправление ошибок в морфологическом разборе. Выполнение трудного задания.

Уметь характеризо-вать имя существи-тельное как часть речи (значение и морфологические признаки). Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа



15

Окончания имен существительных.
(Правописание). Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

1

Повторение

Фронтальная работа с таблицами в рубрике «Давай подумаем». Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний. Работа с рубрикой «Пиши правильно».

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения.

Комментиро-ванное письмо, объяснитель-ный диктант.



16

Проверка. (Правописание). Списывание.

1

Контрольный

Списывание текста.

Уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов.

Списывание (2 варианта), самопроверка.



17

Текст.
(Развитие речи).

Текст.

1

Изучение нового материала


Уметь выделять в тексте тему, основную мысль.

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа.



18

Морфология. Имя прилагательное.
(Как устроен наш язык). Повторяем признаки имени прилагательного.

1

Повторение


Уметь определять род, число и падеж имен прилагательных.

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа.



19

Проверка. (Правописание).

Диктант по теме: «Повторение изученных во 2-м классе орфограмм; орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных».

1

Контрольный


Уметь писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.

Диктант, самопроверка.



20

Окончание имен прилагательных.
(Правописание). Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

1

Комбинированный

Работа с рубрикой «Вспомни ... ». Тренировочные упражнения: выделение, дописывание окончаний прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы. Работа в группах: подбор прилагательных к тексту.

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имен прилагательных.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант, взаимопро-верка.



21

Морфология.

Имя прилагательное. (Как устроен наш язык). Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Изучение нового материала

Подбор примеров для таблицы в рубрике «Вспомни ... ». Классификация слов: качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Коллективное обсуждение порядка. морфологического разбора имени прилагательного. Работа в парах и по выбору

Уметь характеризовать имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки).

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа, взаимопро-верка.



22

Проверка. (Правописание).

Проверочная работа (тест). Тема: повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа, самопроверка.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Тест (3 варианта на выбор), самопроверка.



23

Текст.
(Развитие речи).

Текст.

1

Изучение нового материала

Работа в группах с текстом: подбор заголовка, составление плана, продолжение, узнавание типа текста, аргументация своего мнения. Исправление речевых ошибок в предложениях.

Уметь различать текст, тип текста, выделять основную мысль текста.

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос.



24

Орфограммы в словах.

(Правописание).

Буквы о-ё после шипящих и ц.

1

Закрепление

Обсуждение проблемных вопросов в рубрике «Вспомни ... », анализ правила - работа с таблицей учебника. Упражнения на классификацию слов с буквами о - ё, графическое выделение изученной орфограммы. Рубрика «Обрати внимание»: слова с буквой о после шипящих.

Знать и применять правила правописания о-ё после шипящих и ц.

Комментиро-ванное письмо.



25

Орфограммы в словах. (Правописание). Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих».

1

Повторение

Работа в парах с орфограммой «Мягкий знак в конце слов после шипящих», подготовка к словарному диктанту.

Знать и применять правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа.



26

Морфология. Местоимение.
(Как устроен наш язык). Повторяем местоимение.

1

Повторение

Группировка слов: местоимения-существительные и местоимения-прилагательные (в рубрике «Вспомни ... »). Наблюдение за языковым материалом: личные местоимения, их признаки. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из латинского языка.

Уметь различать местоимение как часть речи.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



27

Приставка. (Правописание). Орфограммы приставок.

1

Закрепление

Определение принципа классификации слов. Упражнения на повторение изученных орфограмм в приставках, нахождение лишних слов в группах. Выделение группы слов с приставками пре- и при-.

Знать и уметь применять правила правописания приставок.

Письмо с комментирова-нием.



28

Твердый и мягкий знак. (Правописание). Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки.

1

Закрепление

Подбор примеров слов с ъ и ь, соответствующих схемам. Обсуждение рубрики «Тайны языка»: разделительный ъ в сложных словах с первой частью двух-, трёх- и т. д. Наблюдение за языковым материалом. Повторение: правописание окончаний имен существительных и прилагательных.

Знать и применять правила правописания разделительного мягкого и твердого знаков.

Объяснитель-ный диктант.



29

Работа над изложением. (Развитие речи). Изложение.

1

Изложение текста (повествование)

Работа с рубрикой «Вспомни … ». Коллективная работа с текстом, сопоставление текста с изложением ученицы, анализ и исправление ошибок. Самостоятельная передача текста по памяти.

Уметь анализировать, пересказывать текст.

Фронтальный опрос, коллективная работа.



30

Синтаксис.

Простое предложение. (Как устроен наш язык). Разбор по членам предложения.

1

Изучение нового материала

Работа с таблицей и обсуждение вопросов, связанных с членами предложения. Коллективная работа по усвоению алгоритма разбора простого предложения по членам. Наблюдение за материалом рубрики «Обрати внимание»: прилагательное в роли сказуемого. Выполнение упражнения по выбору.

Уметь различать и выделять главные и второстепенные члены простого предложения.

Фронтальный опрос, письмо с комменти-рованием.



31

Синтаксис.

Простое предложение. (Как устроен наш язык). Синтаксический анализ предложения.

1

Закрепление

Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.

Фронтальный опрос, письмо с комменти-рованием.



32

Синтаксис.

Простое предложение. (Как устроен наш язык). Синтаксический анализ предложения.

1

Закрепление

Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



33-34

Предложение с однородными членами.
(Правописание).

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

Закрепление

Наблюдение за языковым материалом, повторение правила (рубрика «Вспомни ... »). Упражнения: нахождение однородных членов, постановка знаков препинания при них, доказательство. Подготовка к словарному диктанту.

Уметь применять правила постановки запятой между однородными членами предложения.

Фронтальный опрос, письмо с комменти-рованием.



35

Проверка. (Правописание).

Контрольная работа. Тема: морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; синтаксический разбор и анализ предложения.

1

Контрольный

Выполнение контрольной работы.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Итоговая контрольная работа (3 варианта по выбору), самопроверка.



36

Синтаксис.

Простое предложение. (Как устроен наш язык). Синтаксический анализ предложения.

1

Закрепление

Тренировочные упражнения.

Работа с трудным заданием.

Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации и структуре.

Фронтальный опрос, письмо под диктовку.



37

Текст.
(Развитие речи).

Деление текста на абзацы.

1

Комбинированный

Работа в группах по восстановлению последовательности абзацев, подбору заголовков, составлению плана текста. Сопоставление своего варианта с предложенным в учебнике. Анализ и устранение речевых ошибок в предложениях.

Уметь выделять основную мысль текста, подбирать к нему заголовок.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



38

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Глагол.

1

Изучение нового материала

Обобщение известных сведений о глаголе в рубрике «Вспомни ... ». Наблюдение за языковым материалом в рубриках «Давай подумаем» и «Обрати внимание»: глагол может называть не только действия. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Упражнение по выбору .

Уметь характеризовать глагол как часть речи.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



39

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Глагол как часть речи.

1

Комбинированный

Уметь характеризовать глагол как часть речи.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа, взаимопро-верка.



40

Правописание глаголов.

(Правописание). Правописание приставок в глаголах.

1

Комбинированный

Сравнение слов с предлогами и слов с приставками. Отработка материала рубрики «Обрати внимание»: отсутствие у глаголов форм с предлогами. Повторение: разделительный твердый знак в глаголах. Составление слов с приставками.

Уметь различать приставки и предлоги.

Комментиро-ванное письмо.



41

Проверка. (Правописание). Итоговый диктант.

Тема: повторение изученных орфограмм.

1

Контрольный

Написание диктанта, выполнение орфографического задания.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.

Итоговый диктант с орфографии-ческим заданием, самопроверка.



42

Правописание глаголов. (Правописание). Правописание не с глаголами.

1

Комбинированный

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: выведение правила. Обсуждение исключений. Тренировочные упражнения, классификация.

Подготовка к словарному диктанту.

Знать и применять правила правописания не с глаголами.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



43

Работа над изложением. (Развитие речи). Изложение.

1

Комбинированный

Коллективная подготовка к изложению: составление плана, языковой разбор текста. Запись по памяти части текста.

Уметь подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



44

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Вид глагола.

1

Изучение нового материала

Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание»:

вид глагола как постоянный признак. Упражнения: определение вида глаголов, исправление ошибок в классификации.

Обсуждение рубрики «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из греческого языка.

Знать понятие вид глагола.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



45

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Начальная форма глагола.

1

Комбинированный

Наблюдение за материалом рубрик «Вспомни ... » и «Обрати

внимание»: формы глагола. Работа с рубрикой «Тайны языка». Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Устранение ошибок в выделении основ глаголов с суффиксами -ть,-ти.

Знать понятие начальная форма глагола.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



46

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Личные формы глагола.

1

Комбинированный

Обсуждение рубрик «Вспомни ... », «Давай думаем», «0брати внимание». Распределение глаголов по группам (в начальной форме и в личной форме), соотнесение глаголов с личными местоимениями. Наблюдение за окончаниями глаголов в рубрике «Тайны языка». Работа в парах и по выбору.

Знать понятие личные формы глагола.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа, взаимопро-верка.



47

Морфология.

Глагол.
(Как устроен наш язык). Лицо и число глагола.

1

Комбинированный

Коллективная работа с рубриками «Тайны языка», «Обрати внимание». Упражнения на классификацию глаголов по лицам и числам. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно». Работа с трудным заданием.

Знать морфологические признаки глаголов.

Фронтальный опрос, комментиро-ванное письмо.



48-49

Правописание глаголов. (Правописание).

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

2

Комбинированный

Наблюдение за языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Классификация глаголов с ь. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих» (изученные случаи).

Знать и применять правила право- писания мягкого знака после шипящих в глаголах.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа, работа в группах, взаимопро-верка.



50

Проверка. (Правописание).

Текущая контрольная работа. Тема: глагол.

1

Контрольный


Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Текущая контрольная работа (3 варианта), самопроверка.



51

Текст.
(Развитие речи).

Текст - описание.

1

Комбинированный

Коллективное выведение правила (рубрика «Давай подумаем»). Работа со схемой (ь в существительных, прилагательных, глаголах), запись слов по группам, подбор примеров. Подготовка к письму под диктовку.

Уметь создавать текст-описание.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



52-53

Правописание глаголов. (Правописание). Правописание

-ться и -тся в глаголах.

2

Комбинированный, закрепление

Наблюдение за языковым материалом, выведение правила в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Тайны языка». Упражнения: классификация, перевод, транскрипции в буквенную запись (слова с [ца]). Подготовка к словарному диктанту. Отработка алгоритма применения правила. Тренировочные упражнения. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно».

Знать правила правописания
-ться и
-тся в глаголах.

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, объяснитель-ный диктант, самостоятель-ная работа.



54

Текст.
(Развитие речи).

Связь абзацев в тексте.

1

Комбинированный

Фронтальный анализ текста: подбор заголовка, составление плана. Обсуждение связи абзацев в тексте. Самостоятельная работа: поиск выразительных средств, передающих осеннее настроение.

Уметь составлять план, озаглавливать и письменно пересказывать текст. Знать признаки текста.

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа.



55-57

Морфология.

Глагол.
(Как устроен наш язык). Спряжение глаголов.

3

Комбинированный,

Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Определение спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. В рубрике «Тайны языка» знакомство с алгоритмом определения спряжения глагола, с распределением глаголов по спряжениям. Наблюдение за разноспрягаемыми глаголами. Работа в парах и по выбору. Наблюдение за глаголами-исключениями. Отработка алгоритма определения спряжения. Тренировочные упражнения, задание по выбору.

Овладеть практическим способом определения спряжения глаголов.

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, комментиро-ванное письмо, взаимопроверка, самостоятельная работа.



58

Правописание глаголов. (Правописание). Правописание глаголов.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа: упражнения на повторение правописания глаголов. Обсуждение рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка».

Знать и применять правила правописания глаголов начальной формы, не с глаголами.

Самостоятель-ная работа.



59

Текст.
(Развитие речи).

Приём противопоставления в тексте.

1

Комбинированный

Коллективное обсуждение построения текста: прием противопоставления. Самостоятельное создание собственного текста с использованием противопоставления. Анализ речевых ошибок в предложениях.

Уметь создавать небольшой текст по заданной тематике.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



60-62

Правописание глаголов. (Правописание). Правописание

безударных окончаний глаголов.

3

Комбинированный, закрепление

Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем»: система личных окончаний l-го и 2-го спряжения. Упражнения на изменение формы глаголов, группировку по спряжениям. Подготовка к словарному диктанту.

Тренировочные упражнения. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем».

Работа с рубрикой «Давай подумаем»: повторение алгоритма

определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Упражнения на определение спряжения глаголов, работа с глаголами-исключениями, орфографический комментарий текста.

Знать правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения). Овладеть практическим способом определения спряжения глаголов. Применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения).

Комментиро-ванное письмо, объяснитель-ное письмо, самостоятель-ная работа.



63

Проверка. (Правописание). Списывание.

1

Контрольный


Уметь без ошибок списывать несложный текст объёмом 70-90 слов.

Списывание, самопроверка.



64

Резервный урок. (Правописание). Диагностическое исследование

№ 2.

1

Комбинированный

Синтаксический разбор и анализ предложения, глагол, спряжение глаголов.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Самостоятель-ная работа, самопроверка.



65

Правописание глаголов. (Правописание). Правописание

безударных окончаний глаголов.

1

Комбинированный

Тренировочные упражнения (самостоятельное выполнение). Подготовка к словарному диктанту.

Уметь применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов.

Самостоятельная работа.



66

Текст.
(Развитие речи).

Роль слов в тексте.

1

Комбинированный

Обсуждение рубрики «Вспомни ... »: значение слова и его контекст. Индивидуальная работа с текстом: выявление эмоционально окрашенных слов и словосочетаний. Сравнение своей работы с вариантом учебника. Поиск приема построения текста.

Уметь находить языковые средства, делающие текст выразительным.

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос.



67-69

Правописание глаголов.

(Правописание). Правописание

глаголов.

3

Комбинированный, закрепление,

Повторение алгоритма определения спряжения глагола. Развитие орфографической зоркости: поиск допущенных ошибок.

Тренировочные упражнения на отработку написания безударных личных окончаний, правописание тся и ться.

Комплексный орфографический тренинг. Работа в парах. Письмо с комментированием.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа.



70

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Глагольное время.

Настоящее время.

1

Комбинированный

Сравнение языкового материала в рубрике «Давай подумаем».

Обсуждение рубрики «Тайны языка». работа со схемой. Упражнения: поиск глаголов в форме настоящего времени, определение признаков глаголов. Работа по выбору.

Уметь изменять глаголы по временам.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



71

Проверка. (Правописание).

Контрольная работа. Тема: повторение изученного.


1

Контрольный

Синтаксический разбор и анализ предложения, глагол, морфологический разбор имени

существительного и прилагательного.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Самопровер-ка.



72

Правописание глаголов. (Правописание). Правописание суффиксов глаголов.

1

Комбинированный

Наблюдение за языковым материалом - рубрики «Обрати внимание» и «Давай подумаем». Коллективное выведение правила, Сравнение с правилом в учебнике. Упражнения на закрепление.

Знать правила правописания суффиксов глаголов.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



73-74

Морфология.

Глагол.
(Как устроен наш язык). Прошедшее время.

2

Комбинированный

Обсуждение материала рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка». Упражнения: нахождение глаголов в форме прошедшего времени. Задание по выбору. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

Наблюдение за формами глаголов в рубриках «Обрати внимание» и «Давай подумаем», формулирование выводов. Сопоставление с материалом рубрики «Тайны языка». Работа по выбору и с трудным заданием.

Уметь изменять глаголы по временам.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



75

Проверка. (Правописание). Итоговый диктант (тест).

Тема: орфограммы, изученные за первое полугодие.

1

Контрольный


Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами.

Диктант с орфографии-ческим заданием, самопроверка.



76

Работа над изложением.
(Развитие речи). Изложение.

1

Комбинированный

Самостоятельная подготовка к изложению: соответствие заголовка, составление плана текста. Создание возможного окончания текста (элемент сочинения).

Уметь письменно пересказывать текст (обучающее изложение).

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



77

Правописание глаголов.
(Правописание).

Правописание суффиксов глаголов.

1

Изучение нового материала

Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем», формулирование выводов. Работа с рубрикой «Тайны языка». Группировка, подборка глагольных форм.

Знать правила правописания суффиксов глаголов.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



78

Морфология.

Глагол.
(Как устроен наш язык). Будущее время.

1

Комбинированный

Работа со схемой в рубрике «Вспомни ... ». Выведение правила об образовании форм будущего времени («Давай подумаем»). Задания по выбору и трудное задание.

Уметь различать глаголы будущего времени.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



79

Правописание глаголов.
(Правописание). Правописание суффиксов глаголов.

1

Закрепление

Самостоятельное выполнение заданий на группировку глаголов. Наблюдение за языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Тренировочные упражнения, орфографический комментарий текста. Письмо по памяти. Подготовка к словарному диктанту.

Знать правила правописания суффиксов глаголов.

Уметь применять правило на практике.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



80

Морфология.

Глагол.

(Как устроен наш язык).

Изменение глаголов по временам.


1

Комбинированный

Выполнение заданий на образование глагольных форм. Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание», формулирование и сравнение выводов. Работа в парах, по выбору и с трудным заданием.

Уметь различать время глагола, изменять глаголы по временам.

Фронтальный опрос,

Объяснитель-ный диктант.



81

Текст.
(Развитие речи). Изложение с элементами сочинения.

1

Комбинированный

Коллективная работа с текстом учебника: чтение, озаглавливание, составление плана, поиск образных слов и выражений. Ответ на вопрос зачем автор использует образные выражения в тексте? Коллективное обсуждение: какие еще слова и выражения можно использовать в описании природы зимой? Индивидуальная работа:

написание мини-сочинения на тему «Зимний день».

Уметь письменно пересказывать текст с элементами сочинения (обучающее изложение).

Индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа.



82

Морфология.

Глагол.
(Как устроен наш язык).

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

1

Изучение нового материала

Урок повышенной сложности. Введение понятий «изъявительное, повелительное и условное наклонение» на основе противопоставления реально происходящего действия (изъявительное наклонение) и действия нереального (повелительное и сослагательное наклонение). Наблюдение за языковым материалом только на уровне предъявления. Коллективное выполнение упражнения 1. Остальные - по выбору.

Знать понятия наклонение глагола, изъявительное наклонение.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



83

Морфология.

Глагол.
(Как устроен наш язык).

Условное наклонение глагола.

1

Изучение нового материала

Урок повышенной сложности. Ознакомление со способом образования условного наклонения. Коллективная работа с упражнением 1. Остальные - по выбору.

Знать понятия наклонение глагола, условное наклонение.

Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка.



84-85

Правописание глаголов. (Правописание).

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

2

Комбинированный

Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос от чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

Выполнение упражнений на отработку нового правила. Письмо по памяти. Упражнение на повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту.

Уметь применять правила правописания

окончаний глаголов в прошедшем времени.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный

диктант.



86

Текст.
(Развитие речи).

Работа с текстом.

1

Комбинированный

Коллективная работа с текстом учебника. Составление плана для продолжения рассказа. Написание продолжения рассказа В. Драгунского. Чтение и обсуждение работ учащихся. Сравнение детских работ и авторского текста.

Уметь создавать текст. Знать признаки текста.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



87-88

Морфология.

Глагол.
(Как устроен наш язык). Повелительное наклонение глагола.

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника: поиск глаголов, выражающих совет, просьбу, приказ. 3накомство с формой повелительного наклонения и способом ее образования (простая форма). Выполнения упражнения 2 (коллективно). Работа с рубрикой «Говори правильно». Наблюдение за языковым материалом: изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам. Выполнение упражнений по выбору.

Знать понятия наклонение глагола, повелительное наклонение.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



89

Глагол.
(Как устроен наш язык). Словообразование глаголов.

1

Комбинированный

Повторение материала, изученного в теме «Словообразование» во 2 классе. Коллективная и индивидуальная работа с упражнениями учебника. Знакомство с материалом рубрики «Путешествие в прошлое».

Уметь различать способы образования глаголов

Письмо с

комментированием



90

Текст.
(Развитие речи).

Работа с текстом.

1

Комбинированный

Чтение и обсуждение текста учебника. Обсуждение вопросов: к какому типу текста относится история (описание, повествование, рассуждение)? Сочинение это или изложение? Подготовка к написанию историй на конкурс «Сказка про Деда Мороза». Обсуждение возможного названия сказки, ее плана, начала и т. д. Написание сказки.

Уметь создавать небольшой текст на заданную тему.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



91-92

Глагол.
(Как устроен наш язык). Глагол в предложении.

2

Комбинированный

Наблюдение за языковым материалом: как ведет себя глагол в предложении и в словосочетании. Ознакомление со связью управления в словосочетании (пропедевтика). Выполнение тренировочных упражнений.

Уметь определять значение глагола в предложении.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант, письмо с комментиро-ванием.



93-94

Правописание глаголов. (Правописание). Правописание глаголов.

2

Комбинированный

Повторение орфограмм, связанных с написанием глаголов, и алгоритмов применения изученных правил. Выполнение тренировочных упражнений.

Уметь применять правила правописания глаголов

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант, письмо с комментиро-ванием.



95

Текст.
(Развитие речи).

Работа с текстом.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника: обсуждение заголовка, особенностей строения текста (передается разговор двух людей). Ознакомление с понятиями «монолог», «диалог». Работа над исправлением речевых ошибок в приведенных высказываниях.

Знать признаки текста. Практически овладеть диалогической речью.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



96

Проверка. (Правописание).

Диктант (текущий). Тема: окончание глаголов в про шедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов.

1

Контрольный


Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами.

Самопроверка.



97-98

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Морфологический разбор глагола.

2

Изучение нового материала

Повторение порядка выполнения морфологического разбора. Обсуждение вопроса: какие признаки глагола являются неизменными? Ознакомление с порядком выполнения морфологического разбора глагола. Выполнение тренировочных упражнений на овладение порядком проведения морфологического разбора глагола.

Характеризовать глагол как часть речи (значение и морфологические признаки).

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



99

Повторение пройденного.
(Как устроен наш язык). Повторение (проверь себя).

1

Контрольный

Выполнение заданий к тексту на повторение тем, изученных во 2, 3 и 4 классах.

Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые-мягкие, звонкие-глухие, парные-непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук.

Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.



100

Текст.

(Развитие речи).

Учимся писать краткое изложение.

1

Изучение нового материала

Урок повышенной сложности. Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к пересказу от 3-го лица. Написание краткого изложения. Сравнение и анализ приведенных в учебнике детских работ с изложениями учеников класса. Выявление достоинств и недостатков текстов.

Знать признаки текста. Практически овладеть диалогической и монологической формами речи, уметь выделять основной смысл текста.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



101

Морфология.

Наречие.
(Как устроен наш язык). Наречие.

1

Изучение нового материала, комбинированный, закрепление

Знакомство с наречием как частью речи: вопросы, морфологические признаки, синтаксическая функция. Упражнения на нахождение наречий в тексте, на умение задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются. Наблюдение за языковым материалом: особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Выполнение тренировочных упражнений.

Уметь различать наречие как часть речи.

Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка, фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



102

Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык). Как образуются наречия.

1

Комбинированный

Отработка умения находить наречия в тексте и задавать к ним вопросы. Ознакомление с примыканием как с особым видом связи слов в словосочетании (пропедевтика). Отработка умения отличать слово сочетания с типом связи примыкание от других типов словосочетаний.

Различать способы образования наречий.

Письмо с комментиро-ванием.



103-104

Правописание наречий.

(Правописание).

Правописание гласных на конце наречий.

2

Комбинированный

Наблюдение за языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы и повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту и его проведение.

Применять правила правописания гласных на конце наречий.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант, письмо с комментиро-ванием.



105

Текст.
(Развитие речи).

Учимся писать сочинения.

1

Комбинированный


Уметь создавать текст (сочинение) на заданную тему.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



106

Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык).

Морфологический разбор наречий.

1

Изучение нового материала

Выполнение упражнений на повторение и закрепление знаний, полученных в теме «Наречие». Коллективное обсуждение особенностей морфологического разбора наречий (рубрика «Давай подумаем» ). Упражнения на овладение порядком проведения морфологического разбора наречий.

Характеризовать наречие как часть речи.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



107

Правописание наречий.

(Правописание).

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

1

Комбинированный

Наблюдения за языковым материалом: правописание наречий на шипящие. Коллективное обсуждение правила. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы.

Применять правила правописания наречий на шипящую.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



108-109

Мягкий знак после шипящих.
(Правописание).

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

2

Комбинированный

Комплексное повторение правил, связанных с правописанием мягкого знака на конце слов разных частей речи после шипящих. Работа с таблицей учебника (коллективно). Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы.

Уметь применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



110

Проверка. (Правописание).

Диктант (текущий). Тема: гласные на конце наречий, ь на конце шипящих.

1

Контрольный


Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.

Самопроверка.



111

Мягкий знак после шипящих.
(Правописание).

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

1

Закрепление

Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы.

Уметь применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



112

Текст.
(Развитие речи).

Учимся писать сочинения.

1

Комбинированный

Коллективная работа с текстом учебника. Написание продолжения и окончания текста (индивидуальная работа).

Уметь создавать окончание текста.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



113

Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык).

Имя числительное.

1

Изучение нового материала, комбинированный


Различать имя числительное как часть речи.

Письмо с комментиро-ванием, фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



114

Текст.

(Развитие речи).

Работа с текстом.

1

Комбинированный

Коллективная работа с рубрикой «Обрати внимание». Повторение ранее изученного материала (образные слова и выражения в тексте, цель их использования). Самостоятельная работа с текстом учебника. Сравнение и обсуждение результатов.

Уметь использовать средства языка в речи в соответствии с условиями общения.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



115-116

Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык).

Изменение имён числительных.

2

Комбинированный


Изменять имена числительные по падежам.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



117-118

Морфология. Имя числительное. (Правописание).

Слитное и раздельное написание числительных.

2

Комбинированный

Наблюдения за языковым материалом: правописание простых, сложных и составных числительных. Формулирование выводов на основе наблюдения. Работа с правилом. Выполнение тренировочных упражнений. Ознакомление с правилами употребления названий месяцев в сочетании с числительным в косвенных падежах. Выполнение упражнений на усвоение новых правил.

Выбирать алгоритм слитного и раздельного написания наречий.

Работа в парах, групповая работа, фронтальный опрос.



119

Правописание числительных.
(Правописание). Правописание мягкого знака в числительных.


1

Комбинированный

Работа с таблицей учебника. Ответ на вопрос в каких числительных пишется мягкий знак в середине, а в каких на конце слова? Чтение и обсуждение правила. Выполнение упражнений на отработку нового правила.

Применять правила слитного и раздельного написания

числительных.

Письмо с комментированием, взаимопро-верка, фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



120-121

Правописание числительных.
(Правописание).

Правописание числительных.

1

Комбинированный

Выполнение упражнений на закрепление умения применять изученные правила правописания числительных «Слитное и раздельное написание числительных», «Правописание мягкого знака в именах числительных».

Применять правила правописания падежных окончаний количественных и порядковых числительных.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



122

Текст.

(Развитие речи).

Работа с текстом.

1

Комбинированный

Чтение и анализ текста учебника. Выявление особенностей построения данного текста. Проведение игры-соревнования «Кто знает больше народных примет». Выбор наиболее ярких, выразительных примет. Самостоятельная работа: написание рассказа-описания, в основе которого лежит народная примета. Анализ работ.


Уметь использовать средства языка в речи в соответствии с условиями общения.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



123

Правописание мягкого знака.
(Правописание).

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах.

1

Повторение

Выполнение упражнений на повторение орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи.

Уметь применять правила правописания мягкого знака в словах.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



124

Проверка. (Правописание).

Контрольная работа (тест). Тема: глагол, наречие, имя числительное.

1

Контрольный


Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Самопровер-ка.



125

Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык).

Связь слов в предложении. Словосочетание.


1

Изучение нового материала

Ознакомление с новыми понятиями словосочетание, подчинительная связь слов). Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать словосочетания и не словосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании.

Уметь различать словосочетания.

Письмо с комментиро-ванием.



126

Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык).

Словосочетание.

1

Комбинированный

Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать словосочетания и не словосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании.

Уметь различать словосочетания.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



127

Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык).

Слово. Словосочетание. Предложение.

1

Комбинированный

Сравнение слова и словосочетания, словосочетания и предложения. Ответ на вопросы: чем похожи и чем различаются слова и словосочетания; словосочетания и предложения? Закрепление умений находить и выписывать словосочетания из предложения, составлять предложение из данных словосочетаний.

Уметь различать слово, словосочетание и предложение.

Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка.



128

Текст.
(Развитие речи).

Учимся писать сочинение-рассуждение.

1

Комбинированный

Чтение текста учебника. Беседа по вопросам к тексту. Обсуждение особенностей построения текста-рассуждения. Написание мини-сочинения (рассуждения) с опорой на вопросы к тексту.

Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



129

Правописание словосочетаний. (Правописание).

Правописание слов в словосочетаниях.

1

Комбинированный

Выполнение тренировочных упражнений на повторение правил правописания числительных, входящих в состав словосочетаний.

Применять правила правописания словосочетаний.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



130

Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык).

Связь слов в словосочетании. Согласование.

1

Изучение нового материала

Повторение материала, изученного в 3 и 4 классах. Ответ на вопрос: как имена прилагательные согласуются с именами существительными? Введение понятия согласования как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи согласование. Тренировочные упражнения.

Находить словосочетания с согласованием.

Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка.



131

Правописание словосочетаний. (Правописание).

Правописание слов в словосочетаниях.

1

Комбинированный

Повторение и отработка правил согласования слов, входящих в состав словосочетаний (прил. + нескл. сущ., сущ. + порядк. числит.). Упражнение на повторение изученных орфограмм.

Применять правила правописания словосочетаний с типом связи согласование.

Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка.



132

Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык).

Связь слов в словосочетании. Управление.

1

Изучение нового материала

Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос: меняется ли форма зависимого слова при изменении формы главного в словосочетаниях с типом связи управление? Введение понятия управления как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи управление. Выполнение упражнений, направленных на овладение алгоритмом.

Находить словосочетания с управлением.

Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка.



133-134

Правописание словосочетаний.

(Правописание).

Правописание слов в словосочетаниях.

2

Комбинированный

Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание личных окончаний глаголов, правописание мягкого знака у глаголов 2-го лица ед. ч.). Упражнение в выборе нужной формы имени существительного в глагольных словосочетаниях.

Применять правила правописания словосочетаний с типом связи управление.

Фронтальный опрос,

объяснитель-ный диктант.



135

Текст.
(Развитие речи).

Учимся писать сочинение.

1

Комбинированный

Коллективное обсуждение возможных вариантов начала текстов различных типов. Индивидуальная работа: выполнение задания к упражнению 1. Сравнение и обсуждение результатов работы.

Уметь создавать текст на заданную тему.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



136

Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык).

Связь слов в словосочетании. Примыкание.

1

Изучение нового материала

Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос: меняется ли форма зависимого слова при изменении формы главного в словосочетаниях с типом связи примыкание? Введение понятия примыкания как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи примыкание. Выполнение упражнений, направленных на овладение алгоритмом.

Находить словосочетания с типом связи - примыкание.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



137-138

Правописание словосочетаний. (Правописание).

Правописание слов в словосочетаниях.

2

Комбинированный

Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание личных окончаний глаголов, правописание мягкого знака у глаголов 2-го лица ед. ч.). Упражнение в выборе нужной формы имени существительного в глагольных словосочетаниях.

Применять правила правописания словосочетаний с типом связи примыкание.

Фронтальный опрос, письмо по памяти.



139

Проверка. (Правописание).

Списывание.

1

Контрольный


Уметь без ошибок списывать несложный текст объёмом 70-90 слов.

Самопровер-ка.



140

Словосочетание.
(Как устроен наш язык).

Словосочетание в предложении.

1

Комбинированный

Введение понятия о словосочетании как строительном материа-ле распространённых предложений. Закрепление умения находить словосочетания в предложении. Упражнение в выборе правильной формы (падежа и предлога) имени существитель-ного в словосочетаниях с типом связи управление.

Знать роль словосочетаний в предложении.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



141

Проверка. (Как устроен наш язык).

Контрольная работа.

Тема: словосочетание, слово, предложение, связь слов в словосочетании.

1

Комбинированный


Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Самопроверка.



142

Текст.
(Развитие речи).

Учимся писать текст-рассуждение.

1

Комбинированный

Коллективное обсуждение возможных вариантов начала текстов различных типов. Индивидуальная работа: выполнение задания к упражнению 1. Сравнение и обсуждение результатов работы.

Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



143

Проверка. (Правописание).

Диктант (текущий).

Тема: правописание слов в словосочетания.

1

Контрольный


Уметь писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами.

Самопровер-ка.



144

Синтаксис.

Сложное предложение. (Как устроен наш язык).

Сложное предложение.

1

Изучение нового материала

Наблюдение за языковым материалом: предложения с несколькими грамматическими основами. Введение понятия «сложное предложение». Упражнения на нахождение сложного предложения в тексте. Введение понятий «сложносочиненное и сложноподчиненное предложение». Знакомство с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений и овладение этим алгоритмом. Знакомство со схемами сложных предложений.

Знать понятия сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчи-ненное.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



145

Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык).

Как связаны части сложносочиненного предложения.

1

Комбинированный

Наблюдение за языковым материалом (рубрика «Давай подумаем» ): союзы и, а, или, в сложном предложении и в предложении с однородными членами. Формулирование выводов наблюдения (рубрика «Обрати внимание»). Тренировочные упражнения: различение сложных предложений и предложений с однородными членами, в состав которых входят союзы и, или, а, но. Знакомство с сочинительными союзами заmо, однако, да.

Различать сложносочиненное предложение.

Письмо с комментиро-ванием, взаимопровер-ка.



146-147

Знаки препинания в сложном предложении. (Правописание).

Знаки препинания в сложном предложении.

2

Комбинированный

Наблюдение за языковым материалом: как разделяются части сложного предложения. Работа с правилом - рубрика «Тайны языка». Знакомство с алгоритмом постановки запятой между частями сложносочинен-ного предложения и овла-дение этим алгоритмом. Тренировочные упражне-ния: различение простых и сложных предложений, постановка запятой в сложносочиненном предложении. Повторение материала 4 класса: обобщающее слово и знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах.

Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении.

Фронтальный опрос, объяс-нительный диктант.



148

Резервный урок. (Правописание).

Диагностическое обследование

№ 3.

1

Контрольный


Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Самопроверка.



149

Знаки препинания в сложном предложении. (Правописание).

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

1

Комбинированный

Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



150

Текст.
(Развитие речи).

Учимся писать сочинение.

1

Комбинированный

Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к написанию сочинения: определение типа будущего текста, составление плана. Обсуждение работ учащихся.

Уметь создавать текст на заданную тему.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



151

Синтаксис.

Сложное предложение. (Как устроен наш язык).

Как связаны части сложноподчинённого предложения.

1

Комбинированный

Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос можно ли между частями любого сложного предложения поставить точку? Обсуждение особенностей сложноподчиненного предложения. Знакомство с союзами, связывающими части сложноподчиненного предложения. Отработка умения задавать вопрос от одной части сложноподчиненного предложения к другой.

Различать связь частей сложноподчиненного предложения.

Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка.



152-153

Синтаксис. Сложное предложение.
(Как устроен наш язык).

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

2

Комбинированный

Наблюдение за языковым материалом: место придаточной части в сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов. Тренировочные упражнения в различении сложносочиненного и сложноподчиненного предложений (нахождение соответствий между предложениями и схемами этих предложений).

Различать сложносочинённое и сложноподчи-нённое предло-жения.

Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка.



154-155

Знаки препинания в сложном предложении.

(Как устроен наш язык).

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

2

Комбинированный

Наблюдение за языковым материалом: постановка запятой сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов (работа с рубрикой «Тайны языка» ). Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложных предложениях с однородными членами. Составление сложноподчиненных предложений по модели

[ , ( ), ].

Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



156

Текст.
(Развитие речи).

Учимся писать сочинение.

1

Комбинированный

Коллективная работа с текстом учебника. Написание начала и продолжения текста (самостоятельная работа). Анализ работ учащихся.

Уметь создавать начало и конец к заданному тексту (истории).

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



157

Синтаксис. Сложное предложение.
(Как устроен наш язык).

Сложное предложение.

1

Комбинированный

Работа над сопоставлением сложных предложений и их схем. Анализ сложных предложений, осложненных однородными членами.

Различать сложное предложение.

Взаимопро-верка.



158

Проверка. (Правописание). Итоговый диктант. Тема: орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 классах.

1

Контрольный


Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами.

Самопровер-ка.



159-160

Знаки препинания в сложном предложении.

(Как устроен наш язык).

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

1

Повторение

Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении.

Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения.

Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант.



161

Развитие речи.

Текст.

1

Закрепление

Творческие речевые игры.

Уметь воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



162

Проверка. (Развитие речи).

Итоговое изложение.

1

Контрольный


Уметь подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа.



163

Фонетика и словообразование

(«Как устроен наш язык»).

Повторяем фонетику и словообразование.

1

Комбинированный

Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов.


Работа в группах, фронтальный опрос, взаимопро-верка.



164

Повторение. (Правописание).

Вспоминаем изученные орфограммы .

Проверочная работа.

1

Комбинированный

Тренировочные упражнения.


Фронтальный

опрос, самостоятель-ная работа, работа в группах.



165

Окончания имен

Существительных.

(Правописание).

Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных.

1

Комбинированный

Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний. Работа с рубрикой «Пиши правильно».


Фронтальный

опрос, самостоятель-ная работа, работа в группах.



166

Морфология.

(Как устроен наш язык).

Морфологический разбор имен существительных и прилагательных.

Проверочная работа.

1

Комбинированный

Повторение грамматических признаков имен прилагательных и существительных.


Фронтальный

опрос, самостоятель-ная работа, работа в группах.



167

Окончания имен прилагательных.

(Правописание).

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.

1

Комбинированный

Доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний имен прилагательных.


Фронтальный

опрос, самостоятель-ная работа, работа в группах.



168

Годовая промежуточная аттестация

1

Контрольный

Применять изученный материал на практике.


Самостоятель-ная работа.



169-170

Синтаксис. Простое и сложное предложения

(«Как устроен наш язык»).

Синтаксический разбор предложения.

2

Комбинированный

Тренировочные упражнения.


Фронтальный

опрос, самостоятель-ная работа, работа в группах, взаимопро-верка.





© 2010-2022