Методическая разработка урока русского языка на тему Собирательные числительные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока русского языка на тему Собирательные числительныеМетодическая разработка урока русского языка на тему Собирательные числительныеМетодическая разработка урока русского языка на тему Собирательные числительныеУрок в 6 классе по теме «Склонение собирательных числительных».

Цели урока:

  1. Предметные: формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении. Употреблении в речи. Формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.

  2. Метапредметные: формирование умений определять цель предстоящей деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.

Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (Сурдлимпийские игры (сурдлимпиада, англ. Deaflympics, от англ. deaf «глухой», вариант названия, соответствующий правилам русского языка, - сурдоолимпийские игры с 25 марта).

  2. Определение темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Цель: учить формулировать тему, ставить задачи урока в соответствии с целью и планом урока. Мотивировать и нацелить обучающихся на учебную деятельность.

Результат (УУД)

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

- Ребята, что перед вами на экране? Какая единица языка? Текст или отдельные предложения?

СЛАЙД 1

1)На церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи присутствовали спортсмены из 88 стран.2) Самой многочисленной делегацией стала российская.3)Более двухсот пятидесяти человек прошлись по стадиону под песню «Нас не догонят» группы «Тату».4) А вот олимпийцев с Бермудских островов было всего четверо.

5) Зажгли олимпийскую чашу Ирина Роднина и Владислав Третьяк, оба олимпийские чемпионы. 6) В конце церемонии был грандиозный фейерверк, для которого было заготовлено двадцать две целых три десятых тонны пиротехники.7) Мы продолжаем болеть за наших спортсменов.

-Почему?(1-6 предложения-текст,7 теряет логическую цепочку с предыдущими предложениями)

- А что можно сделать, чтобы получился текст? ( Между 6 и 7 предложением добавить несколько предложений, чтобы восстановить смысловую целостность).

- Ребята, к этому заданию мы ещё вернёмся, а сейчас назовите все числительные и определите их разряд (88-целое, 250-целое,22,3-дробное,четверо-оба).

- Какие числительные мы уже с вами изучили, а какие будем изучать на этом уроке? (Изучили целые, дробные, осталось изучить собирательные).

Количественные числительные

Собирательные

Целые

Дробные

-Запись в тетрадь темы урока «Собирательные числительные»

- Что мы уже знаем об этих числительных? (Обозначают несколько предметов как одно целое, отвечают на вопрос сколько?)

-Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Ответы детей)

Проблемная ситуация.

- Давайте составим с данными словами словосочетания «собират.числит.+ существительное». Запишите в тетради.

СЛАЙД 2.

Двое (спортсмен, медаль, медвежата, дистанция)

- Со всеми существительными вы смогли составить словосочетание? (нет)

- Как вы думаете, почему?

- А что надо знать, чтобы правильно употреблять в речи собирательные числительные? (С какими существительными употребляются собирательные существительные?)

- Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на несколько вопросов, и первый вопрос вы уже сформулировали.

1. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

- А с какими трудностями мы сталкивались, когда изучали целые и дробные числительные? (правописание окончаний числительных в косвенных падежах)

- Значит, что ещё нам надо узнать сегодня на уроке? Сформулируйте второй вопрос, на который мы должны ответить.

2. Какие окончания имеют числительные в косвенных падежах?

- Когда я вас просила в начале урока назвать числительные, вы не сразу смогли найти числительное -оба, почему? (Оно не похоже на остальные, оно не образовано от числа)

-Ещё на один вопрос мы должны сегодня ответить: в чём особенность употребления числительных оба-обе?

СЛАЙД 3

Вопросы, рассматриваемые на уроке:

1. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

2. Какие окончания имеют числительные в косвенных падежах?

3. В чём особенность употребления числительных оба-обе?

3. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: сформулировать правило. Установить степень усвоение темы.

Результат (УУД). Познавательные: выполнение действий по алгоритму, извлечение необходимой информации, обобщение.

- Чтобы ответить на первый вопрос, нам необходимо заполнить таблицу.

СЛАЙД 4

- Заполните её по образцу, образцом для вас будет верхняя строка. Задание: согласуйте собирательные числительные с существительными в р.п. мн.ч.

Образуются

Сочетаются

два

двое

мужчин

малышей

бельчат

ворот

Три

?

лыжник

ребята

котёнок

часы

Пять

?

биатлонист

дети

медвежонок

сани

Шесть

?

спортсмен

карапуз

зайчонок

сутки

Проверка по рядам (по цепочке).

- Чем похожи существительные в 3 колонке? (обозначают лиц мужского пола).

- В 4, 5? (обозначают детей, детёнышей животных)

- А в 6? ( в 6 колонке сущ-е, которые употребляются только во мн.ч)

Какой вывод мы можем сделать? (Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей детёнышей животных и существительными, употребляемыми только во мн.ч).

- Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике (читаем 3 абзац правила на стр. 251)

- А сейчас давайте выполним электронное задание, а к доске пойдёт тот, у кого на обратной стороне стула весёлый смайлик.

4.Первичная проверка понимания.

СЛАЙД 5 Задание: прочитайте предложение, укажите номера предложений (письменно), в которых допущены ошибки в употреблении собирательных числительных. Исправьте их.

1) Трое подруг приехали в Сочи. (собир. числит. не употребляются с сущ. ж.р);

2) Двенадцатеро волонтёров помогали на соревнованиях. (соб.числ.могут быть числит. двое-десятеро)

3) Пятерым спортсменам из Китая были вручены призы.

- Мы с вами ответили на 1 вопрос, а что нужно сделать, чтобы правильно ответить на 2 вопрос плана? (Нужно просклонять числительное).

Работа у доски и в тетрадях.

И.п- семеро смелых ребят

Р.п- семерых смелых ребят

Д.п- семерым смелым ребятам

В.п- семерых смелых ребят

Т.п- с семерыми смелыми ребятами

П.п- о семерых смелых ребятах

- Выделите окончания у числительных и прилагательных. Сделайте вывод.

Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во мн.числе.

- Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр.251 абзац 2.

- И у нас остался ещё один вопрос: в чём особенность употребления числительных оба-обе?

- Кто-нибудь может дать ответ: с какими существительными сочетаются собирательные числительные оба,обе? (Числительное оба с существит. м.р. и ср.р, а числител. Обе с существит. ж.р)

- Чтобы ответить на эти вопросы и лучше запомнить это правило, давайте послушаем аудиозапись из передачи «Радионяня» об особенностях употребления числительных оба-обе.

5.Первичное закрепление.

- Тест (самостоятельно).

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Кубик).

7. Домашнее задание.

© 2010-2022