Доклад Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

В докладе описаны преимущества данной технологии, виды интерактивных приёмов, использование ТСО. На конкретных примерах раскрыты формы работы, помогающие учащимся развивать внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, а также умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии и принимать оптимальные решения. Интерактивные методы (дискуссия, «займи позицию», работа в группах и другие) позволяют учащимся расширять свой кругозор, познавательную деятельность, умение применять знания на...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РК

Южно-Казахстанская область Сузакский район

средняя школа им. И. Кенесбаева


ДОКЛАД

«Интерактивные методы обучения

на уроках русского языка и литературы».




Подготовила: Дегтярёва Н.Н.,

учитель русского языка и

литературы

Таукент

2015














Содержание доклада:

1. Вступление. «Тайные желания».

2. Немного о программе и её эффективности.

3. Виды интерактивных приёмов и примеры их использования на уроках русского

языка и литературы:

- блочное повторение изученного материала по русскому языку

при подготовке к ЕНТ;

- работа в малых группах;

- « ледокол »;

- ожидание;

- оценка;

- соглашения;

- «мозговой штурм »;

- «миксеры »;

- «ажурная пила»;

- «ранжирование»;

- «займи позицию »;

-«разогревчики»;

- «5 вопросов»;

- решение дилеммы;

- дискуссия;

-ролевые игры;

4. Заключение. Интерактивное обучение - это познание, направленное на открытие

5. Список использованной литературы.

6. Рецензия.

7. Приложение:

- все таблицы для демонстрации на графопроекторе (*);

- наглядный материал по данной методике;

- разработки двух уроков, на примере которых показано использование

интерактивных методов.







Вступление. «Послание М. Булгакову. Москва, Большая Садовая, дом №10, кв. № 50 »

Участникам раздаются листочки, на которых они должны написать самое заветное свое желание, мечту, в которую они верят всей душой. Обращение должно быть только позитивным. Ведь роман «Мастер и Маргарита» прежде всего о вере в самого себя, в свои силы, талант и возможности. Недаром Воланд появляется в Москве 20-х годов, в городе поголовного безверия и атеизма. Миссия Князя Тьмы - воздать « каждому по вере его». Затем листочки собираются и вкладываются в конверт, в книгу Булгакова. Присутствующим сообщается, что их желания сбудутся только в том случае, если они прочитают роман. Затем рассказывается история об этой квартире, и о том, откуда произошла эта легенда. Это пример одного из интерактивных методов, применяемых на моих уроках. Теперь роман не прочтет только тот, кто не умеет читать, или тот, кто не верит в свою мечту. Кто признается себе в этом?

* (Проецируется портрет М.Булгакова и иллюстрация к роману.)



Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы.

В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утверждённой указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года определены следующие задачи:

-внедрение новых технологий обучения;

-информатизация деятельности организаций образования, обеспечивающая развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся;

- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения в условиях перехода на 12-летние среднее образование.

Понятно, что функционирование современной общеобразовательной школы невозможно без профессионального учителя, обладающего такими качествами, как профессиональная зоркость, педагогическая интуиция, креативность, т.е. способность к творчеству. Нам, педагогам, следует всегда помнить греческую пословицу «Как ты объяснишь (спросишь), так тебе и ответят».

Сегодняшние реалии образования требуют от нас, педагогов, совершенно нового подхода к самому процессу обучения. Сразу бы хотелось попытаться ответить - почему? Вот только оговорюсь: я имею в виду обучение в общеобразовательных школах, а не в школах нового типа. Их, этих почему, несколько.

1. Качественный состав учащихся, прежде всего в старших классах. Не секрет, что в 10 - 11 классах у нас сегодня обучаются не только те, кто готовится к поступлению в университет, но и те, кто просто отсиживается в надежде получить аттестат о среднем образовании.

2. Уровень развития наших учащихся. Наши «взрослые» дети намного «продвинутее» нас по многим вопросам. Учитель вынужден конкурировать со СМИ и Интернетом, по-прежнему имея под рукой картинки и так называемую наглядность в виде таблиц.

3. Нельзя не учитывать и социальный фактор. Это мы с вами переживаем, какими наши ученики выйдет за порог школы, поступят ли они в вуз, смогут ли пойти дальше первой сессии. А дети уверены, что за деньги родителей все равно поступят и получат диплом. Для них важна корочка, а для нас - знания.

4. Литература, например, стала «ненужной», в том смысле, что не сдаётся на ЕНТ. Нет экзамена - не нужно напрягаться, что-то читать, а тем более писать сочинения и учить наизусть.

Возникают вопросы - как заинтересовать учащихся на уроках русского языка и литературы в самостоятельном поиске знаний, как заставить их оторваться от телевизора и сесть за книгу, как подготовить старшеклассников к успешному тестированию в конце 11 класса? Я решаю эту проблему несколькими методами: интерактивными, использованием ТСО и наглядностей, составлением опорных схем в ТОС, блоками и методом «5 вопросов». С некоторыми из них вас я, уважаемые коллеги, познакомлю сейчас. Хочу сразу отметить, что апробирую их уже несколько лет, и есть определенные результаты - достаточно высокие баллы по текущим тестам в 10 и 11 классах, вдумчивое прочтение и изучение литературных текстов и статей учебников.

Учащийся становится не столько объектом воздействия обучающей среды, сколько активным субъектом образовательного процесса. Один из древнегреческих учителей говорил: «Ученик-это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». Пожалуй, эти слова в последнее время стали снова актуальными.

Личностно-ориентированным является интерактивное обучение (от английского interact- находиться во взаимодействии, действовать друг на друга), то есть обучение через соучастие, взаимодействие в составе меняющихся групп. В его основе лежат принципы гуманистической педагогики, согласно которой в долговременной памяти остается то, что проделано человеком на практике. Поэтому я работаю под девизом « Практика через действие, обучение опытом ».

Интерактивное обучение способствует формированию устойчивой положительной мотивации школьника к изучению учебного предмета, формирует познавательную активность, желание изучать не только тот материал, который включен в учебник, но и выйти за его пределы, изучать потому, что интересно, потому, что любопытно найти решение трудной проблемной задачи.

Сейчас применяется на практике более тридцати методов интерактивного обучения: дискуссии, дебаты, методы вопросов и ответов, проектов, «ажурной пилы», дилемма, ранжирование, «Займи позицию» и другие. Все они обеспечивают хорошие результаты, помогают достигать главной цели школьного литературного и языкового образования - воспитывать талантливого читателя и грамотного человека, а, в конечном счете - вырабатывать активную жизненную позицию. Они дают возможность развивать логическое мышление, аргументирование отстаивать свою точку зрения, активизируя речевые навыки.

Учащимся прививаются навыки чтения, они овладевают инструментарием для анализа текста. Методы интерактивного обучения на уроках русского языка и русской литературы не заменяют теоретико-литературоведческого анализа, но являются эффективным способом активизации и совершенствования читательских навыков. Важно, чтобы при чтении художественного произведения учащийся вступал во внутренний монолог с писателем - мог спорить или соглашаться с ним, в результате чего обогащается его духовный и душевный мир, формируется собственный

взгляд на окружающее, жизненная позиция.

Интерактивные методы построены на методике взаимодействия:

- минимум зубрёжки;

-приём «Каждый учит каждого и всех» (тему объясняет не учитель, а сами дети по очереди

из урока в урок);

-учащиеся должны получать информацию, на основании которой строится знание. Ребята

должны сами находить ответы и принимать решения;

-анализ тем должен включать в себя обсуждение противоречивых вопросов или алгоритм;

- нельзя требовать от ученика однозначного ответа, того, что ожидает учитель. Пусть ребёнок выскажет свою точку зрения и попробует её доказать.

Цель представленной методики - научить детей учиться самим, самостоятельно

приобретать читательский опыт, знания и щедро, открыто обмениваться ими. На моих

уроках школьники получают знания о том, как строить свои отношения с окружающими на

принципах доверия и партнёрства, как успешно сотрудничать и формировать команду. Они учатся ДУМАТЬ.

Как это происходит? В процессе дискуссии в малых и больших группах, ролевых игр, разминок, анализа полярных позиций, разыгрывания ситуаций, «ажурной пилы», ранжирования, воображаемых прогулок, обучения друг друга, медиаций, работы с печатными материалами, играми,

общения и многого другого.

Сейчас я представлю эти приёмы и приведу примеры использования интерактивных методов на своих уроках.

1 метод - блочное повторение изученного материала по русскому языку при подготовке к ЕНТ или работа в малых группах.

Цель - подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку.

Повторение и закрепление проходит в несколько этапов:

1. Повторение и обобщение определенной темы на уроке с использованием опорных схем и ТОС.

Например, «Словообразование».

ТАБЛИЦА 1

Словообразование -

раздел ______, который _____ ................. и ………………

Части слова (морфемы).

Морфемика изучает………………, его значимые части -………………….

Состав слова

Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов:

на-ли-ть,

на-ли-вной,

по-ли-вка.

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов:

вы-шел,

во-шел,

у-шел,

подо-шел,

за-шел.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов и иногда форм слова:

лес-ист-ый,

гор-ист-ый(новые слова),

чита-ющ-ий,чита-ем-ый (форма слова).

Основа - это часть изменяемого слова без окончания:

подозрени-е.

Окончание - это изменяемая значимая (грамматическое значение) часть слова, часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении:

друг [ ],

друг-а,

о друг-е,

с друг-ом.

ТАБЛИЦА 2

Морфологические способы словообразования

Примеры

Приставочный

писать --> исписать

---> записать

---> выписать

Суффиксальный

снег --> снежок

--> снежинка

-->снежный

--> снежки

Приставочно-суффиксальный

ветер --> безветрие

одеяло --> пододеяльник

вязать --> неувязка

Бессуффиксный

переходить ---> переход

Сложение:

а) целых слов

летчик-испытатель, плащ-палатка, кафе-мороженое

Сложенные слова

б) основ

пароход, птицефабрика,

в) части слова с целым словом

полкрыши, редколлегия

г) сокращенных основ:

начальных слогов;

начальных звуков;

начальных букв

военкомат (военная комендатура), собкор (собственный корреспондент), АЭС (атомная электростанция)

Сложносокра-щенные слова

ТАБЛИЦА 3

Неморфологические способы словообразования

Примеры

Распадение многозначного слова на омонимы

рубка капитана - рубка леса

Переход из одной части речи в другую

шел впереди (наречие) - шел впереди (предлог) колонны

Образование новых слов путём сращения словосочетаний

вечнозелёный, вперёдсмотрящий, западнотюркский

2. Выполнение нескольких тренировочных упражнений, тестовых заданий. Тренировочные упражнения.

1. Допишите суффиксы, определите их значение.

а) Кенгурёнок, тюлен..., ут..., щегл..., ягн...; волосёнки, глаз.. .и, кофт.. .а,

работ.. .а, шуб.. .а;грустинка, дожд...а, пуш...а, сор... а, смеш...а, волос... а.

б) Арбузище, болот...е, бород...а, бревн...е, голос...е, кос...а, костр...е,

мороз...е, нож...а.

в) Синеватый, рыж...ый, щел...ый, коричн...ый; бедноватый, глух...ый,

густ...ый, дорог...ый, жарк...ый.

(Ответы, а) -ёнок-, -ёнк-, -инк- - уменьшительные суффиксы; б) -ищ- -

увеличительный суффикс; в) -еват-, -оват- - неполный признак).

2. Выделите корни в однокоренных словах.

а) Дружить, друг, дружба, друзья; слуга, служба; светить, светло, свеча;

исправить, управление; кузнец, кузнечный; расплескать, расплещется;

раскрепостить, закрепощение; замостить- мощеный; воском, вощеной;

близкий, приближение; толстый, толщина; бросить, брошенный;

ломать, сломленный.

(Ответы. Друж - друг - дружб - друз, слуг - служб, свет - света - свеч, прав

правл, кузнец- кузнеч, плеск - плещ, креп - креп, мост - мощ, воск - бощ, близ ~ ближ, толст - толщ, брос- брош, лом - ломл).

Тест по теме «Словообразование»

1. Выделите ряд, в котором даются формы одного и того же слова.

I. Писать, писал, пищу, пишешь. 2. Писать, писарь, список, расписание.

2. Какая часть слова образует форму слова или служит для связи слов?

I. Основа. 2. Корень. 3. Окончание. 4. Приставка, 5. Суффикс.

3. Укажите слово с нулевым окончанием.

I. Ученица. 2. Пение. 3. Читать. 4. Скатерть. 5. Два.

4. Укажите слово, которое не имеет окончания.

1. Армия. 2.Сегодня. 3. Земля. 4.Синяя 5. Меня (Я в род. п.)

5. Какое из данных слов в род. п. мн. ч имеет нулевое окончание?

I. Пирог, 2. Ученик. 3.Сапог, 4. Помидор 5.Город.

6. Найдите слово, которое является лишним в ряду однокоренных слов.

I. Мять. 2. Помятый. 3. Размяться 4. Мятый. 5. Мятный.

7. В каком слове из входит в корень?

1. Изморозь. 2. Измерить. 3. Изнемогший. 4. Известняк. 5. Извне.

3. Самое главное- анализ и проверка заданий по этой теме из сборника тестов 2005…2006 года. Детям в начале года я распределила все 35 вариантов на 3-4 группы. Например, 1 группа -1/12 варианты «прорабатывают», 2 группа-13/24 варианты, а последние- 3 группа. Заранее дается задание - выбрать и «прорешать» в своих вариантах задания только по фонетике, только по лексике, по словообразованию и т.д. Дети самостоятельно выбирают вопросы и дают ответы.

ТАБЛИЦА 4

Домашние заготовки учащихся:

1-12 варианты

13-24 варианты

25-35 варианты

1-2-

1-9-

1-18-

1-20-

2-3-

2-4-

2-19-

2-21-

3-4-

12-1-


13-9-

14-1-

16-1-

16-4-

17-3-

18-5-

20-1-

22-1-

18-1-

23-1-

25-1-

25-3-

26-2-

26-5-

27-4-

28-4-

29-5-

29-1-

30-3-

34-1-

ТАБЛИЦА 5

Листы для контрольного теста

Учащиеся должны ответить на вопросы, используя сборник тестов 2006 года.

Словообразование 2006

Словообразование

тест 2006

1 вариант

Словообразование

тест 2006

2 вариант

Словообразование

тест 2006

3 вариант

Словообразование

тест 2006

4 вариант

1. 1-1-?

1. 18-1-?

1. 1-20-?

1. 1-1-?

2. 3-25-?

2. 1-2-?

2. 9-4- ?

2. 3-25-?

3. 7-1-?

3. 1-9-?

3. 9-5-?

3. 7-1-?

4. 12-1-?

4. 1-18-?

4. 13-9-?

4. 12-1-?

5. 19-1-?

5. 1-20-?

5. 16-4-?

5. 19-1-?

6. 21-1-?

6. 9-4- ?

6. 17-3-?

6. 21-1-?

7. 25-1-?

7. 9-5-?

7. 18-1-?

7. 25-1-?

8. 4-19-?

8. 13-9-?

8. 1-2-?

8. 4-19-?

9. 7-3-?

9. 16-4-?

9. 1-9-?

9. 7-3-?

10. 8-2-?

10. 17-3-?

10. 1-18-?

10. 8-2-?

11. 9-1-?

11. 18-1-?

11. 9-1-?

11. 35-1-?

12. 10-2-?

12. 1-2-?

12. 10-2-?

12. 1-2-?

13. 17-1-?

13. 1-9-?

13. 17-1-?

13. 16-3-?

14. 23-1-?

14. 1-18-?

14. 23-1-?

14. 17-22-?

15. 26-2-?

15. 18-1-?

15. 26-2-?

15. 21-5-?

16. 3-1-?

16. 1-2-?

16. 3-1-?

16. 26-5-?

17. 6-1-?

17. 1-9-?

17. 6-1-?

17. 29-1-?

18. 14-1-?

18. 1-18-?

18. 14-1-?

18. 14-1-?

19. 16-1-?

19. 35-1-?

19. 16-1-?

19. 16-1-?

20. 20-1-?

20. 1-2-?

20. 20-1-?

20. 20-1-?

21. 22-1-?

21. 16-3-?

21. 1-1-?

21. 22-1-?

22. 11-1-?

22. 17-22-?

22. 3-25-?

22. 11-1-?

23. 2-1-?

23. 21-5-?

23. 7-1-?

23. 2-1-?

24. 5-1-?

24. 26-5-?

24. 12-1-?

24. 5-1-?

25. 9-17-?

25. 29-1-?

25. 19-1-?

25. 9-17-?

Кстати, листы ответов в сборниках тестов предварительно удалены, чтобы они не списывали, а думали и вспоминали сами, открывали ТОС, повторяли вопросы, по которым обнаружили пробелы. Таким образом, все приходят с готовыми «выборками», сразу говорят, в чем они не разобрались, что подзабыли. Именно поэтому на первом уроке мы и ликвидируем пробелы. После того, как проанализированы все задания по определенному блоку из всех вариантов, н-р, по словообразованию, я раздаю листы с тестами по этой теме.

4. Выполнение этого задания может проходить индивидуально или по группам. Тут же должна быть взаимопроверка, чтобы ученики сразу увидели результат.

5. Контроль знаний может проходить отдельно по каждому блоку или через несколько тем. Так как все вопросы по определенному разделу из всех вариантов у меня записаны, детьми проработаны, я просто перемешиваю вопросы и даю в на отдельных листочках в таком виде.

Указан год, номер варианта и номер задания. На контрольном уроке у детей только тетрадь для тестов и сборники тестов-2005…2006. Если в свое время урок был учеником пропущен, или он и его группа пришли неподготовленными, их никто ждать не будет. Они, таким образом, подвели не только себя, но и весь класс, так как по их вине определенные вопросы остались не проработанными. А значит, и во время теста останутся без правильных ответов задания именно по этой теме, а значит недобор в баллах и, возможно, решается судьба поступления на грант или в вуз не только конкретного ученика, но и его одноклассников. У старшеклассников вырабатывается чувство ответственности за выполнение того или иного задания.

Конечно, не сразу все пошло гладко. Дети стали приходить с выбранными заданиями только тогда, когда на одном из тестов ответили не на все вопросы, одна группа подвела весь класс. Я ставлю «5» только тогда, когда вся группа пришла подготовленной. Один за всех и все за одного, как говорится.

И вот каков результат на сегодняшний день. Перед вами сводная ведомость тестов по русскому языку в 11 классе с сентября месяца по сегодняшний день.

ТАБЛИЦА 6

Результаты тестов по русскому языку

за 1-е полугодие 2006-2007 учебного года

учащихся 11 «Г» класса средней школы им. С. Кенесбаева

ФИО учащихся

Тест №1

Тест №2

Тест №3

Тест №4

Тест №5

Тест №6

Тест №7

Средний балл

1.

Зинченко Никита

27

28

28

30

-

30

26

28

2.

Аметжанова Асель

20

27

24

24

24

24

25

24

3.

Уркенбаева Фариза

18

16

17

22

18

19

21

19

4.

Сабиева Макпал

27

27

27

23

26

26

27

26

5.

Буранов Алишер

24

17

19

20

21

18

15

19

6.

Пеньков Игорь

17

22

22

18

18

13

15

18

7.

Оспанов Диас

24

22

27

25

26

24

26

25

8.

Наурызбаева Диана

22

0

24

22

26

27

21

20

9.

Канатбаев Ерлан

28

18

16

20

21

15

25

20

10.

Ожогин Сергей

23

22

21

24

18

15

19

20

11.

Низамова Таня

20

24

25

19

19

24

20

22

12.

Ткачёва Ксения

18

18

14

19

15

17

21

17

13.

Тилеков Нуржан

14

17

14

16

14

15

14

15

14.

Сарсенбаев Мурат

14

-

14

10

13

14

15

13

15.

Тальжанова Гузаль

-

-

14

15

13

9

21

14

16.

Мырзанова Алия

15

17

20

17

20

17

12

17

17.

Скринников Максим

19

-

13

-

16

14

22

17

Средний балл

21

20

19,9

20

19

18,9

19,1

20

И последнее. Что я использую при подготовке к урокам помимо учебника? Это «Пособие по русскому языку для учащихся 9-11 классов, готовящихся к ЕНТ» В.С.Гетмановой, а в последнее время и «Пособие..» Гумаровой. Они удобны тем, что в них собраны компактно все блоки и тут же даны тесты и задания. У детей помощниками являются ТОС, учебники. На весь процесс повторения нам нужно 34 часа, а в идеале- 68. Один факультатив и одно дополнительное занятие.

Итак, каковы же основные принципы РМГ?

ТАБЛИЦА 3 2 метод

РМГ

(Работа в малых группах)

РМГ - максимальное участие каждого в духе сотрудничества.

Способ использования :

1. Выберите проблему.

2. Заложите основу (учащиеся должны овладеть некоторыми предварительными знаниями, навыками и ресурсами).

3. Сформируйте группы методом «Миксера» ( 3-5 человек).

4. Дайте ясные инструкции, время. Проверьте, все ли поняли задание.

5. Поддерживайте и направляйте. Не оказывайте давление, не выполняйте за них задание.

6. Обсуждение. Подведение итогов. Каждой группе учащиеся могут задавать дополнительные вопросы.

Образец: Работа в малых группах

(4 карточки с заданием: вставить пропущенные буквы, объяснить). Группы: зима, весна, лето, осень. Записать в тетрадь после проверки.

1.Пр- школьный, пр- вокзальный, пр-усадебный, пр- станционный, пр- дорожный.

2. Пр- шить, пр- бить, пр- вязать, пр- винтить, пр- делать, пр- бавитъ.

3. Пр- скучный, пр- неприятный, пр- забавный, пр- интересный, пр- спокойный.

4. Пр- бежать, пр- ехать, пр- лететь, пр- скакать, пр- мчаться, пр- йти, пр- ползти.

3 метод Знакомство

« Ледокол »

Цель : знакомство участников между собой, героями произведения и создание непринуждённой атмосферы.

Упражнение:

1. « Игра в имена ». Первый называет своё имя и добавляет характеристику, которая начинается с той же буквы, что и имя, сопровождая это ещё и движением, которое отображало бы и характеристику. Несколько учеников таким же образом характеризуют героя произведения.

Например: Александр Чацкий- активный, честный, честолюбивый.

Павел Афанасьевич Фамусов- пассивный, формалист, антипрогрессивный и т.д. («Говорящие имена» героев)

4 метод Ожидание

(перед объяснением темы урока)

Цель : определить своё личное ожидание от занятия, а позже и от всего, что собираетесь делать.

1. По кругу, начиная по принципу добровольности, сказать : «Я жду от сегодняшнего

занятия ... » ( Познакомиться с новой орфограммой, научиться грамотно писать слова на изученное правило...)

5 метод Оценка.

(в конце урока)

Цель : определить, как личное ожидание от занятия совпало с тем, что случилось на занятии. Научиться делать выводы.

1. Заполнить до конца таблицу :

Что я ждал от урока

Что нового и полезного я узнал, чему научился

Кстати, в новом учебнике для 5 класса Сабитовой и Павленко в конце раздела даётся этот метод. Например: Что я узнал об однородных членах предложения:

* что такое однородные члены предложения;

* какими знаками препинания они разделяются на письме;

Чему я научился:

* доказывать, что данные члены предложения являются однородными...

6 метод Соглашения.

ТАБЛИЦА 8

(договор, основные принципы)

Основные принципы имеют глубокий смысл. Они помогают влиять на аудиторию.

Научиться следовать соглашениям не только во время занятий, но и в будничной жизни -

очень важно как для тренеров, так и для тренируемых. Каждый принцип содержателен.

Каждый высказывает свою точку зрения методом « Мозгового штурма ». Выбираются

наиболее близкие группе и записываются отдельно.

Соглашения:

приходить вовремя, быть позитивным, не критиковать, не перебивать,

говорить по очереди, «не выпадать из шкафа » добровольность, конфиденциальность, каждый говорит только о СВОИХ ощущениях, о СВОЁМ опыте, выражает СВОЁ мнение.

7 метод « Мозговой штурм ».

Цель : собрать как можно больше идей по поводу специфической проблемы от всех участников на протяжении 2-5 минут.

Записываются все предложения на доске или бумаге по порядку их озвучивания без замечаний, без критики. Участники должны чувствовать, что их слышат, не обсуждают. По окончании « штурма » предложения можно разбить на категории, отбросить одни и выделить « Мозговой штурм » - хорошее начало работы над новой проблемой или темой.

Правила : - идеи не критикуются;

- количество важнее качества;

- предлагать любые идеи;

- одобряются безумные идеи;

- идеи записываются одним словом или фразой;

- соблюдается время штурма.

Например: перечислить виды художественного времени (линейное, циклическое и т.д.),

виды художественного пространства (вертикальное, горизонтальное, дальнее, ближнее...)

или «Умный человек-это.. .»(тема «Смысл названия комедии «Горе от ума»»),

«Слова XXI века» (тема «Неологизмы»).

8 метод « Миксеры ».

Цель : создать группы участников (большие или малые) для обсуждения казусов или игр

Например: «Варенье, печенье, конфеты» и т.д.

9 метод « Ажурная пила»*

Этот метод позволяет не только познакомить учащихся с новой темой, но и применить свои знания на практике.

Элементы :

1) Деление задачи на части ;

2) Первичные группы получают тему, в которой они становятся экспертами

(комментируют материал).

3) Экспертные группы : учащиеся у которых одни и те же темы, собираются в

экспертные группы для обсуждения тем, овладения ими или планирования, каким образом эти темы преподавать.

4) Первичные группы. Учащиеся возвращаются в свои первоначальные группы и

преподают то, чему научились в экспертных группах. Метод «ажурной пилы» можно продемонстрировать следующим примером: 3-4 группы получают орфограмму «Правописание приставок пре- и при-».Дети выполняют задание и перемешиваются, обучают друг друга, возвращаются в родную группу и знакомят товарищей с новым материалом, а затем выполняют контрольное упражнение.

10 метод « Ранжирование».

1) Учащиеся должны расставить факты (идеи, события, персонажи, слова,

правила ) по порядку, выставляя им баллы по важности.

2) Составляется пирамида Джосера : учащиеся размещают данные анализа в

виде пирамиды. Самое важное должно быть помещено в вершину пирамиды.

Например: * определить количество слогов в словах с удвоенной буквой м:

* расставить в хронологическом порядке направления в русской литературе.

ТАБЛИЦА 9

11 метод « Займи позицию »*

Этот метод помогает вести в классе обсуждение спорного вопроса, даёт возможность

высказаться. Вы должны выбрать тему, по которой в обществе существуют противоположные мнения. Этапы:

1. В противоположных углах комнаты два плаката: «Согласен» - на одном, «Не согласен»

- на другом. Может быть плакат «Да, в некоторых случаях».

2. Обсуждение правил, по которым будете работать.

3. Каждый участник встаёт около того плаката, который соответствует их точке

зрения на данную проблему. Дайте возможность обменяться мнениями. Группа может выбрать спикера, который выскажет общее мнение.

4. Если позволяет время, опросите каждого.

5. После того, как доводы высказаны, спросите, кто из участников в ходе

дискуссии изменил свою точку зрения и хочет перейти в другую группу. Если таковые будут, спросить их, почему они изменили позиции.

6. Попросите участников каждой стороны назвать наиболее убедительные доводы противников.

7. « Три хлопка ».

Например:

Займите позицию: Чацкий- умный человек./ Чацкий, по словам Пушкина не умён, а просто

пообщался с умным человеком - Грибоедовым.

Согласны ли вы с утверждением, что... «Любовь к женщине (мужчине) дороже любви к Родине» (Андрий - «Тарас Бульба» В.В. Гоголя).

«Яркая, короткая жизнь в борьбе за свободу дороже долгой жизни, полной

унижений и неволи» (Пугачев - «Капитанская дочка» А. С. Пушкина).

Подводя итоги, учитель должен отнестись с уважением к выбору каждого ученика.

« Разогревчики».

Подвижные и малоподвижные игры позволят отдохнуть от напряженной работы на уроке, переключиться...

Низкий уровень подвижности .

  1. « Саймон сказал… » Ведущий даёт определённые команды, которые группа выполняет только при условии, что приказ начинается со слов «Саймон сказал…». А ведущий в это время делает совсем другие движения. Его задача - «Сбить группу», поймать невнимательных.

Средний уровень подвижности.

  1. «Обезьяна, пальма, бык, желе, слон». Ведущий показывает, как нужно изобразить обезьяну , пальму, быка, желе, слона. Группа становится в круг. Ведущий показывает на одного участника и говорит : «обезьяна.. или пальма,.. или бык и т.д.»Изобразить названное должен не тот, к кому обратился ведущий, а его сосед справа (слева). Темп игры ускоряется, останутся самые внимательные участники (2-3 человека).

  2. «Тайный вождь». Участники становятся в круг. Один выходит . Остальные договариваются, кто будет «вождём». Когда вышедший возвращается, «вождь» начинает совершать какие-либо движения (щелчки пальцами, хлопки, притопы и т.д.). Группа сразу же их повторяет, стараясь наблюдать за вождём незаметно. «Вождь» меняет движения, как только ведущий поворачивается к нему спиной. Задача ведущего - найти «тайного вождя».

Высокий уровень подвижности.

  1. «Пути-фрути». Тренер делит всех на три категории : «яблоко», «груша», «банан». По одной из команд («яблоко», например) меняются местами только «яблоки», а остальные сидят. По команде: «Пути-фрути!» меняются местами все участники. Задача ведущего - занять место, которое освободиться.

  2. «Дом - человек - землетрясение». Группа делится на тройки. Двое берутся за руки, изображая «дом», третий становится в «дом» - он «человек». Ведущий подаёт одну из трёх команд: «дом», «человек», «землетрясение». По команде «дом» те, кто держится за руки, перебегают к другому «человеку». При команде «человек» ищет себе новый «дом». Ведущий каждый раз старается успеть занять свободный «дом». Оставшийся «бездомным» - водит. При команде «землетрясение» пары опускают руки и образуют новые «дома».

  3. «Молекулы». Учащиеся делятся на несколько групп «миксером». Запоминают свою группу. Потом свободно передвигаются по классу, пока не услышат команду (название своей группы). Эта (или эти) команды должны быстро собраться. Если ведущий бросит клич «Молекулы!», то все команды должны собраться. Побеждает самая быстрая группа.

Ещё несколько примеров использования интерактивных методов на уроках литературы.

12 метод «5 вопросов»*

Выглядит он так: на уроках литературы нам необходимо, чтобы учащиеся внимательно прочитали материал учебника об авторе и его произведение, а затем провести как обычно анализ стихотворений или прозы. Как анализировать, если дети не прочитают необходимый объем текста? Я готовлю следующими способами:

а) Ученики должны прочитать текст сообщения об авторе и его произведение и составить по прочитанному друг для друга 5 вопросов. Вопросы должны быть интересными, грамотными, требующими точного ответа.

б) Затем к доске вызываются по выбору учителя двое, которые задают друг другу свои вопросы и один секретарь, фиксирующий на доске ответы одноклассников. Изюминка заключается в следующем: чтобы составить «каверзные» вопросы, дети должны поневоле внимательно и несколько раз прочитать материал, выделить главное, а затем сформулировать правильно свой вопрос. Составляя вопрос, дети непроизвольно запоминают и другую информацию из статьи или произведения. Почему именно 5 вопросов - да потому, что 5 правильных ответов - это 5 баллов по теме, «пятерка» в журнал. Если позволяет время, я вызываю поочередно всех ребят попарно, они сами, таким образом, проверяют и оценивают друг друга. Ответил только на два вопроса, получаешь «2», на три - значит «тройку» и т.д. Конечно, обидно получить три, если сам составлял вопросы, сидел, корпел над книгой. В следующий раз ученик уже внимательнее вчитывается в строки. Если времени нет, то вызываются 2-3 пары учеников, на другом уроке еще несколько. Метод хорош тем, что даже спустя несколько недель после изучения творчества того или иного писателя дети хорошо помнят то, над чем работали. Ребятам интересно, они с удовольствием готовятся к этим урокам. Лучшие я использую при составлении тестовых заданий.

Пример: Перед изучением творчества М.Ю Лермонтова восьмиклассники подготовили по разделам учебника литературы вопросы.

ТАБЛИЦА 10 *

Первый ученик:

  1. Где прошло детство М.Ю Лермонтова, и кто его воспитывал?

  2. В каком году юный Михаил написал свои первые стихи?

  3. Как и где погиб Лермонтов?

  4. В каком возрасте погиб поэт?

  5. Когда была написана поэма «Мцыри»?

Второй ученик:

1. Каким искусствам обучался Лермонтов?

2. Какое образование получил поэт?

3. Какое стихотворение Лермонтова было предано царю с надписью «воззвание к революции»?

4. Из какого произведения этот отрывок: «Старик! Я слышал много раз,

что ты меня от смерти спас,

Зачем?...»?

5. Чей это портрет: «Он был, казалось, лет шести;

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник…»

13 метод Решение дилеммы

При изучении «Повестей Белкина» А. С. Пушкина, в частности «Станционного смотрителя», можно использовать такой метод, как решение дилеммы. Дилемма -суждение, умозаключение, требующее выбора одного из двух исключающих друг друга положений.

Прочитав повесть, учим анализировать произведение, центральное место в котором занимают образы-персонажи, раскрывающиеся через образы-вещи, образы-детали, пейзажные образы. При анализе образа-персонажа необходимо рассмотреть портретную и речевую характеристики, действия и поступки, мысли и переживания героя, его взаимоотношения с окружающими, отношение автора к действующему лицу. Затем ученикам предлагается решить дилемму:

Нужно устроить свою жизнь или выполнить долг перед родителями (на основе образа Дуни)?

Класс можно разделить на 2-3 группы, члены которых обсуждают дилемму, обосновывают свой выбор в течение 5-7 минут, затем представляют классу результат. Все ученики участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения, учатся работать в команде и приходить к согласию, понимая, что сделать нравственный выбор очень трудно. В такой ситуации нет однозначного решения, каждая позиция имеет достоинства и недостатки.

Можно предложить решение дилеммы при изучении пьесы А. М, Горького «На дне» (сладкая ложь или горькая правда), рассказа Л. В Толстого «После бала» (счастливая любовь, семейная жизнь или одиночество и разочарование) и другие.

14 метод Дискуссия

Очень интересно проходят на уроках литературы в старших классах дискуссии*. Они могут быть свободными, направляемыми, структурными.

Структурная дискуссия- это продуманная учителем, сфокусированная на учениках деятельность, позволяющая вовлечь их в групповое решение проблемы. Учитель разбивает класс на несколько небольших групп и дает каждой задание- обсудить указанную проблему и осветить ее с разных точек зрения:

1-я группа - с оптимистической,

2-я группа - с пессимистической,

3-я группа - с реалистической.

Так, после изучения рассказа А. М. Горького «Старуха Изергиль», анализа образов Ларры и Данко (любовь к своему народу, готовность пожертвовать собой или эгоизм) была проведена структурная дискуссия «Достаточно ли сегодня патриотизма у казахстанской молодежи?». В течение 5-7 минут члены трех групп обсуждают проблему, записывают общее мнение на плакате маркером, затем по очереди представляют его (3-4 минуты).

После этого начинается общая дискуссия. Назначенные учителем три наблюдателя следят за участием каждого ученика в обсуждении проблемы, за работой группы и в конце дискуссии вместе с аналитиком, также назначенным учителем, оценивают презентацию каждой группы и всю дискуссию в целом. Дискуссия позволяет рассмотреть обсуждаемую проблему с разных точек зрения.

15 метод Ролевые игры

Детям нравятся ролевые игры, в ходе которых они становятся «создателями» правила. Например, на

уроке по теме «Действительные и страдательные причастия» одна ученица играет роль девочки, одевающей куклу, а вторая исполняет роль куклы, одеваемой девочкой. На уроке-зачете по повести Н.В.Гоголя «Ночь пред Рождеством» шестиклассники с удовольствием поставили и показали самые смешные фрагменты. Каждая сценка принесла команде дополнительные баллы.

Осталось отметить, что традиционное обучение - это директивно запланированный, организованный процесс, ориентированный на предмет, а интерактивное обучение - это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем. У детей появляется интерес к изучению русского языка и литературы.

Учащиеся снова и снова перечитывают текст, многое открывают для себя, учатся интерпретировать произведение. Завершая обсуждение, они отмечают, что невозможно читать классическую литературу и не растить в себе доброго человека, готового отвечать за всё на свете и приносить пользу людям, что писатель требует от читателя ответной работы, роста души.

ПРИМЕЧАНИЕ. К данному докладу есть приложение, которое включает в себя

- все таблицы для демонстрации на графопроекторе (*);

- наглядный материал по данной методике;

- разработки двух уроков, на примере которых показано использование интерактивных методов.

Литература:

1. «Русский язык и литература в казахской школе».№ 5,6*2004г.

2. «Практическая помощь учителю».№ 3*2004г.

3. Методическое пособие для тренера. (Программа для тренера), Алматы.2001.

4- Уполномоченное образование. (Пособие для тренеров). «Сана Сезім»1999.

5. Государственная программа развития образования 2005-2010гг,

6. «Педагогическая технология обучения, основанная на принципах уровневой дифференциации». М.Р. Ковжасарова. Алматы.2003г.

7. Материалы Республиканской научно-практической конференции «Формирование конкурентоспособной личности через развитие творческой деятельности ». Шымкент 2005








16

© 2010-2022