Статья Воспитание духовно-нравственной личности - суть работы педагога - словесника

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Улитина Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с УИОП № 7 им. А.С.Пушкина г. Курска



ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ - СУТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-СЛОВЕСНИКА


Аннотация:

В статье рассматривается работа педагога-словесника через воспитание духовно - нравственной личности, способной реализовать свой творческий потенциал в условиях окружающего социума и в быстроменяющемся мире на основе поэтапного развития творческих способностей, читательской культуры, воображения обучающихся.

Для раскрытия своей системы работы привожу примеры использования ряда текстов на уроках русского языка, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, рассматриваю его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему.

Отдельным блоком в работе идет речь о приёмах и формах обучения, используемых мною, и обращении к краеведческому материалу, помогающего «погрузиться» в слово, как источнику познания мира, в котором живёт ученик. Краеведческий материал приобщает обучающихся к общечеловеческим нормам нравственности, развивает умение видеть мир целостно и объёмно, способствует осмыслению христианских ценностей, передаче традиций из поколения в поколение.

Ключевые слова:

Духовность, нравственность, личность, национальная культура, гуманистический аспект, милосердие, социум, бездуховность, честь, достоинство, патриотизм, гражданственность, синхронное и диасинхронное восприятие, нравственно-психологический облик, интеграция.

Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс «делания» собственной души. А душа выражается, прежде всего, в слове.

Через родное слово, отмечал педагог К.Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. Таким образом, слово является одним из главных «носителей» национальной культуры.

Целью духовно-нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в её гуманистическом аспекте, что предполагает:

  • выработку понимания жизненной важности морали;

  • установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

  • выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

  • выработку моральной стойкости, желания и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

  • милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

  • моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность;

  • моральное принуждение как форма морального осуждения.

Воспитание духовно - нравственной личности, способной реализовать свой творческий потенциал в условиях окружающего социума и в быстроменяющемся мире на основе поэтапного развития творческих способностей, читательской культуры, воображения учащихся - в этом я вижу суть работы педагога-словесника.

Перед филологами проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие - это слово, художественная речь, книга. А «Книга, - по словам А. Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец.

Так, например, на уроках русского языка я использую ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, я рассматриваю его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» раскрывается сущность его на основе сопоставления, сравнения с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, данный вид работы прорабатывается мною заблаговременно. Я выстраиваю ряд: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д. И в дальнейшем вся работа на уроке строится на основе данного ряда слов.

Однако, на мой взгляд, не следует забывать о том, что вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому при объяснении учащимся ценностей личности, которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком, я обязательно обращаю их внимание на то, что есть и негативные стороны, объясняя, как их изживать.

Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:

  • каждому ученику предлагается самостоятельно продумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех с результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга;

  • совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске, затем каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.

Так, для того чтобы подростки смогли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо выстроить и рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество» - «приятельские отношения», осознавать, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладываются в каждое из них.

В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личностные качества человека, глубокое проникновение в их сущность, требуется сравнительный анализ позитивных и негативных свойств, т.е. идет поиск противоположных понятий и по смыслу. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - хороший пример для рассмотрения таких нравственных понятий, как «достоинство», т.е. гордость, самоуважение, самолюбие, честь. Сравнительный анализ данных понятий (эгоизм, гордыня, высокомерие, самовлюбленность, тщеславие) помогает ученикам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры. А также помогут по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков.

Текстов на нравоучительные темы много, например: «Удивительная книга» (по Е. Корниловой), «Молния» (по Е. Воробьеву), «Село Великое» (по

С. Воронину), «Рябинка» (по Н. Соколовой), «Незабываемый урок» (по К. Чуковскому) и т.д.

Нередко в практике своей работы я пользуюсь материалами литературного краеведения, помогающими погрузиться в текст, обратиться к сути слова, изобразительным средствам русской речи, которые представляют различные уровни языка, учат школьников вдумчивому и проникновенному прочтению произведений А. Гайдара и Е. Носова, А. Шитикова и К. Воробьёва, М. Еськова и В. Деткова и др.

Есть другой прием - это определение понятий самими обучающимися. Учитель предлагает детям дать определение понятию. Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают у ребят с данным словом, как они представляют соответствующее нравственное явление. Такой поиск определений, а также любых других слов, связанных с данным понятием, создает возможность для более глубокого и тонкого понимания его сущности.

Так, говоря о светлом и трепетном чувстве любви, я прошу учащихся дать по одному определению данного слова (слово заранее записано большими буквами на доске). Например, светлая, нежная, волшебная, жертвенная и т.д. Предлагаю каждому назвать одно слово, которое для него связано с этим чувством. Например, мама, свет, природа и др. Все ответы записываю на доске. Затем все вместе из написанных на доске определений мы даём общее определение слова «любовь». Таким образом можно давать определение любому понятию.

А вот другой вариант. Предлагаю ученикам написать слово «любовь» и дополнить его глаголами (можно и причастиями, прилагательными в полной и краткой формах), ответить на вопрос: «Что делает любовь?». Например, любовь заботится, жертвует, приносит счастье, облагораживает и т.д. После того, как каждый обучающийся составит свой список, прошу зачитать его. Все глаголы записываются на доске, обсуждаются и анализируются. И опять же сообща приходим к определению понятия.

Значение приёмов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием духовно-нравственного развития личности является погружение человека в его внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создается именно тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства.

К такому заданию я отношу незаконченное предложение, чтобы ученик попробовал спроецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации. Например, продолжить предложения:

- В классе был мальчик, которого почему-то не любили, мне...

- Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я...

Есть прием контраргумента, позволяющий организовать самоубеждение в ценности тех или иных нравственных норм или явлений, отношений, в способности к изменению. С помощью этого приёма можно начать беседу, дискуссию, ответ на любой проблемный вопрос. На уроках литературы при обсуждении вопроса «Нужен ли человеку идеал?» я предлагаю старшеклассникам лист тетради разделить пополам, слева разместить все аргументы против необходимости идеала, справа - контраргументы, подтверждающие противное. Например, я знаю людей, у которых нет идеалов, и они прекрасно живут - я знаю людей, которые живут ещё лучше с идеалом. Идеал помогает человеку не останавливаться на достигнутом и т.д.

Или же написание письма самому себе, какому-либо персонажу, герою или автору любимого произведения, значимому для человека, создает ситуацию самораскрытия, внутреннего очищения, которая ведёт к изменению нравственного сознания человека.

Если же говорить о литературе, то главной её целью на сегодняшний день является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Ведь никакие богатства мира не смогут заменить доброту, порядочность, честность. Именно поэтому духовное, нравственное воспитание подрастающего поколения - главная и первостепенная задача учителя литературы. И решить её помогают художественные произведения. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, можно назвать Ч. Айтматова, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина, Ю. Бондарева и многих других.

Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идёт обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.

Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей сегодняшней жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А. Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно...» Ребята всегда бурно высказывают своё мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

Отрывок «Отец и сын» из повести Д. Олдриджа «Последний дюйм» помогает разобраться в таких понятиях, как взаимопонимание, мужество, самообладание.

Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л. Толстого «После бала», понять смысл человеческой жизни помогает противопоставление Ужа и Сокола из «Песни о Соколе» М. Горького, завораживает ребят верность в любви в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В. Железникова «Чучело», жить праведно и честно наставляет книга Ч. Айтматова «Плаха».

Воспитательный потенциал литературы заключается:

  • в формировании эмоционального мира человека (в силу того, что литературно-художественное произведение есть результат объективизации, прежде всего эмоциональной сферы школьника);

  • в воспитании синхронного и диахронного восприятия действительности (в силу того, что литературно-художественное произведение есть «картина жизни», образная модель действительности, истории народа и его нравственно-психологического облика, и тем самым литературно - художественное произведение предоставляет возможность старшекласснику соотнести с собой исторические сюжеты и образы, т.е. создать возможность для самовоспитания);

  • в формировании собственно филологического мышления (познания мира посредством литературно-художественного текста, поэтической реальности).

Поскольку процесс формирования ценностных ориентации обучающихся на уроке литературы осуществляется через их деятельность, выделяются основные виды этой деятельности:

  • эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, формирование основных теоретико - художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно - художественных произведений);

  • интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);

  • познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);

  • творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.);

исследовательский (выполнение различных исследовательских работ).

Для решения цели формирования ценностных ориентации и духовно-нравственных качеств старшеклассников на основе литературы, истории и культуры России поставлены следующие задачи:

  • раскрыть смысловое и системообразующее значение древнерусской литературы, иконописи, архитектуры, музыки; способствовать активному освоению учащимися лучших образцов отечественного искусства;

  • помочь школьникам в осознании смысла высоких духовно-нравственных ценностей христианства; представить ориентиры добра и истины в образцах культурных произведений и жизни на основе веры, надежды, любви; развивать способность к сопереживанию;

  • изучить историю становления и развития отечественной, в том числе и православной культуры, воспитывая любовь и уважение к Родине, её народу и святыням;

  • ввести обучающихся в круг традиционных основных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, искусством и творчеством.

В практике своей работы среди уже перечисленных мною форм обучения, наряду с уроками литературы, предусматриваются внеклассные занятия: экскурсии по историческим и литературным местам России, паломнические поездки, посещение церквей, музеев и библиотек, тематических выставок и лекций. Продуктивно использовались активные методы обучения, включающие обучающихся в процесс изучения отечественной духовной культуры с помощью различных видов юношеского творчества.

Так, например, обучающиеся с превеликим удовольствием принимают участие в создании и выпуске литературного школьного альманаха «Пушкинец», газеты «Школьная Одиссея», пишут заметки для размещения на школьном сайте.

Уроки и внеурочная деятельность по литературе позволяют решать задачи, поставленные в документах правительства по духовно-нравственному воспитанию школьников при соблюдении следующих педагогических условий:

  • сочетание инновационных и традиционных форм обучения;

  • использование педагогической технологии преподавания литературы как предмета, формирующего духовную сферу человека;

  • общение учителя и ученика должно быть духовным, а потом на этой основе - деловым, учебным, творческим:

  • интеграция учебных и внеклассных форм деятельности (экскурсии, кружковая Деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, филармонические концерты и т.д.);

  • опора на воспитательный и образовательный потенциал предметов гуманитарного цикла, и прежде всего литературы;

  • использование разнообразных форм, методов и средств внеурочной деятельности по литературе;

  • использование возможностей системы дополнительного образования;

  • целенаправленная подготовка преподавателей дополнительного образования к работе по духовно-нравственному воспитанию;

Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм - одна из составляющих духовно-нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. И бесспорно, богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Так, к примеру, рассказ А. Платонова «Маленький солдат» (5 кл.), повести В. Быкова «Обелиск», В. Распутина «Живи и помни», Г. Бакланова «Навеки - девятнадцатилетние», Б. Васильева «А зори здесь тихие», В. Кондратьева «Сашка», поэма Твардовского «По праву памяти», романы М. Булгакова «Белая гвардия», Л. Толстого «Война и мир», А. Толстого «Петр I» - произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на примерах их героев происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни.

Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство - желание оберечь родную землю, свой кров - чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.

Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем духовно-нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по - доброму относиться к окружающим людям.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, но прорастают они еще не сразу, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.

Но если после таких уроков обучающиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия «долг», «честь», «ответственность», «порядочность» не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Литература помогает развитию культуры и любви к родному слову - основе духовной жизни народа, таким образом, приобщает обучающихся к общечеловеческим нормам нравственности, развивает умение видеть мир целостно и объёмно, способствует осмыслению христианских ценностей, передаче традиций из поколения в поколение.

Литература.

  1. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999. - № 4. - С. 78-80.

  2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 534 с.

  3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988. - 354 с.

  4. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика. - 2005.-№ 2.-С. 67-68.

  5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975. - 254 с.

  6. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. - 361 с.

  7. Донченко Л.М. На уроке и вне урока // Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». - М., 2001. - С. 17-27.

  8. Донченко Л.М. Язык мой - друг мой // Православная культура в школе. - 2003. 1.-С. 60-67.

  9. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещенно, 1977. - 376 с.

  10. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003. - № 3. - С. 9-12.

  11. Зазнобина Л. С. Как же выжить в мире СМИ // Медиаобразование в школе. - 1999. -№3.~ С. 23-26.

  12. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 6. - С. 3-6.

  13. Нравственное воспитание личности школьника / Под ред. Колдунова Я.И. - Калуга, 1969. - 126 с.

  14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1995. - 478 с.

  15. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 371 с.



© 2010-2022