Эссе 20 лет без Союза. Нужно ли сегодня учить дружбе народов?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фамилия: Казыгулова

Имя: Айман

Отчество: Тлепбаевна

Эссе

20 лет без Союза. Нужно ли сегодня учить дружбе народов?

Среди многих радостей, которыми меня одарила жизнь,

на одном из первых мест стоит радость знания русского языка,

радость говорить на нем, писать, утверждать с его помощью

значение родного языка, слышать голоса и понимать друзей,

говорящих на множестве языков и наречий в нашей

огромной многонациональной стране.

Ю.Рытхэу

Моя первая учительница - Екатерина Петровна Малышкина. Её живые глаза, светлые волосы, доброе лицо, мягкие и пухлые руки навсегда остались в моей памяти. Она была не только первой учительницей, Екатерина Петровна раскрыла много тайн русского языка и литературы (она до 11 класса преподавала уроки русского языка и литературы). Её уроки были очень интересными.

Однажды мы познакомились с произведением Гайдара «Тимур и его команда», после изучения этой темы наша учительница предложила нам создать тимуровские команды и помочь одиноким старикам.

Слово учителя - закон! Мои одноклассники сразу разбились на несколько отрядов. Мой отряд помогал одинокой пенсионерке, тёте Соне, мы ей таскали воду, убирали двор, а она нам раздавала крашеные пасхальные яйца. Таким образом, тётя Соня привила любовь к традициям русского народа. Если бы не тетя Соня, откуда нам в далеком казахском селении знать о пасхальных яйцах. А классный руководитель объяснил, что такое пасха. В то время слово «толерантность» не было модным, но надо отдать должное учителям, которые воспитали в нас чувство дружбы, доверия и уважения.

Ёще один из таких занимательных уроков о хлебе до сих пор для меня имеет огромное значение. Прошло сколько лет! Удивительно, но я помню, как она трогательно рассказывала о ленинградцах, которые делили хлеб во время блокады. Эти трагичные дни нашей истории волнуют сердца всех людей.

На сайте «Светозар» к 65-летию Победы был объявлен конкурс на лучшее сочинение о Великой Отечественной войне. Моя ученица, Рысбаева Райхан, работала над темой «Как мы праздновали 65- летие Победы в нашем поселке». При сборе материалов об участниках войны ей пришлось исследовать документы, которые были написаны на русском языке.

Свободно владея русским языком, она сумела написать отличное сочинение, и была награждена грамотой Оргкомитета Открытой международной олимпиады школьников по русскому языку.

А теперь ,внимание, вопрос: «Нужно ли сегодня учить прошлую историю в постсоветском пространстве?». Мой ответ положительный, точнее утвердительный: «Да!».

«Без прошлого нет настоящего!» - это знают все. Нельзя перешагнуть время и создать историю. Прошлое уже состоялось, и невозможно его вычеркнуть или же «вырубить топором». Костомаров говорил, что сейчас в постсоветское время каждый народ стремится создать свой русский язык, но мы должны исправить эту ошибку. Точно также и с историей, в каждой республике имеется свой подход к изучению истории прошлых лет.



Немного отойдем от темы и возьмем в руки учебник географии, в котором изучаются все страны мира. Так нельзя ли нашим лучшим умам создать учебник истории, изучающий хоть обзорно, но все-таки толково, историю 15 стран. Есть люди, которые имеют другую точку зрения. Но как быть, если история коснулась и моей маленькой родины. Изучая историю своей родимой земли, мы узнали, что имеется герб нашего Казалинска, созданный в 1909 году.

Представим перед вами описание герба города Казалинска:

В центре черного щита изображен навьюченный верблюд, вверху сверкает золотой трезубец. Щит украшает золотые ветки винограда, которые перевязаны Александровской лентой. В верхней части герба сияет серебряная стенчатая корона.

Из описания ясно, что щит, трезубец, Александровская лета, корона - это символы Российского царства. Снова напрашивается вопрос: «Надо ли через 20 лет без Союза изучать историю?» Попробую ответить вопросом на вопрос: «А могут ли современные ученики понять символику Российского царства, не изучая его историю, понять историю своей родины?» - Вот такой получается замкнутый круг.

В 1853 году в урочище Казалы было основано Российское военное укрепление по указанию В.А. Перовского. Столкнувшись с этим фактом, ученики верно отметили, что фамилия эта нам знакома. Когда мы изучали произведение «Капитанская дочка», мы остановились на теме «Пушкин в Уральске». При сборе материалов ученики нашли факты, подтверждающие знакомство А.С. Пушкина с губернатором В.А. Перовским, и узнали о том, что поэт в Оренбурге останавливался в загородном доме губернатора Василия Алексеевича; что они были знакомы ещё по Петербургу и были даже дружны, говорили друг другу «ты». Вот такие маленькие открытия школьников помогают ученикам находить связь истории родного края с русской литературой.

В наше время есть такие ученики, которые спрашивают у нас: «А кто такой Ленин? Кто такие пионеры и комсомольцы? А что означает девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»?» А в ответ пауза. Это пауза длится уже 20 лет, потому что они не поймут, насколько сильна была тогда идеология. Абсурд? Нет! Но дружба остается дружбой. И дружба народов - это не просто устойчивое сочетание, превращенное в фразеологизм.

Каждый год у нас в районе празднуют Наурыз. Учителя разных школ играют на музыкальных инструментах, поют песни. Но праздник достигает кульминационного момента, когда учителя, одетые в национальные костюмы танцуют узбекский, украинский, русский, грузинский танцы. Наша дружба состоит не только в танцах, плясках. Истинное взаимопонимание заключается в уважении традиций и культуры всех народов.

У казахского народа есть такая песня, в которой говорится, как русская девушка Мария была влюблена в казахского юношу Дудар. Эта героиня поёт, что она рождена только для него.

Поверьте мне, эта песня является популярной. И пока она жива ,я считаю, что дружба народов крепнет из года в год.

А как же русский язык помогает воспитывать дружелюбию, отзывчивости? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем одно письмо, возможно, принадлежавшее Махамбету Утемисову, который знал язык дипломатической переписки, о чем свидетельствуют воспоминания русского ученого-путешественника Е.П.Ковалевского.

«Просьбы и жалобы наши никем не принимаются, имущество у нас отнимают и мы, точно иностранцы, страшимся всего, несмотря на то, что принимали присягу на верноподданство государю императору. Но так как ваше Превосходительство представляет здесь лицо главного начальника, то я



почел довести до вашего сведения и просить об откомандировании к нам правдивых чиновников, которые вникли бы в наше бедственное положение и произвели по жалобам нашим всенародное исследование. Особенно мы желаем, чтобы жалобы наши были исследованы господином подполковником Далем».

В 1833 году во время службы Даль кочевал между казахскими степями и аулами, записывал песни и сказания. Даль пользовался огромным уважением в Уральске за свою честность, доказательством является вышеизложенное письмо.

Прочитав это письмо, ученики пришли к такому выводу, что В.И.Даль не просто врач, лингвист, этнограф, а Человек с большой буквы. Ученики считают, что личность этого Человека является истинным примером для подражания. Если наши ученики будут равняться на таких великих людей, я думаю, мы достигнем дружбы, мира на всей планете.


Все огромное состоит из множества мельчайших частиц: барханы - из песчинок, океан - из капель воды, Вселенная - из звезд. Подобно этому дружба состоит из улыбок. Мы, педагоги - русисты, должны научить учащихся улыбаться, желать добро. Каждый раз мы приветствуем друг друга: «Здравствуйте!»- то есть желаем здоровья. А в знак благодарности говорим: «Спасибо!» - то есть желаем благополучия.(Ведь это слово полностью звучит так: «Спаси Бог тебя.»). Научить ребят говорить волшебные слова, вкладывая всю душу, значит подняться выше на одну ступень дружбы. Вот из таких маленьких, но в то же время важных, ступенек состоит и огромная дружба народов. Недаром говорят, «Новый язык стоит учить потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям».

Когда- то специалисты по вопросам психологии животных, супруги Гарднеры, научили шимпанзе Уошо пользоваться языком жестов. К шести лет она осмысленно группировала отдельные жесты-слова в предложения. Уошо усвоила знаки, обозначающие извините, будьте любезны, пожалуйста.

Так неужели нам, людям, трудно жить в дружбе и говорить эти слова друг другу.

Известная Ванга предсказывает, что исчезнет понятие ненависть. Это не скоро… А пока нам учителям предстоит трудная работа - учить дружбе.

Люди, оглянитесь вокруг!

© 2010-2022