Технологическая карта урока Сказка ложь, да вней намек! (по поэме Пушкина Руслан и Людмила)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учитель Пирич Любовь Дмитриевна

Предмет литература

Класс 5а

Дата 11.11.2015год

Тема занятия «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

Цели урока:

1. Выявить некоторые нравственные уроки поэмы.

2. Установить связь между «уроками» поэмы и фольклором.

3. Развивать монологическую, диалогическую речь учащихся.

4. Расширять лексикон учащихся.

5. Закреплять литературоведческие понятия: поэма, сюжет, эпитет, интерьер, пейзаж, фольклор.

6. Воспитывать уважительное отношение к духовным законам жизни своего народа.

7. Воспитывать бережное отношение к родному слову.

Общеобразовательные ресурсы: поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», Толковый словарь С. И. Ожегова, иллюстрации учеников, отрывки из оперы Глинки «Руслан и Людмила», презентация, раздаточный материал.



Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1.Организация класса

Настроить учеников на урок

Приветствовать учеников стоя

2.Постановка учебных задач

Подвести детей к тому,

чтобы они сами поставили себе цель

Предложить детям прочитать тему, подумать над ней и поставить себе задачу на весь урок

Знать кому принадлежит высказывание, понимать его, осознать учебную задачу

Построить речевое высказывание и озвучить его, уметь слушать, вступать в диалог

Поставить перед собой цель, мобилизовать свои силы для решения поставленной задачи

3. Анализ поэмы.

3а. Повторение

определения поэмы как жанра, ее

жанровых особенностей







3б. Лексическая работа с устаревшими словами



















3в. Беседа о героях, сюжете поэмы





















3г. Работа над эпитетом, характеристика Руслана.







3д. . Характеристика Черномора.



















3е.

Характеристи-ка Людмилы.









3ж. Беседа о других героях.







3з. Определение нравственных уроков поэмы













3и. Связь поэмы с фольклором.


Закрепить

понятие поэмы как жанра, выявить особенности пушкинской поэмы







Ознакомить с понятием устаревшие слова, определить их роль в данном произведении, дать лексическое толкование этим словам, расширить лексикон учащихся















Закреплять понятие сюжет как цепь последовате-

льных событий, развивать монологическую речь, лексикон учеников, показать близость словесного и музыкального искусства, разные варианты отражения действительности













Закреплять понятие эпитет,

уточнить лексическое значение выбранных эпитетов, включить их в лексикон учеников, учить понимать лексическое значение слова через поступки героя, развивать монологическую

и диалогическую речь уч-ся

Учить находить в тексте точные слова, раскрывающие характер героя,

выразительно читать, умение слушать и выделять в услышанном главное, закреплять понятие портрет в произведении,

показать разные подходы в изображении жизни посредством слова и музыки, развивать монологическую и диалогическую речь учеников









Определить духовные качества Людмилы, характер, закреплять понятие интерьер







Проанализировать поступки Рогдая, Ратмира, Фарлафа и определить, почему они не нашли Людмилу?

Выявить истинные и ложные чувства героев, развивать монологическую и диалогическую речь

Выделить нравственные уроки поэмы, учить делать вывод, систематизиро-вать материал, развивать монологическую и диалогическую речь









Связать нравственные уроки поэмы Пушкина с нравственным опытом русского народа, учить находить ответ в тексте

- Что такое поэма?

- Можем ли мы нашу поэму назвать сказочной? Докажите, приведите примеры.





- Когда происходят события в поэме? (ответы детей) - Поэтому в поэме много устаревших слов, тех, которые мы сегодня не употребляем, но поэты и писатели включают их в свои произведения, чтобы описать подробнее эпоху, которую они показывают. Найдите задание 1. В нем даны известные устаревшие слова. Через тире на листах напишем лексические значения этих слов. (Задание выполняется по цепочке, в случае затруднения помогает специально подготовленный ученик).

-Вы нарисовали иллюстрации к поэме. Посмотрите на них. Какие эпизоды сюжета поэмы вы не изобразили? Каких героев не хватает?

- Ребята, я вижу, что поэма вам понравилась. Но не только вам она запала в душу. М Глинка - великий русский композитор, написал по поэме оперу. (Дается толкование слову опера подготовленным учеником). Перед спектаклем звучит увертюра. (Дается толкование слова).- Сейчас мы ее послушаем. Как вы думаете, музыка будет медленной или быстрой? Почему? (Слушание, беседа).

- Что такое эпитет?

- Найдите задание 2. Какого героя характеризуют эти эпитеты? В каких жизненных ситуациях Пушкин называет Руслана…? (см задание 2).



Учитель предлагает прочитать отрывки поэмы, раскрывающие образ Черномора.

- И вот Черномор предстал перед очами Людмилы в его обители. (Выразительное чтение этого отрывка).

- В этом отрывке дан портрет Черномора. (уточняется понятие портрет специально подготовленным учеником).

- Чем смешен Черномор? (ответы детей).

- В опере М. Глинки есть «Марш Черномора». - Что такое марш? (ответ подготовлен-ного ученика). Слушание марша.

- Соответствует ли музыка тексту поэмы? (ответы детей).

-Ребята, расскажите о Людмиле. Достойна ли она Руслана?

- Зачем автор показывает Людмиле все богатства Черномора?





- Ребята, сейчас мы послушаем выступления ребят, которые нам расскажут о других витязях. Ваша задача ответить на вопрос: «Почему не они нашли Людмилу?»



- А теперь, ребята, давайте подведем итог и скажем, чему же учит нас поэма-сказка? Из всех уроков выберите те, которые есть в поэме, и скажите, кто из героев преподносит нам этот урок. (На доску выносятся уроки поэмы, дети применяют к ним текст).





- Мы взяли эти уроки в поэме Пушкина. Откуда поэт почерпнул их? Может, он родился с такими знаниями, с таким опытом? Найдите задание 3. Прочитайте текст, ответьте на поставленный вопрос











Сформулиро-вать определение поэмы, выбирать сказочные явления из ряда других, овладеть понятием сказочная поэма, устанавливать причинно-следственные связи



Закреплять понятие устаревшие слова, их роль в художествен-ном произведении,

знать лексическое значение устаревших слов,















Уметь определять понятие сюжет, устанавливать логическую связь между событиями, выделять частное из общего, знать понятия опера, увертюра, найти общее в произведении словесном и музыкальном













Закреплять понятие эпитет, уточнять значения эпитетов через жизненные ситуации героев







Составить словесный портрет Черномора, уметь выбирать ключевые слова, определять внутренние черты героя, сравнить музыкальные средства выразительности со словесными,















Ученики делают вывод о душевных качествах героини, устанавливают причинно-следственные связи и делают выводы, закрепляют понятие интерьер



Создать обобщение по образам, делать выводы







Выявление нравственных уроков поэмы,

создание обобщений, умозаключений, выводов











Установить связь между опытом народа и опытом Пушкина

Построить доказательство и озвучить его, уметь слушать, вступать в диалог,







Отвечать на поставленный вопрос, обосновать свое мнение



















Строить рассуждения и высказывать их, принимать позицию одноклассника, в случае несогласия вести дискуссию

















Строить логическое рассуждение, корректно отстаивать свою точку зрения, отбирать и использовать нужные слова и языковые средства





Уметь находить ключевые слова, строить ответ на вопрос, высказываться, делать выводы, выразительно читать, вступать в дискуссию

















Ученики рассказывают наизусть отрывки, в которых виден характер героини, строят высказывание, участвуют в беседе





Создать связное высказывание на заданную тему, изложить его, участвовать в дискуссии по вопросу





Представить развернутый ответ на вопрос, уметь доказать свою точку зрения











Уметь найти ответ на вопрос и озвучить его

Уметь слушать, понимать услышанное, предлагать свой вариант ответа







Корректиро-вать ответы и помогать в случае затруднения,

слушать и корректиро-вать свои знания

















Выдвигать свои варианты ответа, слушать собеседников, корректиро-вать свои знания

















Расширять свой лексикон, выдвигать версии ответа на вопрос







Корректиро-вать ответы одноклас-сников, предлагать свой ответ, соотносить свои мысли с мнением других

















Выдвигают свои версии ответа, сравнивают с другими ответами







Слушать собеседника,

анализиро-вать его речь, делать выводы из его рассказа, сопоставлять со своими



Выдвигать свою версию ответа, сравнить свои выводы с другими











Соотнести свой вывод с выводом одноклас-сников















IV. Подведение итогов урока.

.

Оценить труд учеников

- Подведем итог нашей работе. Послушайте, какие оценки я сегодня поставлю

Соотнести результат своей работы с оценкой учителя

V. Домашнее задание.

Запомнить устаревшие слова,

закрепить знания по содержанию поэмы

1. Списать устаревшие слова в личный справочник.

2. Составить кроссворд по поэме




© 2010-2022