Технологическая карта урока. Урок Дополнение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Дмитриевогорская СОШ», Меленковского района, Владимирской области.

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: русский.

Класс: 8.

Учитель: Никитаева Надежда Фёдоровна.

УМК: «Русский язык. 8 класс» М.М.Разумовская, С.И.Львова.

Тема урока: Дополнение.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

- Предметные: формировать умение находить дополнения в тексте, различать их виды, определять способы выражения дополнений и активно использовать их в речи.

- Метапредметные: развивать ценностно-смысловые сферы личности: умение определять тему урока, ставить учебную задачу, самостоятельно формулировать выводы, аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника.

- Личностные: 1) формировать у учащихся позитивное отношение к действительности через сотрудничество с учителем, сверстниками;

2)совершенствовать эмоциональную сферу (восприимчивость, чуткость) через работу с системой «Опроса и тестирования» (TRIUMPH BOARD TB Vote RF 500), работу в парах, работу с кластером, текстами, с «Тестом Люшера».

Оборудование урока: ПК, мультимедийный проектор, ИД, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык. 8класс» М.М.Разумовская, С.И.Львова, система «Опроса и тестирования» (TRIUMPH BOARD TB Vote RF 500) с пультами для учащихся, пультом преподавателя.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Человек должен сам себя воспитать.

М.Ю.Лермонтов





п/п






Этапы урока





Деятельность

учителя



Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы

деятельности

1.

Самоопредение к учебной деятельно

сти

/2 мин./

Цель: Мотивация обучающихся к учебной деятельности.

1.Создаёт условия для возникнове

ния внутренней потребности включения в деятельность.

- Добрый день, ребята!

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книга, ручки и тетрадки.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ребята, давайте повернёмся к друг другу, улыбнёмся и настроимся на работу.

Я буду умным,

Я буду знающим,

Я буду стараться

И у меня всё получится.

2.Организует работу с системой «Опроса и тестирования» (TRIUMPH BOARD TB Vote RF 500) с пультами для учащихся, пультом преподавателя. Учитель с помощью пульта управления в течение всего урока демонстрирует слайды, которые были заранее им подготовлены.

Слайд №1.

Внимательно слушают учителя. Смотрят на представлен

ный слайд.

Записывают в тетради число, классная работа.

Выделять существен

ную информа

цию

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время самоопреде

ния к учебной деятельности

Понимать друг друга.

Контролируют свою готовность к уроку.

Уметь

слушать учителя в соответствии с целевой установкой

2.

Лексико-

орфографическая работа.

/3мин/ Цель: познако

мить с новыми словами: пейзаж, ландшафт (данные слова рекомендованы в учебнике); закрепить знания о типах связи словосоче

таний.

.

1.Вступительное слово учителя.

-Сколько живёт человек на свете, столько он учится, узнаёт новое, открывает что-то неизвестное. Об этом задумывались многие известные люди: писатели, учёные, художники. Например, М.Ю.Лермонтов утверждал: «Человек должен сам себя воспитать». Пусть эти слова и будут эпиграфом нашего урока. Сегодня на уроке каждый из вас, я надеюсь, откроет что-то новое в себе, в своей душе. Приглашаю Вас начать наш урок с лексико-орфографической работы.

2.Знакомит с новыми словами: пейзаж, ландшафт. Задаёт вопросы: Ребята, знакомы ли вы с данными словами? Назовите лексичес-кое значение данных слов. Составьте два-три словосочетания с данными словами. Определите тип связи словосочетаний.

Слайд№2 «Подумай».

Слайд№3, №4, №5.

«Фрагмент пейзажа,

ландшафта.

Читают слова на экране, думают, отвечают, записывают слова, словосо- четания в тетради.

Называют орфограммы.

Зачитывают придуманные словосо-четания, определяют тип связи.

Объясняют смысл высказывания.

Выделять существен

ную информа

цию. Обосновы

вать своё предположение.

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время опроса во фронтальном режиме.

Строить понятные для собеседника высказыва

ния.

Формиро

вать собственную позицию и мнение.

Уметь вступать в диалог и участвовать в коллектив

ном обсуждении проблемы.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Уметь

слушать учителя, одноклассников в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставлено

го задания.

3.

Актуализа

ция опорных знаний.

Цель:

Проверить

готовность мышления и осознания потребно

сти к построе

нию нового способа действия.

Вспомнить разбор предложе

ния по членам; закрепить знания о постоян

ных признаках глагола, вспомнить главные и второсте

пенные члены предложе

ния./5мин/

1.Ведёт диалог. 2.Активизирует у обучающихся мыслительные операции, внимание, память.

-М.Ю.Лермонтов - писатель, поэт, талантливый художник. Он проиллюстрировал множество своих произведений, его перу принадлежит ряд пейзажей Кавказа. Они представлены вашему вниманию.

3.Даёт задания: 1).Записать предложение: М.Ю.Лермонтов мастерски нарисовал кавказский пейзаж.

2).Разобрать предложение по членам.

3). Указать способы выражения членов предложения.

4.Задаёт вопросы: 1).Перечислите постоянные признаки глагола.

2).Какие глаголы называются переходными?

3).На какие две группы делятся все члены предложе-ния?

4).Какие члены предложения называются второстепенными?

5).Как определяют ся значения второстепенных членов?

Слайд №6 «Вспомни».

Оценивает с комментарием.

Смотрят на представлен

ный слайд. Записывают предложение в тетради, выполняют задания.

Один из учащихся работает инструментом Ручка на ИД.

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы.

Выделять существен

ную информа

цию. Обосновы

вать своё предположение. Осуществ

лять актуализа

цию личного жизненного опыта

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Строить понятные для собеседника высказыва

ния. Слушать учителя. Уметь вступать в диалог и участвовать в коллектив

ном обсуждении проблемы.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Уметь

слушать учителя, одноклассников в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставлено

го задания.

Адекватно восприни

мать оценку учителя.

4.

Постановка учебной задачи. Создание проблем

ной ситуации.

Цель:

Сформули

ровать тему урока.

/5мин/

1.Ведёт побуждающий диалог.

2.Стимулирует к деятельности.

3.Создаёт проблемную ситуацию.

4.Объясняет ход игры.

(Игра «Кто быстрее?»

-А теперь, ребята, вам предстоит сформулировать тему нашего урока.

-На слайде №7 и карточке №1 изображена лесенка, по которой вам предстоит забраться на самый верх. Но для этого необходимо выполнить такое задание:

К каждому слову подберите существительное в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан в скобках начальной буквой.

-Всё поняли? Тогда начинаем!

-А теперь посмотрите на экран.

- Какое слово зашифровано в этом задании?

Сформулируйте тему нашего урока?) Слайд №8.

5.Обобщает ответы детей. Делает вывод. Слайд №9.

Участвуют в диалоге, игре «Кто быстрее?

Выдвигают предположе

ния о теме урока.

Формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы.

Работают с карточками.

Записывают тему урока в тетради.

Выделять существен

ную информа

цию.

Выдвигать гипотезу и обосновы

вать её.

Уметь формулиро

вать тему урока.

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время опроса во фронтальном режиме.

Строить понятные для собеседника

речевые высказыва

ния.

Владеть монологической и диалогичес

кой формами речи.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстника

ми.

5.

«Открытие» детьми нового знания

/10 мин/

Работа по теме урока.

Работа с учебником.

Цель:

Расширить и углубить знания о дополне

нии как второсте

пенном члене предло-

жения.

1.Организует деятельность. 2.Знакомит с таблицей.

Слайд №10 «Заполните таблицу»

3.Задаёт вопросы:

-Что вы уже знаете о дополнении?

Организует работу по заполнению левой части таблицы. Задаёт вопросы:

-Что обозначает дополнение?

-На какие вопросы отвечает?

-Чем выражается?

-А как Вы думаете, ребята, для чего в 8классе мы снова возвращаемся к до- полнению?

4.Организует работу с учебником. Слайд №11.

-Новые сведения о дополнении Вы найдёте в учебнике, открываем с. 59 ,

п.14. (Читаем самостоятельно).

-Итак, что нового вы узнали о дополнении? Запишем в таблицу.

Оценивает с комментарием.

Организует работу с ПАМЯТКОЙ «Способы выражения дополнений.

Памятка - мой подарок, она пригодится вам на следующем уроке.

Слайд №12.

- О каких видах дополнений Вы узнали?

-Запишем схему прямого и косвенного дополнений в тетрадь. Слайд №13.

-С каким признаком глагола связаны дополнения?

Слушают вопросы учителя. Отвечают на них.

Один из учащихся работает инструментом Ручка на ИД.

Заполняет графу «Что мы знаем о дополнении?»

Класс работает с карточкой №2 «Заполните таблицу».

Заполняют левый столбик.



Самостоятель

но читают новый материал.

Один из учащихся работает инструментом Ручка на ИД.

Заполняет графу «Что узнали нового?»

Класс работает с карточкой №2 «Заполните таблицу». Заполняют правый столбик.

Работают с памяткой «Способы выражения дополнений» (Карточка №3)



Записывают схему прямого и косвенного дополнений.

Отвечают на вопрос.

Выделять существен

ную информа

цию.

Строить логические цепи рассуж

дений. Самостояте

льно решать проблемы поиского характера.

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время опроса во фронтальном режиме.

Проявлять инициативу, сотрудничество в поиске и сборе информации самостояте

льно, со сверстника

ми, учителем.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставлено

го задания.

Адекватно восприни

мать оценку учителя.

6.

Первичное усвоение нового материала.

Работа в парах.

Цель: Закрепить новые знания о дополне

нии.

/5мин/

1.Организует работу в парах по закреплению нового материала.

(Текст на карточке). 2.Направляет действия учащихся на точность выполнения задания.

3.Следит за правиль-ным написанием

- Определите вид дополнения.

И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и аул.

Я помнил смуглых стариков.

Я видел горные хребты.

Ко мне он кинулся на грудь.

- Ребята, а кто вспомнил, откуда эти строчки? Кто автор?

(«Мцыри» М.Ю.Лермонтова).

Работают в парах. Определяют виды дополнений.

Выделять существен

ную информ

ацию.

Уметь пользовать алгоритмом

«Виды дополнений».

В паре кооперируют усилия по решению учебной задачи.

Уметь договарива

ться, приходить к общему мнению в совместной деятельно

сти.

Участвуют в обсуждении.

Контролируют правильность ответов друг друга.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свою работу.

Адекватно восприни

мать оценку учителя.

7.

Первичное закрепле

ние.

Работа с тестом.

Цель: Проверить усвоение нового материала.

/3 мин/

1.Организует работу с системой «Опроса и тестирования» (TRIUMPH BOARD TB Vote RF 500) с пультами для учащихся, пультом преподавателя. Учитель выбирает с помощью пульта управления ранее подготовленный и сохранённый тест по теме «Дополнение». Запускает задание.

После того как учащиеся выполнили задание, учитель с помощью пульта показывает результаты, баллы, оценки, которые отображаются на экране моментально в режиме реального времени. В ходе работы преподаватель видит на экране, на какой вопрос отвечает каждый учащийся. (Для этого задания можно настроить и время его выполнения.)

Тест

1. В каком предложении дополнение выражено неделимым словосочетанием?

1) Облако закрыло солнце.

2) Тут он начал щипать усы.

3) Он был славным малым.

2. В каких предложениях дополнение выражено неопределенной формой глагола?

1) Его звали…Григорием Александровичем Печориным.

2) Белла просила нас вернуться к вечеру.

3) Все просили её спеть.

3. В каком предложении нет дополнения?

1) Максим Максимыч шагнул через порог.

2) Мы шли молча.

3) Я посмотрел на него.

Учащиеся вместо традиционного поднятия рук при ответе на заданный вопрос используют пульт голосования. С помощью интерактивной программы голосования

ТВ PowerPoint и предоставлен ного каждому участнику беспроводного дистационногопульта электронные отклики учащихся собираются в режиме реального времени на ПК/ноутбук посредством нажатия кнопки. Каждый ученический пульт имеет свой номер. Ответы учащихся отображаются на экране. Каждый из них видит свой ответ и ответы одноклассни

ков.

Анализиру

ют,

выбирают ответы.

Осуществ

лять выбор,

сравнивать,

выделять существен

ные признаки, находить верные варианты ответа.

Выполняют учебные действия.

Не мешать соседу. Уважать его труд.

Осуществляют взаимоконт

роль.

Уметь планировать свою деятельность.

8.

Рефлексия.

/3 мин/

Цель:

Оценить результаты собствен

ной деятельности.

1.Проводит рефлексию. 2.Организует работу с кластером «Дополнение».

Слайды №15-17.

3.Задаёт вопросы:

-Ребята, давайте вспомним тему нашего урока?

- Что нового о дополнении Вы узнали на уроке?

- Чему научились?

4.Выставляет отметки.

Слайд №18 «Молодцы»

Отвечают на вопросы учителя.

Вместе с учителем заполняют кластер «Дополнение».

Обобщать знания об изученном материале.

Осуществ

лять выбор, классифицировать, сравнивать, выделять существен ные признаки.

Слушают учителя, друг друга, высказывают своё мнение.

Строить высказыва

ния, понятные одноклассникам.

Оценивают свою работу.

Анализиро

вать и оценивать результаты своей деятельности.

9.

Домашнее задание.

/2 мин./

Знакомит с домашним заданием.

Слайд № 18.

Знакомятся с заданием.

Опреде

лять степень трудности задания для себя.

Принимают объяснения учителя.

Брать на себя ответствен

ность за выполнение.

Осмысливают задание.

Записать д/з.

10.

Тест Люшера

Цель:

Оценить психологи

ческое состояние обучающихся в конце урока.

/2 мин/

Организует работу со слайдом № 19 «Тест Люшера»

- Ребята, у вас на парте лежат карточки, с изображением цветов. Я их выдала вам неслучайно. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению. Спасибо. Я рада, что Вы уходите с урока: спокойными, уверенными в своих знаниях, жизнерадостными.

Слушают. Анализиру

ют,

выбирают.

Осуществ

лять выбор

Принимают объяснения учителя.

Брать на себя ответствен

ность за выполнение.

Осмысливают

Тест Люшера

Анализиро

вать и оценивать своё состояние.







11.

Спасибо за внимание!

Слайд №21

«Творчес

ких Вам успехов»

Приятно было с Вами пообщаться.

И, поверьте, очень трудно расставаться.

Творческих успехов Вам желаю

И на память подарочки вручаю.

(Вручает памятки о дополнении)


Прогнозируемый результат:

Предметные:

В конце урока обучающиеся: 1. Знают виды дополнений.

2. Знают способы выражения дополнений.

3.Умеют распознавать дополнения в тексте.

4. Умеют использовать дополнения в собственной речи.

Метапредметные:1.Умеют определять тему, ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2. Умеют слушать собеседника, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: 1. Умеют сотрудничать с учителем, сверстниками.

2. Умеют устанавливать ассоциативные связи.



© 2010-2022