Урок-открытие Читаем сказку К. ПаустовскийТёплый хлеб

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Читаем сказку К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»

Цели урока:

1. Образовательные: учить учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения; формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику.

2. Развивающие: развитие навыков анализа художественного текста; развитие умений делать обобщающие выводы; развитие кругозора учащихся; посредством самостоятельной работы учащихся над заданными проектами способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию их устной речи; развитие навыков учебного труда.

3. Воспитательные: воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание бережного отношения к хлебу, доброты и чуткости через эмоциональное восприятие произведения.

Тип урока: урок-открытие

Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод

Приёмы: слово учителя, сообщения учащихся, индивидуальные задания информационного характера

Метод творческого чтения

Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного текста

Эвристический метод

Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы

Исследовательский метод

Приёмы: работа с дополнительным материалом, проектная деятельность учащихся

Оборудование: ТСО, проектные работы учащихся

Ход урока:

  1. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. Спасибо. Садитесь.

Полное название нашего урока звучит так: «Урок-открытие. Читаем сказку К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся такое объяснение слова «открытие». «Открытие - то, что открыто, вновь установлено, найдено». Говоря о сказке, мы попытаемся открыть тайны незнакомых нам слов, использованных в произведении; определить жанровые особенности прочитанного текста, найти ключик, который откроет нам секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми. Автор прочитанного вами произведения - К.Г.Паустовский. Откроем для себя это имя.

  1. Сообщение учащегося о жизни писателя.

  2. Учитель: К.Г.Паустовский (1892 - 1968) - автор известных детских рассказов: «Степан и Фунтик», «Барсучий хвост», «Первый снег», «Кот-ворюга». Это человек, который любил природу, знал ее; писатель, который очень серьезно относился к творчеству. Именно ему принадлежат слова: «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги».

  3. Обобщение учителя.

Чтобы книга стала хорошим другом, необходим труд и писателя, и читателя. Мы с вами, как читатели, должны быть чуткими и внимательными к слову писателя, задумываться над значениями слов, поэтому, читая литературное произведение, мы обращаем внимание на незнакомые слова, выясняем их лексическое значение. Наше следующее открытие - знакомство с неизвестными словами, которые нечасто употребляются в современной речи. И это естественно, ведь сказка «Тёплый хлеб» была написана в 1954 году. Давайте обратимся к тексту сказки:

5. Выступление группы учащихся. Тема проектной работы «Неизвестные слова в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»

- Произведение начинается словами: «Кавалеристы проходили через деревню Бережки…»

- Снаряд ранил в ногу вороного коня…

- «Мучная пыль навеки въелась в мельника Панкрата, она лежала серой коркой на его ватнике и картузе…»

Удила - часть конской сбруи - приспособление из железных стержней, прикрепленных к ремням узды и вкладываемых в рот лошади.
Хомут - надеваемая на шею лошади часть упряжки в виде деревянного остова с мягким валиком по внутренней стороне.

- «Филька закинул хлеб далеко в рыхлый хлеб и закричал: «На вас не напасёшься, на христарадников!»

Слайд «Чаепитие в Мытищах»

На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту.

- «Семена в земле пожухли и пропали…»

- «Утерял я ногу в турецкой баталии…»

(Речь идет о войнах с Турцией (1877-1878) за освобождение Болгарии, других стран Балканского полуострова).

- «Засмеялся мужик: «Тут тебе камердинеров нету,,,»

- «В чистом небе над осокорями стояла луна…»

- «Ты брось реветь, реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил - сейчас в рёв».

- «Никто не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы…»

- «Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд»

- «Вороны вылезли из-под застрех»

- «Мальчишки стянули треухи и прокричали «ура».

Треух - старое название мужской шапки с наушниками и опускающимся задком.

- «Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось, и вдруг старая мельница затряслась, заходила ходуном».

6. Слово учителя. Беседа.

Я думаю, что ребята хорошо справились с заданием и не только сами узнали много нового, но и расширили наш кругозор. Старые слова вернули нас в эпоху, описываемую автором. События сказки происходят в 20-е годы 20 века, в военные годы, в обычной русской деревне.

7. Демонстрация слайдов

Давайте посмотрим, как выглядела деревня начала прошлого века, какими были ваши сверстники - деревенские ребятишки и мысленно представим место действия произведения.

8. Проверка домашнего задания.

Итак, текст вами прочитан. На прошлом уроке вы получили два письменных задания. Первое было таким: записать содержание сказки одним предложением. Откройте тетради по словесности, давайте послушаем ваши ответы.

(В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, и из-за этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение).

  1. Слово учителя

Прочитав сказку «Тёплый хлеб», русский советский литературовед, прозаик, сценарист, теоретик кино ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович (1893-1984) сказал о К.Г.Паустовском так: «Он не был сказочником…

Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра».


- Так всё-таки, что же вы читали? Сказку или рассказ? Обоснуйте свою точку зрения. Это вторая часть домашнего задания.

Сказочные мотивы

  1. Свист, вызывающий вьюгу, стужу и наказывающий за злой поступок.

  2. Легенда о происшествии столетней давности.

  3. Говорящая сорока.

  4. Топнул конь ногой - засвистел ветер, упал на землю лютый мороз.

Реальные мотивы

1. Война, раненый конь, равнодушный мальчик, жители деревни.

2. Инвалид, просящий подаяние.

  1. Совместная работа, возвращение к жизни мельницы.

  2. Примирение с Конем.


- Наверное, нельзя точно ответить на вопрос: сказка это или рассказ. Но однозначно одно: сказочные события играют в произведении большую роль. Я попрошу вас отгадать небольшой кроссворд.

  1. Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди? (клад)

  2. Кто является лирическим героем стихотворения Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором…?» (мороз)

  3. Жанр произведения И.А.Крылова «Волк и ягнёнок». (басня)

  4. Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король. (корона)

  5. Какая часть тела Бабы Яги отличается от других сказочных героев? (нога)

- Найдите в кроссворде ключевое слово, всегда стоящее в центре любой сказки.

  1. - Итак, это слово «ДОБРО»

- Как это слово открылось нам в тексте? С чем оно ассоциируется у К.Г.Паустовского? (с теплом)

- А зло? (с холодом) - Как называется композиционный приём, основанный на противопоставлении? (антитеза)

- С чего начинается зло в сказке? (Филька обидел коня) с.292

  1. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описывается, как Филька обидел коня.

(Ученик читает от слов «В один...» до слов «Иди копай!».)

- Филька совершил плохой поступок. Известно ли вам, что такое деяние называют еще проступком? А в духовной литературе, в Библии, принято называть плохое дело грехом.

Знаете ли вы, что означает слово грех? Давайте обратимся к толковому словарю.

На доске

В словаре Владимира Даля мы читаем: «Грех - это поступок, противный Закону Божию, вина перед Господом». Каково происхождение слова? На этот вопрос нам дает ответ Этимологический словарь под редакцией Н.М. Шанского. «Грех - это общеславянское слово, образовано от слова грети и суффикса -хъ, то есть это «то, что жжет, мучает, вызывает сомнение».

- Какие же грехи совершил Филька?

Отвечают дети

Грехи Фильки:

1) обзывал (коня) «дьяволом», «христарадником»;

2) ударил по губам;

3) кинул хлеб на землю;

4) не поделился с голодным и нуждающимся.

-А что помогает понять нам, читателям, что мировой порядок нарушен? (Природа)

- Найдите слова и выражения, помогающие понять, как реагирует природа на зло, совершённое Филькой? с. 293

12. Ученик зачитывает эпизод (учебник)

- Какое главное слово объединяет всё сказанное? (Холод)

- Как объяснила бабка, к чему приводит злоба людская? (сердце охлаждается) с. 293

- Догадалась ли она о том, что Филька обидел коня? (Да.)

- Почему же она не ругала, не стыдила внука, а рассказала историю про солдата?

(Чтобы Филька сделал выводы сам, ведь грешник может раскаяться только в том случае, когда сам осознает свой грех.)

  1. Пересказ истории солдата близко к тексту с.293

-Как Филька искупает свою вину? (зовет ребят, работает со стариками и ребятами, просит прощения у коня, мирится с ним)

- Как природа реагирует на изменения, происходящие с Филькой?

Эпизод из учебника. с. 296-297

14. Слово учителя

- Есть прекрасная пословица: «Хлеб ногою топтать - всему народу голодать». Так и случилось в деревне, где жили Филька и оставленный солдатами раненый конь. Не только в пословицах хранится народная мудрость. Многие обычаи русского народа связаны с хлебом. Многое о хлебе узнали ребята, подготовившие проект «Хлеб - всему голова». Давайте познакомимся и с их открытием.

15. Защита проекта «Хлеб - всему голова»

- У русского народа очень многие обычаи связаны с хлебом. В древности, провожая зиму и встречая весну, огню жертвовали блин - символ Солнца. Весной, когда жаворонки прилетают и открывают ключами небо, пекли из теста жаворонков и раздавали детям, а те пели веснянки - песни-заклички. Собирали урожай хлеба все вместе, работая с утра до вечера, чтоб не пропал ни единый колосок. А когда жатва заканчивалась, из свежей муки пекли особый хлеб - каравай - и потчевали им всех участников трудового процесса. Снопами украшали красный угол в избе. Все праздники - рождения, именины, свадьбы и даже похороны - не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь: когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почет, уважение и твердость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал. Уроненный хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения. На Руси относились к хлебу трепетно и уважительно. Свидетельство этому - огромное количество пословиц и поговорок о хлебе.

Хлеб - всему голова.
Хлеб да вода - крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
Хлеба нет - и друзей не бывало.
Хлеба нет - и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска - и в горнице тоска.
Хлеба край - и под елью рай, хлеба ни куска - в полатях возьмет тоска.


16. Вывод по уроку

Учитель: - Спасибо за информацию. Она поможет нам ответить на вопрос: «Почему сказка называется «Тёплый хлеб»? В чём смысл названия? О слове «хлеб» нам рассказали ребята. Заглянем в словарь С.И.Ожегова. Какие значения имеет слово «теплый»?

На доске

Теплый - 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло.


- Как бы теперь вы ответили на мой вопрос?

(Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью).

Учитель: - Мы с вами пришли к выводу, что хлеб - это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви. Сердце, наполненное злобой, становится холодным. Сердце, наполненное добротой, любовью, горячим. Холодное, злое сердце Фильки превратилось в горячее, наполненное любовью.

- Обратимся вновь к словам В.Шкловского. Как вы понимаете смысл слов «трудность добра»? Что легче делать: добро или зло?

(Совершить зло очень легко, осознать содеянное, раскаяться и искупить свою вину доступно лишь немногим. Детское сердце не должно охлаждаться, так как всё : и хорошее, и плохое - начинается с детства.)

17. Добрые советы сказки Паустовского (Творческая работа) В начале урока я сказала, что сказка была написана в 1954 году, через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. Для К.Г. Паустовского было очень важно дать ребятам советы в эти непростые годы. Чему учила и учит сказка «Теплый хлеб»? Запишите свои выводы в тетрадь.

(Ребята отвечают письменно, затем читают вслух).
Желательно учащихся подвести к следующим выводам:

  1. Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.

  2. Когда люди вместе берутся за дело, им многое по силам.

  3. Человек и природа неразделимы. Нельзя относиться безразлично к окружающему миру. Человек не должен забывать об этом.

  4. Не надо бояться признавать свои грехи, иметь мужество признаться в совершенных проступках и попросить прощения у тех, кого обидели.

  1. Итог урока

-На мой взгляд, главное открытие нашего урока мы сделали все вместе. Мы поняли, что сердце человека должно быть «тёплыми», открытым для любви и света. Выводы сделаны. Домашнее задание будет творческим: написать пятистишие на тему «Добро».

Я благодарю вас за урок.



© 2010-2022