Конспект урока по русскому языку на темуОбращение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема: Обращение

Место урока в системе уроков по данной теме: Первый урок по данной теме

Цель деятельности учителя: Способствовать формированию умения работать с учебным текстом, составлять план, применять полученную информацию на практике (находить обращения, расставлять знаки, использовать их в устной и письменной речи)

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

  • Предметные: дают определение обращению, умеют находить обращения в предложениях, правильно оформляют его в письменной речи; излагают изученный материал; составляют собственные предложения с обращением.

  • Метапредметные: формулируют учебную задачу, взаимодействуют друг с другом (работая в парах, группах) структурируют знания ( составляют план учебного текста, обобщают сказанное, задают уточняющие вопросы) ,осознанно строят речевое высказывание, применяют полученную информацию на практике( составляют предложения, расставляют знаки препинания),умеют осуществлять взаимопроверку.

  • Личностные: дают адекватную оценку собственной учебной деятельности, осознают границы «знания» и «незнания».

Приёмы обучения: использование зрительных образов, беседа, наблюдение за языковой единицей, приём «Кластер», преобразование учебного текста, пересказ, самостоятельная работа с взаимопроверкой, самооценка, рефлексия-противопоставление.

Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, парная

Образовательные ресурсы: Г.Г.Граник Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Ч. 1. - М.: Мнемозина, 2012.

Оборудование, наглядность: Компьютер, проектор, экран; раздаточный материал: карты - памятки по работе в группе, распечатанный текст научного содержания в 4-х частях, карточки с заданиями, карта «Рефлексия-противопоставление»

Предварительная подготовка: учащиеся заранее разбиты на группы, выбран руководитель в каждой группе, ребята знакомы с правилами работы в группе; учителем подготовлен разбитый на 4 части текст обучающего характера, подготовлены задания.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Дорогие ребята, как я рада, что вы сегодня пришли на урок открыть для себя новые знания. Коля, я надеюсь, что ты сегодня будешь стараться больше обычного. А ты, Максим, как всегда удивишь нас интересными рассуждениями. Итак, все группы готовы к работе?

Приём использования зрительных образов.

- Дорогие мои, сопоставьте представленный на экране материал и попробуйте определить тему урока.

На экране несколько иллюстраций и предложения:

Конспект урока по русскому языку на темуОбращениеКонспект урока по русскому языку на темуОбращениеКонспект урока по русскому языку на темуОбращение

1)Ветер, Ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе. 2)Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…3)Солнце, ты ходишь круглый год по небу…

- Какое произведение вам вспомнилось? Кто его написал? Что делают герои сказки? К кому они обращаются?

-Как в языке называется слово, с помощью которого персонажи обращаются к собеседнику? Так о чём же пойдёт речь на занятии? (Об обращении)

Тема урока фиксируется на доске


  1. Актуализация. Выявление места и причин затруднения

Фронтальная работа.

На экране предложения:

Ребята внимательно слушали учителя. Ребята, внимательно слушайте учителя!

- Сравните предложения. Чем они отличаются? В каком предложении есть слово, называющее того, к кому обращаются с речью? Как оно выделяется на письме? Знали ли вы, о том, как оформляются на письме такие слова? Давайте подумаем, чему же мы должны сегодня научиться?

- Продолжите предложения, которые станут целями нашего урока.

1. Научиться находить…

2. Запомнить правила оформления…

На доске записываются следующие цели:

  1. Научиться находить и правильно употреблять обращения в речи.

  2. Запомнить правила оформления на письме предложений с обращением.


  1. Построение проекта выхода из затруднения

- Как мы будем решать поставленные задачи? Что нужно сделать, чтобы решить поставленные задачи?

- Ребята! Предлагаю сегодня поработать в группах. Прежде чем вы начнёте это делать, давайте вспомним правила поведения в группах.

Учащиеся читают карты-памятки по работе в группах.


  1. Реализация построенного проекта

Работа в группах осуществляется с помощью приема «КЛАСТЕР».

Предложенный текст:

Обращение - это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Как правило, обращения выражаются существительными в именительном падеже. А иногда обращение выражается словосочетанием.

Дитя моё, останься здесь со мною. (М. Лермонтов)

В качестве обращения может выступать и неодушевлённое существительное:

Не шуми ты, рожь, спелым колосом.

Обращения не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос ни от одного члена предложения.

Как я любил твои бури, Кавказ! (М.Лермонтов)

В устной речи обращение часто произносится со звательной интонацией.

Прощай, отец, дай руку мне. (М.Лермонтов)

На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с прописной буквы.

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (М.Лермонтов)

Обращение может стоять в начале предложения (Бабушка, постой немножко), в середине предложения (Постой, бабушка, постой немножко), в конце предложения (Постой немножко, бабушка).

В предложениях с обращениями часто нет подлежащего. Оно только мыслится. Помните, что местоимения ты и вы не являются обращениями. Это подлежащие.


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Участник каждой группы представляет получившийся план. Пересказывает весь текст. Учащиеся других групп оценивают сказанное, по необходимости дополняют, задают вопросы.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Индивидуальная работа

Задание 2

- Проанализируйте представленные на экране предложения и выпишите обращения.

1) -Здорово, парнище! - Ступай себе мимо!

-Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? - Из лесу вестимо,

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

(Н.А.Некрасов)

2) С узлом в руках я вышел из больницы… У меня закружилась голова, но я знал, что не упаду. Я здоров и буду жить. Я поправился. Прощай, больница! Здравствуй, школа! (В.А.Каверин)

3) Слушайтесь, зайчики, деда Мазая! ( Н.А.Некрасов)

- Все ли слова в предложениях были вам знакомы? Что означает слово вестимо? (устар. известно)

- Какие обращения выписали? Почему?

Задание 3

- Найдите в предложениях обращения. Запишите, расставляя недостающие знаки препинания.

На экране предложения:

1.Ты царица спору нет ты на свете всех милее всех румяней и белее.

2.Жизнь моя В чём, скажи, виновна я

3.Не оставь меня кум милый

4.Пожалуйста, простите меня Екатерина Семёновна.

Работа в парах.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильность выполнения задания, аккуратность записи.

Учащиеся меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, сравнивая получившиеся предложения с эталоном.

На экране предложения:

1.Ты, царица, спору нет, ты на свете всех милее, всех румяней и белее.

2.Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?

3.Не оставь меня, кум милый!

4.Пожалуйста, простите меня, Екатерина Семёновна.

- Объясните постановку знаков препинания.


  1. Включение в систему знаний

Индивидуальная работа

Задание 4

- Придумайте и запишите предложения, в которых приведённые на экране словосочетания были бы обращениями.

На экране словосочетания:

Дорогая мама. Мороз косматый. Скромная ромашка. Белоствольная красавица. Родина моя.

Обсуждение получившихся предложений.

Работа в парах

Задание 5 (появляется на экране)

Используя следующие речевые ситуации, устно

  • попросите своего товарища дать вам книгу;

  • спросите у учителя разрешения выйти из класса;

  • узнайте у соседа по парте, когда он пойдёт гулять;

  • посоветуйте другу не есть холодное мороженое.

Не забудьте использовать этикетные слова.

-Какие обращения вы использовали? Почему? Все ли обращения были уместны?

  1. Рефлексия

-А теперь посмотрите на цели, которые мы поставили в начале урока. Все ли цели мы достигли? Всё ли обсудили? Или нам ещё нужно поработать?

- Понравилось ли вам сегодня работать? Попробуйте оценить себя, закончив предложения.

Учащиеся заполняют карту «Рефлексия-противопоставление»

  1. Самое легкое в занятии было… , а самое трудное…

  2. Самое интересное было…, а самое скучное…

  3. Мне бы хотелось, чтобы… . Мне бы не хотелось, чтобы…


  1. Домашнее задание (по выбору)

  1. Представьте, что вам нужно задать вопрос президенту РФ, США, Украины. Составьте 3 вопроса указанным президентам, используя обращения. Не забудьте правильно расставить знаки препинания.

  2. Выполнить упражнение 98.



© 2010-2022