Статья. Оценка речи учителя его учениками

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кильпа Наталья Анатольевна,

учитель русского языка

МОУ кадетской школы

ОЦЕНКА РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ЕГО УЧЕНИКАМИ.

Проблемы, связанные с умением учителя говорить, всегда меня волновали. Ведь «в основе педагогической деятельности лежит коммуникативная деятельность, с помощью которой учитель передает знания, организует обмен информацией».

Почти для всех учителей умение использовать речь как важнейший инструмент для передачи знаний - увы, проблема.

С педагогическим опытом приходит не только умение, стоя у доски, говорить, свободно общаться с классом, но и более ответственное отноше­ние к своей речи и речи своих коллег. Мне давно хотелось узнать, насколько мастерски владеют учителя речью, насколько удовлетво­ряет сложившееся речевое общение учеников, ком­фортно ли им слушать своих наставников, насколько эта проблема вообще важна для них.

Один способов получить необходимую инфор­мацию - это провести письменные опросы и анкетирование. Я попросила учащих­ся 10-х и 11-х классов кадетской школы написать со­чинение-эссе на тему «Речевой портрет моего учителя»; а в 9-х классах провела анкетирование. И в том и в другом случаях я попросила ука­зать количество преподавателей в классе, их возраст (возрас­тные группы), количество учителей-мужчин в каждой такой группе, характеристики речи и речевого поведения в каждой группе. Особенно попросила отметить любимые слова и фра­зы преподавателей, написать, интересно ли на уроке, есть ли учителя, которых трудно слушать (почему?), есть ли учителя, безукоризненно владеющие речью (в чем это выражается?).

Первая неожиданность заключалась в том, что задание выз­вало очень живой интерес. Во многих работах ученики признавались, что в течение недели более пристально наблюдали за речевым поведением преподавателей, жестикуляцией и мими­кой, анализировали коммуникативные промахи и удачи, запи­сывали фразы и слова, пытались сделать выводы.

Вторая неожиданность состояла в том, что подростки, которые сами крайне небрежны в речи, которым зачастую хватает сленговых словечек для передачи самых разнообразных эмоций, которым мы постоянно делаем замечания и исправляем речевые ошибки в сочинениях, предъявляют серьезные требования к речи взрослых, особенно учителей. Они неодобрительно относятся к употреблению нами сниженных и просторечных выражений, жаргонизмов.

Получив большое количество сочинений, анкет, начав зна­комиться с ними, я просто растерялась: показалось, что у ра­бот, особенно творческих, нет точек пересечения, что они ка­саются совершенно разных аспектов, затрагивающих чув­ства автора: кто-то, забыв о других аспектах, остановился на повествовании о любимых учительских словах и выражениях, кто-то ударился рассужде­ния о том, что речь учителя должна быть образцом (как ясно звучат в таких работах голоса мам!), а кто-то честно постарал­ся уяснить суть задания и добросовестно остановился на всех аспектах.

В рамках статьи невозможно детально проанализировать все полученные результаты, можно лишь обозначить их, наметить проблемы, требующие более основательного рассмотрения.

Вот, например, речевые характеристики учителей разных возрастных групп. Мы с детьми очень условно выделили: а) молодых (до 30 лет); б) средних лет (от 30 до 55); и в) пожи­лых (старше 55 лет). Это распределение условно, потому что некоторые дети справедливо утверждали, что возраст часто, особенно у учителя, определяется не количеством прожитых лет, а состоянием души. Вместе с тем долгие годы работы в школе, где посто­янны величайшие эмоциональные нагрузки, часты стрессовые состояния и не всегда есть возможность восстановиться, не мо­гут не наложить отпечаток на характер, личность и, как след­ствие, на речь учителя.

В самом начале нашего совместного с учащимися творче­ства, объясняя причины моего интереса к проблеме и пыта­ясь спрогнозировать ее результаты, я предложила учащимся подумать над следующими вопросами: есть ли общие речевые характеристики у учителей, принадлежащих к одной возрас­тной группе? Накладывает ли преподаваемый предмет свой отпечаток на речь учителя? Результаты очень интересны, при­чем еще интереснее то, что даже утверждающие, что такой вза­имозависимости нет, как нет и возрастных речевых особенно­стей, поскольку все зависит от индивидуальности учителя, приводя примеры, невольно сами эти особенности формули­руют.

Итак, каков же речевой портрет молодого учителя? Во-пер­вых, радует, что этот портрет вообще может быть создан, что количество молодых учителей, в том числе и мужчин, в шко­ле составляет, как считают учащиеся, примерно 20-25%. Нарисуем этот портрет, сохраняя по возможности авторские формулировки. Конечно, речь молодых учителей более эмоци­ональна, темп - более быстрый, голос громкий и звонкий, за­дорный, хотя встречаются преподаватели с плохой артикуляцией.

Можно было предположить (так и оказалось в действитель­ности), что у молодых учителей есть чувство юмора, они легче находят контакт с ученической аудиторией, лучше понимают ее, поскольку ученики еще интересны им как личности («ста­раются понять нас», «заинтересованный взгляд»).

Проницательные дети с легкостью провели параллель меж­ду нетвердым знанием материала и построением фраз, жестикуляцией, мими­кой («на лице часто видно волнение или недовольство своими же словами и действиями»), а от осознания своих промахов - нервозность»).

К достоинствам молодых учителей подростки относят то, что они не кричат по любому поводу, готовы понять ученика, в некоторых ситуациях даже отнестись к нему снисходительно (невыполненное домашнее задание), а отношение к тому, что они «используют слова детей», двоякое: с одной стороны, это сближает, с другой стороны, некоторые учащиеся относятся к этому критически, считая, что «классно», «о' кей» и тому подобные выражения засоряют речь учителей. Любопытно, что несколько человек отметили отсутствие у молодых преподава­телей профессиональных фраз и словечек: «у них их ПОКА нет».

Конечно, подростки 15-16 лет в оценке речи отталкивают­ся от психологической и профессиональной характеристик, хотя ясно, что эти недостатки не имеют к речевому портрету ника­кого отношения и объясняются исключительно отсутствием педагогического опыта. Следовательно, есть высокая вероят­ность того, что со временем они исчезнут, а появятся достоин­ства, присущие самой многочисленной возрастной группе учи­телей - среднему возрасту.

Количество учителей, относящихся к этой возрастной груп­пе, составляет около 70%. Учащиеся справедливо отмечают, что к 30-55 годам преподаватель формирует свой собственный стиль общения с учениками, манеру изложения материала. У него ярче проявляются индивидуальные черты, что затруд­няет выделение «групповых» характеристик, педагогическое и методическое мастерство как будто затмевает речевое, боль­ше бросается в глаза: «...Могут позволить себе объяснять как нравится», «Хорошо держат дисциплину».

Но и о речи таких учителей можно сказать многое, причем учащиеся практически единодушны в следующем: активно жестикулируют, причем жесты связаны с эмо­циональностью материала; говорят громко, четко, эмоционально; более строгий язык, мало речевых ошибок; речь очень логична; выделяют главное с помощью интонации и жестов; совсем другая мимика, иногда гротескная: наигранное удивление, насмешка, возмущение.

  • когда объясняют, делают вид, что ждут подсказки от класса;

  • при объяснении используют примеры из жизни;

  • когда все устают, могут пошутить, рассказать что-нибудь интересное.

Это, пожалуй, наиболее часто встречающиеся положитель­ные характеристики. Среди отрицательных характеристик уча­щиеся отмечают неприятный тембр голоса у некоторых учите­лей (слишком визгливый, резкий); трудности, связанные с по­ниманием учеников, нежелание найти с ними общий язык; не­рвозность, способность перейти на крик.

Именно у представителей этой возрастной группы появля­ются и закрепляются часто повторяющиеся слова и фразы, ко­торые более подробно я постараюсь рассмотреть ниже, посколь­ку эти фразы - неотъемлемая часть педагогического имиджа преподавателя, в определенной степени его лицо, показатель мастерства.

Но сначала о третьей возрастной группе, представителей которой, по свидетельству моих учеников, в нашей школе около 10% . Здесь хотелось бы уточнить, что я не опираюсь на официальные сведения школьной канцелярии, а доверяю восприятию учеников. Если они воспринимают пре­подавателя как «пожилого», значит, независимо от физичес­кого возраста, он действительно относится к этой категории. Что же объединяет преподавателей этой возрастной группы? По мнению учащихся, такие учителя говорят значительно медленнее своих более молодых коллег, однако достаточно громко речь их более монотонна, это тоже яркое определение, причем с положительной окрас­кой. Нарушения логичности изложения проявля­ются, как правило, в большом количестве отступлений и вос­поминаний, причем воспоминания эти, в отличие от жизнен­ных примеров, используемых для подтверждения теории учи­телями среднего возраста, могут быть и не связаны непосред­ственно с темой урока. Да, они часто интересны, посвящены ярким личностям и событиям, но... не теме, изучаемой в дан­ный момент. В качестве таких отступлений называются и нра­воучения, что, безусловно, не вызывает энтузиазма у учащихся. Вообще проблема контакта с ауди­торией у пожилых преподавателей самая болезненная: «Они говорят как будто для себя», «если шутят, то не смешно», «в силу возраста многого не замечают», «мало кричат, зато часто сердятся».

Правда, несколько человек отметили, что уроки таких учи­телей им нравятся, а один мальчик написал, что «они говорят интереснее всех». Следовательно, учитывая огромный опыт и прекрасное знание материала, учителей данной возрастной группы можно считать не только вполне работоспособной час­тью учительского коллектива, но и очень ценной ее частью. Словом, «молодые преподают весе­лее, старшие - понятнее».

Таким образом, не претендуя на строгую научность, можно сделать вывод, касающийся лишь нескольких параметров ре­чевой учительской характеристики: темп, активность жести­куляции обратно пропорциональны возрасту, а свобода владе­ния материалом и, как следствие, свобода изложения - прямо пропорциональны ему.

Есть еще один аспект, на котором я хотела бы остановиться подробнее, поскольку ему уделено особое внимание во всех со­чинениях и во многих анкетах: часто повторяемые слова и фра­зы - та самая неотъемлемая часть учительского имиджа, кото­рая появляется и обогащается с годами. Что же это за явление? Какова причина возникновения этих структур? Ка­кова их роль в речи учителя?

У меня есть своя точка зрения на этот счет, и связана она с тем, что в правильной, в идеале строго нормированной речи учителя появляется даже не неправильность, допускаемая сознательно, а игра, развлечение, выполняющие сразу несколько функций: одни могут рассматриваться и как показатель снижения официальности обстановки, и как проявление если не любви, то симпатии к ученикам, и как выражение недовольства и раздражения, стремление избавиться от негативных эмоций, и как возможность сделать замечание, фактически не произнося надоевших всем запретов, и как легкое развлечение для себя самого, и как многое другое. Попробую проиллюстрировать это утверждение примерами:

  • обращение к учащимся с выражением симпатии: барабульки; орхидеи моей души; розарий; орлы и орлицы; братцы-кролики; My Dears; пионеры;

  • обращение к учащимся с выражением неодобрения или даже прямое оскорбление: баран, тащащий за собой все стадо; мухомор; лапоть; гуманитарии;

  • возможность сделать замечание: Коленька, сделай ти­шину! Когда соловей поет, воробьи не чирикают! Если милые девушки закроют ротики, мы услышим страшный шум Ниа­гарского водопада! Что это там за совет в Филях? Не проверяй работу соседа! Не рассказывай мне сказки кота Мурлыки! Не сидите праздно! Вытащите бананы из ушей! С добрым утром, страна! Я хочу видеть ваши глаза, а не ваши затылки! Оружие (о мобильных телефонах) на стол!

- выражение недовольства: Гроб с музыкой! Катитесь от­сюда колбаской! Этот вопрос понятен даже гуманоиду! Что ты скачешь, как конь! Что смотришь, я позеленела? Хватит строить мне глазки! Щас с тебя штаны спущу и голым в Африку пущу! Снежный ком глупости растет!

- комментарий, относящийся к структуре, к ходу урока:
Вернемся к нашим баранам! Так, я с доски стираю, вам стирать не надо! Будет об­вал правил и задач! Завтра у нас опрос - будет избиение мла­денцев!

- комментарий, относящийся к специфике предмета: Ал­гебра для умных учеников! География - это карта!

- речевая игра: Между нами, девушками, говоря! (из уст мужчины). Ты чертовски прав! Вот таким вот Макаревичем! (пе­ревод: Вот таким образом!) С моей Божьей помощью! Все в жиз­ни относительно!

- фразы, характеризующие сложившиеся отношения: Не надо грязи в наши отношения! Только не позорьте меня!

Конечно, это весьма поверхностная классификация, но ду­маю, что основные аспекты явления она отражает. Выражая соб­ственное отношение к нему, могу сказать, что не все приведен­ные высказывания мне представляются корректными, употреб­ление не всех оправдано, но я уверена, что это реально существу­ющий компонент речевого поведения учителя. Кстати, подтвер­ждением этому служит то, что подобные фразы запоминаются многими учениками, легко воспроизводятся, за исключением оскорбительных, о которых говорят неохотно и только в том слу­чае, если они сказаны кому-то другому.

Очень любопытно было бы рассмотреть вопрос о влиянии специфики предмета на речь учителя, в том числе и обыден­ную. Наблюдается ли это влияние? Можно ли, зайдя на перемене в учительскую, определить, кто какой предмет препода­ет? Для меня это очень сомнительно, между тем как учащиеся уверенно говорят, что эта зависимость от предмета существует.

Таким образом, подводя итоги сказанному, можно утверж­дать, что речь учителя как объект анализа очень интересна уче­никам. Они предъявляют к ней высокие требования, не при­ветствуют откровенную грубость, сниженные и просторечные выражения, жаргонизмы.

В заключение мне бы хотелось создать с помощью цитат из работ учащихся близкий к идеальному речевой портрет учителя.

«Речь является одной из причин, способных повлиять на наше отношение к учителю». «Плохо помню саму учительни­цу, но хорошо помню ее голос». «Приятный тембр голоса, не слишком быстро и громко разговаривает». «Не повышает голоса, всегда говорит не спеша и внятно, не проглатывая ни звуки, ни слова», «четко, логично, просто объясняет», а вот «гром­кая, режущая слух речь воспринимается плохо». «Темп речи средний, но когда мы чем - то заинтересовались, то она обязательно четко и медленно проговаривает предложения, чтобы мы все успели понять» . «Без голоса учитель - не учитель. Если голос мягкий и ласковый, то ученики не будут слушать, а если громкий и злой, то ученики не будут любить, а, следовательно, и уважать.

Думаю, что это далеко не все, что можно сказать о речи пусть не идеального, но просто хорошего учителя. Но и то, что сказа­но школьниками, свидетельствует о том, какое большое значе­ние они придают речевому поведению учителя. Жалко, что мы редко об этом с ними говорим, потому что действительно очень хочется знать и очень трудно предуга­дать, «как слово наше отзовется».

5

© 2010-2022