Духовный выбор князя Владимира и его воздействие на классическую и современную литературу

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бесшапошникова Ирина Александровна

Китовская муниципальная средняя общеобразовательная школа

Духовный выбор князя Владимира и его воздействие на классическую и современную литературу


Принятие христианства - важный переломный момент в развитии Древнерусского государства, который оказал всестороннее влияние на его культуру и ее дальнейшее становление.

Заслуги князя Владимира перед Отечеством огромны. Чтобы вывести страну на качественно иной уровень на политической арене и в духовной жизни, Владимиру пришлось самому пройти сложный путь духовного роста. Преодолеть гнев, который привел его на престол кровавыми путями, преодолеть собственные блудные помыслы и остановить собственные блудные деяния, преодолеть сомнение при выборе веры.

Основополагающей для Владимира была забота о благе Отечества и народа. Он продолжил дело княгини Ольги по собиранию русских земель, укреплял границы Руси. Был великим полководцем, но отказался от завоевания соседних независимых государств, заключив с ними мирный договор. По свидетельству летописей, старался превзойти щедростью самого Соломона. Помогал всем нуждающимся, заботился о дружине. В конце своего жизненного пути Владимир раскаялся, что грешил, будучи язычником, и возблагодарил Господа за то, что просветил его Крещением и помог обрести спасение. И, самое главное, - Владимир стал крестителем Руси.

В выборе веры князь Владимир Красно Солнышко душевно совпал со всем русским народом, поэтому и получил самое ласковое прозвище, стал героем былинного эпоса. Как же его образ и духовный выбор отразился в фольклоре и в произведениях русской литературы?

Один из исследователей (Владимир Яковлевич Пропп) считает, что «идеализированный Владимир русского эпоса есть явление закономерное». Народная память зафиксировала в русском героическом эпосе заслуги этого великого исторического деятеля перед Русью, связывая с его именем период расцвета и могущества нашей Отчизны. Все без исключения былины так называемого Владимирова цикла рисуют князя в особых тонах, подчёркивая его патриотизм, мудрость, силу, награждая устойчивыми словосочетаниями, эпитетами: «славный князь Владимир стольнокиевский», «сударь ласковый Владимир-князь», «свет Владимир красно солнышко», «Володимир - князь земли святорусския» и т. п.

Нравственные ценности - основа христианства - лежат в основе таких произведений древнерусской литературы как «Житие Сергия Радонежского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Именно православная вера всегда помогала людям противостоять жестокости, насилию, всегда стояла на стороне добра.

В 1705 г. Феофан Прокопович написал и осуществил постановку «трагедокомедии» «Владимир», в которой, впервые в русской литературе XVIII в., сюжетом избирается эпизод из национальной истории. В пьесе повествуется о внутренней борьбе, которая происходила в душе Владимира, прежде чем он решил отказаться от «поганства». Вместе с тем пьеса Феофана Прокоповича имела острое общественно-публицистическое звучание. Тема борьбы просвещения с невежеством, которая в пьесе была представлена борьбой Владимира Святославича с корыстными и тупыми жрецами, была весьма злободневна в то время, когда Петр I сражался с реакционным духовенством и боярством.

В ХVIII веке, когда происходило далеко не безболезненное размежевание духовной и светской культур, рождались пронизанные истинным религиозным чувством поэтические миры М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина. Глубокое духовное содержание заложено в одах Ломоносова, где в раздумьях о месте человека во Вселенной взгляд ученого-естествоиспытателя обогащается религиозными и творческими прозрениями. В таких стихотворениях, как «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» и «Утреннее размышление о Божием величестве», постановка передовых для своего времени научных вопросов ведет к проникновенному поэтическому созерцанию бесконечности Божественного мироздания.

Традиция русской религиозно-философской лирики закладывалась и в творчестве Державина, о чем свидетельствует, к примеру, его ода «Бог», оригинальный опыт поэтического богословия. От сокровенных раздумий о свойствах Божества, объемлющего Вселенную, интуиция поэта устремляется к постижению двуединства человеческой природы, сочетающей бессмертие души и бренность телесного естества: «Я телом в прахе, истлеваю, // Умом громам повелеваю…» Человек видится поэту как вершина Божественного творения, как «средоточие живущих, черта начальна Божества», на нем лежит ответственность за дарованное ему свыше место во Вселенной.

Христианское миропонимание формировало в русской классике шкалу ценностных представлений об истории в ее духовно-нравственном измерении. Так, в «Борисе Годунове» А.С.Пушкина темы нравственного преступления и Божьего суда раскрываются не только в связи с образами центральных действующих лиц, но и в контексте изображения духовных состояний всего народа, переживающего трагические коллизии своей исторической судьбы.

Некоторые исследователи считают, что по красоте обряда выбирал Владимир веру. Это вопрос спорный. Но в одном можно согласиться - обряды в православии действительно волнуют человеческую душу, радуют взгляд и слух, утешают и помогают. Иван Сергеевич Шмелев в романе «Лето Господне» во всей полноте отразил красоту православных обрядов, передающую великолепие и благодать Божьего мира. Маленький герой Шмелева воспринимает первые три дня страстной недели в темно-красных тонах. «Пурпурный, пунцовый и алый символизируют в его понимании смерть и великую печаль. Последующие дни окрашены в малиновые, розовые и золотистые тона, символизирующие жизнь, покой и теплоту». «Праздник Троицы - это яркие оттенки зеленого цвета: изумрудного, малахитового, травяного». Герой романа "Лето Господне" ощущает полное единение с природой, с окружающими людьми, со всем миром - именно через православное миропонимание, к которому в своё время и пришёл князь Владимир, и в этом мы находим тесную связь времён, эпох и культуры.

В нашем языке есть понятие "соборности" - это "внутреннее единение людей на основе общности духа", то единство, к которому постепенно и пришёл русский народ после крещения Руси Владимиром. Соборность заключена в самом русском менталитете, национальном характере. Говорят: "На миру и смерть красна". И во времена Владимира и в тяжёлую годину, когда на нашу страну нападали враги, всем миром русские защищали Родину. У Льва Николаевича Толстого в «Войне и мире» простой солдат говорит: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва". Константин Симонов в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» говорит о русском братстве и единении в самую тяжелую пору Великой Отечественной войны:

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Вне сферы религиозной, духовно-нравственной проблематики невозможно представить искания многих персонажей русской литературы: Онегина и Печорина, Обломова и Рудина, Болконского, братьев Димитрия, Ивана и Алексея Карамазовых, героев прозы и драматургии Чехова… Наш выдающийся мыслитель и литературный критик протоиерей Сергий Булгаков, размышляя о «тоскующей, рвущейся и неспокойной» вере чеховских персонажей, о заблуждениях и прозрениях Ивана Карамазова, емко сформулировал выстраданное русской литературой убеждение в том, что «критерий добра и зла, а следовательно, и нравственности не может быть получен без метафизической или религиозной санкции».

ХХ век явил в русской литературе пеструю картину религиозных исканий в широком диапазоне от взлетов истинно христианского чувства, к примеру, в зрелой поэзии А.Ахматовой, «Стихотворениях Юрия Живаго» Б.Пастернака, прозе Б.Зайцева, В.Распутина, в обращенной к русской литературе религиозно-философской мысли конца ХIХ - первой половины ХХ вв., - до богоборческих устремлений, нацеленных на конструирование ложной религии «человекобожества». Однако и в веке ХХ-м, прямо или опосредованно, осознанно или стихийно для самих авторов христианское миропонимание продолжало оказывать существенное воздействие на отечественную литературу и культуру.

Ярчайшим и художественно весомым примером вдумчивого обращения современной культуры к богочеловеческой личности Христа может служить завершенная в 2003 г. масштабная поэма-тетралогия Юрия Кузнецова «Путь Христа», представляющая не просто поэтическое осмысление евангельских сюжетов, но открывающая в проповеди Спасителя, Его деяниях и пророчествах ключ к пониманию хода национальной и мировой истории.

Современная литература не обходит вниманием и выдающуюся личность Владимира. Совсем недавно появился роман Натальи Павлищевой «Владимир Красное солнышко. Огнём и мечом», чуть ранее роман «Владимир Красное Солнышко», входящий в цикл исторических романов Бориса Васильева о князьях Древней Руси.

Сегодня у современного общества немало проблем. Оправдывая свои плохие поступки и помыслы, человек кричит о свободе выбора и личности, не понимая, что наоборот - попадает в страшную зависимость от многих пороков. А между тем единственно верный выбор Русью был сделан давно с помощью князя Владимира, и его образ навсегда сохранился не только в исторических хрониках, но и на страницах русской классической литературы.

Список литературы.

1. Крылова Л. А. Культурологический аспект преподавания литературы в школе. - Петропавловск: Северо-Казахстанский университет, 1999.

2. Толстой Л.Н. Война и мир. Роман. В 2 кн. Кн.2. Т. 3,4/Л.Н. Толстой. - М.: ООО «Издательство АСТ», 20003. Стр. 190.

3. К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» / Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2013. Стр. 54.

4. Рыжов К.В. Энциклопедия Российской государственности. От язычества к империи/К.В. Рыжов. - М.: Вече, 2008.

5. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1 От былин и летописей до классики XIX века. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008.


© 2010-2022