- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тире в БСП. 9 клас Открытый урок
Тире в БСП. 9 клас Открытый урок
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жумашева Т.Н. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель русского языка и литературы Жумашева Толкын Нургалиевна, ВКО,Бескарагайский район,Больше -Владимировская средняя школа. | |||||||||
Предмет Русский язык | Класс: 9 | Дата: 03.03.2015г. | № урока | ||||||
Тема | Тире в БСП.
| ||||||||
Ссылки, источники | Русский язык. Учебник для 9класса. Алматы: Издательство «Мектеп »2013 г. Автор: Шманова Н.Н. и т.д. | ||||||||
Общая цель | Повторить, систематизировать, показать. - виды сложных предложений в русском языке; - характер смысловых отношений м/у частями БСП; - навыки постановки знаков препинания в БСП; - умение строить схемы БСП; - умение заменять сложные союзные предложения синтаксическими синонимами. | ||||||||
Оборудование | Таблица, слайд, стикеры, «светофор», интерактивная доска, | ||||||||
Ожидаемые результаты | Учащиеся будут знать БСП, употреблять их в речи, могут находить и различать, составлять с ними предложения | ||||||||
Ключевые идеи, Значимые для занятия | Повышение уровня пунктуационных навыков учащихся; формирование интеллектуально-познавательной компетентности, навыков самостоятельной работы, воспитание бережного отношения к русскому языку. | ||||||||
Методы и приемы | работа в группах, диалогический метод, использование частично - поисковых наглядных методов. | ||||||||
| Ход урока | ||||||||
Этапы | Время | Действие учителя | Действие учащихся | ||||||
Орг.момент
Деление на группы | 3м.
| Приветствие, учёт посещаемости Психологический тренинг - слайдовая презентация.
Деление класса на группы, метод ладошки. | Настраиваются на урок. Дежурный ученик называет отсутствующих.
Учащиеся делятся на 2 группы. | ||||||
1. Знание. а) «Взаимная проверка» б) Повторение изученной темы «Мозговой штурм»
в) Понимание Объяснение новой темы | 5м
3м
8 м
| Проверка домашнего задания. 1.Самостоятельная индивидуальная работа по карточкам. 2. «Мозговой штурм» - Какие предложения называются сложными? - Какие предложения называются бессоюзными? -Что значит интонационно? - Какие знаки препинания ставятся в БСП? - От чего зависит постановка знаков препинания? - Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП? - Когда ставится двоеточие в БСП? 3. Какие пунктуационные знаки необходимо поставить в следующих предложениях вместо скобок? 1.Лес молчит, в полях идет снег (одновременность) 2. Помни про школу: только с ней станешь строителем радостных дней. (В. Маяковский) 3. Таким друзьям на свете 4. Как отчий дом, как старый горец горы, Запишите число, классная работа, тему сегодняшнего нашего урока. - Постройте схему этого предложения. (1 - у доски, остальные - в тетрадях) - Что объединяет 1 и 2 предложения? (БСП, :) - Сколько случаев постановки двоеточия мы знаем? (3) - Какие случаи представлены в первых двух предложениях? (1 - поясняет сказуемое: помни - что?; 2 - указывает причину, можно подставить - потому что) - Какой случай не представлен? (2 часть раскрывает содержание первой, можно подставить союз а именно) | Обмениваются карточками и осуществляют взаимопроверку, ставят оценку и рассказывают о допущенных ошибках
Ученики находят правильное утверждение, а неправильное поясняют или дополняют своими ответами.
| ||||||
2.Применение Закрепление первона- чальных знаний Физминутка. 3.Изучение нового материала.
| 1м
2 м 10 м
3 м | - Итак, о постановке каких знаков препинания в БСП мы уже знаем? (, ; :) Остался интересный знак препинания - тире, о котором Пешковский сказал: "Тире - знак отчаяния. Тире отличается многозначностью, поэтому его любят поэты и писатели, превращая его в средство авторской пунктуации". С тире мы часто встречались и ранее. Элемент здоровьесберегающих технологий. Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Выполняем упражнения для профилактики нарушений зрения. - глазами нарисуйте шесть кругов по часовой стрелке и шесть против часовой стрелки (следите за осанкой, не сутультесь); -глазами нарисуйте геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); - глазами напишите тему нашего сегодняшнего урока. Работаем в группах. У каждой группы карточка-инструкция, по которой вы работаете 3 минуты. Свои знания оформите в таблице "Тире в БСП". Предложение - | Союз при замене | Смысловые отношения | |||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
|
1. Прочитайте параграф 25 самостоятельно.
2. Прочитайте внимательно и ответьте на вопросы:
-
На сколько частей можно разделить БСП? Разделите БСП на части.
-
Замените БСП синонимичным СПП.
-
Какой союз можно подставить между простыми предложениями в БСП?
-
Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного?
3. Сделайте вывод о постановке тире в БСП.
- Сколько случаев постановки тире в БСП вы узнали?
- При каких условиях ставится тире в БСП?
4. Для каждой группы одно предложение. Проверка. Представитель группы выходит к доске и объясняет свой случай постановки тире в БСП.
1 группа: Кончил дело - гуляй смело.
2 группа: Труд человека кормит - лень портит.
3 группа: Скажет слово - соловей запоёт.
Учащиеся выполняют задание по учебнику и тем самым переходят к изучению новой темы.
4. Синтез
Закрепление и подведение итогов
4м.
«Тонкие и толстые вопросы».Составьте вопросы по сегодняшней теме.
Ученики выполняют групповое задание в тетрадях и задают другой группе свои вопросы.
6. Оценка
3м.
Подведение итогов. Обобщение по теме
Выставление о комментирование оценок активным ученикам за урок. Листы оценивания заполняются руководителями групп.
Учащиеся высказывают свое мнение к теме урока
Рефлексия
«Корзина»
2м.
Раздаются каждому ученику по три жетона (красные, желтые,зеленые) и поясняется значение цветов. Прием «Корзина»
Учащиеся показывают соответствующие цвета:
красный- урок не понравился
Желтый - узнал много интересного
Зеленый - урок понравился я многое узнал на уроке
Домашнее задание
1 мин
Повторить теоретический материал. Учебник. Стр. 210, упр. 277. Написать эссе на тему: Будешь книги читать - будешь много знать.
Записывают задание в дневник