Тире в БСП. 9 клас Открытый урок

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы Жумашева Толкын Нургалиевна, ВКО,Бескарагайский район,Больше -Владимировская средняя школа.

Предмет

Русский язык

Класс: 9

Дата: 03.03.2015г.

№ урока

Тема

Тире в БСП.


Ссылки,

источники

Русский язык. Учебник для 9класса. Алматы: Издательство «Мектеп »2013 г.

Автор: Шманова Н.Н. и т.д.

Общая цель

Повторить, систематизировать, показать.

- виды сложных предложений в русском языке;

- характер смысловых отношений м/у частями БСП;

- навыки постановки знаков препинания в БСП;

- умение строить схемы БСП;

- умение заменять сложные союзные предложения синтаксическими синонимами.

Оборудование

Таблица, слайд, стикеры, «светофор», интерактивная доска,

Ожидаемые результаты

Учащиеся будут знать БСП, употреблять их в речи, могут находить и различать, составлять с ними предложения

Ключевые идеи,

Значимые для

занятия

Повышение уровня пунктуационных навыков учащихся; формирование интеллектуально-познавательной компетентности, навыков самостоятельной работы, воспитание бережного отношения к русскому языку.

Методы и приемы

работа в группах, диалогический метод, использование частично - поисковых наглядных методов.


Ход урока

Этапы

Время

Действие учителя

Действие учащихся

Орг.момент



Деление на группы

3м.


Приветствие, учёт посещаемости

Психологический тренинг - слайдовая презентация.


Деление класса на группы, метод ладошки.

Настраиваются на урок.

Дежурный ученик называет отсутствующих.


Учащиеся делятся на 2 группы.

1. Знание.

а) «Взаимная

проверка»

б) Повторение изученной темы

«Мозговой штурм»





в) Понимание

Объяснение новой темы



8 м




Проверка домашнего задания.

1.Самостоятельная индивидуальная работа по карточкам.

2. «Мозговой штурм»

- Какие предложения называются сложными?

- Какие предложения называются бессоюзными?

-Что значит интонационно?

- Какие знаки препинания ставятся в БСП?

- От чего зависит постановка знаков препинания?

- Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП?

- Когда ставится двоеточие в БСП?

3. Какие пунктуационные знаки необходимо поставить в следующих предложениях вместо скобок?

1.Лес молчит, в полях идет снег (одновременность)

2. Помни про школу: только с ней станешь строителем радостных дней. (В. Маяковский)

3. Таким друзьям на свете
Не страшно ничего:
Один за всех в ответе
И все за одного. (С. Михалков)

4. Как отчий дом, как старый горец горы,
Люблю я землю: тень её лесов,
И моря рокоты, и звёзд узоры,
И странные строенья облаков. (В. Брюсов)

Запишите число, классная работа, тему сегодняшнего нашего урока.

- Постройте схему этого предложения. (1 - у доски, остальные - в тетрадях)

- Что объединяет 1 и 2 предложения? (БСП, :)

- Сколько случаев постановки двоеточия мы знаем? (3)

- Какие случаи представлены в первых двух предложениях? (1 - поясняет сказуемое: помни - что?; 2 - указывает причину, можно подставить - потому что)

- Какой случай не представлен? (2 часть раскрывает содержание первой, можно подставить союз а именно)

Обмениваются карточками и осуществляют взаимопроверку, ставят оценку и рассказывают о допущенных ошибках




Ученики находят правильное утверждение, а неправильное поясняют или дополняют своими ответами.




2.Применение

Закрепление первона-

чальных знаний

Физминутка.

3.Изучение нового материала.




2 м

10 м









3 м

- Итак, о постановке каких знаков препинания в БСП мы уже знаем? (, ; :)

Остался интересный знак препинания - тире, о котором Пешковский сказал: "Тире - знак отчаяния. Тире отличается многозначностью, поэтому его любят поэты и писатели, превращая его в средство авторской пунктуации". С тире мы часто встречались и ранее.

Элемент здоровьесберегающих технологий.

Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Выполняем упражнения для профилактики нарушений зрения.

- глазами нарисуйте шесть кругов по часовой стрелке и шесть против часовой стрелки (следите за осанкой, не сутультесь);

-глазами нарисуйте геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

- глазами напишите тему нашего сегодняшнего урока.

Работаем в группах. У каждой группы карточка-инструкция, по которой вы работаете 3 минуты. Свои знания оформите в таблице "Тире в БСП".

Предложение -
пример

Союз при замене

Смысловые отношения
между простыми предложениями
в БСП
















1. Прочитайте параграф 25 самостоятельно.

2. Прочитайте внимательно и ответьте на вопросы:

  • На сколько частей можно разделить БСП? Разделите БСП на части.

  • Замените БСП синонимичным СПП.

  • Какой союз можно подставить между простыми предложениями в БСП?

  • Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

3. Сделайте вывод о постановке тире в БСП.

- Сколько случаев постановки тире в БСП вы узнали?

- При каких условиях ставится тире в БСП?

4. Для каждой группы одно предложение. Проверка. Представитель группы выходит к доске и объясняет свой случай постановки тире в БСП.

1 группа: Кончил дело - гуляй смело.

2 группа: Труд человека кормит - лень портит.

3 группа: Скажет слово - соловей запоёт.






Учащиеся выполняют задание по учебнику и тем самым переходят к изучению новой темы.

4. Синтез

Закрепление и подведение итогов

4м.

«Тонкие и толстые вопросы».Составьте вопросы по сегодняшней теме.

Тире в БСП. 9 клас Открытый урок

Ученики выполняют групповое задание в тетрадях и задают другой группе свои вопросы.

6. Оценка

3м.

Подведение итогов. Обобщение по теме

Выставление о комментирование оценок активным ученикам за урок. Листы оценивания заполняются руководителями групп.

Учащиеся высказывают свое мнение к теме урока

Рефлексия

«Корзина»



2м.

Раздаются каждому ученику по три жетона (красные, желтые,зеленые) и поясняется значение цветов. Прием «Корзина»

Тире в БСП. 9 клас Открытый урок

Учащиеся показывают соответствующие цвета:

красный- урок не понравился

Желтый - узнал много интересного

Зеленый - урок понравился я многое узнал на уроке

Домашнее задание

1 мин

Повторить теоретический материал. Учебник. Стр. 210, упр. 277. Написать эссе на тему: Будешь книги читать - будешь много знать.

Записывают задание в дневник



© 2010-2022