Конспект урока письма (7/8 класс)

Цель урока: возрождать традиции эпистолярного жанра, учить детей видеть и понимать ценности родного языка, рассказать об истории письма и российской почты; учиться правильно писать письма, продолжать ознакомление и усвоение основ речевого этикета. Учебные и воспитательные задачи: учить школьников писать письма, знать их типы, структуру, развивать речь обучающихся, воспитывать эстетическое отношение к слову. “С помощью письма лучше всего проникаешь в человека. Слово ослепляет и обманывает, потому что оно сопровождается мимикой лица, потому что видишь, как оно сходит с губ, потому что губы нравятся, а глаза соблазняют. Но черные слова на белой бумаге – это душа нараспашку”.                                                      (Г. Мопассан).
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Середина Маргарита Петровна. МОУ СОШ №7 города Сальска. 2010 год. Урок письма.

Урок письма

Автор. Середина Маргарита Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 города Сальска Ростовской области.

Тема урока. Его величество эпистолярный жанр.

Цель урока: возрождать традиции эпистолярного жанра, учить детей видеть и понимать ценности родного языка, рассказать об истории письма и российской почты; учиться правильно писать письма, продолжать ознакомление и усвоение основ речевого этикета.

Учебные и воспитательные задачи: учить школьников писать письма, знать их типы, структуру, развивать речь обучающихся, воспитывать эстетическое отношение к слову.

"С помощью письма лучше всего проникаешь в человека. Слово ослепляет и обманывает, потому что оно сопровождается мимикой лица, потому что видишь, как оно сходит с губ, потому что губы нравятся, а глаза соблазняют. Но черные слова на белой бумаге - это душа нараспашку".

(Г. Мопассан).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Издавна люди поняли необходимость получения и передачи информации. Но путь возникновения письменности очень долгий.

"При свиданье - с глазу на глаз
Мы ведем свои беседы;
Но, расставшись, мы вверяем
Наши тайны тем, которых
Посылаем мы друг другу;
А посланники нередко
Искажают наши вести
Иль другим их открывают".

Так сказал себе однажды
Гайавата, размышляя
О родном своем народе
И бродя в лесу пустынном.

Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков…

Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей,
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,

для небес - дугу над нею,
Для восхода - точку слева,
Для заката - точку справа,
А для полдня - на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центе - время ночи,
А волнистые полоски -
Тучи, дождь и непогоду.

След, направленный к вигваму,
Был эмблемой приглашенных,
Знаком дружеского пира;
Окровавленные руки, грозно поднятые кверху, -
Знаком гнева и угрозы…

Так, в своих заботах мудрых
О народе, Гайавата
Научил его искусству
И письма и рисования…

(отрывок из произведения американского писателя Генри Уолдсуорта Лонгфелло (1807-1882) "Песнь о Гайавате")

III. Рассказ древнегреческого историка Геродота, жившего в V в. н.э., знакомит нас с одним историческим событием.

Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников скифов войну, которая "затягивалась и конца ей не было видно", скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это была птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…

Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, - знак бегства, а стрелы, означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: "Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами". Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Дары скифов были своеобразным способом передачи информации, так называемым предметным письмом. Когда-то, около 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.

Сообщения о возникновении письменности заранее подготовленными учащимися или ознакомление с материалами по данной теме в интернете (сайт Кругосвет, гуманитарные науки; гиперссылка из презентации)

Вообще, письмо существует столько же, сколько существует человек. Еще в глубокой древности человек ощутил о чем-то сообщать, чем-то делиться, что-то рассказывать другим людям. Первое упоминание о письме в современном его виде, дошло до нас из древнего Египта.

IV. История почты (Сообщение заранее подготовленного ученика)

Существовало несколько видов почтовых сообщений.

  • узелковое письмо изобретение инков

  • голубиная почта изобретена в древнем Риме

  • пони-экспресс изобретение американских ковбоев

  • барабанная почта в Африке

  • корпоративная почта средних веков (почта духовно-рыцарских орденов, университетская, "почта мясников"), затем появилась частная почта (династия Таксисов)

  • Станционная почта с гонцами изобретена в Персии при Кире в VI веке до н.э. и фактически существует до сегодняшнего дня в виде фельдъегерской службы при президенте РФ В.В. Путине.

  • факельная почта в древней Греции, изобретение Полибия в 200 г. до н.э.

  • электронная почта с 70-х годов ХХ века.

Государственная почтовая служба Англии возникла при короле Генрихе VIII и доставляла только правительственные письма. С 1680 г. появилась частная почтовая служба, которая обслуживала и доставляла за умеренную плату личную переписку граждан. Но работа курьеров была сложной и запутанной, так как ни в одном городке Англии не было названий улиц, номеров домов и почтовых ящиков. Все это требовало изменений. И только в конце XVIII века в Англии впервые появилась нумерация всех домов и название улиц, что значительно ускорило время доставки почтовой корреспонденции. А в 1840 году в Англии были введены единые расценки на доставку почты в пределах страны. В 1867 году появилось такое понятие как «адрес» (от французского слова место проживания) и в 1850 году «марка» (от латинского слова означающего - сбор в пользу государства). По образцу почтовой службы Великобритании создали свои службы все другие страны.

Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Уже тогда существовал повоз - особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары: сами слова "ям" и "ямщик" - татарского происхождения. "Ям" происходит от татарского "дзям" - дорога, а ямщик от "ямчи", что означает проводник.

В царствование Михаила Федоровича был основан Ямской Приказ - занимавшейся доставкой почты..

По инициативе боярина А.Л. Ордина-Нащокина в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. По указанию Ордина-Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали называть почтарями, через левое плечо ямщик-почтарь надевал почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с "двуглавым орлом".

В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте, к 1723 году в России было 4 почтовых конторы..

В те годы скорость прохождения почты была невысокой. Письмо из Москвы поступало в Ригу на девятый-одиннадцатый день. Отправить письмо обычного (в нашем понимании) веса из Москвы в Ригу стоило около 40 копеек. Таким образом, услугами почты того времени могли пользоваться только довольно обеспеченные люди. 1837 год ознаменовал собою начало железнодорожных почтовых перевозок: впервые почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге. Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы.

Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в десять копеек. Сюжеты рисунков русских марок до 1917 г., как правило, почти не менялись: на них изображались герб Российской империи или царствующие особы.

Что такое грамотки?
Грамотками принято называть письма, которые писали друг другу люди, жившие в XVII и начале XVIII века. Конечно, от этого далёкого от нас времени их сохранилось совсем немного. Но те письма, которые мы можем сегодня прочитать, могут рассказать много интересного о том, как человек учился передавать свою речь и мысли на бумаге.
В то время почты ещё не было, поэтому грамотки обычно передавались с гонцом или через знакомого. Касались они обычно лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Наряду с обычными людьми, грамотки писали различные чиновники - приказчики, передававшие распоряжения, дьяки, а иногда и крупные чиновники.
Вот, например, записка князя В.В.Голицына, который просит подготовить необходимые для работы документы: «Василий Григорьевич, укажи, великий государь, дьяку Максиму Бурцову сидеть в Земском приказе с боярином Михаилом Петровичем Головиным. Изволь им сказать, чтобы подали челобитие милости твоей. А про воеводу и говорить нечего: взятку хочет, но не давать, потому что скоро на него указ будет». Мы как будто видим понаторевшего на службе чиновника, наставляющего своего более молодого коллегу.
Наиболее интересны грамотки, авторами которых являлись самые обычные люди. В них мы находим множество сведений о жизни в то время, а иногда и целые картины.
Таково письмо, отправленное из Москвы в город Козмодемьянск: «Рыба послана самая добрая, только от летнего времени и от дальнего пути поиспортилась, и впредь летним путём присылать мне не надобно, только себе протор учинишь, а кому пошлёшь, тому не на пользу. Писал я к тебе наперёд сего, смалодушествовав, чтобы мне купить белки и горностая, а то все не надобно. Ведаешь, и прежнее носить есть что, а носить не для чего: не украсил бог, а самому себя не украсить».
Мы видим, что грамотки написаны простым и безыскусным языком, подобным обычной человеческой речи. Непринуждённость и непосредственность общения с адресатом позволяют окунуться в круговорот мелких и крупных проблем, из которых складывается жизнь обыкновенного человека.

Сегодня Почта России - это огромный производственный комплекс, оборудованный для быстрой и качественной доставки писем и других видов гражданской пересылки.

Какие виды почтовой пересылки Вы знаете? бандеролей, посылок, контейнерные перевозки и т.д. (фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино»). О развитии истории писем и почты вы сможете узнать в книге Георгия Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий».

V. Всвязи с развитием телефонной связи письма в настоящее время пишут редко. Многие думают, что не стоит тратить свое время на написание писем, что гораздо быстрее позвонить другому человеку и сообщить ему что-то. Может быть это верно, но разве можно сравнить разговор по телефону или так называемые SMS с письмом, созданным в расчете на внимательное прочтение того самого человека, с которым мы хотим поделиться горем или радостью?

Правда, в современных условиях традиции написания писем начинают возрождаться, получают второе дыхание. Это связано с развитием электронной почты, совмещающего быстроту доставки с индивидуальной направленностью сообщения. Но все-таки, как описать те ощущения от осознания того, что письмо, лежащее перед тобой, некоторое время назад держал в руках дорогой человек.

Слово адрес вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме (посылке, бандероли), указывающую получателя и место назначения.

Обратимся к словарю:

  • Адресат - [нем. Adressat < фр.] - получатель, тот, кому адресовано письмо (посылка, бандероль).

  • Адресант - [нем. Adressant < фр.] - отправитель, тот, кто оправляет письмо (посылку, телеграмму и т.д.).

  • "Эпистола" - "послание", перевод с латинского языка, литературный жанр, послание в форме письма.

  • "Эпистолярный" жанр - один из лирических жанров в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной в прозе и поэзии.

  • Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (Письмо).

  • Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)

  • Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)

  • Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).

  • Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (Почтальон).

VI. Почтовый конверт (история, вид) - сообщение заранее подготовленного ученика.

Правила подписания конверта. Слайд презентации.

VII. Правила написания письма.

- Существуют правила написания письма. Любое письмо имеет автора (адресанта) и того, к кому обращено (адресата). К.Г. Паустовский заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».

- Письма бывают деловые и неофициальные. (Эта классификация может быть дополнена, т.к. единой в учебной практике не существует.)

Формы письма:

1) традиционная (бумажная);

2) электронная (по электронной почте).

Типы писем:

  • уведомления,

  • сообщение,

  • соболезнование,

  • извещения,

  • просьбы,

  • прошения,

  • благодарственные письма,

  • приглашения,

  • извинения,

  • напоминания,

  • увещания,

  • поздравления,

  • рекомендательные письма и др.

Когда пишешь письмо на бумаге своей рукой, то задумываешься больше об излагаемых мыслях, вкладываешь больше души.

Существуют следующие значимые компоненты любой речевой ситуации:
• кто говорит - пишет (адресант);
• кому (адресат);
• для чего - зачем (задача высказывания);
• что - о чём (содержание высказывания;
• как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т. д.);
• где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
• когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведённое а общение, если это важно).

- То есть, правильная структура письма должна включать в себя некоторые компоненты:

1. Приветствие и (или) обращение - название того, кому предназначено письмо дата и местонахождение отправителя, .
2. Вступление - извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
3. Основная часть - изложение деловой или личной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.
4. Заключение - выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
5. Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале.

Языковое оформление письма (памятка для учащихся)

1. Принятые условные эпистолярные формулы - обращения, приветствия:

- непринужденная форма обращения (между знакомыми или близкими): - Мой дорогой мальчик! - Дорогой Александр Степанович! - Милый дружище Александр - Дорогой друг;

- официальные формы обращения: Господин редактор! - Глубокоуважаемый Александр Степанович!

2. Этикетные формулы, клише:

- Я знаю, какую смелость беру на себя, обращаясь к Вам... - Не откажите в любезности... - Если у Вас хватит времени и терпения прочесть это письмо... - Смотрел спектакль и хочу выразить Вам свое восхищение... - Давненько мы с Вами не виделись... - Спешу тебя поздравить... - Ты, мой друг, высказал мнение... - Как-то ты утверждал ... - Не знаю, может быть, дорогой друг, у тебя возникнет иное мнение, но я думаю...

3. Типичные разговорные обороты, краткие конструкции, вопросительные, восклицательные предложения:

- Какое ты мне хорошее письмо написал(а)! - Как ты учишься? - Как вы живете? - Ах, да. Забыл написать... - Представляешь?

4. Типичные обороты конца письма:

- Искренне Ваш... - С уважением... - С глубоким уважением... - До свидания... - До скорого... - Ваш Виталий. - Я надеюсь, мой друг, что, прочитав мое письмо, ты... - На этом я заканчиваю писать. До свидания. С уважением, Михаил. Дата, место. - P.S. - Vale!

Какие коммуникативные задачи (задачи, которые вы ставите перед собой и стремитесь решить при общении с другими людьми) преследует адресант?

1. Сообщить, оповестить.
2. Поздравить.
3. Извиниться.
4. Поделиться впечатлениями, чувствами.
5. Поблагодарить; и т.д.

Обратите внимание на фрагмент замечательной книги «Письмовник», изданной в Петербурге в 1822 году. Из нее и сейчас можно почерпнуть много полезного.

Характерные признаки личного письма:

  • Включение в письмо не только общеупотребительных слов, но и просторечий, архаизмов, диалектизмов.

  • Речь письма синтаксически разнообразна. Есть и простые короткие предложения, и неполные, и предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами, междометиями. Есть и сложные предложения. Разнообразны предложения по цели высказывания.

  • Используются образные средства: эпитеты, сравнения, экспрессивные синонимы и антонимы, метафоры и др.

  • Взволнованный тон.

  • Эмоционально окрашенные слова.

  • Использование риторических вопросов, восклицаний.

VIII. Практические задания

Сегодня мы поучимся общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что - то не удовлетворяет в его поведении; вежливо отказать в просьбе, если не хотим или не можем её выполнить; научимся утешать товарища, когда ему приходится трудно, а также попробуем научиться правильно поздравлять друг друга с праздником.

Особенности эпистолярных произведений

I. Письмо как жанр публицистики

Задание. Какие черты эпистолярного жанра сохраняются в данном публицистическом тексте?

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

«А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокие различия. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становясь все выше, а человек, их центр, мудрее».

См. также: Д.И. Фонвизин Письма из Франции; Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника; Ф.Н. Глинка. Письма к другу; В.А. Сухомлинский. Письма к сыну; Е.П. Леонов. Письмо к сыну; и др.

II. Письма писателей

Задание 1. Понаблюдайте над текстом письма Даниила Хармса (стилем, интонацией). Какие приметы эпистолярного жанра можно в нем отметить?

Письмо к К. В. Пугачевой

Среда, 20 сентября 1933

Дорогая Клавдия Васильевна,

оказалось не так просто написать Вам обещанное письмо. Ну в чем я разоблачу себя? И откуда взять мне обещанное красноречие? Поэтому я просто отказываюсь от обещанного письма и пишу Вам просто письмо от всей души и по доброй воле. Пусть первая часть письма будет нежной, вторая - игривой, а третья - деловой. Может быть, некоторая доля обещанного и войдет в это произведение, но, во всяком случае, я специально заботиться об этом не буду. Единственное, что я выполню точно, это опущу письмо в почтовую кружку 21-го сентября 1933 года.

Часть I (нежная).

Милая Клавдия Васильевна, эта часть письма должна быть нежной. Это не трудно сделать, ибо поистине мое отношение к Вам достигло нежности просто удивительной. Достаточно мне написать всё, что взбредет в голову, но думая только о Вас (а это тоже не требует усилий, ибо думаю я о Вас всё время), и письмо само собой получится нежнейшее.

Не знаю сам, как это вышло, но только в один прекрасный день, получилось вдруг, что Вы - это уже не Вы, но не то чтобы Вы стали частью меня, или я - частью Вас, или мы оба - частью того, что раньше было частью меня самого, если бы я не был сам той частицей, которая в свою очередь была частью... Простите, мысль довольно сложная, и оказалось, что я в ней запутался.

В общем, Клавдия Васильевна, поверьте мне только в одном, что никогда не имел я друга и даже не думал об этом, считая, что та часть (опять эта часть!) меня самого, которая ищет себе друга, может смотреть на оставшуюся часть, как на существо, способное наилучшим образом воплотить в себе идею дружбы и той откровенности, той искренности, того самоотверживания, т.е. отверженья (чувствую, что опять хватил далеко и опять начинаю запутываться), того трогательного обмена самых сокровенных мыслей и чувств, способного растрогать... Нет, опять запутался. Лучше в двух словах скажу Вам всё: я бесконечно нежно отношусь к Вам, Клавдия Васильевна!

Теперь перейдемте ко второй части.

Часть II (игривая).

Как просто после "нежной части", требующей всей тонкости душевных поворотов, написать "часть игривую", нуждающуюся не столько в душевной тонкости, сколько в изощреннейшем уме и гибкости мысли. Воздерживаясь от красивых фраз, с длинными периодами, по причине своего несчастного косноязычия, прямо обращаю свое внимание на Вас и тут же восклицаю: "О, как Вы прекрасны, Клавдия Васильевна!"

Помоги мне Бог досказать следующую фразу до конца и не застрять посередине. Итак, перекрестясь, начинаю: Дорогая Клавдия Васильевна, я рад, что Вы уехали в Москву, ибо останься Вы здесь (короче!), я бы в короткий срок забыл (еще короче!), я бы влюбился в Вас и забыл всё вокруг! (Досказал.)

Пользуясь полной удачей и не желая портить впечатления, оставленного второй частью, быстро перехожу на часть третию.

Часть III (как ей и полагается быть - деловая).

Дорогая Клавдия Васильевна, скорей напишите мне, как Вы устроились в Москве. Очень соскучился по Вас. Страшно подумать, что постепенно человек ко всему привыкает, или, вернее, забывает то, о чем тосковал когда-то. Но другой раз бывает достаточно легкого напоминания, и все желания вспыхивают вновь, если они когда-то, хоть одно мгновение, были настоящими. Я не верю в переписку между знакомыми людьми, скорей и лучше могут переписываться люди незнакомые друг с другом, а потому я не прошу Вас о письмах, написанных по "правилам и форме". Но если Вы будете, время от времени, присылать мне кусочек бумажки с Вашим имянем, я буду Вам очень благодарен. Конечно, если Вы пришлете мне письмо, я буду также тронут весьма.

Задание 2. Понаблюдайте над текстом письма Даниила Хармса (стилем, интонацией). Какие приметы эпистолярного жанра можно в нем отметить?

M. M. Чехову

7 декабря 1876 г. Таганрог.

Таганрог. 1876 г. 7-го декабря.

Любезнейший Брат

Михаил Михаилович!

Я имел честь и удовольствие на днях получить Ваше письмо. В этом письме Вы протягиваете мне руку брата; с чувством достоинства и гордости я пожимаю ее, как руку старшего брата. Вы первые намекнули о братской дружбе, это с моей стороны дерзость. Обязанность младшего просить старшего о таком предмете, но не старшего; поэтому прошу меня извинить. Но во всяком случае одной из первых моих мыслей, из моих планов - была эта дружба.

Я желал найти подходящий случай, чтоб с Вами короче познакомиться, я мечтал об этом и наконец получил Ваше письмо. В письмах моего отца, матери и братьев Вы занимали первое место. Мамаша видит в Вас больше чем племянника, она ставит Вас наравне с дядей Митрофаном Егоровичем, которого я очень хорошо знаю и про которого я буду всегда говорить хорошо за его добрую душу и хороший, чистый, веселый характер. О братьях и говорить нечего. Вы их уже изучили, наверно, и поймете сами. Следовательно, Вы дороги нашей семье. Я изучил Вас по письмам. С какой же я стати буду отставать и не ловить благого случая, чтоб познакомиться с таким человеком, как Вы, и вдобавок я считал и считаю своею обязанностью почитать самого старшего из своих братьев и почитать того, кого так горячо почитает наша семья. Можете судить, как приятно подействовало на меня Ваше письмо.

Я о себе ничего не скажу, разве только что я жив и здоров. Наверно, про меня Вы наслушались много от моей мамаши и в особенности от Саши и Коли. Будьте так добры, передайте от меня поклон многоуважаемой сестре Елизавете Михайловне и брату Григорию Михайловичу. Скажите им, что на Юге есть у них брат, который собирает коллекцию разнородных писем. Желалось бы, если только возможно, получить от них письма. Я Вас без церемонии попрошу, чтоб Вы мне писали хоть раз в месяц. Будьте так добры, пишите мне по-братски, без церемонии, дабы не существовала какая-то натянутость. Я же, разумеется, от Вас не отстану и, как говорится, "долг платежом красен", буду Вам писать таким же тоном. Когда уже пошло на пословицы, так еще скажу: "Вперед батьки в петлю не суйся". Следовательно, Вам первому нужно начать. Я такая же птица, как и Коля с Сашей.

Примите от меня пожелание всевозможных благ и нижайший поклон, а затем:

Имею честь быть Вас уважающим младшим братом и покорным слугою

А. Чехов.

P.S. 18 VII/ХII 76 года.

Поклон Саше и Коле.

Скажите Саше, что я прочел "Космос". Жаль мне Сашу: он не достиг своей цели, прося, чтоб я прочел его. Я остаюсь тем же и по прочтении "Космоса".

Скажите Коле, что его картины еще на Курском вокзале в Москве, пусть пойдет поцелуется с ними. Как вредна эта война! Картины его в ход не пускает!

III. Письма поэтов

Задание. Понаблюдайте над текстом письма Поля Верлена (стилем, интонацией). Какие приметы эпистолярного жанра можно в нем отметить?

Поль Верлен «Письмо» (перевод Федора Сологуба)

Далек от ваших глаз, сударыня, живу

В тревоге я (богов в свидетели зову);

Томиться, умирать - мое обыкновенье

В подобных случаях, и, полный огорченья,

Иду путем труда, со мною ваша тень,

В мечтах моих всю ночь, в уме моем весь день.

И день и ночь во мне восторг пред ней не стынет.

Настанет срок, душа навеки плоть покинет,

Я призраком себя увижу в свой черед,

И вот тогда среди мучительных забот

Стремиться буду вновь к любви, к соединенью,

И тень моя навек сольется с вашей тенью!

Теперь меня, мой друг, твоим слугой считай.

А всё твое - твой пес, твой кот, твой попугай -

Приятно ли тебе? Забавят разговоры

Всегда ль тебя, и та Сильвания, которой

Мне б черный глаз стал люб, когда б не синь был

твой,

С которой слала ты мне весточки порой,

Всё служит ли тебе наперсницею милой?

Но, ах, сударыня, хочу владеть я силой

Завоевать весь мир, чтобы у ваших ног

Сложить богатства все несметные в залог

Любви, пыланиям сердец великих равной,

Достойной той любви, во тьме столетий славной.

И Клеопатру встарь - словам моим внемли! -

Антоний с Цезарем любить так не могли.

Не сомневайтеся, сумею я сражаться,

Как Цезарь, только бы улыбки мне дождаться,

И, как Антоний, рад к лобзанью убежать.

Ну, милая, прощай. Довольно мне болтать.

Пожалуй, длинного ты не прочтешь посланья,

Что ж время и труды мне тратить на писанья.

IV. Письма в художественных произведениях.

Задание. Назовите автора и произведение. Кто и кому пишет письмо? Определите общие черты жанра и особенности стиля.

1. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче...» (Капитанская дочка)

2. «Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый! Милостивое послание ваше я получил...» (Капитанская дочка)

3. «Государь ты наш Владимир Алексеевич, - я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить...» (Дубровский)

4. «Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса...» (Ревизор)

5. «Спешу между прочим уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию...» (Ревизор)

6. «Предвижу все: вас оскорбит печальной тайны объясненье...» (Евгений Онегин)

7. «Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель?» (Евгений Онегин)

8. «Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда более не увидимся». (Герой нашего времени)

9. «Все устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из груди вынута...» (Герой нашего времени)

10. «Письмо начиналось очень решительно, именно так: "Нет, я должна к тебе писать!"». (Мертвые души)

11. «Весьма радостное в сей момент известие получил через курьера, если не вранье...» (Война и мир)

12. "Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало", - писала она...» (Война и мир)

13. «Вот уже два месяца с лишком, как я не беседовала с тобой письменно, отчего сама страдала...» (Преступление и наказание)

14. «Вы, бабушка, больше нам ни индюшек, ни кур не посылайте». (Господа Головлевы)

15. «Дорогой соседушка! Максим... (забыл, как по батюшке, извините великодушно...)». (Письмо к ученому соседу)

16. «Я к Вам пишу случайно право, не знаю сам и для чего. Я потерял уж это право, и что скажу вам - ничего…» (М. Лермонтов «Валерик»)

17. «…Я пережила время уныния и отчаяния. Я с ясностью почувствовала, что во веки веков - одна. О, как это страшно!..» (А. Толстой «Хождение по мукам»)

18. «Староста твой, всенижайший раб Прокофий Вытягушкин собственной рукой руку приложил» (И.А. Гончаров «Обломов»)

19. «Я смущал ваше спокойствие. Я схожу со сцены. Не жалейте: я так люблю вас обоих, что очень счастлив своею решимостью. Прощайте». (Н.Г.Чернышевский «Что делать?»)

20. «…все время в строю, и уж как будто и надоело воевать, возить за собой в переметных сумах смерть». (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

21. «Не нравится мне город Ростов. По количеству народонаселения и по своему географическому положению он значительно уступает Харькову… Целую тебя и обнимаю. Твой вечно муж Федя». («12 стульев»)

22. «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай». («Мастер и Маргарита» М. Булгаков)

В каких еще известных вам произведениях русской литературы приводятся письма героев? Приведите примеры. Зачем это нужно писателям?

Определим функции письма в художественном произведении:

1) позволяет герою художественного произведения в непринужденной форме, в доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир;

2) создает эффект документальности, подлинности сообщения;

3) обладает особой убедительностью.

V. Учимся говорить комплименты.

Всем нравится слышать добрые и приветливые слова. Попробуйте сказать друг другу что-то приятное.

«Ты такой добрый (красивый, опрятный, ловкий, умный, трудолюбивый…)

У тебя так здорово получается…

Ты так интересно рассказываешь…

Как хорошо иметь такого товарища, как ты…

VI. Вежливая критика, вежливый отказ.

«Увы; к сожалению; жаль, но; трудно это сказать, но приходится; я бы с удовольствием, но…»

Попробуйте вежливо отказаться от встречи с приятелем.

VII. Слова для утешения:

«Мы постараемся тебе помочь, все будет хорошо, не переживай из-за пустяков…»

Подберите еще несколько примеров.

VIII. Поздравление.

«Дорогая, любимая, уважаемая…

Разрешите поздравить, с радостью, от всей души (от всего сердца)…

Желаю тебе, оставайся всегда такой же…, будь…

Поздравьте кого-нибудь из близких с днем рождения.

IX. Итог урока. Итак, что необходимо сделать перед написанием письма?

1. Сформулируйте тему.

2. Определите «героев», авторов переписки (письмо или письма одного вымышленного или реального лица).

3. Ведите повествование от имени персонажа (автора письма), выражая его мысли, взгляды, впечатления.

4. Выберите стиль изложения (в зависимости от содержания и образа автора письма).

Домашнее задание. Напишите письмо от имени литературного героя, соблюдая стиль, язык, особенности выбранного произведения.

Эпистолярный жанр - натянутая нить.
Давно остывший жар назойливо хранит.
И мне издалека по-прежнему видна
Прозрачного листка сквозная желтизна.
Какой-то старый спор обозначает он.
И в нем житейский сор страстями опален.
Похоже, все же нет забвения, и вот
Случайный этот след никак не занесет.
Неведомо куда, пока не вышел срок,
Летит через года бумажный голубок.

Владимир Гутковский

Список литературы
1. Георгий Кублицкий. «Письмо шло пять тысячелетий»
2. Р. И. Боровикова. «Открытка старая и всегда новая»
3. Шестимиров А.А. Статья «Улица открытки» в журнале «Открытый мир»
4. Тагрин Н.С. «Мир в открытке»
5. Оберная Н.С. «Как написать письмо? » , «Написать письмо ветерану»
6. К. Смольникова «История открытки»
7. Е. Сашенков «Почтовая открытка - иностранка», «Независимая газета»
8. Михаил Сорока «От узелкового письма до узла на галстуке»

9. Малышев А. А. Умение убедительно воздействовать речью. Ужгород, 1994.

10. Киселёва А. С. Обучение словесной вежливости на уроках русского языка // Русский язык в школе, 1989, № 3.

[email protected]

[email protected]

13. Сайт «Творческих учителей»

14. Сайт «Фестиваль идей»

16



© 2010-2022