• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Мастер - класс учителя русского языка и литературы по теме «Применение стратегий критического мышления на уроках русского языка и литературы как средства повышения функциональной грамотности учащихся»

Мастер - класс учителя русского языка и литературы по теме «Применение стратегий критического мышления на уроках русского языка и литературы как средства повышения функциональной грамотности учащихся»

Мастер - класс начинается с приветствия, тренинга,затем идет основная часть: вступительное слово о том, что такое функциональная грамотность, о современных требованиях, предъявляемых к образованию. потом начинается практическая часть, в которой мною на примере материалов отрывков из разных уроков показаны пути применения стратегий. Например: при изучении были Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник», повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму», при изучении биографии Александра Сергеевича Пу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс


«Применение стратегий Критического мышления

на уроках русского языка и литературы

как средство повышения

функциональной грамотности учащихся»


Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Задачи мастер-класса:

- создание условий для профессионального общения, самореализации и

стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- распространение педагогического опыта.

- выстраивание диалога.

Ход занятия:


«Недостаточно иметь хороший ум,

главное - правильно его использовать».

Рене Декарт


I.Подготовительно-организационный этап:

Приветствие, вступительное слово.

Рада всех еще раз приветствовать! Меня зовут Андриянова Ида Владимировна. Мы немного устали после плодотворной работы. Я предлагаю восстановить наш энергетический баланс путем ряда простых действий.

* с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);

* щеки - вверх - вниз (10 раз);

* кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);

* указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

* 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

Я думаю, вы ощутили, как горячая волна энергии обволакивает тело, как мы приободрились. И чтобы лучше себя чувствовать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на это же языке.

Я начну на русском:

- Здравствуйте!

- Нихао ! (Китай)

- Гомар Джоба ! (Грузия)

- Хэллоу! (Англия)

- Бонжур! (Франция)
- Здравей! (Болгария)

- Здоровэньки булы! (Украина)

- Норуон норгуй! (Якутия)

- Джечь буречь (Удмуртия)
- Добры дзень! (Белоруссия)
- Ola! (Португалия)

- Ye'ti! (Чукчи)

- Namaste! (Индия)

- Merhaba! (Турецкий)

- Ave! (Латинский)

- Konnichi wa! (Япония)

Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы? Тогда приступим к серьезной части моего выступления.


  1. Определение целей и задач мастер-класса.


  1. Основная часть.

1. Вступительное слово.

Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В Послании Президента РК народу Казахстана указывается, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Из Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников:

«…Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения (людской капитал) рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.

Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Полученные предметные знания должны максимально способствовать социализации, профессиональному самоопределению для вхождения в мир труда.

Закон РК «О труде» - возможность работать с 15 лет ».

Мы можем сказать, что функциональная грамотность школьников - это умение применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

В настоящее время не надо никого убеждать в необходимости перехода к личностно-ориентированному обучению. Всем становится ясно, что не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни, сейчас нужно не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Поэтому любые поиски новых форм уроков становятся актуальными.

Особенный интерес представляет для уроков русского языка и литературы технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Именно эта технология обращает внимание на текст, как никакая другая. Основой ее является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективное оценивание положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Простые и чрезмерные обобщения, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

Я хочу поделиться с Вами опытом использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы.

Для занятия я подготовила я подготовила материал собственных уроков, а также тексты, не изучаемые в курсе литературы, чтобы достичь более глубокого погружения Вами в Технологию.

2. Работа с презентацией: (на доске)

  • Что такое критическое мышление?

  • Характеристики, присущие критически мыслящему человеку

  • Стадии построения урока в технологии критического мышления

  • Приемы технологии критического мышления.

3. Практическая часть.


  • Чтение с остановками. Л. О' Флайерти «Снайпер» (Приложение)

(стратегии: мозговая атака, чтение с остановками, синвейн, дискуссионная карта, углы, письмо герою)

  • Ключевые слова. К. Паустовский. «Станционный смотритель» (Приложение)

(Стратегии : ключевые слова, проблемный вопрос)

  • Чтение с пометами: текст «Жизнь Ф. И. Тютчева: интересные факты его биографии» (Приложение)

(стратегии: чтение с пометами, ЗУХ, письмо герою)

  • Жигсо 2 « Виновна ли Наталья Гончарова в смерти Пушкина?» (Приложение)

( стратегии : ассоциации к портретам, жигсо 2, чтение с пометами, обсуждение, кластер )

  • Инсерт: М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Приложение)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» (Приложение)

  • Письмо по кругу

  • Логическая цепочка

  • Перепутанная логическая цепочка

  • Письмо герою

  • Концептуальная таблица


  • Карусель: И.С. Тургенев «Муму» (Приложение)


  • Кубик (Приложение)


  • Верные и неверные утверждения (Приложение)


  • Денотантный граф (Приложение)

4. Подведение итогов. Рефлексия.






КГУ «Красносельская СШ»






Мастер - класс


«Применение

стратегий Критического мышления

на уроках русского языка и литературы

как средство повышения

функциональной грамотности учащихся»






Провела: Андриянова И.В.






2014г.




© 2010-2022