Конспект урока литературы в 7 классе Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

Цели: 1)  Попытаться обнаружить многогранность стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», эмоционально включиться в стихотворение, углубленно воспринять своеобразие его мысли. 2) Развивать умение анализировать лирическое произведение. 3) Воспитывать интерес к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.   Оборудование: ПК (с подключенными динамиками), экран, проектор, видеоролик, аудиозаписи (чтение стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Остужевым, Качаловым, Яхонтовым), слайды с портретами и кратки...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Петровская средняя общеобразовательная школа №2»

Омского района, Омской области











Конспект урока литературы

в 7 классе



Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»















подготовила

учитель русского языка и литературы

Деркач Наталья Васильевна



































Урок литературы в 7 классе

Тема: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

Цели:

1) Попытаться обнаружить многогранность стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», эмоционально включиться в стихотворение, углубленно воспринять своеобразие его мысли.

2) Развивать умение анализировать лирическое произведение.

3) Воспитывать интерес к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

Оборудование: ПК (с подключенными динамиками), экран, проектор, видеоролик, аудиозаписи (чтение стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Остужевым, Качаловым, Яхонтовым), слайды с портретами и краткими данными об актёрах.

Предварительное домашнее задание: прочитать стихотворение «Смерть поэта»; индивидуальное задание (1 ученик) - подготовить краткий рассказ об истории создания стихотворения.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.

II. Постановка цели урока

Учитель на доске делает исправление в теме урока: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» (т.е. букву п в слове «поэта» исправляет на П).

- Ребята, как вы думаете, зачем я сделала это исправление?

(Примерный ответ: потому что в стихотворении говорится о Пушкине, а А.С. Пушкин - это Поэт с большой буквы…).

- Как относился к А.С. Пушкину Лермонтов?

(Примерный ответ: он боготворил его, уважал, преклонялся перед его талантом…).

- Ребята, дома вы прочитали стихотворение «Смерть поэта». Как вы думаете, какие мысли и чувства хотел донести до нас поэт?

(Примерный ответ: горечь утраты, негодование, разочарование в обществе, чувство обиды и т.п.).

- Чтобы разобраться, понять, что именно хотел донести до нас, читателей, М.Ю. Лермонтов, мы попробуем рассмотреть это стихотворение в разных актёрских исполнениях. Итак, цель нашего урока…

Дети пытаются сами сформулировать цель урока

(Примерный ответ: с помощью разных исполнений стихотворения выяснить, что именно хотел передать Лермонтов своим читателям).

III. Анализ стихотворения

1) История создания стихотворения

- Давайте для начала послушаем, как и когда появилось это стихотворение.

Выступление подготовленного ученика.

2) Стихотворение в исполнении А.А. Остужева

- Послушайте, пожалуйста, это стихотворение в исполнении мастеров художественного слова.

(Демонстрация слайдов. Включение аудиозаписей).

Слайд 2.

Конспект урока литературы в 7 классе Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

- Как читает стихотворение Александр Алексеевич Остужев?

(Примерный ответ: когда «Смерть поэта» читает Остужев, мы слышим звучный и благородный голос, который прерывается от волнения, от слёз. Остужев полон гневного возмущения, он читает «Смерть поэта» как очевидец ужасных событий. И лейтмотивом стихотворения

в чтении Остужева оказывается защита благородства поэзии от ничтожества света).

3) Стихотворение в исполнении В.И. Качалова.

Слайд 3.

Конспект урока литературы в 7 классе Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

- Что характерно для чтения стихотворения В.И. Качаловым? Есть ли отличия от предыдущего исполнения?

(Примерный ответ: Качалов читает это стихотворение по-иному. В его голосе слышится горе, лирическое раздумье, сожаление и сердечность. Все стихотворение дано как исповедь другу, смягчено этим обращением к человеку, который поймёт, какие, чувства переполняют чтеца. В трактовке Качалова главным в стихотворении становится защита гуманности от жестокости).

4) Стихотворение в исполнении В.Н. Яхонтова

Слайд 4.

Конспект урока литературы в 7 классе Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

- Что вы можете сказать об этом исполнении?

(Примерный ответ: страстный и гневный оратор, человек, произносящий речь на площади, потомок, судящий когда-то совершённое преступление с жаром и пылкостью (ведь рана так и не зажила). Стихотворение «Смерть поэта» прочитано Яхонтовым не как горькое свидетельство очевидца (Остужев), не как сердечная исповедь потрясенного болью человека (Качалов). В голосе Яхонтова звучит непреклонный приговор. Это защита высокой справедливости от произвола, насилия, варварства).

5) Анализ стихотворения

- Возможно, одна из этих трактовок лермонтовского стихотворения покажется вам более убедительной.

Итак, вы назвали различия. А что общего в исполнении этих 3 актёров?

(Примерный ответ: скорбь, горечь, грусть и восхищение, боль и негодование - эти чувства в их смене и данной последовательности не могут быть отброшены при любой трактовке).

- Чтецы по-разному объясняют причины возникновения этих чувств, изменяют характер выражения чувства и ситуацию, в которой стихотворение произносится. Но сами чувства, их последовательность неизменны, они определяются композицией, мыслью, образным строем произведения.

- Сколько героев вы видите в стихотворении?

(Примерный ответ: в стихотворении три героя: Пушкин, «невольник чести», светская толпа и поэт, клеймящий вероломство света и Пушкина оплакивающий).

- В чём видит поэт причины гибели Пушкина?

(Примерный ответ: прежде всего в том, что свет не терпит «его свободного, смелого дара», свету чужды «звуки чудных песен». Лермонтов видит прямого убийцу Пушкина, но он делает явными и его тайных убийц, тех, что поэта «злобно гнали»).

- Однако лермонтовское стихотворение не только сатира, гневная, скорбная, дерзкая. «Смерть поэта» ещё и элегия. Пушкин погиб потому, что «восстал он против мнений света один как прежде...». В Лермонтове есть восхищение мятежностью поэта и одновременно сознание трагизма этого одинокого бунта. Поэт вступил в борьбу и тем самым нарушил запрет судьбы, повелевающей ему быть вне низкого круга:

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

Вот в чем для Лермонтова внутренние причины трагедии: поэт в свете обречён на одиночество и не может его вынести, поэт бросается в чуждый мир и гибнет.

IV. Рефлексия

- Посмотрите, пожалуйста, видеоролик. Вы услышите ещё две версии чтения стихотворения в исполнении современных актёров.

Демонстрация видеоролика.

- Каковы ваши впечатления?

- Кому какое чтение понравилось больше, показалось более убедительным?

- Я вижу, что однозначного ответа нет. И это хорошо! Ведь разнообразные исполнительские трактовки открывают многогранность произведения. Каждая из них имеет право на существование. Даже при явных отличиях в этих трактовках есть общий мотив, составляющий существо произведения.

V. Домашнее задание

- Напишите сочинение-размышление «Как я понимаю стихотворение Лермонтова»;

Отрывок из стихотворения выучите наизусть.

Литература:

Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: «Просвещение», 1977.

9


© 2010-2020