Конспект урока по русскому языку «Второстепенные члены предложения»

"Описание материала: Урок проводится в рамках всемирной акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» и весь материал подобран на спортивную тематику. Особенно актуально посвятить урок такой теме в преддверии Зимней Олимпиады в Сочи. Учащиеся, систематизируя и обобщая материал о второстепенных членах, приобщаются к спорту, к здоровому образу жизни. Таким образом, урок касается 2 важнейших моментов: отрабатывание УУД и здоровьесбережение. На уроке испол ьзуется интерактивная доска. Это способствует повышению мотивации учащихся, позволяет по – новому воспринимать учебный материал, развивает информационную компетенцию Задания на уроке способствуют развитию речи. Учащиеся составляют предложения с прямыми и косвенными дополнениями, обстоятельствами, согласованными и несогласованными определениями, приложениями, используя их в речи для придания точности и выразительности. В ходе урока учащиеся отрабатывают навыки постановки знаков препинания, определяют способы выражения второстепенных членов предложения. На уроке применяется и тестовая работа, которая позволяет учителю оперативно проверить знания учащихся.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

8 КЛАСС






УРОК - ОБОБЩЕНИЕ

«ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»



ТЕМА: «СПОРТ - ЭТО ЖИЗНЬ»





Программа: Программы общеобразовательных предложений. Русский язык 5- 11 класс

М. Просвещение 2010г.

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
























Урок - обобщение

«Второстепенные члены предложения»

в рамках акции


«СПОРТ - АЛЬТЕРНАТИВА ПАГУБНЫМ ПРИВЫЧКАМ».


Тема: «Спорт - это жизнь».



Цель: обобщить и систематизировать материал о второстепенных членах предложения

Задачи: - определять способы их выражения;

- развивать навыки постановки знаков препинания;

- использовать их в речи для придания точности, выразительности;

- способствовать развитию речи.

Оборудование: - интерактивная доска

- раздаточный материал «Тесты»

- учебник

- доска

- мел

- иллюстрации про спорт (теннисные ракетки, перчатки для бокса, сетка для волейбола)

Ход урока.

I. Орг.момент.

Сегодня наш урок пройдет в рамках акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам» и будет посвящен спорту. Тема нашего урока «Спорт - это жизнь».(написано на доске)

Запишем число, классная работа, тему урока.

II. Синтаксический разбор предложения. Объяснить постановку тире.

Спорт - это жизнь. (повеств., невосклиц., двусост., нераспростр.)

Почему это предложение нераспространенное?

Какие второстепенные члены вы знаете?

Что такое дополнение? Какое оно бывает?(прямое и косвенное)

В теме нашего урока СПОРТ - подлежащее,

III. Cоставьте предложение, чтобы слово СПОРТ было дополнением. Записать его в тетрадь.

Какое это дополнение?

IV. Работа у доски.

Давайте возьмем название акции как отдельное предложение и сделаем синтаксический разбор. Запись на доске и в тетрадь.

Спорт - альтернатива пагубным привычкам. (дополнение косвенное, определение согласованное)

Что такое определение? Какие они бывают? (согл. и несогл.)

Здесь какое определение? (согл.)

V. А теперь составьте предложение с несогласованным определением.(если дети затрудняются, показать иллюстрации).(теннисные ракетки, футбольные мячи, форма для спорта…)

VI. Работа с интерактивной доской. (№ 1) устно

Давайте снова вернемся к названию нашей акции, но уже в составе предложения

Урок - обобщение темы «Второстепенные члены предложения» в рамках акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам».

Каким членом предложения здесь является название акции? (приложением)

Что такое приложение?

В этом предложении есть еще приложения? Почему урок - обобщение написано через дефис? Когда ставится дефис в приложении?

VII. работа у доски. Найти приложение. Объяснить постановку дефиса.

  1. Сочи - город-курорт. (Почему мы на этом уроке заговорили про Сочи)?

  2. На реке Волге оборудован огромный каток.

  3. Девочка - подросток выиграла забег среди юниоров.

  4. Мой брат выписывает журнал «Футбол».

  5. В скачках участвовали красавцы кони.

В последнем предложении подчеркнем все члены предложения.

Что такое обстоятельство? Виды обстоятельств.

VIII. Работа с интерактивной доской. Устно № 2

Добавить в данные предложения обстоятельства.

1. Сочи - это город, где (обстоятельство времени) в 2014 году пройдут Олимпийские игры.

2. Спортсмены отправились в область (обстоятельство цели) (зачем? Для чего?) на соревнования.

3. (обстоятельство места)На трибунах кричали болельщики.

4. Он на месяц освобожден от занятий физкультурой (обстоятельство причины) (почему? Отчего?) по болезни.

IX. Работа с тестом.

Взять на проверку тетрадь. В это время 1 ученик отвечает тест.

X. Работа с интерактивной доской. (устно № 3)

Определить синтаксическую роль неопределенной формы глагола (подчеркнуть на доске).

1. Двигаться - значит жить. (подлежащее)

2. К вечеру мы закончили тренироваться. (составн.глаг.сказуемое)

3. Папа научил меня (чему) плавать. (дополнение)

4. Он пришел (зачем, с какой целью) рассказать спортивные новости. (обстоятельство)

5. Раздалась команда (какая?) выйти на лед. (определение)

6. Мое увлечение - собирать значки о спорте. (простое глагольное сказуемое)

XI. Работа с учебником.

Упражнение 170.

Вывод: Какой теме был посвящен наш урок?

О каких членах предложения мы сегодня говорили?

XII. Домашнее задание.

Подготовиться к диктанту. ! 23 -28 упр.161 (зел.уч)

№ 1.

Урок - обобщение темы «Второстепенные члены предложения» в рамках акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам».

Конспект урока по русскому языку «Второстепенные члены предложения»


Конспект урока по русскому языку «Второстепенные члены предложения»

Конспект урока по русскому языку «Второстепенные члены предложения»

Конспект урока по русскому языку «Второстепенные члены предложения»Конспект урока по русскому языку «Второстепенные члены предложения»


№2

Добавить в данные предложения обстоятельства.

1. Сочи - это город, где (обстоятельство времени) пройдут Олимпийские игры.

2. Спортсмены отправились в область (обстоятельство цели).

3.(Обстоятельство места) кричали болельщики.

4. Он на месяц освобожден от занятий физкультурой (обстоятельство причины).



№ 3

Определить синтаксическую роль неопределенной формы глагола.



.

1. Двигаться - значит жить.

2. К вечеру мы закончили тренироваться.

3. Папа научил меня плавать.

4. Он пришел рассказать спортивные новости.

5. Раздалась команда выйти на лед.




ТЕСТ


  1. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом.

А. Стадион был переполнен.

Б. Она уехала на соревнования.

В. Тренер велел фигуристам работать.


  1. Укажите предложение с обстоятельством образа действия.

А. Мяч полетел прямым путем.

Б. Мяч полетел в ворота.

В. К утру мы были дома.


  1. Укажите предложение с несогласованным определением.

А. Отец изучал турнирную таблицу.

Б. На матче звучал Российский гимн.

В. Это был юноша лет шестнадцати.


  1. Укажите предложение, в котором нет приложения.

А. Мы болели за команду «Динамо».

Б. Зима - волшебница ждет в гости Олимпиаду.

В. Зимой мы поедем в Сочи на олимпиаду.


  1. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием.

А. Олимпиаду выиграла Россия.

Б. В нашей школе провели веселые старты.

В. На каникулах мы ездили в «ледовый дворец спорта».











© 2010-2022