Конспект урока по русскому языку на тему Распространенные и нераспространенные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку на тему Распространенные и нераспространенные предложения.Конспект урока по русскому языку на тему Распространенные и нераспространенные предложения.Конспект урока по русскому языку на тему Распространенные и нераспространенные предложения.Конспект урока по русскому языку на тему Распространенные и нераспространенные предложения.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сармановская гимназия»



Конспект урока

на тему: «Распространенные и нераспространенные предложения»






Выполнила

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Гимазова Ф.Р.



Класс: 5 класс

Автор УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: Распространенные и нераспространенные предложения.

Тип: урок открытия новых знаний

Цели:

-формирование:

а) представления о видах предложения по наличию\отсутствию второстепенных членов предложения;

б) способности находить и различать главные и второстепенные члены предложения;

- развитие: пунктуационной зоркости;

мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта, карточки с заданиями. Необходимое оборудование: учебник.

Демонстративный материал: алгоритм проверки распространенности\нераспространенности предложений; эталоны для самопроверки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель.Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой сегодня прекрасный день. Давайте сделаем его еще прекрасней - подарим друг другу улыбку!

Учитель.Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?

Учитель.Какие члены предложения мы с вами уже знаем?

Учитель. Из курса начальных классов вы знакомы и с другими членами предложения. Давайте их вспомним.

Вы хотите расширить свои знания о предложениях?

Учитель. Зачем нам нужны новые знания?

Учитель. Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания?

Учитель.Первоначально выясним путем повторения то, что знаем. Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.

Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

Готовы работать?

Обучающиеся приветствуют учителя и друг друга улыбкой.

Ученик. Мы изучаем раздел «Синтаксис».

Ученик. Мы уже знакомы с подлежащим и сказуемым.

Ученик.Мы знакомились с дополнением, определением, обстоятельством.

Ученик.Да, конечно!

Ученик.Нам нужны новые знания, чтобы грамотно писать и сделать свою речь богаче.

Ученик.Мы должны выяснить, что мы уже знаем и чего еще не знаем.



Ученик.Готовы!

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель.В данных предложениях найдите главные члены предложения и выясните, чем они отличаются. Сгруппируйте их:

Школьники поют. Девочки и мальчики танцуют и поют народные песни. Тишина. Необычная тишина.


Учитель. Все верно. Я согласна с вами.


Учитель.Итак, как можно назвать такие предложения?

Ученик. Я распределяю данные предложения в две группы, потому что предложения Школьники поют.Тишина состоят только из главных членов, а в остальных предложениях есть второстепенные члены.

Ученик. Я распределяю этипредложения на три группы: состоящие только из одного главного члена предложения: Тишина.

Состоящие из двух главных членов предложения: Школьники поют.

Состоящие из главных и второстепенных членов предложения: Девочки и мальчики танцуют и поют народные песни.

Ученик.не может ответить

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Почему возникло затруднение при определении видов предложений?

Ученик. Не знаем, как называются такие предложения.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы, ребята?

Учитель. Давайте прочитаем правило из учебника (стр.81)


Учитель.Все верно. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока. Кто самый смелый?

Учитель.Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какие методы мы использовали на других уроках.

Учитель.Какой из этих методов вы предлагаете использовать?

Учитель. Что мы выбрали в качестве объектов наблюдения?

Ученик.Мы должны узнать, как называются виды предложений.

Ученик. Мы узнали, что

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными.

Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространенными.

Ученик. Распространенные и нераспространенные предложения.

Ученик.Мы использовали метод наблюдения, сравнения.

Ученик. Можно использовать наблюдение.

Ученик. Материал для самостоятельного наблюдения со стр. 81.

V. Реализация построения проекта.

Учитель. Вернемся к предложениям. Составьте план ответа о распространенных и нераспространенных предложениях. С чего начинаете работу? Какова последовательность ваших действий?



Учитель. Какой алгоритм можете предложить для различия распространенных и нераспространенных предложений?

Ученик. 1. Я нахожу главные члены предложения. 2. Смотрю, есть ли второстепенные члены предложения.3. Определяю вид предложения. Если предложение состоит только из главных членов, оно нераспространенное, если есть второстепенные члены, предложение распространенное.

Ученик:

Есть:

только главные +

главные второстепенные

члены члены

нераспро-распростр-е

страненн-

ое

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель.Прочитайтеупражнение 175. Используя алгоритм, объясните типы предложений.

Учитель. Теперь поработаем в группах. Перед вами карточки с предложениями. Вам необходимо определить виды предложений по алгоритму.

1.Настало утро.

2. Ученики спешат в школу.

3. Прозвенел звонок.

4. Учитель вошел в кабинет.

Ученик. Блекнут травы. Предложение состоит только из главных членов, поэтому оно нераспространенное.

Ученик. Рощи вспыхнули вдали. Кроме главных членов есть второстепенный член вдали, значит, предложение распространенное.

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Ребята, вы уверены в своих умениях?

Учитель. Давайте проверим ваши знания. Как мы можем это сделать?

Учитель. Выполним упражнение 177 со стр. 82. Вам предлагаются нераспространенные предложения. Вы должны их распространить. Все ли поняли задание упражнения?

Учитель. Ваше время истекло. Наши дальнейшие действия?

Эталон: Если есть

Только главные члены предложения

нераспространенное.

Главные члены + второстепенные распространенное.

Учитель. Все ли смогли распространить предложения?

Учитель. Молодцы!

Ученики. Мы уверены!

Ученик. Выполнить самостоятельно упражнение.

Ученики. Мы все поняли задание.

Ученик. Проведем самопроверку по эталону.


Ученик. Да.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку знаний»?


Учитель. Выполните самостоятельно упр. 177.Задание составить и записать 5 нераспространенных предложений на оценку 3. Задание распространить их - на оценку 4. Задание и подчеркнуть грамматическую основу и второстепенные члены - на 5.

Учитель. Выполним задание в парах. Один учащийся придумывает нераспространенное предложение. Второй его распространяет второстепенными членами.


Ученик. Мы научились различать нераспространенные и распространенные предложения, находить их в тексте.

Учащиеся выбирают задания в соответствии со своим уровнем знаний.

Учащиеся проверяют работы в парах.

IX.Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Чему был посвящен наш урок?

Учитель. Чем различаются распространенные и нераспространенные предложения?

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой:

Научился различать распространённые и нераспространенные предложения, но остался вопрос по теме.

!

Научился различать распространённые и нераспространенные предложения, но не уверен, что смогу самостоятельно различить их. Скажу себе: «Я работал хорошо!»

!!!

Научился различать распространённые и нераспространенные предложения и могу объяснить тему товарищу. Скажу себе: «Молодец!»

Учитель.Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:


  1. Кто научился различать распространённые и нераспространенные предложения, но остался вопрос, выполняют упр. 178: отвечают на вопросы.

  2. Кто научился различать распространённые и нераспространенные предложения, но не уверен, что справится самостоятельно, выполняет упр. 178: отвечает на вопросы и приводит примеры.

  3. Кто научился различать распространённые и нераспространенные предложения и уверен в себе, пишет мини сочинение на одну из предложенных тем из упр. 178.

  4. Для умников и умниц!

Написать сказку о распространённых и нераспространенных предложениях.

Ученик. Мы изучали распространенные и нераспространенные предложения.

Ученик. Они различаются наличием и отсутствием второстепенных членов. Если есть второстепенные члены, то предложение распространенное, если их нет - нераспространенное.

Обучающиеся оценивают свои знания.



Обучающиеся выбирают домашнее задание и фиксирую его в дневнике.


© 2010-2022