- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа кружка по литературе
Программа кружка по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Царёв А.А. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №6
Согласовано Утверждаю
Зам.директора по УВР Директор МКВСОУ ВСОШ №6
___________(Е.В. Дутчак) _____________(Т.С .Овчинина)
«____»___________2014 г. «____ »____________2014 г.
Дополнительная образовательная программа, реализуемая через кружок по литературе «Основы русского стихосложения»
Составил Царёв А.А.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории.
Рассмотрено на заседании МО
Протокол № от
«____»______________2014 г.
Руководитель МО
___________(Царёв А.А.)
Пояснительная записка.
Для формирования и развития интереса к русскому языку и литературе, развития стремления к творчеству, к постоянному росту положительных личностных качеств учащихся на протяжении многих лет в школе реализуется дополнительная образовательная программа, литературный кружок «Основы стихосложения».
Программа кружка составлена на основе главы 5 «Русское стихосложение» учебника «Русская словесность» А.И.Горшкова.
Главными целями и задачами работы кружка являются:
-
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
-
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
-
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать стихотворный текст;
-
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в стихотворном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного стихотворного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
-
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
-
использование опыта общения с поэтическими произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Кружок, как одна из форм внеклассной работы по предмету, обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно- мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение в ходе заседаний кружка к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, способствует постановке таких его приоритетных целей, как:
-
воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
-
формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
-
формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;
-
воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
-
развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
-
приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
Личностными результатами, формируемыми в ходе кружковых занятий, являются:
-
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Метапредметные результаты члена кружка проявляются в:
-
умениипонимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
-
умениисамостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-
уменииработать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:
-
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных стихотворных произведений;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;умение анализировать стихотворное произведение; 2) в ценностно-ориентационной сфере:
-
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
-
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
-
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
-
понимание авторской позиции и своего отношения к ней
-
в коммуникативной сфере:
-
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
-
написание собственных произведений, умение слушать и давать оценку произведениям товарищей по кружку. 3) в эстетической сфере:
-
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
-
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов стихотворных произведений.
Содержание программы кружковых занятий ( 26 часов)
1.Введение в курс. -----------------------------------------------------------------------------1 час
2. Основные темы курса: 2.1 Системы стихосложения.---------------------------------------------------------------2 часа
Изучаемые понятия: строки, стихи, мелодическое и метрическое стихосложение, тоническое стихосложение.
2.2 Русский народный стих.----------------------------------------------------------------2 часа
Изучаемые понятия: былинный стих ,песенный стих, раёшный стих.
2.3 Силлабическое стихосложение.------------------------------------------------------1 час
Изучаемые понятия: количество слогов в строке, «Письмо о правилах русского стихотворства» М.В.Ломоносова, работы и стихи А.Д.Кантемира и В.К.Тредиаковского.
2.4 Силлабо - тоническое стихосложение. Стопа. Двусложные стопы.-------4 часа
Изучаемые понятия: хорей, ямб, спондей, пиррихий, метр стиха.
2.5 Стопа. Трёхсложные стопы.---------------------------------------------------------------------4 часа
Изучаемые понятия: дактиль, амфибрахий, анапест.
2.6 Размер стиха. Вольный стих.------------------------------------------------------------------1 час
Изучаемые понятия: индивидуальность поэта, вольный ямб, паузы, перенос.
2.7 Рифма. -------------------------------------------------------------------------------------------------3 часа
Изучаемые понятия: внутренняя рифма, точная и неточная рифмы, составная рифма, мужская и женская рифмы, рифмы смежные, перекрёстные и охватные, белый стих.
2.8 Строфа. -----------------------------------------------------------------------------------------------2 часа
Изучаемые понятия: четверостишие, двустишие, трёхстишие, октава,
сонет, онегинская строфа.
2.9 Акцентный стих и свободный стих.-----------------------------------------------------------1 час
Изучаемые понятия: интонационно - синтаксическая однородность строк, безрифменные акцентные стихи.
2.10 Алгоритм анализа стихотворения.---------------------------------------------------------5 часов
3. Встречи с самодеятельными поэтами гг. Сатки и Бакала.
4. Кружковые литературные чтения.
5. Публикации стихотворений членов кружка в школьной , муниципальной прессе и в Интернете.
6. Выступления членов кружка на общешкольных коллективных творческих мероприятиях.
Кроме теоретико- практических занятий в календарно - тематический план работы кружка включены 6 КТД, в которых участники кружка принимают , как правило, активное участие.
Календарно - тематический план работы кружка.
№п/п
Тема занятия
Форма проведения
Дата проведения
Коррекция
1
Вводное занятие
Беседа, анкетирование
2.09.
2
Системы стихосложения
Теоретико-практическое
9.09
3
Системы стихосложения
Теоретико-практическое
16.09
4
Русский народный стих
Теоретико-практическое
23.09
5
Конкурс стихотворений ко Дню учителя
КТД
30.09
6
Силлабическое стихосложение
Теоретико-практическое
7.10
7
Силлабо - тоническое стихосложение. Стопа. Двусложные стопы
Теоретико-практическое
14.10
8
Силлабо - тоническое стихосложение. Стопа. Двусложные стопы
Теоретико-практическое
21.10
9
Силлабо - тоническое стихосложение. Стопа. Двусложные стопы
Теоретико-практическое
28.10
10
Силлабо - тоническое стихосложение. Стопа. Двусложные стопы
Теоретико-практическое
11.11
11
Стопа. Трёхсложные стопы
Теоретико-практическое
18.11
12
Стопа. Трёхсложные стопы
Теоретико-практическое
25.11
13
Конкурс стихотворений ко Дню Матери. Встреча с местным поэтом
КТД
2.12
14
Стопа. Трёхсложные стопы
Теоретико-практическое
9.12
15
Стопа. Трёхсложные стопы
Теоретико-практическое
16.12
16
Размер стиха. Вольный стих
Теоретико-практическое
23.12
17
Новогодний стихотворный конкурс
КТД
28.12
18
Рифма.
13.01.
19
Рифма.
20.01
20
Рифма.
27.01
21
Строфа
Теоретико-практическое
3.02
22
Строфа
Теоретико-практическое
10.02
23
Акцентный стих и свободный стих
Теоретико-практическое
17.02
24
Акцентный стих и свободный стих
Теоретико-практическое
24.02
25
Конкурс стихотворений ко дню 8 Марта
КТД
3.03
26
Алгоритм анализа стихотворения
Теоретико-практическое
10.03
27
Алгоритм анализа стихотворения
Теоретико-практическое
17.03
28
Алгоритм анализа стихотворения
Теоретико-практическое
31.04
29
Алгоритм анализа стихотворения
Теоретико-практическое
7.04
30
Алгоритм анализа стихотворения
Теоретико-практическое
14.04
31
Конкурс стихотворений о школе на празднике Последнего звонка.
КТД
21.04
32
Итоги года. Награждение лучших членов кружка.
КТД
28.04