- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Гендерная специфика недосказа в литературе
Гендерная специфика недосказа в литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михайленко Н.А. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Гендерная специфика недосказа
в литературе.
(Формы деятельности)
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ №2 г. Россоши
Воронежской области
Михайленко Наталья Александровна
Интерес к чтению у современных школьников, к сожалению, невысок. Они все больше «зависают» в компьютерах, читают классику в кратком изложении или знакомятся с ней посредством кинофильмов. Потому плохо говорят, «бедно» мыслят, несостоятельно аргументируют. Задача учителя литературы - вызвать у ребят интерес к книге, помочь им приобщиться к чтению посредством здравого любопытства, рассказать о том, что литература-отражение жизни, «зеркальный оттиск действительности», а потому в ней, как и в самой жизни, много таинственного, непредсказуемого, неоднозначного, недосказанного. Выработать в ребенке потребность во всякого рода «почему?», «зачем?», «откуда?» и «что бы это значило?»
Занимаясь в течение нескольких лет проблемой общения в художественной литературе, я заинтересовалась таким понятием, как «недосказ». Обратила внимание на то, что встретить его можно в каждом художественном произведении, независимо от жанра. Это очень увлекательно и интересно - «читать» то, что от читателя скрыто.
Недосказ отражает эмоциональную сторону звучащей речи. В художественном тексте это достигается при помощи литературных приемов: сдвигов, деформаций, избытка знаков неопределенности, текстовыми пробелами. Основная его задача: привлечь внимание читателя, удержать это внимание, вызвать интерес, сформировать запоминающийся уникальный образ, побудить к действию.
Учитывая тот факт, что авторами произведений могут быть как мужчины, так и женщины, ученые-лингвисты выделили так называемую «гендерную специфику недосказа» в художественной литературе. Эмоциональный накал повествования, способы передачи чувств героев, а подчас и самих авторов во многом зависит от того, КТО пишет, поскольку женщины более чувственны и менее категоричны, чем мужчины, их строки мягче, а лирические отступления не столь натуралистичны. А если учесть, что в произведении персонажи не могут быть «однополыми», приходишь к выводу, что автор-мужчина говорит, думает и действует за всех «своих женщин» в повествовании, то есть его задача - «влезть» в их сущность и повести себя настолько естественно, чтобы читатель им (женщинам-персонажам) поверил. Ровно так же, как автор-женщина должна «от А до Я» чувствовать всех своих героев мужского пола. И талантливые авторы это умеют делать превосходно, но по-разному, учитывая или, скорее, опираясь на свое (мужское или женское) восприятие мира.
Что же есть «недосказ» как художественное явление?
А.П.Квятковский считает, что это «синтаксическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя». Причем незавершенность коммуникативного высказывания порождает неопределенность смысла и ведет к усилению эмфатичности. А «Краткая литературная энциклопедия» подтекст художественной литературы определяет как «скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения словесных значений с контекстом и особенно-речевой ситуацией».
По замечанию Н.Д.Арутюновой, человек воспринимает больше, чем выражает язык, то есть за его пределами нечто непередаваемое, невысказанное. А, значит, и подтекст, и умолчание, и недомолвка, и намек имеют непосредственное отношение к «недосказанности» (или недосказу).
Таким образом, к разновидностям недосказа мы отнесем следующие: подтекст (импликация), недомолвка (намек), умолчание, текстовой пробел, когда автор намеренно допускает пропуск слов или предложений в печатном тексте с целью привлечения внимания читателя к чему-то необыкновенному (хорошему или плохому), что последует вслед за…
Чтобы усилить мотивацию школьников к изучению того или иного произведения, я составила так называемые «Карточки для творческой личности», в основе которых - недосказ. Особенно хорошо они «работают» в старших классах, где многим хочется попробовать себя в роли «этой самой» творческой личности.
Например, изучая творчество В.Маяковского, работаем с его стихотворением «Исчерпывающая картина весны». Определяем алгоритм деятельности: ищем недосказ, определяем его разновидность, пытаемся дать ему объяснение (зачем?), делаем выводы. Высказываем свое «я», сопоставляя его с авторским. Получается очень интересно, а порой неожиданно.
По тому же принципу можно работать и со стихами других поэтов, в том числе зарубежных, например, с произведениями Уильяма Блейка, в частности с его стихотворением «Без названия». Подойдут для такой формы деятельности и стихотворения Джона Китса, например, «Четыре разных времени в году» в переводе Маршака.
«Карточка для творческой личности» может выглядеть так:
Карточка для творческой личности.
В.Маяковский. Алгоритм деятельности:
«Исчерпывающая картина весны». ищем
↓
Листочки. «узнаем» (разновидность)
После строчек лис - ↓
точки. говорим «зачем»
↓
делаем вывод
(мое «я» на фоне авторского)
Недосказ в художественной литературе.
Карточка для творческой личности.
Уильям Блейк Алгоритм деятельности:
«Без названия». ищем
↓
Есть шип у розы для врага, «узнаем» (разновидность)
А у барашка есть рога. ↓
Но чистая лилия так безоружна,
И, кроме любви, ничего ей не нужно говорим «зачем»
↓
делаем вывод
(мое «я» на фоне авторского)
Недосказ в художественной литературе.
Карточка для творческой личности.
Джон Китс (перевод Маршака) Алгоритм деятельности:
«Четыре разных времени в году». ищем
Четыре разных времени в году «узнаем» (разновидность)
Четыре их и у тебя, душа. ↓
Весной мы пьем беспечно на ходу говорим «зачем»
Прекрасное из полного ковша. ↓
Смакуя летом этот вешний мед, делаем вывод
Душа летает, крылья распустив. (мое «я» на фоне авторского)
А осенью от бурь и непогод
Она в укромный прячется залив.
Теперь она довольствуется тем,
Что сквозь туман глядит на ход вещей.
Пусть жизнь идет неслышная совсем,
Как у порога льющийся ручей.
Потом - зима. Безлика и мертва.
Что делать! Жизнь людская такова.
Особый интерес у старшеклассников вызывает работа с карточкой по прозе. Для этого лучше взять небольшие произведения, например, рассказы А.Чехова, И.Бунина или А. Куприна.
Определяем тему и проблематику произведения, указываем разновидность недосказа, аргументируя мнение строками из рассказа, пытаемся обосновать «авторское «Я» через призму гендерной специфики восприятия и высказать свою точку зрения по данному вопросу.
Вариант уже выполненного задания может выглядеть так:
Автор произведения
(эпизод)
Тема
Проблема-тика.
Разновид
Ность недосказа
Гендерная специфика восприятия
Авторского
«Я»
Мое рассуждение по данной теме
А.П. Чехов «Шуточка»
Тема: катание с горы «шутника» и Наденьки.
Проблематика:
1. Проблема «шуточного» отношения к чувствам.
2. Проблема выбора.
(Да?.. Нет?..)
3. Проблема гендерного восприятия любовных признаний.
Недомолвка (Было или показалось? Любит ли?)
Умолчание.
«И я, дождавшись ветра, говорю вполголоса:
- Я люблю вас, Надя!
Боже мой, что делается с Наденькой! Она вскрикивает, улыбается во все лицо и протягивает навстречу ветру руки, радостная, счастливая, такая красивая.
Текстовой пробел.
«А я иду укладываться...»
«Чехов обидел свою девочку. Наделил её наивностью в высшей степени. Дал понять, что за женщиной и мужчиной закреплены разные эмо-ционально-психологические стерео-типы и разные социально-ролевые функ-ции. Он ярко нарисовал непреодоли-мую пропасть между женщиной, для которой любовь и есть единственный смысл и наполнение жизни, и мужчиной, для которого любви в этом понимании вообще не существует».
(Л.Улицкая)
Мне не хотелось бы оказаться в роли Наденьки и «маяться» от неопределенности: любит, не любит.
Трясясь от страха, подниматься на гору за очередным, таким зыбким «Я люблю вас, Наденька». Не хочу разочаровываться и терять надежду на счастье. На мой взгляд, это нехорошая шутка.
Хотя не удивлюсь, если мужчины будут думать иначе.
Автор произведения
(эпизод)
Тема.
Проблема-тика.
Разновидность
недосказа.
Гендерная специфика восприятия
(Авторского «Я»)
Мое рассуждение по данной теме
И Бунин.
«Кавказ»
Тема: Жена изменяет мужу-офицеру, тот добровольно уходит из жизни.
Проблема-тика:
1. Проблема супружеских отношений.
2. Проблема выбора.
3. Проблема чести и совести.
4. Проблема общественного мнения.
Текстовой пробел (глубинный смысл текста).
Умолчание («… снял перчатку, снял картуз, целуясь с ней, крестя ее... Третий звонок оглушил меня, тронувшийся поезд поверг в оцепенение... Поезд расходился, мотаясь, качаясь, потом стал нести ровно, на всех парах... Кондуктору, который проводил ее ко мне и перенес ее вещи, я ледяной рукой сунул десятирублевую бумажку...»
Бунинский (чисто мужской) подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенна, обнажёна, а порой даже грубовата, исполненна неутолён ной страстью. Проблема "Кавказа": любовь - это необыкновен ная сила. Она не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль.
«Мужчины любят несколько иначе, чем женщины: они в большей степени собствен ники …» (Р. Назиров)
"Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена ," - в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведе ниях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась "украденной", она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.
Нельзя построить собственное благополу-чие на абсолютном несчастье другого.
Измена - зло, от кого бы она не исходила.
Разновидностью недосказа можно считать и язык цветов из трагедии У.Шекспира «Гамлет». Вспомним монолог Офелии, произнесенный после смерти её отца: « Вот розмарин-это для памятливости… А вот анютины глазки- это чтоб думать… Вот вам укроп… , вот водосбор. Вот рута… Это ромашка. Я было хотела дать вам фиалок, но все они завяли, когда умер мой отец». Зная значение каждого цветка «по-Шекспиру», нетрудно догадаться, что имела в виду Офелия, произнося этот монолог.
Ученики тоже могут попробовать написать письмо или мини-сочинение, используя язык цветов. И вот тут гендерная специфика недосказа будет налицо, поскольку написанное девушками и юношами заметно отличается.
Такая форма работы позволяет разнообразить урок, сделать его более интересным и, в какой-то мере, неожиданным, даст каждому ребенку возможность рассуждать и аргументировано мыслить, «разрешит» ошибаться в своем мнении и научит признавать эти ошибки, если мнения других будут более убедительны.
Школьники «добровольно» и осознанно возвращаются к тексту произведения, увлеченно работают с эпизодами, умело обращаясь к художественным деталям и выразительным средствам речи. Их воображение и речь становятся богаче, а доводы более весомыми.
А, значит, такая форма работы на уроке имеет право на существование.