Урок по литературе для 9 класса «Живите так, как вас ведет звезда…» (по творчеству Сергея Есенина)

Цель: - формирование анализирующего наблюдения, обеспечивающего необходимую конкретно-образную основу для развития эмоционально-волевой сферы, образного мышления и речи; Задача: создание представлений о творчестве Сергея Есенина по непосредственному наблюдению; - развитие эмоциональной выразительной речи учащихся на основе чувственного опыта; - воспитание национальной гордости, любви ко всему живому, эстетического восприятия окружающего мира через поэзию Есенина и пейзажные зарисовки. Тип урока: урок внеклассного чтения, обобщающий и систематизирующий знания, умения и навыки, полученные в результате изучения творчества Сергея Есенина.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная гостиная. «Живите так, как вас ведет звезда…»

по творчеству Сергея Есенина.

Цель:

- формирование анализирующего наблюдения, обеспечивающего необходимую конкретно-образную основу для развития эмоционально-волевой сферы, образного мышления и речи;

Задача: создание представлений о творчестве Сергея Есенина по непосредственному наблюдению;

- развитие эмоциональной выразительной речи учащихся на основе чувственного опыта;

- воспитание национальной гордости, любви ко всему живому, эстетического восприятия окружающего мира через поэзию Есенина и пейзажные зарисовки.

Тип урока: урок внеклассного чтения, обобщающий и систематизирующий знания, умения и навыки, полученные в результате изучения творчества Сергея Есенина.

Форма урока: литературная гостиная, предполагает построение урока на личностной, эмоционально-психологической основе, т.е. создание эмоционально-психологического фона с использованием видеоматериалов, музыкальных фрагментов, выразительного чтения стихов, пения, цветовой пейзажной и поэтической гаммы.

Оформление:

1. Портрет Есенина на экране.

2. Фото С.Есенина на фоне пейзажных зарисовок в стенгазете.

3. Эпиграф урока на доске: Стихи мои,

Спокойно расскажите

Про жизнь мою…

Мой путь, 1925

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сергей Есенин! Сколько солнца, света, тепла и лиризма в этом имени. Мы произносим это слово и в сознании нашем возникают

- пейзажи, в которых «отговорила роща золотая»,

- «страна березового ситца»,

- «белая береза под моим окном»,

- «голубая Русь» и «синь, упавшая в реку» и многое другое.

Как глубоко и самозабвенно надо было любить свою Родину, какую чистую мудрую душу надо было иметь, чтобы сказать так предельно искренне о Родине:

Гой ты, Русь…

Сергей Есенин - тонкий знаток и ценитель русского языка. Нет, пожалуй, такого человека в нашей стране, кто не желал бы прикоснуться душой своей, умом и сердцем к поэ-

зии Сергея Есенина. Сегодня хоть на немного, но мы станем ближе к поэту.

Можно по-разному толковать обстоятельства жизни Сергея Есенина и оценивать масштаб его таланта, так или иначе относиться к легендам о его безвременной трагической гибели. Бесспорно одно: творчество Есенина необычайно оригинально, а сам он стал ярчайшей из звезд русской поэзии XX века.

В 1924 году автобиография поэта помещалась на двух-трех страничках. Давайте попробуем прочесть ее … в стихах. Эпиграфом урока являются следующие есенинские строки…

2. Стихотворная биография поэта.

1-й ведущий: «Я родился, - сообщает С.Есенин, - в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Рязанской губернии. Отец мой крестьянин, Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна.

Чтец: Матушка в Купальницу по лесу

ходила,

Босая, с подтыками, по росе

бродила.

Травы ворожбиные ноги ей

кололи,

Плакала родимая в купырьях

от боли.

Не дознамо печени судорга

схватила,

Охнула кормилица, тут и

породила.

Родился я с песнями в травном

одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали… (1912)

1-й ведущий: Первые воспоминания поэта относятся ко времени, когда ему было три-четыре года: «Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас в верстах в сорока. Я ухватился за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст…Нянька, старуха-приживальщица, рассказывала мне сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети».

Чтец: В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим,

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели…

Но, а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело -

Говори да говори. (1915)

1-й ведущий: Из строк стихотворения «Бабушкины сказки», написанного в 1915 году, видно, что Сергей рос в атмосфере русской народной поэзии.

2-й ведущий: «Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель… Стихи писать начал лет с девяти, читать выучили в пять…

Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину».

Осенью 1913 года Есенин поступил вольнослушателем на историко-философский факультет университета Шанявского, где проучился полтора года. В январе 1914 года состоялся дебют поэта…

«Печатался я в журналах «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Северные записки» и т.д. Это было весной 1915 года. А осенью этого же года Клюев отыскал мне издателя, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница».

Чтец: Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки,

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле,

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть. (1914)

2-й ведущий: Обращенное к любимому краю стихотворение было написано в 1914 году. Тема Родины стала основной в творчестве поэта, который признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к родине». А любовь к родине у Есенина - это любовь ко всему живому.

3-й ведущий: Поэт счастлив, что жизнь одарила его любовью к женщине, что им испытана радость быть любимым. Об этом чувстве он говорит неоднозначно. В юности Есенин поет о любви, под которой струится кровь. Позже поэт воспевает любовь, несущую свет, умножающую силы, открывающую неоглядные просторы.

Чтец: Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи,

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда. (1916)

3-й ведущий: В мировой поэзии немного найдется таких же чистых произведений о любви, как стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…», написанное в 1916 году. В этом стихотворении наиболее полно проявилась есенинская «нежность грустная русской души».

4-й ведущий: Есенина часто называют певцом русской природы. Из доброго чувства поэта к родной земле рождалась его любовь к природе. Действительно, Сергей Есенин воспринимает природу не как нечто отдаленное от людей, а как состоящее в прямом родстве, живущее одной жизнью с ними. Он часто прибегает к олицетворению. И поэтому у поэта «говорят…коровы на кивливом языке. Духовитые дубровы кличут ветками к реке». Он слышит: «…тонкогубый ветер о ком-то шепчет, сгинувшем в ночи». В его стихах ивы «обветшалым трясут подолом», «вздрогнувшее небо выводит облако из стойла за уздцы», «ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве…» С его легкой руки определение животных как «братьев наших меньших» вот уже многие годы мелькает на страницах самых разных газет.

Чтец: Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила собака,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег. (1915)

4-й ведущий: Стихотворение «Песнь о собаке» написано в 1915 году. В мировой литературе известны «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Роланде»… В этих названиях слово «песнь» соотносится с чем-то возвышенным, таинственно торжественным. А тут - «Песнь о собаке». Любовь и горе матери, у которой отняли самое дорогое в жизни - детей, беззащитность доверчивой доброты перед тупой жестокостью. Как много вобрали в себя семь стихотворных строф, как много говорят они человеческому сердцу.

5-й ведущий: Из древнего мифологического уподобления человека дереву вырастает поэтический образ клена: «Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге…» Дальнейшее развитие образа ведет к сравнению слова с листвою: «Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова…» В том же ряду - «роща золотая отговорила милым языком…» Поистине поэту был понятен «земли глагол», который нашел свое яркое выражение в стихотворении «Отговорила роща золотая», написанном в 1924 году.

Чтец: Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь,

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так…что роща золотая

Отговорила милым языком. (1924)

5-й ведущий: Природа для поэта - купель нравственного очищения от всяческой скверны. «Древо - жизнь» - так определил Есенин свое мироощущение. Он и в человеке видел семя этого «надмирного древа». И талант его был проявлением жизнедеятельной силы, способной «процвесть и умереть». И поэтому в его стихах не ощущается беспомощность человеческого «я» перед таинственными силами природы. Смерть была для поэта лишь одним из проявлений мирового кругооборота явлений, а жизнь человека была равна смене времен года - цветению, плодоношению, увяданию для нового цветения и нового увядания. Эта тема наиболее полно звучит в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…», написанном в 1921 году.


Пение: Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришлось процвесть и умереть. (1921)

Учитель: «Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги. Жизнь моя и мое творчество еще впереди», - так писал Сергей Есенин в 1924 году.

Чтец: Много дум в тишине продумано,

Много песен про себя сложил

И на этой земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

3. Составление пейзажных композиций.

Учитель: Творчество любимого поэта намного пережило своего автора и продолжает поражать изумительной цветовой гаммой, которая способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам поэта.

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги в красочных эпитетах.

Сергей Есенин - блестящий мастер пейзажной лирики. Все богатство словесной живописи у него подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы , такую же, как на полотнах пейзажистов.

Перед вами репродукции известных картин Ф.А.Васильева «Мокрый луг», В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Вряд ли авторы пейзажей предполагали, что их живопись оживет в поэзии, которая так естественно переливается голубым, розовым, белым, синим, золотым, зеленым, желтым цветами - цветами неба, зари, снега, озер, колосящегося поля, травы, осенней листвы.

Перед вами отрывки из 3-х есенинских стихотворений. Соотнесите их с данными репродукциями так, чтобы стихи наиболее точно отражали изображенные пейзажи. А также подберите характерный цвет для своих композиций.

1-я композиция: Пейзаж В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии», где склон холма усеян красивыми ярко-желтыми березками, красными осинками и высокими зелеными соснами может проиллюстрировать есенинские строки:

Морозный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

Характерный цвет композиции - желтый.

2-я композиция: Необычное березовое зимнее утро в «Февральской лазури» И.Э.Грабаря, когда природа, по словам художника, казалось, праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и есенинское стихотворение:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Характерный цвет композиции - белый.

3-я композиция: На полотне Ф.А.Васильева «Мокрый луг» мы видим темные деревья на фоне уходящей тучи, тень которой скользит по зеленому лугу. Еще напоен влагой воздух и… в стихотворении Есенина:

Еще не высох дождь вчерашний,

В траве - зеленая вода.

Тоскуют брошенные пашни,

И вянет, вянет лебеда.

Характерный цвет композиции - зеленый.

Учитель: А теперь давайте составим пейзажные изобразительно-выразительные композиции из отрывков стихотворений Есенина и его любимого поэта Пушкина. Из 4-х отрывков составьте 2 композиции. Определите их темы, найдите изобразительно-выразительные средства и ключевые слова, которые встречаются в обоих отрывках.

1-я композиция: 2 стихотворных отрывка Есенина и Пушкина объединены темой «Осенний пейзаж». Это: Нивы сжаты, рощи голы, и Октябрь уж наступил.

От воды туман и сырость. Уж роща отряхает

Колесом за сини горы Последние листы

Солнце тихое скатилось. С нагих своих ветвей.

В первом отрывке «голы» рощи, «сини» горы и «тихое» солнце - эпитеты, а «солнце колесом скатилось» - это метафора. Во втором отрывке «роща отряхает» - это олицетворение, а с «нагих» ветвей - эпитет. Ключевое слово - «роща». В обоих отрывках показаны осенние рощи.

2-я композиция: 2 стихотворных отрывка Есенина и Пушкина объединены темой «Зимний пейзаж». Это: Поет зима, аукает, и Под голубыми небесами

Мохнатый лес баюкает Великолепными коврами,

Стозвоном сосняка. Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет…

В первом отрывке зима «поет», «аукает», «баюкает» это олицетворения, «мохнатый» лес - эпитет. Во втором отрывке «голубыми» небесами, «великолепными» коврами, «прозрачный» лес - это эпитеты. Ключевое слово - «лес». В обоих отрывках показан зимний лес.

4. Заключительное слово учителя.

«С посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность, - писал в начале 50-х годов XX века поэт Георгий Иванов. - Он мертв уже четверть века, но все связанное с ним, как будто выключенное из общего закона умирания, умиротворения, забвения, продолжает жить. Живут не только его стихи, а все «Есенинское», Есенин вообще, если можно так выразиться. Все, что его волновало, мучило, радовало, все, что с ним как-нибудь соприкасалось, до сих пор продолжает дышать трепетной жизнью сегодняшнего дня». (Иванов Г.В. «Сергей Есенин в стихах и жизни» )

Эти слова остаются в силе и в наше время. В дни ощутимого охлаждения интереса к поэзии 110-летие со дня рождения Есенина, не став всенародным праздником, все-таки выплеснулось за пределы литературных кругов созданием художественного фильма «Есенин», который многие из вас видели.

Иногда о человеке многое может сказать его портрет. Портреты Есенина говорят сами за себя: непритворная чистота светится в его лице. Такой взгляд не может изобразить человек испорченный. Какая-то внутренняя открытость оставалась в нем до конца, пережив все его падения.

Когда-то Сергей Есенин мечтал: «…буду я известным и богатым и будет памятник стоять в Рязани мне». Памятник ему поставили - и не только в Рязани. Русский поэт Сергей Есенин известен во всем мире. И богат он беспредельно. Он богат народной любовью - искренней и глубокой.

5. Подведение итогов.

6. Выставление оценок

© 2010-2022