Научная работа на тему: Судьбы развенчанных русских невест

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научная работа на тему: Судьбы развенчанных русских невестНаучная работа на тему: Судьбы развенчанных русских невестНаучная работа на тему: Судьбы развенчанных русских невест

II Молодежные Кирилло-Мефодиевские Чтения




Судьбы развенчанных царских невест в русской истории


(Секция: «Духовные ценности русской культуры»)




Автор:

Хабибуллина Ксения,

10 класс,

МБОУ «Лицей им. Г.Ф.Атякшева»

Руководитель:

Крайнова Наталья Ильгизяровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей им. Г.Ф.Атякшева»


Югорск, 2014

Содержание

Введение

3

Глава 1.История обряда смотрин

4

Глава 2. Развенчанные невесты

6

2.1. Выбор невесты для царя

6

2.2.Опальные невесты русских царей

7

Заключение

14

Список литературы

15

Приложение

16







































Введение

В русском фольклоре распространено выражение: «Стерпится - слюбится», в русских же сказках молодец, сраженный красотой и скромностью девицы, готов освободить ее из плена, заслужить ее любовь с помощью смелости и мужества. А сказочный царь мог выбрать себе невесту по вкусу, несмотря на ее социальное положение или душевную привязанность.

Сегодня среди молодоженов страны стал популярен обряд венчания. Что это: возвращение к традициям или очередной модный виток? А как к таинству венчания относились наши предки?

Цель работы: доказать, что появление опальных царских невест - это следствие дворцовых интриг.

Задачи:

1) изучить традиции выбора невесты в русской культуре;

2) проследить судьбы опальных невест русских царей;

3) сделать выводы.

Гипотеза исследования: получить полную информацию о тяжелой и трагической судьбе каждой из опальных невест возможно только в том случае, если посетить все монастыри, в которые ссылались несчастные. Именно поэтому мы разработали экскурсионный путеводитель.

Актуальность: эта тема представляется нам интересной, потому что связана с традициями русского народа. В свердловской области есть старинный город Верхотурье (Приложение А), где долгое время находились в ссылке невесты русских императоров, их прозвали опальными невестами, потому что любовь и искренность принесли им только горе. Вместе с любовью они потеряли все: и жениха, и родной дом, и впоследствии так и не дождались счастья.

В школьных учебниках истории о судьбе опальных царских невест в лучшем случае сказана пара строк. Информации по теме очень мало, однако, побывав в г. Верхотурье, мы увидели, что каждый посетитель Верхотурского краеведческого музея (Приложение Б) смотрит с горечью и состраданием на изображение Машеньки Хлоповой, на ее щеке застыла слеза, сквозь века передается чувство обиды на жестокость времени и истории. (ПриложениеВ) Именно поэтому мы решили обратиться к этой теме.

Практическая значимость: данный материал можно использовать на уроках истории, при проведении внеклассных мероприятий, а также информация будет полезна туристическим агентствам, которые занимаются организацией групповых и индивидуальных туров по России, по нашему краю.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и приложения. Во введении обозначены цели, задачи и актуальность исследовательской работы. В первой главе основной части мы рассмотрели историю обряда смотрин, во второй главе представили собранный во время самостоятельно организованной экскурсии в г. Верхотурье, Тобольск и Тюмень материал о судьбе опальных невест русских царей. В заключении мы обозначили выводы по результатам исследования.


Глава 1.

История обряда смотрин

Свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к XV веку. Древние летописи говорят о том, что общеславянских свадебных традиций не существовало, обычаи были различны у отдельных племен. Так, к примеру, поляне более уважительно относились к брачным узам, считали их священными, а супругам вменяли в обязанность взаимоуважение, сохранение мира в семье. Другие племена, такие как древляне, северяне просто похищали понравившихся девушек, в том числе из других племен, и без совершения каких-либо обрядов начинали с ними жить. Многоженство также не было редкостью в те времена.

После запрещения языческих верований на Руси и введения христианства выбор невесты и свадебное игрище переросло в обряд и стало развиваться двумя путями. С одной стороны, в великокняжеском, царском, боярском быту складывался торжественный обряд насыщенный религиозным содержанием, но сохранявшим элементы народного быта. С другой стороны, в народное свадебное игрище проникали элементы церковной обрядности (венчание), церемонии из княжеского быта (жених - князь, невеста - княгиня) и устойчивыми оставались народные традиции (сцена дружек, приезжавших за невестой и вступавших в полные остроумия, но не всегда скромные «перекоры» с ее родней. Эти перекоры заменили кровавую схватку, имевшую место в старину при умыкании невесты). Преемниками языческой обрядности какое-то время были скоморохи, выполняя обязанности языческих жрецов. Церковь беспощадно боролась со скоморошеством и в итоге победила. В XVII веке скоморошество было запрещено царским указом.[7]

Свадебный обряд на Руси состоял из семи этапов: «знакомства», «сватовства», «смотрин», «сговора», «свадьбы», «венчания», «отводин». Каждый этап имел большое значение, и свадьба не могла состояться при отсутствии одного из них.(Приложение Г)

Молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить».

Отношение к холостякам и незамужним было весьма недоброжелательным. Считалось, что единственными причинами, по которым молодые не могли пожениться, были тяжелая болезнь и обет безбрачия (у монахов). Браки совершались не на небесах и не по любви, при выборе невесты учитывались не внешние данные или чувства, а здоровье, происхождение и благосостояние семьи. Традиции выбора невесты складывались веками.

До XV века жених редко видел свою суженую до свадьбы, потому что выбирала невесту близкая родственница со стороны жениха, либо его мать. Смотрины проводили только для родственников жениха, они и были ответственны за качество невесты. С XV-XVI веков вместе со сватами на смотринах присутствовал жених. Это была первая встреча двух будущих родственных семей. Жених с родителями и свахой ехали к дому невесты кругами, по традиции они так «запутывали дело».

План обряда был несуетлив, тщательно продуман. Невесту наряжали в лучшее платье, на голову накидывали покрывало, закрывающее лицо. Поднять эту накидку мог только отец жениха, чтобы оценить красоту невестки. Если она ему нравилась, он целовал девушку в обе щеки. Родственники задавали ей вопросы, на которые невеста отвечала коротко и ясно, так оценивался ум и смекалка. Ей устраивали своеобразный экзамен, предлагая сделать какую-то работу по дому, пройтись по горнице, иногда вместе с женихом: это был показатель гармонии молодых.

Чтобы скрыть какой-то физический недостаток будущей невесты, часто вместо нее выводили под покрывалом подругу, служанку или сестру девушки. Обман раскрывался лишь в день венчания. Родственники жениха в таких случаях могли обратиться к духовенству, после тщательного разбирательства брак иногда признавался недействительным. Правда, бывало такое редко, и обманутый муж в знак протеста начинал бить молодую жену, пить горькую, а то и вовсе мог отправить ее в монастырь. За обман часто приходилось расплачиваться жизнью. На Руси девушка, которую не брали замуж, считалась не просто «белой вороной», прослыть старой девой было стыдно и противоестественно. Именно поэтому родители старались выдать своих дочерей замуж даже с помощью подобного обмана. [5]

Смотрины могли закончиться отказом жениха от невесты, либо невесты от жениха. Девушка уходила в чулан и снимала праздничный наряд, это было сигналом расстройства свадьбы. Если же две семьи находили общий язык, смотрины заканчивались щедрым застольем. Отец жениха привозил вино, а родители невесты накрывали стол, устраивая «хмельной пир». Для всех сословий был обычным совместный молебен после смотрин и обход стола по кругу. В этот день никаких разговоров о приданом не велось.

Со временем обряд смотрин стал совмещаться со сватовством и рукобитьем и мог тянуться не одну неделю перед свадьбой, если родственники со стороны жениха и невесты не могли договориться о размере приданого и всех деталях венчания и свадебного застолья.

Итак, в обряде смотрин отражалось отношение русского народа к браку и семье. Брак совершался ради укрепления благополучия и продолжения рода. Чувства, привязанности, симпатии редко имели какое-либо отношение к выбору жениха или невесты, так как пары выбирались родственниками и родителями.


Глава 2. Развенчанные невесты

2.1. Выбор невесты для царя

Обряд смотрин был распространен не только в народной среде, но и при царском дворе. Обычай смотра невесты для императора зародился в Византии в VIII веке, и в XVI веке был воспринят на Руси. О византийских обрядах выбора невест сохранилось меньше сведений, чем о русских. Красавиц искали по всему государству. В Византии для этого по всем краям рассылали послов с инструкциями. Они должны были оценить «прелесть лица» и имели, по меньшей мере, три параметра отбора: меру роста, размер головы и длину стопы. Впервые смотр невест в Византии отмечен в 788 году, когда императрица Ирина искала жену своему сыну, императору Константину. Из 13 кандидаток, представленных ко двору, Ирина выбрала для сына в жены юную незнатную армянку, Марию Амнийскую. Из оставшихся девушек двух взяли в жёны знатные люди, а остальных отослали домой с богатыми дарами. [5]

Сохранилось описание выбора невесты византийским императором Феофилом (IX век). В столице был устроен смотр невест, для которого собрали в Константинополе самых красивых девушек со всех провинций. Будущая монахиня и поэтесса Кассия была одной из них. Император должен был ходить между рядов девушек с золотым яблоком и протянуть его той, на которой он собирался жениться. Он собирался протянуть его Кассии, которая нравилась ему больше других. Но Кассия «уязвила сердце императора словом», и яблоко досталось более «смирной» девушке Феодоре. [5]

В Московском государстве к поиску невест для государя подходили очень строго: «Когда к вам эта грамота придёт, и у которых из вас будут дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким видом не таили бы. Кто же из вас девку утаит и к наместникам не поведёт, тому от меня быть в великой опале и казни». «Указ Ивана IV». [6]

Предварительный отбор среди сотен привезенных девиц был тщательным: как рассказывают историки, сначала с ними знакомились бояре и отбирали девиц, соответствующих требованиям: будущая царица должна быть высокого роста, должна быть красивая, здоровая, и желательно, чтобы у неё в семье рождалось много детей - это гарантировало её плодовитость, важнейшее соображение в престолонаследовании. Оставшихся нескольких десятков девушек представляли лично царю. Знакомство царя с возможными невестами могло занимать много времени. Их селили во дворце, с царскими сестрами или дочерьми. Государь в сопровождении одного из старейших вельмож проходил по покоям и дарил каждой из красавиц по платку, вышитому золотом, с дорогими камнями. Он набрасывал платки девицам на шею. После того, как выбор был сделан, девицы отпускались с подарками по домам. А своей наречённой царственный жених отдавал богато вышитый платок и кольцо.

При таком строгом отборе нередко учитывались и интересы приближенных к царю. Девушка, неугодная двору, не могла стать невестой царя, даже если ему понравилась и была выбрана на смотринах. Чтобы избавиться от неугодной невесты часто применяли подлые способы и интриги.

Итак, царские смотрины были четко спланированы, и не только царской семьей, но и окружением, преследующим личную выгоду. Значение этого обряда заключалось в выборе здоровой невесты, способной дать наследника. Нередко смотрины были частью придворных игр и способом влияния на царя и политику государства.

2.2.Опальные невесты русских царей

Царское слово - закон, и жениха можно в солдаты отдать, и родителям невесты пожаловать подарки. А в исторической действительности было ли у русских царей право на сердечную привязанность, на настоящую любовь? Как совершались царские браки? Как и где царь мог встретить свою невесту?

В русской истории есть несколько примеров того, как, руководствуясь своими чувствами, по велению сердца, царь выбирал невесту, но дворцовые интриги и амбициозные приближенные царя трагически влияли на этот выбор.

В 1616 году царю Михаилу Романову исполнилось двадцать лет. Царица Марфа, в согласии с боярами, решилась устроить смотрины невест - царю подобало жениться и явить миру законного наследника, чтобы не было смут. Девушки съезжались в Москву на смотрины, но мать заранее выбирала сыну невесту из знатной боярской семьи, близкой к семье её родственников Салтыковых. Но сын Михаил спутал её планы: обходя ряды красавиц, молодой царь остановился перед боярышней Марией Хлоповой. Царскую невесту поселили во дворце и даже нарекли новым именем Анастасия (в память о первой жене Ивана Грозного). Вместе с девушкой ко двору прибыла и её многочисленная родня. Но внезапно девушка заболела, в течение нескольких дней у неё была частая рвота. Осмотревшие её придворные доктора выдали заключение: «Плоду и чадородию от того порухи не бывает». Но Михаил Салтыков донёс царю Михаилу, что лекарь признал болезнь невесты неизлечимой. Царица Марфа потребовала, чтобы Марию удалили. Был созван Земский собор. Отец Марии Хлоповой утверждал, что «болезнь произошла от сладких ядей. Болезнь проходит, невеста уже здорова. Не след отсылать её сверху!» Но бояре знали, что мать царя недовольна выбором сына, поэтому признали: «Мария Хлопова к царской радости непрочна!» Марию, разлучив с родителями, отправили в ссылку в Тобольск. Но Михаил Фёдорович продолжал интересоваться ее судьбой и отказывался жениться.

В 1619 году вернулся из плена отец царя, митрополит Филарет, и был посвящён в патриархи. С его появлением влияние матери на Михаила заметно уменьшилось. Филарет не согласился с женой и осудил сына за малодушное поведение. Невесту и её родственников перевели в Верхотурье, а через год - в Нижний Новгород. [2].

Филарет не настаивал на браке с бывшей невестой. Принимая во внимание печальное состояние государства, патриарх решил сосватать Михаилу литовскую принцессу, но он отказался. Тогда отец предложил посвататься к Доротее-Августе, племяннице датского короля Христиана. Летопись сообщает об отказе датского короля. В начале 1623 года было отправлено посольство к шведскому королю сватать его родственницу, княжну Екатерину. Но она не захотела исполнить непременного русского условия - креститься в православную веру.

После неудач при иностранных дворах Михаил Фёдорович вновь вспомнил о Марии. Он заявил родителям: «Сочетался я по закону Божию, обручена мне царица, кроме нея не хочу взять иную». Царица Марфа вновь обвинила девушку в болезни. По приказу патриарха Филарета было проведено дознание: допрошены родители Марии, врачи, лечившие её. Они освидетельствовали Марию-Анастасию, допросили родных, духовника и пришли к единому мнению: «Марья Хлопова во всём здорова». Сама невеста говорила: «Как была я у отца и у матери, и у бабки, так болезни никакие не бывали, да и на государеве дворе будучи, была здорова шесть недель, а после того появилась болезнь, рвало и ломало нутрь и опухоль была, а чаю, то учинилось от супостата, и была та болезнь дважды по две недели. Давали мне пить воду святую с мощей, и оттого исцелена, и полегчало вскоре, и ныне здорова». После дознания заговор Салтыковых был раскрыт. Царь вновь собирался жениться на выбранной девушке. Но царица Марфа пригрозила сыну: «Если Хлопова будет царицей, не останусь я в царстве твоём». Через неделю после опалы Салтыковых Иван Хлопов получил царскую грамоту: «Мы дочь твою Марью взять за себя не изволим». [1]

Настояв на своём, царица Марфа нашла Михаилу Фёдоровичу новую невесту - родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую из древнего рода потомков черниговских князей - Рюриковичей. Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла. Летопись называет смерть Марии Божьей карой за оскорбление ни в чём не повинной Хлоповой.

В 1626 году царю Михаилу Романову шёл тридцатый год. Для новых смотрин привезли 60 красавиц из знатных семей. Но приглянулась ему одна из прислужниц - дочь можайского дворянина Евдокия Стрешнева, дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины. Скромная свадьба состоялась 5 февраля 1626 года в Москве. Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха. Причём царь ввел Евдокию в кремлёвские палаты всего за три дня до объявления венчания, боясь, как бы враги не испортили девушку. До того отец и братья сами стерегли её дома. Она далека была от политической борьбы и интриг при дворе. Семейная жизнь Михаила Фёдоровича и Евдокии Стрешневой оказалась счастливой.

Похожая история произошла с сыном Михаила Романова - Алексеем Михайловичем. В 1647 году был устроен смотр невест для царя Алексея Михайловича, участвовало 200 девушек, из которых собственно царю было представлено 6 «финалисток». Интересно поведение царя при выборе невесты. В. Соловьев в своей книге «Касимовская невеста» пишет, что царь входит в помещение, где расположились шесть избранных невест, и сразу же обращает внимание на ту, что в самом дальнем углу... «Ее голова опущена, виден только убор, низанный жемчугом. Но вдруг, словно перед бедой какой или радостью нежданной-негаданной, забилось сердце Алексея Михайловича. «Да подыми же, подыми голову», - мысленно повторял он в непонятном страхе и непонятном блаженстве. [3]

И она подняла голову, и встретились глаза их. Ничего и никого с этого мгновения не видел он. Глядел - не мог наглядеться. И теперь он все понял. Вот она, вот кого так долго, во все эти тревожные дни и ночи, с такой истомой ждал он... вот та, что терзала, грезилась ему днем и ночью... вот кто являлся ему всюду и смущал и томил его. Она... она мешала ему жить, как жил он прежде. Без нее тосковал он среди забав своих любимых. Без нее тошно было глядеть ему на свет Божий. Она, ее ожиданье, ее чудный образ мешал ему молиться! Да, это она, он узнал ее!» [3]

У Владислава Бахревского в историческом романе «Тишайший» этот эпизод описывается иначе: здесь царь выбирает невесту через потайное окно. Но и здесь царь испытывает такие же чувства человека, нашедшего то, что им когда-то виделось, а потом потерялось?

«В третий раз припал оком к потайному оконцу царь Алексей Михайлович. На положенном месте, на свету, уже стояла претендентка на его, царево, сердце. Стояла и, поднявшись на носки, загляделась в окно». [6]

И далее, когда она обернулась, и царь увидел ее глаза, с ним что-то произошло. Кинулся Алексей Михайлович от потайного оконца к дверям в палату и обратился к девушке. «Тут она посмотрела все-таки на него, и опять обрадовалось царево сердце. Глаза ее - дом света. Не отраженного от солнышка, своего. Слезы застили, заливали тот свет, но, ни затмить, ни залить не могли, а только прибавляли силы и ясности ему, дневному свету. Алексей Михайлович положил девушке в руки платок и, готовый расплакаться от смущения и от счастья, нашел ее ладонь, теплую, сухую, - господи, родную - и положил в нее кольцо». [6]

И Соловьев, и Бахревский, пишут, что давно жило в душе царя подспудно и вот при виде девушки - вдруг вылилось наружу, как будто ожил сон, в котором все это виделось. Возможный ответ на эти намеки мы можем прочитать еще у одного писателя - Г.П. Данилевского.

В своей миниатюре «Царь Алексей с соколом» он описывает царскую охоту. Сокол с руки царя сорвался в погоне за цаплей и вместе с добычей упал в какой-то огород, в неизвестном месте, куда, разгоряченные азартом, забрели охотники. Конь царя забрался на гору и уперся, фыркая, в обрыв. «Прямо против обрыва, над которым он стал, между безлистых еще деревьев сада возносились резные расцвеченные качели. А на качелях, лицом к реке, сидела и качалась в зеленой душегрейке, в красном монисте, в желтых башмачках и в золотом с травами сарафане боярышня, очевидно дочка хозяина». А хозяином, как выяснил в разговоре с домочадцами напарник царя по охоте Хомяков, был Всеволожский, отбывший в это время в свою касимовскую вотчину. [3]

Боярин Всеволожский, у других - Всеволодский, не был близок ко двору. Он еще с конца царствования Михаила Федоровича удалился из Москвы, безвыездно жил в своих деревнях в Подмосковье и Касимовском уезде и только изредка служил пищей для толков о своих затеях, главным образом в области садоводства и цветоводства.

Видимо, рассматривая девушек, одну красивее другой, царь узнал, ту, с кем было связано мимолетное видение. И он выбрал ее, дочь касимовского боярина, Евфимию Всеволожскую.

Царской невестой была избрана Евфимия. Она была помещена «наверх», в дворцовую половину царицы. Тщательно и долго готовили девушку к венчанию, и при одевании в первый раз в царскую одежду сенные девушки так затянули волосы на голове Всеволожской, что взволнованная и без того красавица упала в обморок при женихе. Всесильный боярин Борис Морозов приписал обморок падучей болезни, обвинил отца невесты в умолчании о том и сослал его со всей семьей в Тюмень. Поговаривали, что виновником этого происшествия и был боярин Морозов, опасавшийся, что родственники будущей царицы оттеснят его от фактического управления государством, которое он осуществлял благодаря огромному влиянию на царя. [3]

В итоге через год был заключён первый брак царя Алексея Михайловича с Марией Милославской. А боярин Морозов женился на сестре новой царицы. После женитьбы царя на Милославской всем Всеволожским было объявлено прощение. В 1649 году по царской грамоте Всеволжский был переведен из Тюмени в Верхотурье, указом через год было велено вернуться ему в Тюмень опять и ждать. Но не дождался - умер. А указанияс назначением воеводой пришли уже после. 17 июля 1653 года поступила в Тюмень другая грамота: «Рафову жену Всеволожскую и детей ее сына Андрея и дочь Евфимию с людьми отпустить с Тюмени в Касимов, и быти ей и с детьми, и с людьми в Касимовском уезде в дальней деревне, а из деревни их к Москве и никуда не отпущать без государева указа». Так опальную царскую невесту вернули в родное поместье. А о самой Евфимии один из ее современников писал: «Развенчанная царская невеста еще жива, со времени высылки ее из дворца никто не знал за ней никаких припадков. У нее было много женихов из высшего сословия; но она отказывала всем и берегла платок и кольцо, как память ее обручения с царем. Она, говорят, и теперь еще сохранила необыкновенную красоту». [6]

Все собранные данные мы обобщили в таблицу 1.

Кто

Куда

Почему

София Суздальская

(в миру Соломония Юрьевна Сабурова) - первая жена Великого князя Василия III. Канонизирована Русской церковью в лике преподобных.

Покровский женский монастырь

После двадцати лет брака, Соломония так и не родила. Боясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. В 1525 году князь решается развестись с Соломонией и сослать ее в Покровский женский монастырь.

Анна Григорьевна Васильчикова - пятая супруга царя Ивана Грозного.

Покровский женский монастырь

Свадьба Анны Григорьевны с Иваном Грозным состоялась не позднее конца 1574 года, данная свадьба не была законной по отношению к церкви так как проходила без ее одобрения. Примерно через год царь охладел к ней, и Васильчикова насильно была пострижена в суздальском Покровском монастыре. Под каким именем она была пострижена - неизвестно.

Мария Петровна Буйносова-Ростовская - русская царица, вторая жена царя Василия Ивановича Шуйского.

Покровский женский монастырь

Кремлевский Вознесенский монастырь

Спустя 2 года после женитьбы, летом 1610 года Василий Шуйский был свергнут в результате боярского заговора. Исполнить формальную процедуру перевода Василия вместе с женой «на старой двор» досталось мужу её сестры князю Ивану Михайловичу Воротынскому. 17 июля царь «сам съехал и с царицею на свой на старой двор, где жил в боярех».

19 июля Василий официально лишился престола, затем он был насильно пострижен в монахи и выдан полякам. Мария была с ним разлучена и, под именем «Елена» также пострижена.

Царица Евдокия Фёдоровна - царица, первая супруга Петра I (с 27 января 1689 до 1698), мать царевича Алексея, последняя русская царица и последняя царствующая равнородная не иноземная супруга русского монарха.

Покровский женский монастырь

Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 в церкви Преображенского дворца под Москвой. От этого брака в течение трёх первых лет родились трое сыновей: младшие, Александр и Павел (существование последнего весьма спорно), умерли во младенчестве, а старшему, царевичу Алексею, родившемуся в 1690 году, была суждена более роковая судьба - он погибнет по приказу своего отца в 1718 году. Пётр быстро охладел к жене и с 1692 года сблизился в Немецкой слободе с Анной Монс. Но пока была жива его мать, царь не демонстрировал открыто антипатии к жене. После смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Пётр уехал в Архангельск, он перестал поддерживать с ней переписку. Хотя Евдокию ещё называли царицей и она жила с сыном во дворце в Кремле, но её родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу. Молодая царица стала поддерживать общение с лицами, недовольными политикой Петра. В 1697 году Пётр, находясь в Великом посольстве, из Лондона письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу, а также духовнику царицы уговорить Евдокию постричься в монахини (по обычаю, принятому на Руси вместо развода). Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына и его нужду в ней. Но по возвращении из-за границы 25 августа 1698 года царь поехал сразу к Анне Монс. 23 сентября 1698 года её отправили в Суздальско-Покровский монастырь (традиционное место ссылки цариц), где она была пострижена под именем Елены. Архимандрит обители не согласился постричь её, за что был взят под стражу.

Евфимия (Ефимья) Фёдоровна Всеволожская - царская невеста, выбранная Алексеем Михайловичем, но в результате интриг сосланная и уступившая место Марии Милославской.

Ильинский монастырь

При одевании в первый раз в царскую одежду сенные девушки так затянули волосы на голове Всеволожской, что взволнованная и без того красавица упала в обморок при женихе; всесильный боярин Борис Морозовприписал обморок падучей болезни, обвинил отца невесты за умолчание о том и сослал его со всей семьей в Тюмень.

Мария Хлопова - дочь дворянина Ивана Хлопова из Коломны, наречённая невеста царя Михаила Федоровича.

Покровский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь

Смотр невест, по результатам которого царь выбрал Марию, состоялся в 1616 г. В начале следующего года Мария, с новым именем Анастасия была помещена «во дворце наверху». Ей велено было оказывать почести как царице, дворовые люди ей крест целовали, и во всем Московском государстве велено поминать ее имя на ектениях. Хлопова и её родственники возбудили зависть Салтыковых, которые восстановили против невесты мать царя. Когда невеста заболела (расстройство желудка), её ославили как неплодную, и боярская дума объявила, что «царская невеста к государевой радости не прочна».

Как видно из данных таблицы, судьба многих царских невест оказалась трагичной не потому, что они ошиблись в выборе избранника, а в силу внешних обстоятельств - дворцовых интриг, стремления заполучить влияние на царя приближенных к царскому престолу людей. Опальные невесты проводили свою жизнь монастырях Верхотурья, Суздаля, Тобольска и Тюмени.

Мы полагаем, что получить полную информацию о тяжелой и трагической судьбе каждой из опальных невест возможно только в том случае, если последовательно посетить все монастыри, в которые ссылались несчастные. Именно поэтому мы разработали экскурсионный путеводитель.

Заключение

На Руси браки совершались не на небесах и не по любви, при выборе невесты учитывались не внешние данные или чувства, а здоровье, происхождение и благосостояние семьи. Традиции выбора невесты складывались веками.

В обряде смотрин отражалось отношение русского народа к браку и семье. Брак совершался ради укрепления благополучия и продолжения рода. Чувства, привязанности, симпатии редко имели какое-либо отношение к выбору жениха или невесты, так как пары выбирались родственниками и родителями.

Обычай смотра невесты для императора зародился в Византии в VIII веке, и в XVI веке был воспринят на Руси. Царские смотрины были четко спланированы, и не только царской семьей, но и окружением, преследующим личную выгоду. Значение этого обряда заключалось в выборе здоровой невесты, способной дать наследника. Нередко смотрины были частью придворных игр и способом влияния на царя и политику государства.

В русской истории есть несколько примеров того, как, руководствуясь своими чувствами, по велению сердца, царь выбирал невесту, но дворцовые интриги и амбициозные приближенные царя трагически влияли на этот выбор. Царь Михаил Федорович Романов, выбрав себе невесту согласно обычаю смотрин, вынужден был от нее отказаться под влиянием своей матери, желавшей усилить свою власть с помощью брака сына со своей родственницей. Мать царя обвинила невесту в болезни и неспособности родить здорового наследника. Почти восемь лет (1616-1624) развенчанная невеста Мария Хлопова ждала своего жениха.

Царь Алексей Михайлович не смог венчаться (1647) с избранной невестой, Евфимией Всеволжской, из-за интриг своего приближенного, боярина Морозова, опасавшегося, что родственники будущей царицы оттеснят его от фактического управления государством, которое он осуществлял благодаря огромному влиянию на царя. Боярин Морозов подстроил обморок невесты и объявил ее больной. Невеста была выслана из дворца и из столицы.

Судьбы развенчанных, неугодных двору царских невест трагичны. И Мария Хлопова, и Евфимия Всеволожская были разлучены с возлюбленными, родственниками и домом. Молодость свою провели они в тоске, одиночестве и ожидании в Тюмени, Тобольске и Верхотурье. Были терпеливы и набожны, жили при монастырях, до конца оставаясь верными своему чувству.


Список литературы

  1. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Михаил Федорович. - М.: Истоки, 2007.

  2. Рычков А.В. Верхотурье. 12 путешествий по среднему Уралу. - Реж: Урал, 2011.

  3. Соловьев В. Касимовская невеста.az.lib.ru/s/solowxew_w_s/text_0080.shtml

  4. Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви. Издательство Даниловский благовестник, Москва, 2007.

  5. Энциклопедия обрядов и обычаев. - СПб.: РЕСПЕКС, 1996.

  6. ru.wikipedia.org/wiki/Всеволожская Евфимия Фёдоровна‎.

  7. rodnoverie.org/Журнал "Родноверие" № 1(2) 2010.

Приложение А

Верхотурье

Верхотурье- это очень древний город, расположенный на Урале, построенный на месте мансийского городища. Его основание совпало с походами Ермака и произошло в 1598 году. Город на протяжении 200 лет являлся административно-политическим, хозяйственным, культурным центром. Маленький городок сельского типа, состоящий из деревянных избушек, расположен по обеим сторонам реки Туры, связывает их два старинных канатных моста с бревенчатыми опорами. После основания город вскоре стал главным перевалочным пунктом на пути в Сибирь. Здесь была устроена таможня, и через город шли все сибирские товары. С XII века была учреждена государственная ямская служба. Строительство других дорог было запрещено. До 1753 года Верхотурье был одним из богатейших городов России, поскольку все сделки по продаже пушнины между русскими и манси (коренными жителями уральского севера) могли заключаться только на гостином дворе в Верхотурье, пока Елизавета не упразднила все внутренние таможни.

СегодняВерхотурьеславится православными традициями. Недалеко от города, в селе Меркушино, жил праведной жизньюСимеон Верхотурский. В 1642 окончил свои дни и был погребен рядом с церковью. Через 50 лет произошло чудесное восхождение его мощей, а в могиле открылся источник, откуда потекла река благодатных исцелений. В 1704 году мощи его были перенесены в город Верхотурье. С тех пор стали звать его Симеоном Верхотурским. Именно в Меркушино стекаются тысячи паломников, которые приходят помолиться, испить святой воды из целительного источника.

В этом городе необычная для Сибирского региона архитектура, которая привлекает не только паломников, но и туристов. Здесь построен единственный за Уралом каменный Кремль, в котором находится главный религиозный центр города - Троицкий собор. Благодаря своему удачному расположению на путях из Сибири в Центр Европейской России, Верхотурье был когда-то очень богатым городом. Древнее наследие в прошлом богатого города сохранилось до наших дней. Весьма интересны церкви и монастыри 18 века.

В Верхотурском историко-архитектурном музее-заповеднике собрана история основания города, созданы экспозиции, ярко и живо передающие основные события из жизни города: освоение Сибири Ермаком, покорение ханты-мансийского народа, открытие таможни, воеводы Верхотурья. Особую часть экскурсии и выставки занимает экспозиция, посвященная ссыльным царским невестам, Марии Хлоповой. Ее фигура является символом верности и преданности чувству любви, идеалом чистоты и нравственности русской девушки.

В этом городе оживает история.


Приложение Б




Приложение В



Образ Марии Хлоповой.

















Приложение Г

Знакомство

Несмотря на то, что решение принимали родители жениха и невесты, молодые люди тоже имели право выбирать будущую пару. Рассказав родителям о понравившемся объекте, дети уже полагались на выбор родителей. В каждом селе городе и даже столице были специальные места, куда сходилась молодежь. Как раз в таких местах и проходил обряд знакомства.

В селах и городах по воскресеньям и праздникам устраивали игрища. Как правило, парни и девушки собирались на пустырях за селом на вечерней зорьке и развлекались дотемна. Девушки надевали свои лучшие наряды, а парни показывали себя во всей красе, играя на гармониках, балалайках. Девушки пели песни, танцевали. Иногда устраивали скачки на лошадях, где юноши могли показать свою смелость и силу.

В крупных городах для знати устраивали специальные вечера. Звучала фортепианная музыка, романсы, танцевали польку и вальс. Молодежь находилась под присмотром родителей, которые следили за поведением своих чад. Большим успехом у знати считалось приглашение на бал в столицу, где знать могла выбрать достойную пару для сына или дочери.

Сватовство

Этот обряд является одним из важнейших в свадьбе. Судьба сватовства полностью зависела от свах - женщин, которые вели переговоры в присутствии родителей обеих сторон. На плечи свахи ложились многие обязанности, например, разведать о приданом невесты, убедить родителей невесты отдать дочь именно за этого парня, свести к минимуму выкуп и многие другие. Поэтому к выбору свахи подходили с большой серьезностью.

На богато украшенной телеге родители жениха и сваха приезжали в дом невесты. Как правило, день сватовства приходился на воскресенье или праздник. Хозяин дома после приветствия усаживал гостей за стол, хозяйка подавала угощения. Дальше в действие вступала сваха. При благополучном раскладе разговор долго не затягивался.

Если обе стороны были довольны будущим союзом, родители приступали к обсуждению приданого. Часто отец невесты предоставлял список вещей, которые составляли приданое невесты. Приданым могли быть деньги (непременно золото или серебро), подушки, одеяла, платья, сундуки и комоды, драгоценные украшения, участки земли, скотина. В конце распределения ценностей, сваха брала за руки родителей и трижды обводила вокруг стола, после чего они трижды крестились и кланялись перед иконами. Прощаясь, отец жениха предупреждал будущих сватов о том, что через неделю они пожалуют на смотрины невесты.
Смотрины

К смотринам целую неделю готовились обе стороны: как сторона жениха, так и сторона невесты. Жених и все мужчины семейства готовили лошадей, украшали телегу, женщины подбирали наряды и готовили подарки будущим сватам. Сторона невесты готовилась более тщательно. Девушка должна была убрать комнату, где будут располагаться гости. Мать должна была помочь невесте приготовить праздничный стол. Из сундуков доставали лучшие наряды.

В день смотрин телега жениха по традиции должна была проехать по главным улицам села или города, описать довольно большой круг (чтобы все увидели), после чего с песнями и весельем подъехать к порогу невесты. В дом заходили все сразу, крестились на иконы и рассаживались за столом. Невесту выводили из другой комнаты только после того, как сваха или родители просили об этом. Главная задача невесты была показать свое искреннее смущение перед гостями. Молодых усаживали рядом. Хозяева дома начинали расхваливать свою дочь, описывать все ее достоинства. После разговоров жених вместе с родителями выходил из комнаты на улицу, чтобы посовещаться, обсудить девушку и решить, достойна ли она стать женой. Конечно, эта формальная традиция, ведь решение, как правило, принимали еще во время сватовства.

Сговор

Сговор - один из важнейших этапов свадебного обряда. Через неделю (или больше, в зависимости от постов, праздников или других обстоятельств) жених вместе со своей семьей вновь посещал дом невесты. Снова накрывали стол, но гораздо богаче и праздничнее, чем на смотрины. За столом проходили последние переговоры, после чего на бумаге излагался договор о том, что в определенный день молодой человек возьмет в жены девушку. Это своего рода помолвка. Как только договор подписывали обе стороны, свадьба была неизбежна, только смерть могла стать причиной расторжения сговора. Сама невеста не могла присутствовать при сговоре, но после подписания бумаги сестра (или другая родственница невесты) выносила подарки от имени невесты, которые вручали жениху и его родителям. Молодые не должны были видеть друг друга до самой свадьбы.

Свадьба

С самого раннего утра жених должен был прислать невесте шкатулку со свадебными принадлежностями. Шкатулку привозил родственник жениха, так как до венчания молодые не могли видеться. Как только невеста получала посылку (кстати, внутри должны были находиться фата, свечи для венчания, кольца и декоративные цветы), ее родная тетя приступала к обряду приготовления. Тетка расчесывала волосы, надевала на невесту платье. При этом процессе присутствовали все женщины дома. Обувь и фату приносил любой молодой человек из семьи невесты.

В языческие времена обряд одевания невесты сопровождался плачем и рыданиями. Для ее семьи этот день считался траурным, так как дочь покидает своих родителей, свой дом. Свадьбу сравнивали с похоронами девушки. Порой, так оно и было, ведь вполне вероятно, что родители никогда больше не увидят свою дочь. С приходом христианства скорбные песни и плач престали слышаться из домов невест. Приготовления заканчивались к полудню, а к пяти часам, телега невесты трогалась по направлению к храму. Жених приезжал на венчание отдельно и гораздо раньше невесты.

Венчание

Во времена язычества обряд венчания тоже присутствовал, только выглядел он совершенно иначе. Одетые в красивые белые одежды молодые, их братья, сестры и друзья выходили в лес. При этом людей старшего поколения с ними не было. На выбранной опушке на молодоженов надевали венки, сплетенные из лесных и полевых цветов. Затем молодежь пела обрядовые песни, наряжала березу разноцветными лентами и водила вокруг нее хороводы. Таким образом, брак молодых благословлялся самой природой. Когда Русь приняла христианскую веру, обряд венчания переместился в храмы.

После того, как невеста переступала порог родительского дома (чтобы отправиться в храм для совершения обряда венчания), обязательным являлось мытье полов. Это было необходимо для того, чтобы она уже не вернулась в родительский дом, то есть чтобы муж не бросил ее после свадьбы. Считалось плохим знаком, если жених увидит невесту до приезда в храм, поэтому невеста и жених ехали в разных колясках и разными дорогами. Жених должен быть приехать гораздо раньше невесты.

В храме священник проводил церемонию, которой предшествует обряд обручения. Во время обручения священник надевает кольца на пальцы молодых, затем наступает венчание. Считалось плохим знаком, если венец упадет с одного из супругов, люди верили, что этот человек останется вдовцом (или вдовой). По окончании церемонии молодожены выходили из храма, садились в общую коляску и ехали кататься по селу или по городу. Приехав в дом мужа, молодые должны были поклониться родителям, поцеловать иконы (которые держали в руках родители мужа). Войдя в дом, моложены должны были посмотреть в зеркало, по преданию, это должно принести удачу в семейной жизни. Потом начиналось застолье.

По окончании застолья молодые уходили в свою спальню, где должны были разделить ложе. На кровать, предназначенную для молодых, не пускали никого, даже родителей и лучших друзей. Считалось, что если кто-то будет спать на их ложе, то непременно они будут изменять друг другу. На следующее утро родители снова собирались в доме, где ночевали молодые. Женщины в доказательство того, что невеста была чиста и невинна до замужества, выносили простынь, на которой обязательно должно было быть пятно крови. Если невинность не была доказана, это грозило расторжением брака и дурной славой для девушки.

Отводины

На следующий день после венчания выполнялся еще один (завершающий) свадебный обряд. В этот день молодожены должны были придти в дом ко всем своим близким родственникам.


© 2010-2022