Игра по русскому языку Путешествие в Лингвинию

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путешествие в Лингвинию

Игра по русскому языку в 5-6-х классах


Цель:

1. выявить знатоков русского языка среди учащихся 5-6-х классов ;

2. закрепить знания, полученные на уроках русского языка;

3. формировать положительную мотивацию к изучению русского языка;

4. развивать логическое мышление, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: доска, карточки с заданиями, сигнальные карточки.

Ход игры:

I. Разминка.

В ходе разминки командам предлагается ответить на 10 вопросов.

Каждый правильный ответ принесёт команде 1 очко.

1. «Морфология» - это раздел языкознания, который изучает…(части речи).

2. Что такое окончание? (Морфема, которая служит для изменения формы слова и связи предложений).

3. Назовите вопросы дательного падежа. (Кому? чему?).

4. Отгадайте загадку: «Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают». (Очки ).

5. Что обозначает фразеологизм «лапшу на уши вешать»? (Обманывать).

6. Когда пишется Ь в сочетании -ТЬСЯ? (Если глагол отвечает на вопрос что делать?).

7. Изменяются ли глаголы по падежам? (Нет).

8. Какие предложения называются сложными? (В которых 2 и более грамматических основ).

9. Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство).

10. Имя прилагательное - часть речи, которая отвечает на вопрос…(какой?).

1. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10).

2. Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание).

3. Глагол - часть речи, которая отвечает на вопрос…(что делать?).

4. Как пишется ЖИ - ШИ? (С гласной И).

5. Что мы называем грамматической основой предложения? (Подлежащее и сказуемое).

6. Какие предложения по цели высказывания вам известны? (Повествовательное, вопросительное, побудительное).

7. Назовите вопросы предложного падежа (О ком? о чём?).

8. «Фонетика» - раздел науки о языке, который изучает…(звуки).

9. Отгадайте загадку: «Ростом мал, да удал, от меня ускакал» (Мяч).

10. Что такое суффикс? (Служит для образования новых слов).

1. Сколько спряжений у глагола? (2).

2. Можно ли подлежащее и сказуемое назвать словосочетанием? (Нет).

3. Что мы называем основой слова? (Часть слова без окончания).

4. Отгадайте загадку: «Наведёт стеклянный глаз, щёлкнет раз - и помнит вас».

5. Назовите вопросы винительного падежа? (Кого? что?).

6. Какие слова называются синонимами? (Близкие по значению).

7. Имя существительное - часть речи, которая отвечает на вопрос… (Кто? что?).

8. «Морфология» - раздел науки о языке, который изучает… (Слово как часть речи).

9. Какой знак ставится в конце повествовательного предложения? (Точка).

10. «С гулькин нос» - это много или мало? (Мало).

5 Г

1. Сколько падежей в русском языке? (6).

2. Что называется корнем? (Общая часть родственных слов).

3. Отгадайте загадку: «Стоят в поле сестрички: жёлтые глаза, белые реснички». (Ромашки).

4. Какие слова называются антонимами? (Противоположные).

5. На какие группы делятся согласные звуки? (Звонкие и глухие, твердые и мягкие).

6. Назовите вопросы творительного падежа. (Кем? чем?).

7. Какие предложения называются простыми? (Одна грамматическая основа).

8. Какие морфемы служат для образования новых слов? (Приставка и суффикс).

9. Как пишется ЧА - ЩА-? ( С «А»).

10. «Синтаксис» - раздел науки о языке, который изучает … (Словосочетания и предложения).

Жюри подводит итоги.

II. «Знаете ли вы русские пословицы?»

От каждой команды вызывается 1 игрок. Ему нужно будет продолжить пословицы.

За каждый правильный ответ можно заработать 1 очко.

Для любознательных

Вы, наверное, знаете, что, цифра 7 для древних народов была священной. Судите сами: 7 дней сотворения мира, 7 добродетелей, 7 чудес света, 7 дней недели, 7 цветов радуги, 7 нот…

А какая буква русского алфавита отмечена этой священной цифрой? Это буква «Ё».

Это загадочная и очень интересная буква. Во-первых, она придумана была более 200 лет назад (в 18 веке) знаменитым русским писателем Н. М. Карамзиным, который посвятил много лет своей жизни описанию многовековой истории русского государства. В 1797 году он впервые употребил эту букву в слове «слёзы».

Во-вторых, эта буква особенная. Она употребляется для обозначения ударного звука, который в той же самой морфеме в безударном положении передаётся буквой «Е».

В-третьих, это единственная буква русского алфавита, которую иногда в книгах заменяют другой буквой.

Жюри подводит итоги.

III . «Ребусы»

От каждой команды вызывается 1 игрок. Ему нужно будет разгадать ребус. Правильный ответ принесёт команде 2 очка.

Для любознательных

Все хорошо знают, что в русском языке существует два числа - единственное и множественное. А вот в древнерусском языке существовало не только единственное и множественное число, но и формы двойственного числа, которые употреблялись, когда речь шла о двух предметах или о парных предметах.

Формы двойственного числа образовывались с помощью специальных окончаний. Эти формы были утрачены в истории языка, но они оставили некоторые следы. Так, формырога, бока, глаза, берега, рукава по происхождению являются двойственным числом, а окончание -а стало со временем образовывать в русском языке и формы множественного числа.

Жюри подводит итоги.

IV. «Конкурс капитанов»

Приглашается капитан команды. Ему нужно будет в предложенном слове найти другие, спрятавшиеся слова. За каждое найденное слово присуждается 1 очко.

Для любознательных

Вы, конечно, и без толкового словаря определите лексическое значение слов, которые в календарях обычно обозначаются сокращениями пн., вт., ср., чт., пт., сб., вс. А откуда появились эти слова? Об этом рассказывает этимология.

Понедельник - от сочетания по недели - «после воскресенья» (неделя - первоначально «день отдыха»).

Вторник - от старого слова въторъ - «второй», буквально значит «второй день недели».

Среда - от слова середина, буквально значит «средний день недели».

Четверг - от слова четыре, буквально значит «четвёртый день недели».

Пятница - от слова пятый, буквально значит «пятый день недели».

Суббота - связано с греческим словом, корень которого тот же, что и в словешабаш, - «отдых, конец работы».

Воскресенье - от воскресити - «оживлять»; первоначально употреблялось как название религиозного праздника.

Жюри подводит итоги.

V. «Найди две половинки»

Командам предлагается из двух половинок составить имена прилагательные.

На конкурс отводится 1 минута. За каждое найденное прилагательное присуждается 1 очко.

Для любознательных

Мы часто говорим: «остаться с носом», то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил невесте нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании, и появилось выражение «водить за нос».

Иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу» (хорошенько запомнить).Носом в старину называли памятную доску, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.

VI. Подведение итогов игры.


© 2010-2022