- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русской литературы по теме М. Ю. Лермонтов Мцыри
Урок русской литературы по теме М. Ю. Лермонтов Мцыри
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ровде Е.Г. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район
КГУ «Чкаловская средняя школа №1»
Открытый урок
по русской литературе в 8 классе по произведению М. Ю. Лермонтова
«Мцыри» на тему:
«Одиночество героя, его стремление к вольности - черты романтической личности»
Учитель литературы: Ровде Е.Г.
с.Чкалово
Цель: выявить черты романтического характера героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Задачи:
-
Закрепить знания о романтизме, особенностях романтического характера. Проанализировать способы раскрытия романтического характера в поэме.
-
Развивать навыки аналитической работы с текстом.
-
Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: урок-диалог.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютер, презентация, аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бой с барсом».
Ход урока
1.Организационный момент
II. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы начали разговор о произведении М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Вспомним, каков жанр этого произведения?
-
Что такое поэма?
-
Поэма «Мцыри» - романтическая. Что такое романтизм?
-
Назовите черты романтического произведения.
-
Каковы особенности романтического характера?
III. Формулировка цели урока
- Какой цели мы должны достичь на уроке? (Обсудить в группах)
Сегодня мы продолжим разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по поэме А.С.Пушкина «Цыганы». На уроке мы проследим за главным героем поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и выявим черты его романтического характера.
История создания поэмы. (Выступление учениц. Индивидуальное задание).
IV. Работа по теме урока.
-
Во время выступления групп вам нужно будет заполнить таблицу (бортовой журнал). (Приложение 1)
События
Чувства героя
Мечты Мцыри
Черты характера
1. Жизнь Мцыри в мона-
стыре
2. Побег из монастыря
3. 3 дня свободы
4. Бой с барсом
-
Задание группам. Прием "Fishbone" (фишбоун)
(Приложение 2)
Группа 1. «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер героя-послушника».
- Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Каков был характер и мечты юноши-послушника.
Основа поэмы «Мцыри» - романтическая концепция двух миров. Один из них чужд герою, это «мир келий душных и молитв» (монастырь), где он, как ему кажется, томится в плену, второй мир - это
...чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Эти два мира не могут соединиться. И чем сильнее отрицание плена, несвободы, тем непреклонней порыв героя к «чудному миру», созданному его мятежным воображением.
Плен, несвобода - это состояние противоестественное, далекое от природы. Бунт Мцыри можно рассматривать как бунт самой природы, рождающей человека свободным. Обстоятельства способны подавить человека, унизить его, но не могут отнять у него самого права протестовать против тягостных, противных его душе условий жизни в монастыре.
Группа 2. «Побег Мцыри, 3 дня свободы».
- Куда же бежит Мцыри из ненавистного монастыря, не зная дороги к дому, понимая, что возвратиться в прошлое невозможно? Какова цель его побега?
- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Почему в поэме так много пейзажных зарисовок?
- Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой?
Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это кульминация трех «вольных» дней героя. Прослушаем отрывок из поэмы «Бой с Барсом».
Группа 3. «Бой с барсом».
- Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом?
Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей - в этом важнейшая причина его жизненной трагедии.
Итак, путь на родину оказался для Мцыри движением по кругу - он вновь попадает в монастырь, где снова должен сделать выбор: либо смириться, либо избрать иную форму протеста - смерть. Обратите внимание: смерть Мцыри показана как акт его свободной воли. Создается впечатление, что это не вынужденный, а добровольный уход из мира «келий душных и молитв». И вновь для Мцыри главный мотив ухода - слияние с природой, хотя бы в грезах; в блаженном состоянии полусна-полуяви. Он просит похоронить его в монастырском саду, откуда «виден и Кавказ», близкая, родная, но недоступная, отвергшая его природа.
-
Проверка «Бортовых журналов», каждая группа читает свои записи, стараясь не повторяться.
События
Чувства героя
Мечты Мцыри
Черты характера
1. Жизнь Мцыри в монастыре
Одиночество, тоска.
Мечта о воле, свободе.
Одинокий, замкну-
тый, но гордый, свободолюбивый.
2. Побег из монастыря
Любовь к родине, удовольствие от борьбы со стихией
Мечта сразиться с бурей.
Решительный, целеустремленный, бесстрашный.
3. 3 дня свободы
Любовь к природе, радость от общения с ней
Мечта увидеть родину
Сила воли, сосредоточенность на идее жизни.
4. Бой с барсом
Любовь к жизни, счастье борьбы, восторг победы
Испытание своих сил.
Удаль, отвага, презрение к смерти, могучий дух, воля к победе.
4. Беседа-диалог
- Почему погиб Мцыри?
Три дня, проведенные на воле, оказались для Мцыри не самой жизнью, а только приближением к ней. Примечательно, что герой понял неизбежность поражения: чувство тревоги, неотвратимости катастрофы - ведущий мотив исповеди Мцыри.
Очень важен финал поэмы. Он неоднозначен и двусмысленен. Юноша гибнет в монастыре так и не реализовав свою мечту: он не возвращается на родину предков. Однако последние строки поэмы допускают разное толкование. Умирающий Мцыри заканчивает свою исповедь просьбой перенести его в дальний угол монастырского сада, откуда он сможет перед смертью увидеть горы родины, которой он так и не достиг. Последняя его фраза «И с этой целью я засну// И никого не прокляну». На первый взгляд, может показаться, что её произносит умирающий сломленный человек. Но на самом деле в конце этой фразы стоит восклицательный знак, который должен говорить нам о том, что Мцыри - настоящий герой романтизма: герой несломленный, герой неистовый, герой, которым ведёт страсть - страсть попасть на свою родину. И скорей всего, он достигает этой цели, но уже после смерти.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Возврат к ключевым словам
-
Какими романтическими чертами обладает Мцыри?
-
Сильная личность. Он отличается внутренней силой, цельностью, сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
-
Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.
-
Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
-
Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
-
М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.
2. Составление синквейна по теме «Мцыри»
Мцыри
Одинокий, свободолюбивый
Бежит, сражается, побеждает
Вступает в борьбу за свободу один
Борец
VI. Домашнее задание: отрывок наизусть.
Приложение 1
События
Чувства героя
Мечты Мцыри
Черты характера
1. Жизнь Мцыри в мона-
стыре
2. Побег из монастыря
3. 3 дня свободы
4. Бой с барсом
Приложение 2
Группа 1. «Жизни Мцыри в монастыре. Характер героя-послушника».
(Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Каков был характер и мечты юноши-послушника).
Мцыри - романтический герой.
Прием "Fishbone" (фишбоун)
На верхней «косточке» записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует.
Приложение 2
Группа 2. «Побег Мцыри, 3 дня свободы».
(Куда же бежит Мцыри из ненавистного монастыря, не зная дороги к дому, понимая, что возвратиться в прошлое невозможно? Какова цель его побега?)
Мцыри - романтический герой.
Прием "Fishbone" (фишбоун)
На верхней «косточке» записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует.
Приложение 2
Группа 3. «Бой с барсом».
(Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом?)
Мцыри - романтический герой.
Прием "Fishbone" (фишбоун)
На верхней «косточке» записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует.