Урок русской литературы по теме М. Ю. Лермонтов Мцыри

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район

КГУ «Чкаловская средняя школа №1»










Открытый урок

по русской литературе в 8 классе по произведению М. Ю. Лермонтова
«Мцыри» на тему:

«Одиночество героя, его стремление к вольности - черты романтической личности»




Учитель литературы: Ровде Е.Г.

с.Чкалово

Цель: выявить черты романтического характера героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Задачи:

  1. Закрепить знания о романтизме, особенностях романтического характера. Проанализировать способы раскрытия романтического характера в поэме.

  2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.

  3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выра­жать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: урок-диалог.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютер, презентация, аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бой с барсом».

Ход урока

1.Организационный момент
II. Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы начали разговор о произведении М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Вспомним, каков жанр этого произведения?

  • Что такое поэма?

  • Поэма «Мцыри» - романтическая. Что такое романтизм?

  • Назовите черты романтического произведения.

  • Каковы особенности романтического характера?

III. Формулировка цели урока

- Какой цели мы должны достичь на уроке? (Обсудить в группах)

Сегодня мы продолжим разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по поэме А.С.Пушкина «Цыганы». На уроке мы проследим за главным героем поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и выявим черты его романтического характера.

История создания поэмы. (Выступление учениц. Индивидуальное задание).

IV. Работа по теме урока.


  1. Во время выступления групп вам нужно будет заполнить таблицу (бортовой журнал). (Приложение 1)

События

Чувства героя

Мечты Мцыри

Черты характера

1. Жизнь Мцыри в мона-

стыре

2. Побег из монастыря

3. 3 дня свободы

4. Бой с барсом



  1. Задание группам. Прием "Fishbone" (фишбоун)

(Приложение 2)

Группа 1. «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер героя-послушника».

- Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Каков был характер и мечты юноши-послушника.

Основа поэмы «Мцыри» - романтическая концепция двух миров. Один из них чужд герою, это «мир келий душных и молитв» (монастырь), где он, как ему кажется, томится в плену, второй мир - это

...чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Эти два мира не могут соединиться. И чем сильнее отрицание плена, несвободы, тем непреклон­ней порыв героя к «чудному миру», созданному его мятежным воображением.

Плен, несвобода - это состояние противоестественное, далекое от природы. Бунт Мцыри можно рассматривать как бунт самой природы, рождающей человека свободным. Обстоятельства способны подавить человека, унизить его, но не могут отнять у него самого права протестовать против тягостных, противных его душе условий жизни в монастыре.


Группа 2. «Побег Мцыри, 3 дня свободы».

- Куда же бежит Мцыри из ненавистного монастыря, не зная дороги к дому, понимая, что возвратиться в прошлое невозможно? Какова цель его побега?


- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Почему в поэме так много пейзажных зарисовок?


- Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой?


Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это кульминация трех «вольных» дней ге­роя. Прослушаем отрывок из поэмы «Бой с Барсом».

Группа 3. «Бой с барсом».

- Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом?

Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей - в этом важнейшая причина его жизненной трагедии.

Итак, путь на родину оказался для Мцыри движением по кругу - он вновь попадает в монастырь, где снова должен сделать выбор: либо смириться, либо избрать иную форму протеста - смерть. Обра­тите внимание: смерть Мцыри показана как акт его свободной воли. Создается впечатление, что это не вынужденный, а добровольный уход из мира «келий душных и молитв». И вновь для Мцыри главный мотив ухода - слияние с природой, хотя бы в грезах; в блаженном состоянии полусна-полуяви. Он про­сит похоронить его в монастырском саду, откуда «виден и Кавказ», близкая, родная, но недоступная, отвергшая его природа.


  1. Проверка «Бортовых журналов», каждая группа читает свои записи, стараясь не повторяться.

События

Чувства героя

Мечты Мцыри

Черты характера

1. Жизнь Мцыри в монастыре

Одиночество, тоска.

Мечта о воле, свободе.

Одинокий, замкну-

тый, но гордый, свободолюбивый.

2. Побег из монастыря

Любовь к родине, удо­вольствие от борьбы со стихией

Мечта сразиться с бурей.

Решительный, це­леустремленный, бесстрашный.

3. 3 дня свободы

Любовь к природе, ра­дость от общения с ней

Мечта увидеть родину

Сила воли, сосре­доточенность на идее жизни.

4. Бой с барсом

Любовь к жизни, сча­стье борьбы, восторг победы

Испытание своих сил.

Удаль, отвага, пре­зрение к смерти, могучий дух, воля к победе.

4. Беседа-диалог

- Почему погиб Мцыри?

Три дня, проведенные на воле, оказались для Мцыри не самой жизнью, а только приближением к ней. Примечательно, что герой понял неизбежность поражения: чувство тревоги, неотвратимости ката­строфы - ведущий мотив исповеди Мцыри.

Очень важен финал поэмы. Он неоднозначен и двусмысленен. Юноша гибнет в монастыре так и не реализовав свою мечту: он не возвращается на родину предков. Однако последние строки поэмы до­пускают разное толкование. Умирающий Мцыри заканчивает свою исповедь просьбой перенести его в дальний угол монастырского сада, откуда он сможет перед смертью увидеть горы родины, которой он так и не достиг. Последняя его фраза «И с этой целью я засну// И никого не прокляну». На первый взгляд, может показаться, что её произносит умирающий сломленный человек. Но на самом деле в кон­це этой фразы стоит восклицательный знак, который должен говорить нам о том, что Мцыри - настоя­щий герой романтизма: герой несломленный, герой неистовый, герой, которым ведёт страсть - страсть попасть на свою родину. И скорей всего, он достигает этой цели, но уже после смерти.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Возврат к ключевым словам


  • Какими романтическими чертами обладает Мцыри?


  1. Сильная личность. Он отличается внутренней силой, цельностью, сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.

  2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и зве­риным. Главное в его характере - свободолюбие.

  3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.

  4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.

  5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.

2. Составление синквейна по теме «Мцыри»

Мцыри

Одинокий, свободолюбивый

Бежит, сражается, побеждает

Вступает в борьбу за свободу один

Борец

VI. Домашнее задание: отрывок наизусть.

Приложение 1



События

Чувства героя

Мечты Мцыри

Черты характера

1. Жизнь Мцыри в мона-

стыре


2. Побег из монастыря


3. 3 дня свободы


4. Бой с барсом














Приложение 2


Группа 1. «Жизни Мцыри в монастыре. Характер героя-послушника».

(Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Каков был характер и мечты юноши-послушника).

Мцыри - романтический герой.


Прием "Fishbone" (фишбоун)

Урок русской литературы по теме М.Ю.Лермонтов Мцыри


На верхней «косточке» записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует.

















Приложение 2


Группа 2. «Побег Мцыри, 3 дня свободы».

(Куда же бежит Мцыри из ненавистного монастыря, не зная дороги к дому, понимая, что возвратиться в прошлое невозможно? Какова цель его побега?)

Мцыри - романтический герой.


Прием "Fishbone" (фишбоун)

Урок русской литературы по теме М.Ю.Лермонтов Мцыри


На верхней «косточке» записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует.

















Приложение 2

Группа 3. «Бой с барсом».

(Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом?)

Мцыри - романтический герой.


Прием "Fishbone" (фишбоун)

Урок русской литературы по теме М.Ю.Лермонтов Мцыри


На верхней «косточке» записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует.


















© 2010-2022