Урок по теме: «Певец Прекрасной Дамы…» (урок литературы в 11 классе по первому периоду творчества А. А. Блока)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Певец Прекрасной Дамы…»

(урок литературы в 11 классе по первому периоду творчества А.А.Блока)

Цель: обобщить знания учащихся о жизненном и творческом пути А.Блока; познакомить с ранним периодом творчества поэта; помочь учащимся понять образы-символы поэзии А.Блока и внутренний мир лирического героя, созвучный авторскому; продолжить формирование работы над утверждением в сознании одиннадцатиклассников вечных человеческих ценностей; развивать эстетический вкус; воспитывать культуру дискуссии.

Тип: комбинированный

Оборудование: тексты стихотворений, портрет А. Блока, фонограммы, электронная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение целей и задач урока.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Упражнение « Ассоциативная цепочка»

Например (Петербург, Шахматово, символисты, «Снежная маска», революция, Андрей Белый, «золотое детство, елка».)

2. Прием «Да или Нет»

1. Александр Блок родился в Москве (нет)

2. В детстве А.Блок воспитывался в семье деда по материнской линии А.Н.Бекетова. (Да)

3. Первоначально будущий поэт учился на юридическом факультете Петербургского университета. (Да)

4. Подмосковное имение, где семья проводила летние месяцы, называлось Переделкино. (Нет)

5. Университет А.Блок так и не закончил. (Нет)

6. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме « посвящен Л.Д.Менделеевой. (Да)

7. В домашнем театре Блок играл в пьесе Шекспира «Гамлет» Горацио. (Нет)

8. Один из сборников стихотворений А.Блока носит название «Нечаянная Радость». (Да)

9. В начале творческого пути А.Блок входил в группу «младосимволистов». (Да)

10. Революцию 1917-го года А.Блок не принял. (Нет)

3. Метод «Микрофон»

- Что в личности А.А.Блока вызвало ваше уважение;

- сочувствие;

- непонимание;

- восхищение?

III. Работа над темой урока.

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжаем знакомство с Александром Александровичем Блоком, но если на предыдущем уроке акцент был сделан на его Личности, то сегодня в большей мере разговор пойдет о поэзии.

Итак, все творчество Блока можно условно разделить на 4 периода:

  1. 1900-1904-Стихи о Прекрасной Даме

  2. 1905-1908-«Падение Ангела в петербургскую грязь»(отображение в поэзии реальных событий)

  3. 1908-1916-Стихи о Родине

IV. 1916-1921-произведения о своем отношении к революции

Ранний период творчества

  • Вспомним еще раз, к какому литературному течению примыкал А.Блок в начале поэтического пути?

  • Кому были посвящены « Стихи о Прекрасной Даме»?

Преклонение перед идеалом Красоты и Женственности, ощущение себя Рыцарем, отдающим жизнь служению Прекрасной Даме - вот что объединяет поэзию этого периода.

  1. Познакомимся со стихотворение «Вхожу я в темные храмы…»

Это произведение было написано под впечатлением встречи с Л.Д.Менделеевой в Исаакиевском соборе Петербурга)

Послушайте эти стихи

(Звучит музыка К.Дебюсси «Лунный свет», учитель читает стихотворение)

- Какое настроение вызвали у вас услышанные строки?

- Какие краски преобладают в произведении и что, по-вашему, они символизируют

- Если мы прочтем стихотворение шепотом, то что услышим в музыке стиха?

- Каким вы видите лирического героя?

Учитель. Образ лирической героини можно сравнить лишь с пушкинской Мадонной. Прекрасная Дама - олицетворение Вечной Женственности и Мировой Души, но строки обращены к конкретному адресату.

  1. А теперь послушаем стихотворение «Предчувствую Тебя»

(Звучит музыка «Баркарола» П.И.Чайковского, выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником).

Беседа:

- Какую роль играет эпиграф, взятый из стихотворения Вл.Соловьева?

- Какие художественные средства помогают понять основную идею стихотворения?

- Каковы чувства лирического героя в произведении?

4. Составление синквейна «Лирический герой ранней лирики А.Блока»

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

5. «Рефлексия»

Закончить предложение: «Сегодня поэт Александр Блок научил меня…»

6. Поурочный балл и домашнее задание:

А) выучить наизусть стихотворение А.Блока «Вхожу я в темные храмы»;

Б) подготовить сообщение об истории написания стихотворения А.Блока «Незнакомка».



© 2010-2022