Олимпиадные задания по литературе для 5-11 классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система оценивания отдельных заданий школьного этапа олимпиады,

выполненных учащимися 7-х, 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов

При проверке заданий, выполненных учащимися 9-х, 10-х, 11-х классов, грамотность не оценивается, но учитывается. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника. Объем работы не влияет на оценку выполнения задания.

При оценивании олимпиадных работ школьного этапа, выполненных учащимися 7-х, 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов, школьная методическая предметная комиссия по литературе ориентируется на систему оценивания заключительного этапа Всероссийской олимпиады по литературе, выбирая критерии оценивания, соответствующие варианту задания (таблицы 1-3).

Если участник выполнил все 3 задания, оцениванию подлежат только 2 (1 или 2 + 3). В таком случае выбор заданий для оценивания остаётся за членами школьной методической предметной комиссии по литературе, при этом учитывается только одно наиболее успешно выполненное задание из первых 2.

При оценивании заданий олимпиады члены методической предметной комиссии по литературе должны, прежде всего, ориентироваться на проявление нестандартного, оригинального мышления участника олимпиады, его умение аргументировано и убедительно доказывать свою точку зрения, анализировать или интерпретировать литературное произведение и строить речевое высказывание в письменной форме.

1. Критерии оценивания первого задания (анализа художественного текста)

Таблица 1


1. Глубина постижения произведения (темы, жанра, проблематики и т.д.) участником олимпиады

Балл

А) Учащийся обнаруживает глубокое понимание предложенного текста, полно и аргументировано отвечает на вопросы опорной схемы, проявляет умение обоснованно определять тематические, жанровые и иные особенности предложенного для анализа литературного материала.


20

Б) Учащийся обнаруживает понимание предложенного текста и предлагает объяснение его смысла, в достаточной степени полно отвечает на вопросы опорной схемы, проявляет умение определять тематические, жанровые и иные особенности предложенного для анализа литературного материала, но при этом не всегда приводит необходимые обоснования.

15

В) Учащийся обнаруживает понимание предложенного текста, но объясняет его смысл поверхностно, не всегда связывая его с проблематикой текста, на вопросы опорной схемы отвечает недостаточно полно и убедительно, в недостаточной степени проявляет умение определять тематические, жанровые и иные особенности предложенного для анализа литературного материала, ограничиваясь только тезисами, не приводя необходимых обоснований.

10

Г) Учащийся обнаруживает понимание предложенного текста, но объясняет его смысл поверхностно, не связывая его с проблематикой текста, на вопросы опорной схемы отвечает схематично, допускает неточности в определении тематических, жанровых и иных особенностей предложенного для анализа литературного материала.

5

Д) Учащийся не обнаруживает понимание предложенного текста или объясняет его смысл крайне упрощенно, не проявляет умение определять тематические, жанровые и иные особенности предложенного для анализа литературного материала.

0

2. Знание участником олимпиады фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его

А) Учащийся в полной мере проявляет владение теоретико-литературными понятиями, умело и аргументировано оперирует литературоведческими терминами, необходимыми для самостоятельного анализа литературного материала.

15

Б) Учащийся проявляет владение теоретико-литературными понятиями, но не всегда умело и аргументировано использует литературоведческие термины, необходимые для анализа предложенного литературного материала.

10

В) Учащийся проявляет владение теоретико-литературными понятиями, но в недостаточной степени использует литературоведческие термины, необходимые для анализа предложенного литературного материала.

5

Г) Учащийся не владеет теоретико-литературными понятиями, не использует литературоведческие термины, необходимые для анализа предложенного литературного материала.

0

3. Умение участника олимпиады определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства

А) Учащийся в полной мере проявляет умение определять ценностные ориентиры и позицию автора, убедительно выражает свои мысли и чувства.

15

Б) Учащийся не в полной мере проявляет умение определять ценностные ориентиры и позицию автора, не всегда убедительно выражает свои мысли и чувства.

10

В) Учащийся слабо проявляет умение определять ценностные ориентиры и позицию автора, в недостаточной степени выражает свои мысли и чувства.

5

Г) Учащийся не проявляет умение определять ценностные ориентиры и позицию автора, не выражает свои мысли и чувства.

0

4. Композиционная стройность, язык и стиль работы участника олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

А) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушения последовательности, использованы синтаксические конструкции, соответствующие жанру высказывания.

Допущено не более 1 негрубой речевой ошибки.


15

Б) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста.

Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, но повторяется, есть нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания, использованы синтаксические конструкции, соответствующие жанру высказывания.

Допущено не более 2 негрубых речевых ошибок.


10

В) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущены 2 ошибки в построении текста.

Части высказывания логически связаны, но мысль повторяется, не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в тексте, использованная лексика и синтаксические конструкции недостаточно разнообразны.

Допущено не более 3 негрубых речевых ошибок.

5

Г) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущены 3 ошибки в построении текста.

Части высказывания логически связаны, но мысль повторяется, не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в тексте, использованная лексика и синтаксические конструкции бедны и однообразны.

Допущено не более 4-5 негрубых речевых ошибок.


0

Максимальный балл

65

2. Критерии оценивания второго задания (интерпретации поэтического текста)

Таблица 2


1. Глубина и самостоятельность понимания участником олимпиады проблемы, содержащейся в басне

Балл

А) Учащийся обнаруживает глубокое понимание проблемы, содержащейся в поэтическом тексте, полно и убедительно объясняет её смысл, не допускает фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы.


20

Б) Учащийся обнаруживает понимание проблемы, содержащейся в поэтическом тексте, но недостаточно полно и убедительно объясняет её смысл, допускает 1 фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы.

15

В) Учащийся обнаруживает понимание проблемы, содержащейся в поэтическом тексте, но недостаточно полно и убедительно объясняет её смысл, допускает 2 фактические ошибки, связанные с пониманием проблемы.

10

Г) Учащийся обнаруживает понимание проблемы, содержащейся в поэтическом тексте, но объясняет её смысл поверхностно и упрощённо, допускает более 2 фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы.

5

Д) Учащийся не обнаруживает понимание проблемы, содержащейся в поэтическом тексте.

0

2. Владение участником олимпиады основами анализа предложенного текста (умение определять и характеризовать образный ряд, функции изобразительно-выразительных средств и т.д.)

А) Учащийся в полной мере проявляет владение теоретико-литературными понятиями, умело и аргументировано оперирует литературоведческими терминами, необходимыми для самостоятельного анализа литературного материала.

15

Б) Учащийся проявляет владение теоретико-литературными понятиями, но не всегда умело и аргументировано использует литературоведческие термины, необходимые для анализа предложенного литературного материала.

10

В) Учащийся проявляет владение теоретико-литературными понятиями, но в недостаточной степени использует литературоведческие термины, необходимые для анализа предложенного литературного материала.

5

Г) Учащийся не владеет теоретико-литературными понятиями, не использует литературоведческие термины, необходимые для анализа предложенного литературного материала.

0

3. Умение участника олимпиады воспринимать мысли и чувства автора поэтического текста, а также выражать свои мысли и чувства

А) Учащийся в полной мере проявляет умение воспринимать мысли и чувства автора, убедительно выражает свои мысли и чувства.

15

Б) Учащийся не в полной мере проявляет умение воспринимать мысли и чувства автора, не всегда убедительно выражает свои мысли и чувства.

10

В) Учащийся слабо проявляет умение воспринимать мысли и чувства автора, в недостаточной степени выражает свои мысли и чувства.

5

Г) Учащийся не проявляет умение воспринимать мысли и чувства автора, не выражает свои мысли и чувства.

0

4. Композиционная стройность, язык и стиль работы участника олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

А) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушения последовательности, использованы синтаксические конструкции, соответствующие жанру высказывания.

Допущено не более 1 негрубой речевой ошибки.


15

Б) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста.

Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, но повторяется, есть нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания, использованы синтаксические конструкции, соответствующие жанру высказывания.

Допущено не более 2 негрубых речевых ошибок.


10

В) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущены 2 ошибки в построении текста.

Части высказывания логически связаны, но мысль повторяется, не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в тексте, использованная лексика и синтаксические конструкции недостаточно разнообразны.

Допущено не более 3 негрубых речевых ошибок.

5

Г) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущены 3 ошибки в построении текста.

Части высказывания логически связаны, но мысль повторяется, не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в тексте, использованная лексика и синтаксические конструкции бедны и однообразны.

Допущено не более 4-5 негрубых речевых ошибок.


0

Максимальный балл

65

3. Критерии оценивания третьего задания (творческой работы)

Таблица 3


1. Полнота раскрытия предложенной темы, образность языка участника Олимпиады

Балл

А) Учащийся полно раскрывает предложенную тему, обоснованно используя широкий спектр образных средств языка.


15

Б) Учащийся недостаточно полно раскрывает предложенную тему, используя 2-3 образных средства языка.

10

В) Учащийся неглубоко раскрывает предложенную тему, используя не более 1 образного средства языка.

5

Г) Учащийся неглубоко раскрывает предложенную тему, при этом не использует образные средства языка.

0

2. Оригинальность раскрытия участником олимпиады предложенной темы

А) Учащийся нестандартно и оригинально раскрывает предложенную тему.

10

Б) Учащийся раскрывает предложенную тему на основе шаблона.

5

3. Композиционная стройность, язык и стиль работы участника олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

А) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушения последовательности.

Допущено не более 2 негрубых речевых ошибок.


10

Б) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста.

Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, но повторяется, есть нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания.

Допущено не более 4 негрубых речевых ошибок.


5

В) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущено более 2 ошибок в построении текста.

Грубые нарушения последовательности, отсутствие связи между частями и внутри частей, есть повторения, отсутствует общая логика высказывания.

Количество речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла сказанного (5 и более речевых ошибок).

0

Максимальный балл

35

Максимальная общая сумма баллов за выполнение 2 заданий - 100.


© 2010-2022